kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Комплексное воспитание и развитие пианистов младших классов".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Только комплексное воспитание гармонично развивает музыканта, когда музыкальный интеллект, чувство и пианизм сливаются воедино.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Комплексное воспитание и развитие пианистов младших классов".»

Методический доклад «Комплексное воспитание и развитие пианистов младших классов».



Успех обучения зависит от многих факторов. Имеет значение возраст ребёнка, степень его подготовленности, личные качества – талантлив он или малоспособен, старателен или ленив, а так же от темперамента учителя и его стиля работы. На каждом уроке педагог использует и применяет как свои собственные находки, так и отработанные приёмы, прошедшие проверку в деятельности многих поколений педагогов-пианистов.

Урок состоит из нескольких блоков. Это проверка домашнего задания, работа над программой непосредственно на уроке, творческие задания к следующему уроку. Ученикам на уроках должно быть комфортно и интересно; чтобы после окончания школы инструмент звучал в их доме не потому, что нужно готовиться к академическому концерту, а потому, что музицировать - это интересно. За вторым роялем в фортепианном классе сидит, как известно, педагог, и дистанция, разделяющая учителя и ученика, получает зримое выражение. Но едва начинается работа над музыкальным произведением, эта дистанция резко сокращается. В совместных поисках и размышлениях постигается нотный текст, открывается смысл гармонизации, формируется фраза. Педагог и ученик вместе ищут тончайшие оттенки звуковой палитры, колдуют над педалью, выбирают подходящую аппликатуру, решают технические задачи. Педагог сидит за вторым роялем, а за первым, сменяя друг друга, ученики, каждый из которых индивидуален.

Что должен уметь преподаватель? Каким ему следует быть? По словам Г. Нейгауза, он должен быть учителем музыки, то есть «разъяснителем и толкователем», и учителем игры на фортепиано, способным обучить непростому пианистическому «ремеслу». А ещё, по выражению А. Казеллы, – «учителем жизни», которому доверено воспитание формирующейся личности. Только в триединстве этих ипостасей деятельность педагога-музыканта бывает по-настоящему плодотворной. Форма индивидуальных занятий в классе фортепиано создает педагогу необходимые условия для внимательного и всестороннего обучения и воспитания каждого ребёнка, объективной оценки его возможностей (с учётом эмоционального, общего и физического развития, строения рук, приспособляемости к инструменту, музыкальной памяти и т.д.).

За время обучения преподаватель должен сформировать удобный исполнительский игровой аппарат, навыки чтения с листа, знание элементарной теории музыки, навыки подбора по слуху, транспонирования, игры в ансамбле, научить самостоятельно разбирать и грамотно, выразительно исполнять на фортепиано произведения из репертуара школ искусств. В связи со сложным экономическим положением в регионе, с низким уровнем зарплаты родителей учащихся, многие из них не имеют дома музыкального инструмента фортепиано, что также очень усложняет учебный процесс, не позволяет осваивать учебный музыкальный материал в должном объёме.

Обучение игре на фортепиано – процесс творческий. Успешный результат занятий во многом зависит не только от желания и интереса ребёнка, но и от умения педагога найти правильный подход. Часто приходится слышать от родителей: «А есть ли у моего ребенка слух?» «Каковы музыкальные способности у ребёнка, и может ли он заниматься на фортепиано?» Обучение игре на фортепиано возможно для каждого ребенка, но пытаться «вырастить» профессионального музыканта из каждого ребёнка не нужно. А увидеть есть ли у ребёнка музыкальные способности можно лишь в процессе обучения, более того, именно в процессе обучения и происходит развитие музыкальных способностей. Занятия музыкой необходимы каждому ребёнку, они помогают его общему развитию, помогают развить чувство прекрасного. Обучение музыке улучшает характер детей и благотворно воздействует на их психологическое состояние.

Перед прикосновением к клавишам, ребёнок знакомится с инструментом. Мы поднимаем крышку фортепиано, заглядываем внутрь. Видим толстые и тонкие струны, молоточки, рассказываем ребенку о внутреннем устройстве инструмента:

«Целый город костяной, молотки стоят горой.
Блещут струны жаром солнца.
Всюду мягкие суконца.
Что ни улица – струна в этом городе видна».

Обучение игре на фортепиано – процесс творческий и увлекательный. Успешный результат занятий во многом зависит не только от желания и интереса ученика, но и от умения педагога найти правильный подход. У детей младшего возраста внимание неустойчивое, но они с интересом относятся ко всему новому, неожиданному. Поэтому занятия с малышами должны проходить в радостной, эмоционально-живой атмосфере. «Больше сказки, больше фантазии, рассказывать и показывать, колдовать вокруг музыки» – слова замечательного педагога А.Д.Артоболевской. Для того чтобы заинтересовать их этим процессом, необходимо придумывать различные творческие задания, позволяющие ребёнку применить свои знания и способности в области музыкального творчества. Это может быть: выразительное произнесение слов разучиваемой песни, пение, подбор мелодии по слуху, иллюстрации, подобранные к произведению или нарисованные ребенком, придумывание своей подтекстовки к исполняемому произведению.

Путь к успеху начинается с подготовки педагога к уроку. Для педагога урок начинается задолго до того, как он встретится в классе с учеником. Одна из важных его забот – выбор программы. Помимо того, что программа должна отвечать требованиям, принятым в данном учебном заведении, её следует подбирать так, чтобы, исходя из индивидуальных качеств ученика, она максимально способствовала его развитию. Включаемые в неё произведения должны быть ученикам по силам. Вспоминаем ещё один завет Шумана: «Старайся играть хорошо и выразительно лёгкие сочинения; это лучше, чем трудные исполнять посредственно». Чтобы предлагаемая программа пришлась учащемуся по душе, надо обязательно учесть его желания.

Арсений Петрович Щапов советует в первую очередь думать не о работе ученика над «основным материалом», то есть тем, который готовится к академическому концерту, – а о работе над «вспомогательным материалом»: сюда относятся различные упражнения, пьесы, которые могут быть пройдены эскизно.

Изучая нотную грамоту, можно играть в игру «Угадай ноту»: ученик с помощью карточек с нотами, называет и играет звуки на инструменте в разных октавах. Это способствует развитию координации, музыкального слуха, зрительной памяти. В изучении нот очень помогает система А.Д.Артоболевской. Ученик запоминает короткие стихи: «ми соль си ре фа» – на линеечках сидят; «ре фа ля до ми» – те в окошечки глядят и т. д.
В возрасте 5-7 лет дети очень эмоциональны, интуитивно они очень хорошо чувствуют характер музыки. Знакомясь с новыми произведениями, обсуждаем характер, впечатления от музыки, разговариваем о жанре (танец, песня), о композиторе. В сборнике А. Артоболевской «Первая встреча с музыкой» много цветных иллюстраций, почти ко всем пьескам есть слова. Дети с удовольствием играют «Вальс собачек», «Прыг-скок», «Болтунью»…в ансамбле с педагогом. Это очень важно - почувствовать поддержку учителя, особенно если ребёнок застенчив, скован.

В игре детей часто чувствуется скованность, внутреннее напряжение, многие поднимают плечи, напрягают мышцы лица, если вовремя не обратить внимания – это станет основой неправильной игры. Многие дети любят играть по краю клавиш, обычно это недостаток низкой посадки дома. Преодолеть эти трудности помогают упражнения (на освобождение игрового аппарата), индивидуальный подход, контроль педагога, самоконтроль. Можно привлечь родителей, бабушек…

Учить детей играть на фортепиано – это всё равно, что учить малыша ходить. Детским пальцам нужно дать время, чтобы они научились играть, а вначале им требуется всего лишь помощь. Большую роль в работе пианиста играют крупные части руки. Наиболее удобны и естественны движения, совершаемые «всей рукой» в плечевом суставе – так называемая «игра всей рукой от плеча». Рука работает из корпуса. Основную нагрузку при этом несут самые сильные и выносливые мышцы спины, груди, плечевого пояса.

Главным ощущением правильности хорошей посадки должно быть ощущение «стержня», проходящего вдоль спины, прогнутости торса, поддержки всего корпуса мышцами поясницы. Поддержка мышц спины – одно из главных условий неутомляемости аппарата. Нужно стараться научить ребенка использовать крупные мышцы спины, чтобы его внимание не сосредотачивалось лишь на мелких движениях пальцев. Надо проверить опирается ли его тело на ноги. Если ноги не несут опорной функции, то никогда не будет правильной и удобной посадки.

Дети во время игры пристально смотрят на свои пальцы и на клавиатуру и перестают себя слушать. Если же прикрыть крышку рояля так, чтобы руки свободно могли играть, происходит чудо – внимание ребенка переключается на слух, и тут же выпрямляется спина, появляется полная проводимость. Больше использовать «игру вслепую».

Для начала лучше исполнять пьесы каждой рукой отдельно 3-им пальцем, штрихом non legato, затем пьесы, в которых мелодия равномерно распределена между обеими руками и охватывает оба нотных стана. Либо играть третьими пальцами обеих рук одновременно на нотах – близнецах (в унисон). Игра двумя руками только третьими пальцами занимает довольно продолжительный период. Ребёнок учится согласованности движений рук. Чем прочнее закрепится навык согласованной игры двумя руками, тем проще и легче будет впоследствии овладеть игрой другими пальцами и решать все последующие задачи.
После закрепления первоначальных навыков игры 2-м, 3-м и 4-м пальцами можно переходить к игре 1-м и 5-м. Учитывая функции последних, лучше начинать игру не отдельно каждым из них, а одновременно, то есть с квинт. Начинать игру 5-м пальцем без 1-ого нежелательно. На первом этапе практически у всех детей при игре квинт ладонные мышцы напрягаются. Чтобы снять это напряжение, необходимо включать в работу крупные мышцы, используя ряд упражнений, разработанных А. А. Шмидт – Шкловской (см. её книгу «О воспитании пианистических навыков»).

Первоначально играем квинты отдельно каждой рукой. Затем подбираем этюды, в которых квинты играются обеими руками одновременно, попеременно то правой, то левой рукой, а также с дугообразным переносом руки из одной октавы в другую. Существуют пьесы и этюды, в которых либо левая рука играет квинту, а правая – дугообразный перенос из октавы в октаву терций на одинаковых нотах, либо наоборот: правая – квинты, левая – терции. Терции дети играют 2-м и 4-м (вначале), а потом либо 3-5-м, либо1-3-м.

До перехода к игре легато, после того как освоены терции и квинты, можно предложить ученику взять аккорд. Здесь очень важно не готовить его заранее и не посвящать в то, что ему предстоит впервые взять трезвучие одной рукой, потому что если просьба взять аккорд не будет неожиданной для малыша, почти наверняка произойдет зажатие мышц (от страха перед важностью момента).

Игру штрихом легато следует начать со 2-го и 3-го пальцев. Далее подключить 4-ый. Затем ладони «обнимают» более широкие интервалы (легато 1-5). После игры легато внутри одной позиции ученик уже подготовлен и к подкладыванию первого пальца.
Для воспитания независимости и беглости пальцев, можно использовать большое число мини-этюдов, в две-четыре строчки. Такие этюды можно найти в сборниках К. Черни, Л. Шитте. Желательно, чтобы ученик ознакомился как можно с большим количеством этюдов.
При подборе репертуара необходимо учитывать растяжение ладонных мышц, особенности строения руки и, конечно, вкусы и предпочтения ребенка. Вначале обучения важно не только учить малыша играть, но и знакомить его с музыкальным миром, заинтересовывать, размышлять с ним о чём «говорит» музыка, дать ребенку как можно больше музыкальных впечатлений (хорошо посещать с учеником концерты по музыкальным абонементам).

Дети 1-го класса очень любят пьесу Г Галынина «Зайчик». В этом небольшом произведении сочетаются множество пианистических навыков: игра стаккато, аккордами, быстрая смена рук. Дети не замечают этих трудностей, они увлечены образом прыгающего зайчика, зайчик вырывается, и убегает. Смена образа (заяц – лиса) определяет штрихи, динамику. Другой яркий пример образной пьесы – «Медведь» Г. Галынина. Пьеса помогает в изучении басового ключа. В произведении А. Рубаха «Воробей», мы «видим» воробья и кошку и впервые знакомимся со штрихом стаккато. Пьеса А. Гедике «Ригодон» – не только танец, но уже и простейшая полифония. Мы представляем праздничный бал. Сначала танцуют все гости, а в середине – принц и принцесса, (момент кульминации – аккорд). Тот же образ можно использовать в вальсе из балета «Спящая красавица» П. Чайковского. В сборнике А. Артоболевской «Первая встреча с музыкой» к менуэту Л. Моцарта, есть замечательные стихи. С первых уроков дети слышат его в исполнении педагога, проникаются любовью, стараются запомнить слова и с удовольствием его разучивают.

Помимо упражнений для развития слуха, ритма, пианистических навыков, важно уделять внимание чтению пьес с листа и подбору песен на слух. Это могут быть простые песенки, хорошо знакомые ребёнку. Например, «Василек», «Как под горкой», «Паровоз», «Песенка про ёлочку», «Песенка про кузнечика».

Большой интерес представляет сборник Т. Камаевой и А. Камаева «Чтение с листа. Игровой курс». Игровой курс разделён на две части. Первая состоит из заданий, которые снимут психологический зажим у ребёнка перед незнакомым текстом и сделают занятие увлекательным. Каждое задание сопровождается графой для оценки, которую преподаватель ставит для дополнительного поощрения учащегося. Задания усложняются постепенно. Внимание ребёнка активизируется на отдельных элементах нотного текста – ключевые знаки, аппликатура, динамика, темп и т.д. Текст в основном обращён к учащемуся. У детей появляется интерес к игре на инструменте. Преподаватель должен использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы привить своим ученикам любовь к чтению с листа. Работа над музыкальным произведением в классе идёт по многим направлениям. Процесс овладения фортепианной игрой настолько трудоёмкий, что порой поглощает всё внимание ученика. Пианист, в отличие от певца не должен думать о чистоте интонации, поэтому внимание и контроль слуха ослабевает, игра становится часто набором звуков. Наряду с совершенствованием технической стороны, необходимо использовать и развивать вокальные навыки. Особенно помогает пение в работе над произведениями кантиленного характера.

Свои первые выступления на концертах малышу всегда даются легче, если с ним рядом его педагог, поэтому хорошо включать в репертуар ансамбли. Это важно ещё и потому, что ученик начинает слушать совместную игру, пытаясь подстроиться или взять инициативу, охватывая больший звуковой объём, в нотном тексте следит за своей партией и партией партнёра. С учащимися младших классов нужно стараться проходить большое количество произведений и не требовать добиваться всего сразу. Накопление репертуара – центральная задача педагога.

В своей книге музыкант и педагог Г.Г.Нейгауз писал: «Только комплексное воспитание гармонично развивает музыканта, когда музыкальный интеллект, чувство и пианизм сливаются воедино». Слушать рояль можно бесконечно, но желание извлекать звуки самому и научиться красиво играть – вот что по настоящему бесценно.

Список используемой литературы:
1. Гофман И.И. «Фортепианная игра».
2. Дроздова Н.В. «Обучение детей музыке».
3. Камаев А.А. «Чтение с листа».
4. Корыхалова  Н.П. «За вторым роялем. Работа над музыкальным произведением в фортепианном классе». – СПб. Композитор. Санкт-Петербург. 1. Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище». – М. Издательский дом «Классика-XXI», 2009. 5. Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста». 6. Шмидт-Шкловская А.А. «Воспитание и организация пианистических навыков».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
"Комплексное воспитание и развитие пианистов младших классов".

Автор: Колесник Наталья Николаевна

Дата: 24.08.2021

Номер свидетельства: 585708


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства