Конспект музыкально-тематического занятия для старшей группы ДОУ "Деревянные звуки"
Конспект музыкально-тематического занятия для старшей группы ДОУ "Деревянные звуки"
Конспект занятия разработан для ознакомления детей с разнообразием мира звуков, развития умения слышать и слушать окружающий их мир. Может быть использован в работе музыкального руководителя и воспитателя ДОУ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети! Проходите, садитесь.
(включает аудиозапись с шумами)
- Слышите, ребята? Что это?
Дети: Шум ветра, крик петуха, стук колес поезда…
Музыкальный руководитель:Все это звуки, которые окружают нас. Их очень много и они такие разные. И ведь каждый звук может быть музыкой. Надо только постараться ее услышать... А что произойдет, если все звуки вдруг исчезнут?
Музыкальный руководитель: Я с вами согласна, ребята.
Жизнь была бы страшно скучной, Если б жизнь была беззвучной...- Как прекрасно слышать звук: Шум дождя и сердца стук!
Мы кричим, смеемся, дышим, Мы слова и мысли слышим, Слышим даже тишину...- Как гуляет кот по крыше, Как шуршат за стенкой мыши, Волки воют на луну.
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный».
А.Усачев «Звукарик»
И сегодня я предлагаю вам послушать необычные истории. А рассказывать их будут деревянные звуки, которые живут повсюду. Окиньте взглядом наш зал и найдите предметы, сделанные из дерева… Назовите их.
Дети: Стол, стулья, дверь, пианино, оконные рамы…
Музыкальный руководитель: Давайте подойдем к этим деревянным предметам, постучим палочкой и послушаем звуки, издаваемые ими.
(подходят к двери, стучат по ней)
Музыкальный руководитель: Какой звук?
Дети: Глухой, сухой…
(также обследуют другие предметы из дерева)
Музыкальный руководитель: Вы заметили, что «голоса» этих деревянных предметов отличаются. А чем еще можно постучать?
Дети: Рукой, карандашом, металлической палочкой…
(Музыкальный руководитель подводит детей к столу с мелкими деревянными предметами)
Музыкальный руководитель: Как много предметов в нашей жизни может быть сделано из дерева…А сейчас попробуйте угадать, что это за звуки и когда можно их услышать
(включает аудиозаписи: 1.«Дровосек рубит дерево», 2.«Стук в дверь», 3.«Стук дятла»)
-И все это деревянные звуки! А какие они разные -сухие, щелкающие, трескучие.
Отчего, по-вашему, зависит качество звука?
Дети: От размера предмета.
Музыкальный руководитель: Да, а еще от способа звукоизвлечения, от того чем стучим и от силы удара.
А сейчас повторяйте за мной:
Деревянный звук какой?
Он стучащий и сухой.
Теплый и трескучий
Тихий и гремучий
- Ребята, а ведь многие обыкновенные деревянные звуки со временем переселились в деревянные музыкальные инструменты: ложки, рубель, коробочки, клавесы.
Вот например ложки.(на экране слайд)
Ложками ели, а сейчас это ударный музыкальный инструмент. Существуют целые ансамбли ложкарей! (на экране слайд)
Или вот рубель- служил стиральной доской. На таких досках ваши прапрабабушки когда-то стирали белье.(на экране слайд)
А вот колотушки, коробочки – которые стали шкатулками.
Шкатулка – это стукалка
Для разных всяких штук
И если потрясти ее,
Услышишь «тук-тук-тук».
-Вот они шкатулки! Послушаем, действительно ли это так.
(в 1 шкатулке заранее разложены пуговицы, музыкальный руководитель предлагает детям потрясти ее)
-Слышите звук? Он какой?...
-А давайте попробуем положить в две другие шкатулки например гвоздики и бисер.
(трясут) А сейчас какой звук вы слышите?... Такие, казалось бы, одинаковые на первый взгляд шкатулки издают разные звуки!
-Давайте пофантазируем: попробуем представить себе разговор этих шкатулок между собой. О чем они могут беседовать?
Дети: Может быть о погоде…или о нарядах…
Музыкальный руководитель: Ребята, а самое удивительное превращение произошло с деревянными поленьями – они стали клавишами изящного и красивого ксилофона.
(на экране слайд)
-Какой звук у этого инструмента?
Дети: Мелодичный, нежный…
(звучит аудиозапись)
Музыкальный руководитель: Красивое звучание, не правда ли? Я думаю, вам не терпится самим поиграть на этих замечательных музыкальных инструментах. Тогда подойдите, выберите один какой-нибудь инструмент, и вместе мы попробуем исполнить русскую плясовую «Ах вы, сени». Можно играть и приплясывать!
Звучит плясовая «Ах вы, сени»
Музыкальный руководитель: Сколько разных деревянных звуков мы услышали сейчас в одном оркестре! Замечательно! А сейчас кладите музыкальные инструменты и …
чики-чики-чикалочки, поиграем в палочки?...
Игра на развитие речи, внимания, чувства ритма «Ножки»
(дети палочками отстукивают ритм)
Ножки-ножики, вы ходили? Мы ходили, мы ходили. Ножки-ножки, вы бежали? Мы бежали, мы бежали Ножки-ножки, вы плясали? Мы плясали, мы плясали, Ножки-ножки, вы устали? Мы устали, мы устали. И опять все начинали.
Музыкальный руководитель: Давайте-ка мы сейчас выложим на полу красивый узор из этих деревянных палочек..
По-моему, неплохо получилось! Ребята, а послушайте теперь мой деревянный узор
(Музыкальный руководитель играет на ксилофоне)
- Кто из вас хочет придумать и сыграть свой узор?
Молодцы! У вас действительно получились неповторимые узоры. Наше занятие подошло к концу, и я предлагаю закончить его танцем кукол в настольном театре!
(дети берут деревянные куклы)
Звучит пьеса «Камаринская» П.И.Чайковского
Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?...
А с чем мы сегодня познакомились, что слушали? (Деревянные звуки)
Мне бы хотелось, чтобы придя домой вы продолжили бы знакомство со звуками, издаваемыми деревянными предметами. А впечатлениями об услышанном поделитесь на следующем занятии. До свидания!