Хоровое пение как средство воспитания художественного вкуса у детей подросткового возраста
Хоровое пение как средство воспитания художественного вкуса у детей подросткового возраста
В статье рассматривается одна из важных проблем современного образования – воспитание художественного вкуса у детей подросткового возраста посредством музыки, ее просушивания, разучивания музыкального произведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Хоровое пение как средство воспитания художественного вкуса у детей подросткового возраста»
УДК: 78+377.02
ХОРОВОЕ ПЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Фания Фаилевна Ганиева, преподаватель МБУ ДО «Детская школа искусств» Балтасинского муниципального района РТ
Аннотация: В статье рассматривается одна из важных проблем современного образования – воспитание художественного вкуса у детей подросткового возраста посредством музыки, ее просушивания, разучивания музыкального произведения.
Ключевые слова: вкус, художественный вкус, воспитание детей подросткового возраста, музыкальное воспитание.
Изменения и всевозможные трансформации в социально-экономической и культурной жизни нашей страны, спровоцировали негативные тенденции в современном обществе, одна из которых проявляется в снижении критериев художественного вкуса у молодёжи в целом, и у подростков в частности. Безвкусица, транслируемая телевидением и насаждаемая музыкальным и литературным «ширпотребом», формирует у нынешнего молодого поколения стереотипы художественного восприятия, характерные для «потребительской» культуры. Как результат, мы наблюдаем снижение уровня потребностей и идеалов, приведший к «усреднению вкусовых норм». В сложившейся ситуации возникает необходимость в воспитании у подростков соответствующего восприятия, а именно правильно сформированного художественного вкуса.
«Вкус» как категория берет свое начало еще в глубокой древности. Начиная с эпохи барокко, она стала занимать центральное место в философско-эстетической проблематике, которая интерпретирует данную категорию как феномен, выражающий сущность человеческой личности и определяющий взаимоотношения человека и окружающего его мира. В различных исторических эпохах проблема вкуса интерпретировалась по-разному. В настоящее время она исследуется в русле таких подходов, как: философско-эстетический, искусствоведческий, социологический, психологический и педагогический.
В рамках нашего исследования наибольший интерес для нас представляет педагогический подход. В исследованиях отечественных ученых вкус рассматривается как полифункциональное явление, которое характеризуется такими основными функциями, как – аксиологическая, оценочная, познавательная, нормативно-регулирующая, коммуникативная, развивающая и воспитательная. При этом одни исследователи ограничиваются определением понятия «художественный вкус», характеризуя его как умение понимать и высказывать суждение об искусстве, другие идут дальше, рассматривая структуру и механизм его формирования, в основе которого лежит процесс восприятия, активного освоения и приобщения к художественному творчеству. Отсюда, мы приходим к выводу, что художественный вкус представляет собой сложное многокомпонентное образование в структуре эстетического сознания личности. Е.А. Сивухина в своих исследованиях идет дальше и отмечает в структуре вкуса новый компонент – смысловой, который дал основание для выявления дополнительной функции – поиска смысла художественного явления. Суть данной функции в том, что в процессе восприятия произведения искусства, человек определяет его смысло-содержательную наполненность [4].
Величайшим источником эстетического и духовного наслаждения человека, безусловно, является музыкальное искусство. Оно сопутствует ему на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик и стремление к действию. Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает её преобразованию, изменению.
Приобретая определённые знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Необходимо добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не явилось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания.
Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребёнок познаёт эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие и исполнение произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.
Исходя из вышесказанного, мы приходим к выводу, что художественный вкус представляет собой сложное многокомпонентное образование в структуре эстетического сознания личности.
Но возникает вопрос, как решалась проблема воспитания художественного вкуса у подростков в теории и практике отечественного музыкального образования?
Многие композиторы и музыковеды неоднократно подчёркивали, что работу по музыкально-эстетическому воспитанию надо вести систематически, что оно должно входить составной частью в ту деятельность, которую ведут педагоги по воспитанию гармонически развитого человека. В этом процессе особенно большое значение имеет музыкальная работа с детьми подросткового возраста.
Подростковый возраст является одним из сложных и критичных периодов развития личности. Это время «подражания внешним признакам взрослости», которые могут сопровождаться и негативными проявлениями. Психолог Стенли Холл отмечал подростковый период как кризис самосознания, преодоление которого приводит к обретению «чувства индивидуальности». На развитие самосознания подростка огромное влияние оказывает культурное содержание среды, в которой он существует. Поэтому очень важно ориентировать молодежь на высокие художественные ценности, среди которых особое место занимает музыкальное искусство, формирующее систему ценностных ориентаций и художественный вкус в частности.
Л.С. Выготский так же отмечал, что именно этот период времени характеризуется разрушением и отмиранием старых интересов, и периодом появления той базы, на основе которой позже развиваются новые интересы. Вхождение подростка в активную общественную или социальную жизнь общества сопровождается большим потоком информации, жизненные впечатления становятся разнообразнее, темп жизни ускоряется, а образование становится более сложным. Активизируются и начинают развиваться познавательные процессы, такие как восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь. На развитие самосознания подростка огромное влияние оказывает культурное содержание среды, в которой подросток существует.
Одним из первых отечественных музыкантов, изучавших проблему вкуса в научно-теоретическом и практическом аспектах, стала Валентина Николаевна Шацкая – выдающийся педагог, прекрасный музыкант. Важнейшим условием воспитания художественного вкуса педагог считала повторность музыкальных восприятий. По мнению Шацкой, повторные слушания и систематическое формирование навыков эстетического суждения дают возможность восприятия музыки на качественно ином, более высоком уровне, поэтому применение метода повторных слушаний она связывала с развитием умения не только слушать музыку, но и правильно ее оценивать, что способствует воспитанию художественного вкуса. Важнейшим условием воспитания художественного вкуса она считала повторность музыкальных восприятий, т.е. повторные слушания и систематические эстетические суждения дают возможность восприятия музыки на более высоком уровне, поэтому применение метода повторных слушаний она связывала с развитием умения не только слушать музыку, но и правильно ее оценивать, что способствует воспитанию художественного вкуса [6].
Значительный вклад в становление и развитие отечественной проблематики музыкального воспитания внес крупный музыковед и композитор Б.В.Асафьев. Согласно его интонационной теории, ставшей основополагающей концепцией в формировании отечественной системы музыкального образования, воспитание художественного вкуса тесно связано с восприятием музыки. В процессе ее прослушивания учащиеся не только испытывают определенные чувства и состояния, но и дифференцируют воспринимаемый материал, анализируют и оценивают его, следовательно, мыслят. Ориентирование слухового внимания учащихся на интонационную основу музыки, а именно на различение ритмических, ладовых, тембровых, динамических, темповых соотношений формирует и развивает интонационно-слуховые навыки. Очень большое значение в воспитании художественного вкуса Асафьев придавал исполнительской деятельности, потому что «соучастие» в воспроизведении музыки активизирует восприятие, развивает творческие способности учащихся, повышает «уровень музыкального сознания» [2].
Продолжая идеи Асафьева, значительный вклад в развитие методики воспитания художественного вкуса у подрастающего поколения внесла Н.Л.Гродзенская. Определяющим фактором в процессе воспитания хорошего (или художественного) вкуса, по ее мнению, является понимание музыки, умение ее воспринимать, глубоко переживать. Осмыслить глубину содержания музыкального произведения помогает его подробный разбор (анализ).А это, в свою очередь, позволяет детям не только услышать произведение, понять выраженные композитором в нем чувства, идеи, но и закладывает основу для восприятия последующих произведений на более высоком уровне с учетом их жанрово-стилевой направленности.
Особое значение Гродзенская придавала певческой деятельности в воспитании художественного вкуса, указывая на тесную взаимосвязь между восприятием и воспроизведением музыки: «Учитель не ограничивается тем, что учит детей грамотно и выразительно петь. Он добивается того, чтобы дети осознали, в чем заключаются достоинства, красота пения, чтобы у них выработался правильный критерий художественного исполнения. Это способствует формированию вкуса у детей» [3, с.63].
Значительный вклад в изучении и развитии проблемы формирования художественного вкуса детей в рамках массового музыкального воспитания внес композитор и педагог Д. Б. Кабалевский. Указывая на необходимость тщательного отбора музыкальных произведений, звучащих на уроке, композитор особое внимание обращал на их художественную ценность. Кабалевский утверждал, что развитый вкус поможет учащимся «разобраться в сложном сплетении различных явлений современной музыкальной жизни». Чтобы выработать «иммунитет против пошлости» необходимо в ранние годы пробудить интерес к классической, современной и народной музыке, тогда, став подростками, дети сами начнут понимать «прелесть и красоту большого, серьезного искусства». Отсюда основной ракурс педагогической концепции Кабалевского строится на развитии способности учащихся размышлять о музыке, что проявляется в процессе восприятия, исполнения и анализа художественных произведений.
Ценными в практическом решении рассматриваемой проблемы являются работы известного педагога, музыканта и исследователя Ю.Б.Алиева. Он одним из первых рассмотрел проблему воспитания художественного вкуса в процессе целенаправленного знакомства подростков с явлением исполнительской стилистики. Более глубокое и вдумчивое восприятие музыки учащимися, по его мнению, достигается через знание и умение чувствовать, различать стилистический почерк выдающихся музыкантов-исполнителей [1].
Безусловно, большую роль в воспитании художественного вкуса играет непосредственное вовлечение детей подросткового возраста в процесс художественно-творческой деятельности, поскольку «вкус» проявляется не только в способности к созерцанию, выявлению и оценке прекрасного высокохудожественного в искусстве, но и в способности к «преобразованию» полученного эстетического опыта, т.е. к творчеству. В процессе изучения музыкального произведения и, впоследствии, его исполнения учащиеся на практике познают «законы искусства», приобретают умения и навыки, связанные с художественным воплощением. Отсюда, художественный вкус исполнителя, постоянно привлекаемый к оценке достоинств и недостатков творческой работы, находится в состоянии постоянной активности.
Итак, воспитание художественного вкуса у детей подросткового возраста представляет собой гибкий педагогический процесс, который формирует, развивает и совершенствует уровень художественного сознания личности.
Литература:
1. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 431 с.
2. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книга первая и вторая. – Ленинград: Музыка, 1971. – 376 с.
3. Гродзенская Н.Л. Воспитательная работа на уроках пения. – М., 1953.– 156 с.
4. Сивухина Е. А. Формирование художественного вкуса учащегося на музыкальных занятиях: авторефдисс…канд.пед.наук. – Москва, 2007. – 20 с.
5. Умеркаева С.Ш. Воспитание художественного вкуса как музыкально-педагогическая проблема// Концепт. –2015.– №06 (июнь).–ART15194.–0,6п.л.URL: http://e-koncept.ru/2015/15194.htm.–ISSN 2304-120X.
6. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В.Н.Шацкая. – М.: Педагогика, 1975. – 200 с.