Просмотр содержимого документа
«Комментарий к презентации 140 лет с момента 1 постановки балета Лебединое озеро»
Комментарий
к презентации « 140 лет с момента
1 постановки балета Лебединое озеро»
3 слайд. ( портрет Чайковского)
«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору». ( выучить наизусть!)
В этих словах Петра Ильича Чайковского точно определена задача его искусства, которую он видел в служении музыке и людям, в том, чтобы «правдиво, искренне и просто» говорить с ними о самом главном, серьёзном и волнующем их.
Пётр Ильич Чайковский- русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик.
Наследие Чайковского представлено разными жанрами:
это — 10 опер, 3 балета, 7 симфоний, 104 романса, ряд симфонических произведений, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, хоровые сочинения, кантаты, фортепианные миниатюры и циклы.
Сегодня речь пойдёт о балете «Лебединое озеро», первом балете композитора.
4 слайд.
.Обстоятельства возникновения замысла балета и его осуществления недостаточно ясны. Многие почитатели творчества Чайковского гадают, что же могло вдохновить его на написание такой проникновенной и красивой музыки?
Есть мнение, что это заслуга озера в Черкасской области, где обитают лебеди. Там как раз несколько дней отдыхал композитор, любуясь местной природой.
А вот в Германии уверены, что в балете рассказывается именно о Лебедином озере, которое располагается поблизости города Фоссен.
Одна из версий, что в основу сюжета положены многие фольклорные мотивы, в том числе старинная немецкая легенда о прекрасной принцессе, превращенной злым волшебником в лебедя.
По воспоминаниям современника начало работы относится к маю 1875 г.
В сентябре композитор писал Римскому-Корсакову:
"По приглашению Московской дирекции пишу музыку к балету "Озеро лебедей". Я взялся за этот труд отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что мне давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки". ( выучить наизусть!)
Сочинение музыки продолжалось около года с перерывами, поскольку композитор одновременно работал и над другими произведениями.
10 апреля 1876 года сочинение музыки балета было окончено, о чем свидетельствует дата в автографе партитуры.
5 слайд. Сценическая история спектакля складывалась трудно. Всего было три версии-постановки балета. Оригинальная хореография принадлежала чешскому балетмейстеру Венцелю Рейзингеру. На главную роль была назначена прима Большого театра Анна Собещанская. Но напрочь разругавшись с композитором, она отказалась от партии. На роль срочно была введена другая прима Полина Карпакова. В последствии они обе танцевали главные партии балета.
Премьера прошла 20 февраля (4 марта) 1877 года на сцене московского Большого театра в исполнении артистов императорской труппы. . Постановка Рейзингера успеха не имела и была признана неудачной. Московская публика приходила слушать музыку композитора, сам же балет впечатления не производил.
Через пять лет балетмейстер Иосиф Гансен возобновил и частично отредактировал старый спектакль и только через год после смерти П.И.Чайковского в 1894 году в концерте, посвящённом его памяти , была впервые показана «лебединая» картина II акта балета.
6 слайд
Премьера целого спектакля состоялась 15 января 1895 года в Мариинском театре в Петербурге. Балетмейстером Петипа совместно с младшим братом Чайковского Модестом Ильичём, были заново пересмотрены либретто. Хореография принадлежала не только Мариусу Петипа, но и балетмейстеру Льву Иванову.
В то время звездой петербургского балета была итальянка Пьерина Леньяни.
За фантастическую виртуозность её как-то назвали «Геркулесом техники». Особенно большой фурор произвели её легендарные тридцать два фуэте.. Знаменитой итальянке было суждено первой исполнить Одетту и Одиллию в той постановке «Лебединого озера», которая стала классической. Хореографическая версия Иванова и Петипа принесла балету мировую славу.
Она лежит в основе большинства последующих постановок «Лебединого озера».
7 слайд (видео, вальс)
Важнейшее средство создания в музыке балета романтического настроения - последовательное использование ритма вальса. Вальсовость пронизывает многочисленные эпизоды музыки балета. Она открывала перспективу для балетной музыки будущего.
Став уникальным явлением художественной культуры, "Лебединое озеро" собрало и впитало все богатство романтического балета XIX века и во многом определило развитие балетного театра ХХ века.
8 слайд (видео, Одетта и Зигфрид)
Символ идеальной, но трагически-обреченной любви, образ Одетты подготовлен и продолжен в галерее женских образов Чайковского в самых разных по жанру произведениях - Джульетты, Ундины, Катерины, Франчески, Татьяны. Новым для русского балета стал образ принца Зигфрида. Впервые в русском балете был создан мужской образ героя, проходящего через испытания, страдания, бросающего вызов судьбе и борющегося за свою любовь. Образом Зигфрида заложена богатейшая традиция русского национального балета. 9 слайд ( фото Майи Плисецкой)
Первоначально в сценарной разработке Одетта и Одиллия были разными персонажами. Но в процессе создания музыки композитор решил, что они должны быть связаны между собой и очень похожи, что и привело принца к трагической ошибке. И тогда Петр Ильич внёс в партитуру, что Одетту и Одиллию должна исполнять в балете одна и та же балерина.
Одной и самых известных исполнительниц этих ролей была Майя Плисецкая, великая русская прима-балерина Большого театра с мировым именем.
В 1947 году она впервые танцевала Одетту и Одилию в "Лебедином озере".
10 слайд
Вряд ли найдется балетное произведение более известное и при этом с более сложной и противоречивой сценической судьбой. Необычайная популярность сделала этот балет символом всего академического балетного искусства. Но сам композитор великого успеха своего произведения не застал. А балет продолжает жить своей сценической жизнью на разных площадках как достижение искусства всего человечества. Став уникальным явлением художественной культуры, "Лебединое озеро" собрало и впитало все богатство романтического балета XIX века и во многом определило развитие балетного театра ХХ века. Пётр Ильич Чайковский является одним из величайших композиторов мира, ярким представителем музыкального романтизма и одним из выдающихся лириков . Его творчество представляет собой огромный вклад в мировую музыкальную культуру . ( выучить наизусть!).