Консультация для воспитателей на тему “Роль музыкально - дидактических игр в развитии слуха у детей дошкольного возраста""
Консультация для воспитателей на тему “Роль музыкально - дидактических игр в развитии слуха у детей дошкольного возраста""
Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.
Основное назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамических слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств, музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей на тему “Роль музыкально - дидактических игр в развитии слуха у детей дошкольного возраста""»
Консультация для воспитателей
«Роль музыкально – дидактических игр в развитии слуха у детей дошкольного возраста»
Автор - Садовая Ю.В.
МБДОУ «ДСКВ №102» г. Братск.
Музыкальный руководитель.
Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной
деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.
Основное назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамических слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств, музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Например, игры «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни», «Эхо» помогают детям чисто интонировать, определить, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания. Игры «Определи по ритму», «Вспомни мелодию», «Повтори» развивают чувство ритма, учат точно воспроизводить мелодию, ритмический рисунок песни, попевки. С этой же целью используется различные дидактические средства; ложки, кубики, ритмические палочки, погремушки, колокольчики, музыкальные и ритмические молоточки.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.
Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформлены. Например, карточки с изображением музыкальных образов - яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры. Игры, в которых дети сами принимают активное участие в их изготовлении, становятся наиболее любимыми и желанными. Например, ребята могут вырезать ритмические карточки и кружочки-ноты и приклеить с обратной стороны фланель, чтобы использовать их на фланелеграфе, или подобрать дома в журналах картинки, необходимые для таких игр, как «В лесу», «Что делают зайцы?», «Из какой мы песни?» и др.
Музыкально-дидактические игры можно организовывать на музыкальном и других занятиях, в свободное время. Применение этих игр на занятии даёт возможность провести его наиболее содержательно.
В игре дети быстрее усваивает требования программы по развитию
певческих и музыкально-ритмических движений и даже в области слушания музыки. Иногда музыкально-дидактические игры проводятся на занятии /чаще всего во второй его части/ как отдельный вид деятельности. Такие игры имеют обучающий характер. В доступной игровой форме у детей развиваются музыкальные способности.
Дидактические игры на музыкальных занятиях начинают проводить с первой младшей группы. Эти игры большей частью связаны с применением образных пособий.
В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настольно-печатные игры, а также используются и технические средства обучения.
Немаловажную роль в развитии у детей слуха, ритма играют распевки, проводимые на музыкальном занятии до разучивания какой-либо песни. Для подбора распевок можно использовать «Музыкальный букварь» Н.А.Ветлугиной, в котором материал подобран с учётом постепенного перехода от простого задания к сложному, а красочные иллюстрации дают возможность лучше понять разницу звуков по высоте, длительности, заинтересовать ребёнка той или иной песенкой. Все задания в букваре даны в игровой форме, а, следовательно, они доступны детям.
Самые простые игровые приёмы используется в работе с малышами, начиная с двухлетнего возраста. Сначала определяются конкретные задачи, продумывается весь ход музыкально-дидактического задания. Иллюстрации «Музыкального букваря» можно увеличить и использовать на занятиях в качестве демонстрационного материала. Например, прослушав попевку "Качели", ребёнок получает задание определить по одному звуку, где находятся качели /внизу или вверху/, и показать на картинке. Если он определит правильно, все хлопают. Таким образом, проходит своеобразная игра на определение звуков по высоте.
Большую часть заданий дети младшего возраста выполняет по показу воспитателя, музыкального руководителя, а затем самостоятельно. В игре «Птица и птенчики» развивается умение различать звуки, разные по высоте, дети с удовольствием отвечают тоненьким голоском маме-птице. И уже при повторном проведении игры малыши твёрдо знают, что мама-птица поёт низким голосом, а птенчики – высоким.
В средней группе дети должны уметь самостоятельно исполнить ритмический рисунок попевки на одном звуке какого-либо музыкального инструмента.
В старших группах проводится более разнообразная работа по различению звуков по высоте и длительности. Попевки помогают детям определить направление мелодии, они учатся находить в мелодии два коротких и один длинный звук.
Многие музыкально-дидактические игры впервые разучиваются с детьми на музыкальном занятии. Чтобы игра была успешно усвоена детьми, музыкальный руководитель перед занятием объясняет игру воспитателю. На занятии оба педагога помогают детям понять правила игры. Сначала они сами участвуют в этой игре, роль воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет её ход, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Ещё А.С.Макаренко писал: «И я как педагог должен с ними играть. Если я буду только приучать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег».
Поэтому, особенно в младших группах, воспитатель не только организовывает игры с детьми, но и сам становится активным участником, чтобы развить в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные на музыкальном занятии, воспитатель сам должен знать музыкальный репертуар, объём умений, и навыков детей своей группы.
Воспитатель должен уметь играть различные мелодии знакомых детям песен, знать распевки, уметь правильно передать мелодию и ритмический рисунок песни, чтобы потом проводить ту или иную музыкально-дидактическую игру.
Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей в каждой возрастной группе оборудованы музыкальные уголки, где есть всё необходимое оборудование, в том числе и музыкально-дидактические игры данной группы.
Всё это даёт возможность воспитателю интереснее организовать самостоятельную музыкальную деятельность детей, шире развивать их творческие способности.