Просмотр содержимого документа
«Конкурсная деятельность как одна из форм творческого проекта в ДМШ и ДШИ»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 1» поселка Ключи Усть-Камчатского муниципального района
Конкурсная деятельность как одна из форм
творческого проекта в ДМШ и ДШИ
Автор:
Мазур Наталия Викторовна
преподаватель теоретических дисциплин
МБУДО ДШИ № 1 п.Ключи
Содержание
Введение……………………………………………………………………. 3
1.Теоретическая часть ………………………………………………………. 4
2. Практическая часть………………………………………………………... 5
2.1. Конкурс диктантов……………………………………………………… 5
2.2. Конкурс «Занимательное сольфеджио»………………………………. 6
Выводы……………………………………………………………………... 7
Список литературы………………………………………………………… 8
Приложения………………………………………………………………… 9
Введение
Постоянно увеличивающийся объем информации заставляет нас, преподавателей, более рационально подходить к процессу обучения, искать новые способы дать ученикам как можно больше знаний и навыков, необходимых для успешного обучения, сделать его более увлекательным. Наш стремительный век ставит новые задачи, как перед всеми педагогами, так и перед преподавателями теоретиками.
Главная задача предмета «сольфеджио» – развитие музыкального слуха ребенка. «Гимнастика слуха» – так назвал его Н. А. Римский-Корсаков [1]. Наряду с другими дисциплинами музыкально-теоретического цикла – музыкальная грамота, слушание музыки, музыкальная литература, ритмика и т. д. – предмет «сольфеджио» является неотъемлемой частью системы музыкального образования. Он способствует музыкально-эстетическому воспитанию детей, расширению кругозора, формированию вкуса и любви к музыке [5].
В современной школе искусств утрачен интерес к сольфеджио, возникает острая нехватка кадров преподавателей теоретических дисциплин в ДМШ и ДШИ.
Нововведения, а современным языком «инновации», в последнее десятилетие стали не только элементом педагогической деятельности каждого учителя, но и системой бытия. Люди стремятся к изобретению нового и необычного.
1. Теоретическая часть
Образовательный процесс в Детской школе искусств поселка Ключи направлен прежде всего на внедрение инновационных технологий и методов обучения, отвечающих требованиям современной системы образования с опорой на классические традиции. Для педагогов теоретического отдела нашей школы инновации в преподавании сольфеджио состоят в новых подходах, в осознании старых методов в новых условиях, в переосмысливании собственной деятельности на основе опыта педагогической работы.
Проектная деятельность – это одна из форм инновационного подхода. Под проектами мы понимаем новые формы работы, новые идеи и новые взгляды на устоявшуюся систему преподавания. Проектная деятельность в нашей школе – это прежде всего творческая деятельность. Участниками проектов являются дети, родители и преподаватели. Преподаватели, отслеживая результат и делая выводы, строят свою дальнейшую работу.
Инновационная деятельность теоретического отдела направлена на преобразование существующих форм и методов преподавания, создание новых целей и средств, их реализацию. В последние годы в нашей школе одним из ведущих средств реализации личностно-деятельного подхода в образовании стал метод творческого проекта, обеспечивающий продуктивное усвоение знаний, формирование интеллектуальных умений, практических навыков у детей. Метод творческого проекта не новый, но в нашей школе в рамках преподавания теоретических дисциплин применялся нечасто. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Главная цель наших проектов – не только сформировать необходимый комплекс знаний, умений, навыки, но и готовность мобилизовать их в определенной ситуации. Работая над проектами, мы стремимся развить в учащихся как повседневные умения и навыки, так и умения и качества человека 21века.
В образовательный процесс школы активно внедряются уроки нового типа, например, урок-дискуссия для учащихся отделения духовых инструментов «Оркестр духовых инструментов»; урок-презентация по предмету «сольфеджио» для учащихся всех музыкальных специальностей «Запись по слуху любимых мелодий» с использованием такой формы работы как самодиктант. Используются внеурочные формы работы, среди которых конкурсы «Его величество – Диктант» и «Занимательное сольфеджио».
2. Практическая часть
2.1. Конкурс диктантов
В 2017/2018 учебном году, впервые в ДШИ № 1 п. Ключи, успешно стартовал конкурс по сольфеджио «Его величество – Диктант». При подготовке заданий для конкурса, наряду с традиционными формами работы, важно было выбрать такую, которая вызвала бы интерес и подходила для быстрого освоения мелодии [2]. Из своего опыта работы знаю, что ребята с большим вдохновением и удовольствием относятся к творческой работе. Конкурс наглядно показал привлекательность новой формы работы – самодиктант-запись по слуху любимых песен и мелодий [3]. В конкурсе приняли участие ученики старших классов фортепианного, народного и духового отделений. Предложение участвовать в нем вызвало у ребят огромный интерес и ответственность, ведь музыкальный диктант – один из самых сложных видов работы на уроке сольфеджио. Задания, предложенные на конкурсе, соответствовали программным требованиям 5-7 классов по сольфеджио [приложение 1]. В конкурсе участвовало 6 учащихся. Все ученики справились с поставленной задачей. В оценивании конкурса использовалась 10-балльная система, которая дала возможность более дифференцировано подойти к оценке знаний и умений учащихся [приложение 2].
Конкурс показал заинтересованность учащихся, состоятельность, сплоченность и умение работать в команде, способность к креативному мышлению, повышение уровня и качества знаний. Таким образом, появился не просто интерес, а осознанная необходимость проводить подобные мероприятия, возможно не только на уровне школы, дополнив их другими заданиями и другими формами работы, а также провести соревнования между учащимися средних классов. В перспективе мы видим проведения таких конкурсов на районном уровне.
2.2. Конкурс «Занимательное сольфеджио»
В 2018/2019 учебном году мною был разработан школьный конкурс «Занимательное сольфеджио», который проводился в феврале месяце в рамках празднования 55-ти летнего юбилея школы. В конкурсе приняли участие ученики 3-4 (средних) классов фортепианного, народного и духового отделений предпрофессиональных программ. Задания, предложенные на конкурсе, проходили как в творческой, так и в традиционной учебной форме, и соответствовали программным требованиям по сольфеджио [4]. Всего было шесть заданий. Шкала оценивания измерялась 65-балльной системой. Каждому из заданий присваивалось определенное количество баллов [приложение 3].
Конкурс «Занимательное сольфеджио» прошел успешно и показал перспективность и привлекательность такой формы работы в школе. С появлением конкурса повысился престиж предмета. В силу своих возрастных особенностей дети заинтересованы в такого рода соревнованиях, стремятся принять в них активное участие.
Я считаю, что проведение таких конкурсов просто необходимо, поскольку они являются наилучшим показателем как работы учащихся на уроках, так и деятельности преподавателя. Благодаря такой форме работы я наблюдаю повышение интереса к моему предмету, качественный рост уровня успеваемости учащихся, их стремление к успеху. По моему мнению, важнейшей составляющей процесса творческого обучения в ДШИ является тройственное сотрудничество педагога, ученика и родителей. Данное сотрудничество дает почву для решения новых задач, требующих от современного преподавателя новых навыков и знаний.
Выводы
Современной актуальной проблемой является острая нехватка педагогических кадров по теоретическим дисциплинам, и в этой связи творческие проекты, освещенные в докладе, как нельзя лучше демонстрируют повышение интереса к предметам музыкально-теоретического цикла и способствуют популяризации данной специальности. Конкурсная деятельность способствует выявлению способных и одаренных детей, расширению музыкального кругозора учащихся, приобщению их к отечественному и мировому культурному наследию, совершенствованию качества обучения по предметам музыкально-теоретического цикла, повышению профессионально-педагогического мастерства преподавателей и обмена передовым педагогическим опытом. Итогом такого рода творческой деятельности становится повышение мотивации учащихся к изучению теоретических предметов, развитие логического мышления и творческой активности, а самое главное, интереса к изучаемой дисциплине, стремление к успеху.
Список литературы
1. Е. Давыдова «Методика преподавания сольфеджио», М. 1975 г.
2. Сборник научных статей педагогических работников Усть-Камчатского муниципального района «Современные технологии, способствующие повышению качества образования», Мазур Н. В. Доклад на тему: «Практическое применение современных педагогических приемов обучения в области сольфеджио» выпуск № 2, Усть-Камчатск 2018 г.
4. Доклад на тему: «Вопросы методического обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста на уроках сольфеджио. Составитель Гусева Елена Владимировна, преподаватель МБОУДОД ДШИ №1 МО г. Краснодар. Gigabaza.ru [Электронный ресурс]
3. Из списка предложенных популярных песен и мелодий подобрать по внутреннему слуху одну из них. Работа готовилась раньше в виде домашнего задания. На конкурсе нужно было записать её в предложенных тональностях.
Приложение 2
Критерии оценивания заданий конкурса «Его величество – Диктант»
«10» – 5+ (превосходно, без замечаний, нестандартный творческий подход к применению полученных знаний);
«9» – 5 (отлично, в работе выполнены все задания, но с одной неточностью);
«8» – 5- (отлично, полное владение знаниями, но допущена одна незначительная ошибка);
«7» – 4+ (очень хорошо, в работе выполнены все задания, но допущена одна, или две незначительные ошибки);
«6» – 4 (весьма хорошо, понимание и осознанность задания, но допущена ошибка);
«5» – 4- (хорошо, работа выполнена с двумя ошибками);
«4» – 3+ (удовлетворительно, запоминание и неосознанность воспроизведения, есть несколько грубых ошибок);
«1» – 2 (неудовлетворительно, полное незнание учебного материала)
Приложение 3
Задания конкурса «Занимательное сольфеджио»
№ п/п
Задание
Порядок выполнения
Шкала оценивания (максимальное количество баллов)
1
Теория
Вопросы - тесты
12 баллов
2
Мелодический диктант «Собирай-ка»
Каждому ученику необходимо собрать услышанную мелодию, разделенную на фрагменты (8 проигрываний).
10 баллов
3
Гармонический диктант вне лада
Каждый учащийся выкладывает карточками услышанные лады, интервалы, аккорды (2 проигрывания).
10 баллов
4
«Ритмическое» лото
Учащимся вручаются большие карты с ритмическими рисунками. Задача учащихся – найти по слуху на большой карте озвученные преподавателем нужные ритмоформулы и закрыть их маленькими карточками(5 простукиваний)
8 баллов
5
«Собери в размер»
Каждый учащийся собирает ритмические карточки – такты к заданным размерам. Ритмическую последовательность нужно озвучить (простучать или прохлопать).
15 баллов
6
«Пение с листа»
Каждый ученик анализирует заданное упражнение, а за тем поёт его.