Компетентность концермейстера ДМШ в современных условиях
Компетентность концермейстера ДМШ в современных условиях
Одна из актуальных задач современного музыкального образования — внедрение в образовательный процесс компетентностного подхода, т.е. ориентация на целенаправленное развитие ключевых и профессиональных компетенций музыканта-концертмейстера, основанных на готовности концертмейстеров использовать усвоенные знания и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач, в том числе и исполнительских.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Компетентность концермейстера ДМШ в современных условиях»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Северная детская музыкальная школа»
«КОМПЕТЕНТНОСТЬ КОНЦЕРМЕЙСТЕРА ДМШ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»
методическое сообщение
Подготовила:
концертмейстер Лобова Г. С.
Воркута
2021 г.
Социально-экономические, социально-культурные и политические реформы России, происходящие в контексте глобальных изменений в мире в целом, ведут к большим изменениям в системе отечественного музыкального образования. Сегодня новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) все настойчивее входят не только в массовую школу, но и в учреждения дополнительного образования.
Именно система дополнительного образования детей, в силу своей уникальности, способна не только раскрыть личностный потенциал любого ребенка, но и подготовить его к условиям жизни в высококонкурентной среде, развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи.
Анализ материалов по введению ФГОС нового поколения свидетельствует о том, что работая по новым стандартам, актуализируется проблема повышения профессиональной компетентности педагога, чтобы развивать личность, надо быть компетентным. Не составляют исключение и концертмейстеры учреждений дополнительного образования.
Концертмейстерство — целостное явление, включающее в себя педагогику и исполнительство, которые в рамках данной профессии приобретают новые особенности. Специфика работы концертмейстера в ДМШ требует от него особого универсализма, мобильности, умения в случае необходимости переключиться на работу с учащимися различных специальностей.
Одна из актуальных задач современного музыкального образования — внедрение в образовательный процесс компетентностного подхода, т.е. ориентация на целенаправленное развитие ключевых и профессиональных компетенций музыканта-концертмейстера, основанных на готовности концертмейстеров использовать усвоенные знания и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач, в том числе и исполнительских.
В настоящее время деятельность концертмейстера предполагает не только узконаправленную деятельность (музыкальное сопровождение занятий), но и необходимость тесной взаимосвязи элементов, входящих в понятия «концертмейстер» и «педагог».
Понятия компетентность, компетенции, компетентностный подход в России получили распространение в начале 21 века в связи с дискуссиями о проблемах и путях российского образования.
Компетентность — способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Профессиональная компетентность — это способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности. Развитие профессиональной компетентности концертмейстера — это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Концертмейстер должен обладать ключевымикомпетенциями и профессиональнымикомпетенциями. Ключевые компетенции — это компетенции, необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом в профессиональной деятельности в быстроизменяющемся обществе.
Определим группу ключевыхкомпетенций, актуальных в рамках профессиональной деятельности концертмейстера.
1. Ценностно-смысловая компетенция
Эта компетенция связана с ценностными представлениями концертмейстера, его способностью видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые установки для своих действий. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения концертмейстера в ситуациях учебной и концертной деятельности.
2. Психолого-педагогическая компетенция
Этот вид компетентности включает в себя необходимость знать особенности и свойства каждого возрастного этапа в жизни человека, а также управлять процессами профессионально-личностной деятельности, контроля за своими эмоциональными проявлениями. Например, эти умения помогут концертмейстеру правильно подобрать музыкальный материал, методы и формы обучения в учебно-воспитательной работе, согласно каждому возрастному этапу.
Концертмейстер работает в сотворчестве с педагогом. Эта совместная деятельность является основополагающей при рассмотрении педагогической компетентности концертмейстера в условиях дополнительного образования. Концертмейстеру отводится роль давать теоретические знания по музыке (например, на занятиях хореографией учащиеся знакомятся с музыкальной азбукой). Исполняя музыку, концертмейстер учит самой музыкой, побуждая обучаемых к творческим поискам наиболее выразительных способов передачи художественного образа. Тем самым он:
— выполняет социальный заказ на формирование духовно-нравственной личности подрастающего поколения, осознающей ценность музыкальной культуры человечества;
— реализует образовательные программы и программу воспитательной деятельности учреждения.
Изучение проблемы психолого-педагогической компетенции концертмейстера в рамках деятельности ДМШ очень актуально, поскольку помогает развить навыки коммуникации в триединстве: педагог — учащийся (солист) или коллектив — концертмейстер. От качества межличностных отношений, от степени комфорта в общении между учеником, педагогом и концертмейстером зависит и окончательный результат концертного исполнения. Психологический фон на занятиях является важной составляющей творческой деятельности. Показателем эффективности является единство, согласованность ансамбля с солистом. Говоря о взаимодействии педагога, ученика и концертмейстера в ДМШ, обратим особое внимание на личностные психологические качества, которыми должен обладать концертмейстер. Составляющие суть психологической компетентности, это — концертмейстерская интуиция, эмпатия, чутье, чувство такта.
3. Научно-исследовательская компетенция
Без тех знаний, которые дает нам наука, невозможно движение вперед. Научно-исследовательская деятельность дает умение анализировать, сравнивать, систематизировать, производить диагностику и оценку получаемых результатов, выявлять оптимальные методы, а также вести экспериментальную деятельность.
К этой области профессиональной компетентности относится и очень важное качество — навык грамотного формулирования своих мыслей.
Научно-исследовательская, методическая работа у концертмейстера в дополнительном образовании осуществляется в нескольких направлениях:
— участие в самообразовании как форме повышения педагогического мастерства специалистов, накопление музыкального репертуара, изучение передового опыта коллег, анализ собственной работы, знакомство с научной литературой, подготовка публикаций, разработок, методических рекомендаций, локальных исследовательских работ;
— участие в работе семинаров-практикумов, конференций, педагогических советах по пропаганде собственного педагогического опыта посредством выступлений, докладов;
— создание средств программно-методического сопровождения развития отдела (образовательные программы, перспективные планы).
4. Информационная компетенция
Информационная компетентность — готовность и способность концертмейстера использовать средства и возможности современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности. Данные технологии, формируя специфическую учебную информационную область, обогащают традиционные формы обучения, делают образовательный процесс более эффективным, повышают скорость восприятия, понимания и глубину усвоения большого объема знаний. Синтезатор, компьютер, технология мультимедиа, Интернет — эти новые средства коммуникации дают возможность концертмейстеру получить доступ к большому объему учебной и научной информации.
Часто концертмейстеру приходится сталкиваться с отсутствием фортепиано в учреждениях. Владение игрой на синтезаторе спасает ситуацию. При игре на синтезаторе концертмейстер становится еще и аранжировщиком, экспериментирует с тембрами, стилями.
Использование этих средств способствует реализации собственных профессиональных возможностей, повышает информационную компетентность, творческую перспективу, мотивацию к обучению у учащихся; формирует эмоционально-положительное отношение к занятиям, мероприятиям.
5.Компетенция личностного самосовершенствования — направлена на то, чтобы осваивать способы духовного, интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
Сохранять исполнительскую форму — это важная, хотя отнюдь не простая задача концертмейстера. Способность «быть в форме», не деквалифицироваться в исполнительском отношении — свидетельство музыкально-исполнительской компетенции концертмейстера.
Сюда входит: чтение с листа, транспонирование, подбор на слух, ансамблевый профессионализм, музыкальность, техническая оснащенность, артистизм, художественно-образное мышление, способность импровизировать и интерпретировать исполняемые произведения, знание фактурных формул и буквенно-цифровых обозначений, владение средствами невербальной коммуникации для передачи музыкальной информации учащимся.
3. Музыкально-теоретическая — система общих эстетических, историко-теоретических знаний.
Ядром профессиональных компетенций является музыкально-исполнительская. Творческая природа музыкального искусства открывает большие возможности для творчества концертмейстера. Способность к профессиональному исполнению музыкальных произведений тесно связана с мировоззрением, общей культурой, эмоционально-волевыми качествами и складом мышления, составляющими внутреннее содержание концертмейстера. Таким образом, музыкально-исполнительская компетентность представляет собой единую целостную структуру, которая не может существовать без входящих в нее компонентов:
1. Личностный компонент — музыкальные способности, эмоционально-волевая сфера, мотивация. Он является ведущим музыкально-исполнительской компетенции. Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств. Так, внимание концертмейстера — это внимание многоплоскостное: его надо распределять не только между двумя руками, но и относить к солисту. В каждый момент важно, что и как делают пальцы, как используется педаль, слуховое внимание занято звуковым балансом (которое представляет основу основ ансамблевого музицирования), звуковедением у солиста; ансамблевое внимание следит за воплощением единства художественного замысла. Такое напряжение внимания требует огромной затраты физических и душевных сил. Мобильность, быстрота и активность реакции также важны для профессиональной деятельности концертмейстера. Воля и самообладание — качества, также необходимые концертмейстеру.
2. Когнитивно-деятельностный компонент — представлен единством педагогических, специальных, музыкально-теоретических и культурологических знаний. Функции концертмейстера, работающего в учебном заведении с солистами (с детским контингентом в особенности), носят в значительной мере педагогический характер, поскольку они заключаются, главным образом, в разучивании с солистами нового учебного репертуара. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от пианиста, помимо аккомпаниаторского опыта, ряда специфических навыков и знаний из области смежных исполнительских искусств, а также педагогического чутья и такта.
3. Рефлексивный компонент — выполняет регулятивную функцию. Это — самоанализ, осмысление, самооценка музыкально-исполнительской деятельности и ее результатов.
Таким образом, мы видим, что приведенный набор компетентностей является довольно общим, но в современных условиях именно он определяет профессиональную целостность концертмейстера в учреждениях дополнительного образования и является одним из условий реализации ФГОС.
* * *
Сообщение подготовлено по материалам курсов повышения квалификации в Институте современного образования г. Воронеж.