kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конкурсная деятельность как одна из форм творческого проекта в ДМШ и ДШИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представленны конкурсы по предмету сольфеджио

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конкурсная деятельность как одна из форм творческого проекта в ДМШ и ДШИ»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 1» поселка Ключи Усть-Камчатского муниципального района











Конкурсная деятельность как одна из форм

творческого проекта в ДМШ и ДШИ





Автор:

Мазур Наталия Викторовна

преподаватель теоретических дисциплин

МБУДО ДШИ № 1 п.Ключи















Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3

1.Теоретическая часть ………………………………………………………. 4

2. Практическая часть………………………………………………………... 5

2.1. Конкурс диктантов……………………………………………………… 5

2.2. Конкурс «Занимательное сольфеджио»………………………………. 6

Выводы……………………………………………………………………... 7

Список литературы………………………………………………………… 8

Приложения………………………………………………………………… 9





Введение

Постоянно увеличивающийся объем информации заставляет нас, преподавателей, более рационально подходить к процессу обучения, искать новые способы дать ученикам как можно больше знаний и навыков, необходимых для успешного обучения, сделать его более увлекательным. Наш стремительный век ставит новые задачи, как перед всеми педагогами, так и перед преподавателями теоретиками.

Главная задача предмета «сольфеджио» – развитие музыкального слуха ребенка. «Гимнастика слуха» – так назвал его Н. А. Римский-Корсаков [1]. Наряду с другими дисциплинами музыкально-теоретического цикла – музыкальная грамота, слушание музыки, музыкальная литература, ритмика и т. д. – предмет «сольфеджио» является неотъемлемой частью системы музыкального образования. Он способствует музыкально-эстетическому воспитанию детей, расширению кругозора, формированию вкуса и любви к музыке [5].

В современной школе искусств утрачен интерес к сольфеджио, возникает острая нехватка кадров преподавателей теоретических дисциплин в ДМШ и ДШИ.

Нововведения, а современным языком «инновации», в последнее десятилетие стали не только элементом педагогической деятельности каждого учителя, но и системой бытия. Люди стремятся к изобретению нового и необычного.



1. Теоретическая часть

Образовательный процесс в Детской школе искусств поселка Ключи направлен прежде всего на внедрение инновационных технологий и методов обучения, отвечающих требованиям современной системы образования с опорой на классические традиции. Для педагогов теоретического отдела нашей школы инновации в преподавании сольфеджио состоят в новых подходах, в осознании старых методов в новых условиях, в переосмысливании собственной деятельности на основе опыта педагогической работы.

Проектная деятельность – это одна из форм инновационного подхода. Под проектами мы понимаем новые формы работы, новые идеи и новые взгляды на устоявшуюся систему преподавания. Проектная деятельность в нашей школе – это прежде всего творческая деятельность. Участниками проектов являются дети, родители и преподаватели. Преподаватели, отслеживая результат и делая выводы, строят свою дальнейшую работу.

Инновационная деятельность теоретического отдела направлена на преобразование существующих форм и методов преподавания, создание новых целей и средств, их реализацию. В последние годы в нашей школе одним из ведущих средств реализации личностно-деятельного подхода в образовании стал метод творческого проекта, обеспечивающий продуктивное усвоение знаний, формирование интеллектуальных умений, практических навыков у детей. Метод творческого проекта не новый, но в нашей школе в рамках преподавания теоретических дисциплин применялся нечасто. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Главная цель наших проектов – не только сформировать необходимый комплекс знаний, умений, навыки, но и готовность мобилизовать их в определенной ситуации. Работая над проектами, мы стремимся развить в учащихся как повседневные умения и навыки, так и умения и качества человека 21века.

В образовательный процесс школы активно внедряются уроки нового типа, например, урок-дискуссия для учащихся отделения духовых инструментов «Оркестр духовых инструментов»; урок-презентация по предмету «сольфеджио» для учащихся всех музыкальных специальностей «Запись по слуху любимых мелодий» с использованием такой формы работы как самодиктант. Используются внеурочные формы работы, среди которых конкурсы «Его величество – Диктант» и «Занимательное сольфеджио».



2. Практическая часть

2.1. Конкурс диктантов

В 2017/2018 учебном году, впервые в ДШИ № 1 п. Ключи, успешно стартовал конкурс по сольфеджио «Его величество – Диктант». При подготовке заданий для конкурса, наряду с традиционными формами работы, важно было выбрать такую, которая вызвала бы интерес и подходила для быстрого освоения мелодии [2]. Из своего опыта работы знаю, что ребята с большим вдохновением и удовольствием относятся к творческой работе. Конкурс наглядно показал привлекательность новой формы работы – самодиктант-запись по слуху любимых песен и мелодий [3]. В конкурсе приняли участие ученики старших классов фортепианного, народного и духового отделений. Предложение участвовать в нем вызвало у ребят огромный интерес и ответственность, ведь музыкальный диктант – один из самых сложных видов работы на уроке сольфеджио. Задания, предложенные на конкурсе, соответствовали программным требованиям 5-7 классов по сольфеджио [приложение 1]. В конкурсе участвовало 6 учащихся. Все ученики справились с поставленной задачей. В оценивании конкурса использовалась 10-балльная система, которая дала возможность более дифференцировано подойти к оценке знаний и умений учащихся [приложение 2].

Конкурс показал заинтересованность учащихся, состоятельность, сплоченность и умение работать в команде, способность к креативному мышлению, повышение уровня и качества знаний. Таким образом, появился не просто интерес, а осознанная необходимость проводить подобные мероприятия, возможно не только на уровне школы, дополнив их другими заданиями и другими формами работы, а также провести соревнования между учащимися средних классов. В перспективе мы видим проведения таких конкурсов на районном уровне.



2.2. Конкурс «Занимательное сольфеджио»

В 2018/2019 учебном году мною был разработан школьный конкурс «Занимательное сольфеджио», который проводился в феврале месяце в рамках празднования 55-ти летнего юбилея школы. В конкурсе приняли участие ученики 3-4 (средних) классов фортепианного, народного и духового отделений предпрофессиональных программ. Задания, предложенные на конкурсе, проходили как в творческой, так и в традиционной учебной форме, и соответствовали программным требованиям по сольфеджио [4]. Всего было шесть заданий. Шкала оценивания измерялась 65-балльной системой. Каждому из заданий присваивалось определенное количество баллов [приложение 3].

Конкурс «Занимательное сольфеджио» прошел успешно и показал перспективность и привлекательность такой формы работы в школе. С появлением конкурса повысился престиж предмета. В силу своих возрастных особенностей дети заинтересованы в такого рода соревнованиях, стремятся принять в них активное участие.

Я считаю, что проведение таких конкурсов просто необходимо, поскольку они являются наилучшим показателем как работы учащихся на уроках, так и деятельности преподавателя. Благодаря такой форме работы я наблюдаю повышение интереса к моему предмету, качественный рост уровня успеваемости учащихся, их стремление к успеху. По моему мнению, важнейшей составляющей процесса творческого обучения в ДШИ является тройственное сотрудничество педагога, ученика и родителей. Данное сотрудничество дает почву для решения новых задач, требующих от современного преподавателя новых навыков и знаний.



Выводы

Современной актуальной проблемой является острая нехватка педагогических кадров по теоретическим дисциплинам, и в этой связи творческие проекты, освещенные в докладе, как нельзя лучше демонстрируют повышение интереса к предметам музыкально-теоретического цикла и способствуют популяризации данной специальности. Конкурсная деятельность способствует выявлению способных и одаренных детей, расширению музыкального кругозора учащихся, приобщению их к отечественному и мировому культурному наследию, совершенствованию качества обучения по предметам музыкально-теоретического цикла, повышению профессионально-педагогического мастерства преподавателей и обмена передовым педагогическим опытом. Итогом такого рода творческой деятельности становится повышение мотивации учащихся к изучению теоретических предметов, развитие логического мышления и творческой активности, а самое главное, интереса к изучаемой дисциплине, стремление к успеху.

















Список литературы

1. Е. Давыдова «Методика преподавания сольфеджио», М. 1975 г.

2. Сборник научных статей педагогических работников Усть-Камчатского муниципального района «Современные технологии, способствующие повышению качества образования», Мазур Н. В. Доклад на тему: «Практическое применение современных педагогических приемов обучения в области сольфеджио» выпуск № 2, Усть-Камчатск 2018 г.

3. «Музыкальный диктант на уроках сольфеджио»: http: // открытыйурок.рф. [Электронный ресурс]

4. Доклад на тему: «Вопросы методического обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста на уроках сольфеджио. Составитель Гусева Елена Владимировна, преподаватель МБОУДОД ДШИ №1 МО г. Краснодар. Gigabaza.ru [Электронный ресурс]

5.https://solfamusictheory.wordpress.com/tag [Электронный ресурс]



















Приложение 1

Задания конкурса «Его величество – Диктант»

1. Записать незнакомую мелодию в объеме 8 тактов, предварительно сделав её анализ

2. Досочинить мелодию, соответствующую жанровой принадлежности, к фрагменту 4 такта, пользуясь внутренним слухом.

3. Из списка предложенных популярных песен и мелодий подобрать по внутреннему слуху одну из них. Работа готовилась раньше в виде домашнего задания. На конкурсе нужно было записать её в предложенных тональностях.



Приложение 2

Критерии оценивания заданий конкурса «Его величество – Диктант»

«10» – 5+ (превосходно, без замечаний, нестандартный творческий подход к применению полученных знаний);

«9» – 5 (отлично, в работе выполнены все задания, но с одной неточностью);

«8» – 5- (отлично, полное владение знаниями, но допущена одна незначительная ошибка);

«7» – 4+ (очень хорошо, в работе выполнены все задания, но допущена одна, или две незначительные ошибки);

«6» – 4 (весьма хорошо, понимание и осознанность задания, но допущена ошибка);

«5» – 4- (хорошо, работа выполнена с двумя ошибками);

«4» – 3+ (удовлетворительно, запоминание и неосознанность воспроизведения, есть несколько грубых ошибок);

«3» – 3 (посредственно, поверхностные знания, грубые ошибки);

«2» – 3- (весьма посредственно, множество ошибок)

«1» – 2 (неудовлетворительно, полное незнание учебного материала)



Приложение 3

Задания конкурса «Занимательное сольфеджио»

№ п/п

Задание

Порядок выполнения

Шкала оценивания (максимальное количество баллов)

1

Теория

Вопросы - тесты

12 баллов

2

Мелодический диктант «Собирай-ка»

Каждому ученику необходимо собрать услышанную мелодию, разделенную на фрагменты (8 проигрываний).

10 баллов

3

Гармонический диктант вне лада

Каждый учащийся выкладывает карточками услышанные лады, интервалы, аккорды (2 проигрывания).

10 баллов

4

«Ритмическое» лото

Учащимся вручаются большие карты с ритмическими рисунками. Задача учащихся – найти по слуху на большой карте озвученные преподавателем нужные ритмоформулы и закрыть их маленькими карточками(5 простукиваний)

8 баллов

5

«Собери в размер»

Каждый учащийся собирает ритмические карточки – такты к заданным размерам. Ритмическую последовательность нужно озвучить (простучать или прохлопать).

15 баллов

6

«Пение с листа»

Каждый ученик анализирует заданное упражнение, а за тем поёт его.

10 баллов






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Конкурсная деятельность как одна из форм творческого проекта в ДМШ и ДШИ

Автор: Мазур Наталия Викторовна

Дата: 31.10.2019

Номер свидетельства: 525001


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства