Художественная самодеятельность села Татарская Каргала
Художественная самодеятельность села Татарская Каргала
Слушаем фрагмент из фортепианного цикла П. Чайковского «Времена года». («Ноябрь. На тройке.»)
Учитель: Знакома ли вам эта музыка, кто автор?
Учащиеся: «Ноябрь. На тройке» П. Чайковского.
Учитель: Что вы знаете об этом произведении?
Учащиеся: Эта пьеса из цикла «Времена года», в которой композитор, своеобразно ведёт повествование о движении природы. Каждая пьеса писалась за один присест по напоминанию слуги композитора для журнала «Нувеллист».
Учитель: Эмблемой творчества П.И. Чайковского в глазах как музыкантов, так и немузыкантов в особенности, давно стали его 12 фортепианных пьес "Времена года".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Художественная самодеятельность села Татарская Каргала»
Тема: «Художественная самодеятельность школы:
прошлое и настоящее»
Художественная самодеятельность — была и остаётся одной из самых любимых форм творчества учениками нашей школы.
За счёт талантливых участников в той или иной внеурочной деятельности, школа не раз получала призовые места в районных и областных конкурсах. К руководству художественным творчеством привлекаются мастера профессионального искусства. Она играет большую роль в деле эстетического воспитания. Без номеров художественной самодеятельности не обходится ни один концерт, не одно мероприятие в нашей школе.
Основная задача самодеятельности, во все времена заключалась в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, в создании условий полной самореализации в сфере досуга детей.
Сегодня, внеурочная деятельность в школе, и в селе, предоставляет большие возможности для раскрытия способностей в музыкально-художественном творчестве, сценическом мастерстве, и развитии таланта детей.
Как всё начиналось?
Мы провели небольшую исследовательскую работу.
По воспоминаниям учителя музыки Надыровой Р.Р., которая проработала в нашей школе 37 лет, уроки пения, до прихода молодого специалиста, вёл директор школы Гафаров Зиннур Мингазович. Он окончил Жёлтинское педучилище (национальное), как и многие наши учителя-ветераны. М.Г.Гафарова учитель русского языка и литературы, славилась как драматическая актриса, ее коньком было художественное слово. Директор школы З.М.Гафаров, как прекрасный баянист, находил время для выступлений перед аудиторией, нередко играл на скрипке, мандолине, покорял зрителей неповторимыми сольными танцевальными номерами. В 1967 году на областном смотре художественной самодеятельности танец «Дружба», подготовленный и исполненный Гафаровыми, прошел на республиканский тур в Москву.
В 1959 г. Римма Ракиповна, юная 17-летняя выпускница Культпросвета, приехала по направлению в СДК худ.руководителем. За 2 года работы в клубе, Римма Ракиповна уже приобрела навыки работы с хором, который состоял из 50 человек, обычных жителей нашего села. Какой богатый у них был репертуар, и народные песни, и классические песни Яхина, Сайдашева, Садыковой.
Когда она начала работать в школе, тогда ещё в старой, единственным местом для репетиций был кабинет физики, самый просторный. В этом кабинете и собирался на репетиции хор старшеклассников, ежедневно после уроков. Занятия шли иногда до позднего вечера. Активисты, в лице наших учителей-ветеранов, брали инициативу в свои руки. Сами себе были и хореографами, и режиссерами, и портными. Учитель начальных классов Асма Сибагатовна- учила татарским танцам.
Активными участниками школьной худ.самодеятельности, были не только школьники, но и учителя. Ежегодно организовывали выход в клуб с большим концертным выступлением всем коллективом. Это были и песни, и сцены из народной жизни, инсценировки обрядов, театрализованные представления. Никто тогда не мог пожаловаться не отсутствие времени или сил для ежедневных репетиций. Ещё бы, сколько положительных эмоций несёт в себе сценотерапия.
В 70-80-х годах проводились ежегодные смотры художественной самодеятельности. На таких смотрах каждая школа выступала со своей программой по заданной теме. А темы были связаны в основном с общественно-политическими событиями (годовщиной Октябрьской революции, юбилеем комсомола и т.п.). В смотрах участвовали учащиеся всех возрастов.
Школьный драматический кружок «Родник».
Особое место во внеурочной деятельности занимает драмкружок, бессменным руководителем которого является Халиков Малик Абубакирович и с 2005 года его жена Найля Сафиевна, которая работает в школьной библиотеке. Ещё давно стало традицией на вечер встречи с выпускниками ставить спектакли силами учащихся, которые проходили с большим успехом. На больших переменах Найля Сафиевна учит слова с главными героями, а после уроков приходит Малик абый, и поражает своим талантом учащихся, а они в свою очередь загорев, стараются играть как настоящие артисты.
В 1967 году Малик Абубакирович закончил театральное отделение Оренбургского училища культуры, и начал работать заведующим в СДК. С самого детства, он грезил театром и работой связанной со сценой. Ещё в годы учёбы был постоянным участником худ.самодеятельности в ДК «Россия», много играл в студенческих постановках. Самая первая пьеса «Шонкар», была поставлена, в Каргале, когда ему было 27 лет. Эта пьеса о судьбе башкирского национального поэта. В трагикомедии «Смелые девушки» принимали участие свыше 30 артистов, среди них были и школьники. По воспоминаниям Малик абый, на костюмы и декорации спектакля «В ночь лунного затмения» башкирского драматурга Мустая Карима, колхоз выделил 5 тысяч рублей. Это были огромные вложения по тем временам.
Времена меняются, меняется и состав актёров, но пьесы остаются бессмертными. Сцена «Муса Джалиль», из спектакля Ризы Ишмуратова «Бессмертная песня», была поставлена в школе 4 раза с разным составом учащихся. Особой популярностью, пользуются постановки на стихи Г.Тукая. В декабре 2013 года наш школьный театр «Родник» получил диплом I степени на I Областном конкурсе школьных театров. Не мало творческих идей ожидают претворения в жизнь после окончания ремонта школы и клуба. Малик Абубакирович полон сил, энергии, и мы уверены, что ещё не одно поколение учащихся «примерят» на себе роли, под режиссурой необыкновенно талантливого худ.руководителя.
Школа работает с самого утра, но самая интересная жизнь начинается после уроков, когда дети разбегаются не по домам, а по кружкам по интересам. Наряду с образовательной деятельностью не отстаёт и воспитательная. Сколько традиционных мероприятий, проходят в школе, к которым дети готовятся уже и без напоминания, начиная со Дня Знаний, заканчивая Сабак туй.
Ежегодно, в рамках недели музыки, в школе проходит традиционный музыкальный конкурс «Весёлые нотки»,где учащиеся 1-11 классов демонстрируют свои таланты в области вокала и танца. Победители определяются по разным номинациям и возрастам. Этот конкурс стал одним из самых любимых и долгожданных в школе.
Первая суббота февраля, во всех школах проходят вечера встреч с выпускниками. В стенах родной школы встречаются давние друзья, которые по этому поводу приезжают из разных городов России. Для бывших выпускников готовят праздничный концерт будущие выпускники - 11-классники. Не смотря на сильные и продолжительные морозы, школа распахивает двери большому числу гостей. В актовом зале бывает по настоящему тепло, от радостных лиц выпускников, и от эмоций переполнявших коллектив.
И вчера и сегодня, и завтра, в нашей школе есть все условия для укрепления и развития национальных традиций. Одним из радостных событий весны, перед окончанием учебного года, является фестиваль татарской песенной культуры, который в этом году отметит свой 5—летний юбилей и будет посвящён 270-летию села, и 70-летию Великой Победы! Главной особенностью этого школьного конкурса является то, что в нём участвуют не только музыкально одарённые дети, а все учащиеся.У каждого класса есть свои национальные костюмы, во всей школе не встретишь одинаковую модель. Тематика фестиваля из года в год меняется, таким образом, у школьников есть возможность знакомиться с традициями народа и «примерять»на себе, яркие страницы из жизни наших предков. В инсценированной форме, ярко и многогранно раскрываются обычаи и традиции нашего татарского народа.
Одни из самых активных участников худ.самодеятельности, продолжают это дело и после окончания школы, но уже в качестве руководителей. Когда то, на всех школьных праздниках танцевала талантливая ученица Ильсия Сафиуллина. В этом году, народному ансамбля танца «Эра», которым она руководит – 10 лет. За этот срок ансамбль не только сумел завоевать призовые места во всероссийских конкурсах, но стал своего рода «Визитной карточкой»Татарской Каргалы. Усманова Венера, Абузярова Альсина, неоднократные победители музыкальных конкурсов сейчас руководят вокальной студией в СДК. Отрадным событием для маленьких жителей села, стало открытие ДШИ. Т.О. художественная самодеятельность продолжает животворить в школе и селе.