Компетентностно-ориентированные задания на развитие функциональной грамотности на уроках музыки
Компетентностно-ориентированные задания на развитие функциональной грамотности на уроках музыки
Современный ребёнок, это ребёнок 21 века, на которого влияют различные условия настоящего времени, поток современной информации, компьютерных технологий и др. Чтобы ребенку было легче приспособиться к современному миру, он должен быть грамотен в различных областях функциональной грамотности, в том числе и в области музыки. Сегодня мы рассмотрим анализ содержания аспекта функциональной грамотности, раскроем определение функциональной грамотности, компетентности, рассмотрим комплекс компетентностно-ориентированных заданий на формирование функциональной грамотности на уроках музыки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Компетентностно-ориентированные задания на развитие функциональной грамотности на уроках музыки»
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Современный ребёнок, это ребёнок 21 века, на которого влияют различные условия настоящего времени, поток современной информации, компьютерных технологий и др. Чтобы ребенку было легче приспособиться к современному миру, он должен быть грамотен в различных областях функциональной грамотности, в том числе и в области музыки. Сегодня мы рассмотрим анализ содержания аспекта функциональной грамотности, раскроем определение функциональной грамотности, компетентности, рассмотрим комплекс компетентностно-ориентированных заданий на формирование функциональной грамотности на уроках музыки.
Приведенный ранее анализ международных исследований в области образования и степени уровня системы образования, показал, что основными целевыми, приоритетными показателями является качество образования. По данным результатам исследований, российское образование показало низкий показатель в области функциональной грамотности у детей. Речь идет, прежде всего, о недостаточно сформированной способности у ребёнка использовать имеющиеся знания в повседневной жизни. Данные показатели отражены в Государственной программе РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 года.
В исследовательских данных функциональная грамотность представлена в виде:
–читательской грамотности- способности к предпосылкам понимания письменных текстов и рефлексии над ними;
–математической грамотности- к определению и пониманию рассуждать языком математики, логики;
–естественно-научной грамотности- умение и понимание научных фактов, влияния естественных процессов, науки и технологии;
Функциональная грамотность-это те знания, умения и навыки, которые применяются и используются в реальном времени, в различных ситуациях, в социальной среде.
Необходимо отметить, чтобы развить функциональную грамотность на уроках музыки, применяют специально разработанный инструментарий, в который входят компетентностно-ориентированные задания.
Понятие компетентность характеризует активную мобилизацию, выбор и использование подходящих знаний, умений и навыков для поставленных задач, в том числе в новых нестандартных ситуациях.
Как правило, задания состоят из нескольких вариантов различной сложности, которые относятся к одной и той же жизненной ситуации. Тем не менее, часть предложенных заданий в музыкальном образовании для многих учителей остается новым, вызывает сложности при их конструировании. Приведем пример основных из заданий:
–задание по теме: «Музыкотерапия» ребенку необходимо оценить значимость воздействия музыки на человека и её роль в сохранении и укреплении здоровья. Используются пассивные и активные формы музыкотерапии и их роль в оздоровлении ребенка. Дети слушают музыкальные фрагменты, при прослушивании, на которые дают ответ, как эти фрагменты могут помочь в повседневной жизни.
Используется пассивная форма музыкотерапии.
С. Рахманинов Концерт №2- от неврозов и раздражительности
Ф.Шуберт «Аве Мария»- для общего успокоения, умиротворения и согласия с жизнью
Л.В. Бетховен «Лунная соната»- Для поднятия общего жизненного тонуса: улучшения самочувствия, повышения активности, улучшения настроения.
Распевка «Я пою, хорошо пою!»- заряжает положительными эмоциями.
Упражнение на дыхание «Свеча»- Расслабляет и прибавляет заряд энергии.
–задание по теме «Музыкальна азбука» нота «Соль» звучит выше ноты «Ми», а нота «До» звучит ниже ноты «Ми». Ребёнку нужно составь схему, и ответь на вопрос: какая нота звучит выше «Соль» или «До»?
–задание по теме: «Музыкальные инструменты» ребенок классифицирует и убирает лишний инструмент из представленных инструментов.
–задание по теме: «Песенное творчество» ребенку предоставляются перепутанные слова, из данных слов составляются строчки из песни.
1.Хмурый от светлей улыбки день
В небе от проснется радуга улыбки
2.Холодно елочке зимой маленькой
Мы лесу из домой елочку взяли.
–задание по теме: «Слушание музыки» ребенку необходимоначертить линию и выбрать цвет, подходящий по настроению музыкального фрагмента.
Таким образом, функциональная грамотность: направлена на решение бытовых проблем; обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует ребенка в определенной ситуации; связана с решением стандартных, стереотипных задач; используется в качестве оценки. Задания компетентностно-ориентированного содержания активно используются и применяются в музыкальном образовании, используется как инструмент, формирования функциональной грамотности на уроках музыки.