Характеристика качества конструктивных элементов балалайки
Характеристика качества конструктивных элементов балалайки
Возможность выступать и главное – заниматься на качественном музыкальном инструменте может стать значительным стимулом как для профессионального выбора, так и для поддержания интереса к занятиям музыкой, для художественного роста, развития начинающих музыкантов и профессиональных исполнителей. Поэтому современному исполнителю на балалайке необходимо ориентироваться в вопросах мастерового оценивания качеств балалайки при ее выборе в магазине или фирме. В данной статье мы и рассмотрим основные конструктивные элементы современной балалайки и качества материалов, из которых они должны быть изготовлены.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Характеристика качества конструктивных элементов балалайки»
Характеристика качества конструктивных элементов балалайки
Климшина Елена Владимировна
студентка 4 курса
отделения народных инструментов
Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова.
научный руководитель: Киселева Галина Викторовна,
преподаватель
Аннотация. Возможность выступать и главное – заниматься на качественном музыкальном инструменте может стать значительным стимулом как для профессионального выбора, так и для поддержания интереса к занятиям музыкой, для художественного роста, развития начинающих музыкантов и профессиональных исполнителей. Поэтому современному исполнителю на балалайке необходимо ориентироваться в вопросах мастерового оценивания качеств балалайки при ее выборе в магазине или фирме. В данной статье мы и рассмотрим основные конструктивные элементы современной балалайки и качества материалов, из которых они должны быть изготовлены.
Ключевые слова: балалайка, мастер музыкальных инструментов, дека, панцирь, лад, корпус, колковая механика, подставка для струн, порожек, струна, исполнитель на балалайке.
В наши дни концертный исполнитель заинтересован в приобретении музыкального инструмента, характеристики которого неоспоримо свидетельствуют о положительных художественных, тембральных и акустических возможностях, эргономичности (удобстве) и внешних художественно-эстетических качествах. Данная проблема весьма актуальна в каждом поколении музыкантов, и для начинающих исполнителей игры на балалайке, и для студентов училищ и вузов. Ведь возможность заниматься и выступать на качественном музыкальном инструменте может стать значительным стимулом как для профессионального выбора, так и для поддержания интереса к занятиям музыкой в музыкальной школе, для художественного роста, развития начинающих музыкантов и профессиональных исполнителей.
Поэтому современному исполнителю на балалайке необходимо уверенно ориентироваться в вопросах мастерового оценивания качеств балалайки при ее выборе в магазине или фирме, так как знания и навык умения оценить качества музыкального инструмента становится условием реализации профессиональных компетенций исполнителя на балалайке. С целью изучения и систематизации таких знаний мы рассмотрели ряд источников и выявили опорные характеристики основных конструктивных элементов балалайки и наиболее значимые качества материалов, из которых они должны быть изготовлены. Мы изучили работы Н.Н. Андреева, К. Верткова, Е.Ф. Витачек, А. Горлова, В. Гребенникова, М.В. Гриднева, Т.А. Макарьевой, Л.Л. Мясникова, Е.Н. Мясниковой, А.Пересады, В.Г. Порвенкова. Для тех, кто желает самостоятельно освоить приемы изготовления и ремонта балалаек мы рекомендуем учебник Н.А. Комарова, С.Н. Федюнина «Изготовление и ремонт щипковых музыкальных инструментов» (2 глава параграф 2), где упомянутые технологические процессы изложены весьма подробно, с рисунками и комментариями [4].
В учебном исследовании по данной проблематике нами использованы методы: теоретического анализа научной, педагогической и методической литературы, а также наблюдение, обобщение о деятельности ведущих мастеров-изготовителей и пожелания к свойствам инструмента ведущих исполнителей на балалайке.
В данной статье мы рассмотрим основные конструктивные элементы современной балалайки и материалы, из которых они должны быть изготовлены, а также сравним современные инструменты с работами выдающегося мастера музыкальных инструментов первой половины ХХ века С.И. Налимова. Необходимо вспомнить также о старшем поколении наших мастеров, продолжателях славных традиций С.И. Налимова. Это – Ф.Т. Савицкий, С.И. Сотский, Г.А. Малюков, которые были лауреатами первого Всесоюзного конкурса по изготовлению балалаек и домр, проведенного в Москве в 1938г., И.И. Галинис, И.А. Зюзин, С.П. Снигирёв.
Последователями Налимова была целая плеяда мастеров среднего поколения - М.Ф. Буров, Е.А. Грачев, А.И. Кузнецов, А.И. Александров, М.И. Ушаков П.М. Никифоров, А.Н. Стариков. Далее продолжили эти традиции мастера: И.В. Емельянов, В.Ф. Сержантов, Д.В. Ивличев, А.М. Токарев, В.Д. Родин и другие.
Важен вопрос и о судьбе «налимовских» инструментов. После Великой Октябрьской социалистической революции (1917 года) часть их была увезена хозяевами за границу. Некоторые были испорчены неквалифицированными мастерами при ремонте. И очень немногие находятся ныне в руках профессиональных исполнителей. Никто из мастеров, работавших вместе с Налимовым и после него, не сумел сделать инструмента с таким задушевным тембром, благородным и сильным звуком. В 1915 году В.В. Андреев писал: «Отныне возрожденные русские народные инструменты будут рокотать славу вечную создавшему их народу». Одну из ведущих ролей в этом возрождении сыграл С.И. Налимов – выдающийся музыкальный мастер.
В настоящее время с трудом внедряются усовершенствования инструмента, которые диктует современный уровень исполнительства: изменение формы панциря, необходимое при использовании "гитарной техники"; появление "плашки" на панцире для удобного зацепа струны снизу при "гитарной технике" и двойном пиццикато; использование для ладов высокопрочных материалов (нержавеющая сталь, закаленная стальная проволока) и т.д. Большие нарекания современных исполнителей на балалайке вызывает колковая механика инструментов – тугой ход и большие люфты, которые мешают точной настройке. Среди других недостатков балалаек нужно отметить пестроту материалов для изготовления; недостаточные акустические качества, отсутствие стилистического единства выполнения инструментов некоторых современных мастеров. Именно это не позволяет мастерам изготавливать инструменты, приближенные по качеству к работам известных мастеров начала ХХ века – С.И. Налимова, С.И. Сотского, И.И. Галиниса [2].
Необходимо тщательное изучение взаимосвязи и взаимозависимости отдельных элементов инструмента. Для изготовления деталей и узлов балалайки применяют разнообразные материалы: древесину разных пород, металлы черные и цветные, перламутр, кость, клеи животного происхождения и синтетические, красители, лаки и политуры. Именно материалы являются определяющими факторами в создании высококачественных балалаек.
Современный инструмент должен удовлетворять определенным требованиям: прочность, хороший внешний вид, удобство при использовании, иметь определенный срок эксплуатации. Но, прежде всего, музыкальный инструмент должен соответствовать музыкально-акустическим требованиям, т.е. обладать сильным звучанием и иметь приятный тембр.
Источником звуковых колебаний в балалайке являются гибкие, туго натянутые струны. По конструкции струны могут быть гладкими, обвитыми и витыми (переплетенными). Навивка струн для щипковых струнных инструментов называется канителью. Между канителью и керном может быть прокладка из шелка или другого материала, которая влияет на акустические свойства струн. Металл керна струн – высокоуглеродистая стальная проволока. Материал навивки – медь, алюминий, серебро. Синтетические струны находят тоже широкое распространение и изготавливаются из нейлона, капрона, лавсана и пр.
Наиболее существенными показателями физико-механических свойств струны являются прочность, плотность, модуль упругости, удлинение при разрыве, пластичность (или способность сопротивляться кручению и изгибу).
Комбинируя разные длины струн, можно получить любую необходимую высоту тона. Чем гибче и однороднее материал струны, чем большее натяжение он допускает; чем точнее выдержан диаметр струны по длине, тем чище ее звучание. Лучшими 2-3-ми струнами для балалайки является гитарная нейлоновая струны «соль», третья струна из аккорда шестиструнной гитары. Струны отечественного производства не обладают характеристиками, которые имеет продукция зарубежных фирм «Саварес» Франция, «Августин» США и т.п. Мастерскими Большого театра выпускаются неплохие струны «ля» для балалайки-примы из стальной высокоуглеродистой проволоки диаметром от 0,28 до 0,3 мм., так что для каждого инструмента индивидуально можно подобрать струны необходимой толщины [2].
Опираясь на уже имеющиеся образцы, мастер должен уметь учитывать и индивидуальные требования исполнителя. Например, для исполнителей высокого роста с большими кистями и длинными пальцами есть смысл увеличить размеры балалайки по образцу инструмента харьковского мастера С.П. Снигирева, сделавшего балалайку для В.В. Нагорного в 1926 году. Мензура грифа может колебаться от 435 мм (как у Налимова) до 450 мл, в зависимости от выбранной модели и желания исполнителя. Она должна иметь очень точную разметку на грифе.
Сложность процесса изготовления балалайки заключается в том, что для изготовления музыкальных инструментов применяют в основном древесину, характеризующуюся не только неравномерностью по свойствам своего строения, но и большой зависимостью свойств от микроструктуры, от породы, места произрастания, плотности древесины.
Дека и дно щипкового музыкального инструмента играют важную роль в формировании звуковых качеств. Назначение деки – передача колебаний, полученных от струн, массе воздуха, окружающего инструмент, увеличение громкости и облагораживание тембра звука балалайки, выделение и подчеркивание в звуке нужных формант. Например, дека балалайки должна быть изготовлена из резонансной ели радиальной распиловки с выдержкой не менее 5 лет. Это решающий фактор в формировании акустических свойств инструмента. Толщина деки всего 1,6 – 2,5 мм. При значительных размерах по длине и ширине вызываются большие напряжения, доходящие до предела во время игры. Основные свойства, определяющие пригодность древесины ели в качестве резонансной для изготовления дек высококачественных концертных балалаек следующие: равнослойность древесины, т.е. одинаковая ширина годовых слоев, видимых на радиальном разрезе (ширина годовых слоёв в пределах 1,5-3 мм); прямослойность годовых слоёв; отсутствие сучков любого вида и размера, их следов, завитков, а также других пороков. Отбор резонансной ели может быть произведён в любом районе ее произрастания.
Корпус инструмента, его клепки и задинку изготавливают из клена явора. Явором называют клен белый ложноплатановый. Он произрастает в России, на Украине, Кавказе и в Карпатах. Клен величественный и клен высокогорный, которые растут на Кавказе. Древесина клена явора обладает высокими механическими свойствами, имеет красивую структуру на радиальном и полурадиальном разрезах. Нижняя комлевая часть ее древесины имеет иногда волнистую свилеватую структуру, в связи с чем, явор иногда называют волнистым кленом или кленом «птичий глаз». Древесина явора обладает также высокими акустическими свойствами. Все эти факторы важны при обработке и отделке лаками [2]. Они делают эту древесину незаменимой в изготовлении корпуса концертной балалайки.
Древесина имеет особое значение в производстве музыкальных инструментов, она служит излучателем звука, или участвует в колебаниях, идущих от источника. Пригодность любого материала для изготовления музыкального инструмента оценивается по его способности излучать, проводить, поглощать и отражать звук. Акустические свойства материалов характеризуются определенными физико-механистическими показателями [4]. Среди них упругость, скорость звука, волновое сопротивление, скорость затухания, коэффициенты звукопоглощения, отражения звука и звукопроницаемости, обобщающим показателем является акустическая константа.
При сборке корпуса не допускается наличие щелей между склеиваемыми деталями, потеков клея, поверхность внутри корпуса должна быть чистой, без зацепов, заусенцев и ворса. Особенно тщательно должна быть приклеена дека.
Гриф является вторым основным узлом балалайки, обеспечивающим натяжение струн. С помощью грифа музыкант изменяет длину струн в процессе игры. Конструкция и качество изготовления грифа связаны с игровыми и звуковыми качествами балалайки, с удобством игры на ней. При малых размерах поперечного сечения гриф выдерживает значительную нагрузку струн, поэтому он должен быть прочным и надежным. Грифы в щипковых инструментах аналогичны по конструкции и содержат одинаковое количество деталей: ручку, наклейку, головку, порожки, ладовые пластины и точки. Способом крепления грифа к корпусу балалайки является глухое шиповое соединение с корпусом.
Гриф, накладка и головка балалайки не являются непосредственными элементами звукообразования. Они выполняют роль опоры для натяжения и настройки струн и служат для поддержания инструмента в нужном положении при игре. Однако они являются деталями, от которых зависят исполнительские качества инструмента. Гриф и головка испытывают больше нагрузки от натяжения струн, поэтому к материалу, конструкции и точности их изготовления предъявляются повышенные требования. Для их изготовления нужно применять только древесину черного дерева интенсивной черной окраски. Это древесина экзотических пород, произрастающих главным образом в тропической Азии и на Цейлоне. Лучшими сортами черного эбенового дерева считаются бомбейское и цейлонское. Древесина черного или темно-коричневого цвета, плотная, очень тяжелая и хорошо полируется.
При изучении информационных источников мы не нашли ни одной отечественной мастерской, выпускающей колковую механику хорошего качества. Причины, наверное, в том, что при изготовлении ее используется материал низкой сопротивляемости к истиранию, и при выполнении червячной передачи не подбирается соотношение металлов для наименьшего сопротивления при трении. С другой стороны – механику выпускают с большими зазорами, люфтами, заусенцами. Крышки, закрывающие механику, незатейливы, хотя отличные высокохудожественные крышки делал В. Гирман, а механику – мастер Солдатенков. До сих пор механика его работы отличается плавным ходом, отсутствием люфтов, красотой и пропорциональностью исполнения.
При современном уровне исполнительства музыкант ежедневно проводит за инструментом 3-5 часов. Лады изнашиваются из-за трения струны о них, и к металлу для производства ладовых пластин, требования тоже повышаются. Лады должны служить, по крайней мере, год. Их необходимо изготавливать только из стали, простой или нержавеющей, но очень высокой износоустойчивости. Ладовые пластины делают двумя способами: протягиванием проволоки через валики с насечкой, либо фрезерованием листового материала. Второй способ предпочтительнее из-за лучшего качества обработки, точности изготовления и установки на ладовой накладке.
Панцирь также должен обладать высокой стойкостью к истиранию и небольшой акустической константой, чтобы меньше были слышны удары пальцев об него. В последние годы для изготовления панциря стали применять пластик. Он стоек к истиранию, отлично полируется и имеет очень низкую акустическую константу. Высота 1-й струны над панцирем у 27 лада должна быть 5 мм, высота 2-й и 3-й струны 7-7,5 мм. Некоторые исполнители для уменьшения стука пальца о панцирь просят опустить его ниже на 1-2 мм, но сохранить неизменной высоту под струнами. В этом случае необходимо наклеить на панцирь плашку с плавным подъемом в районе струн. Форма и размеры панциря должны соответствовать современному уровню исполнительства и обеспечивать удобство игры гитарным приемом.
Подставка для струнслужит для поддержания струн, передачи их колебаний к деке и ограничения длины рабочей части струны. Подставка должна быть несколько наклонена назад и очень тщательно подогнана; должна быть способной сопротивляться деформациям и иметь на своей рабочей части костяную пластиночку для свободного скольжения струны при игре вибрато. Изготавливают ее либо из черного дерева, либо из древесины клена радиальной распиловки с крупными ярко выраженными сердцевинными лучами, но не имеющей «волны». Для каждого инструмента форма подставки и материал для ее изготовления подбираются индивидуально.
Основное назначение лакирования балалайки – защита деки и корпуса от влияния неблагоприятных воздействий внешней среды: влажности воздуха, загрязнения поверхностей от прикосновения рук и запыления. Отделка лаками служит и для того, чтобы сохранить стабильными во времени звуковые свойства инструмента, учитывая, что срок службы его составляет многие десятилетия. Вопрос о влиянии лаковых покрытий на качество звука инструмента является не случайным, и тут есть смысл опираться на достижения скрипичных мастеров. Известный русский скрипичный мастер Е.Ф. Витачек утверждает, что грунт имеет колоссальное влияние на качество звука инструмента, гораздо более значительное, чем влияние лака [1]. А известный скрипичный мастер О. О. Гилл считал, что на образование тембра в итальянских скрипках лак имеет даже более существенное значение, чем конструкция инструмента и дерево.
Оптимальная толщина лаков пленки должна находиться в пределах 90-100 мкм, это обеспечивает сохранность поверхности и почти не влияет на акустические свойства. С увеличением толщины лаковой пленки звуковые свойства инструмента снижается. Для отделки балалаек наряду с масляными и спиртовыми лаками могут быть использованы и нитролаки. Но предпочтительнее спиртовые на основе естественных смол, так как дают красивый оттенок и более светоустойчивы, чем нитролаки. На акустические свойства балалайки способ нанесения лакового покрытия не влияет, и может быть выполнен вручную или с помощью пульверизатора [2].
Можно предположить, что любое защитное покрытие деки приводит к изменению физико-механических свойств древесины, из которой изготовлена дека, в том числе и акустической константы. На свойства древесины будут влиять многие факторы: проникание в поры древесины грунта, который, при высыхании несколько уплотняет поверхностный слой древесины; вид применяемого для покрытия материала; толщина защитного слоя. Лаковое покрытие может оказывать положительное или отрицательное влияние на качество звучания балалайки в зависимости от того, какими данными он обладал до лакирования. Если звук нелакированного инструмента слишком сух и резок, после лакирования он выравнивается и становится мягче. А если инструмент до лакирования обладал положительными акустическими свойствами, то любое покрытие лаком приводит к их снижению.
Рисунок 1. Классификация эстетических показателей
П рактически музыканты принимают во внимание свойства, учитываемые следующими показателями качества: функционального назначения, размерные, надежности, эргономические, эстетические. Посмотрите классификацию эстетических показателей В.Г. Порвенкова [5].
В результате работы мы пришли к следующим в выводам. Конечно, в наши дни русский народный инструментарий поднялся на более высокую качественную ступень, благодаря развитию технологий и промышленных мощностей, появлению новых материалов, открытию новых фирм, новому поколению мастеров-изготовителей. Но до сей поры больше всех ценятся «налимовские» балалайки и мастеровые инструменты. Они звучат со всей полнотой и поражают как совершенством форм, так и красотой звука: серебристым тембром, чистотой, глубиной и певучестью звучания при игре на всех струнах и во всем диапазоне.
Качество музыкальных инструментов проявляется рядом свойств и прежде всего тех, которые важны для музыкантов-исполнителей, они определены и для мастеров, для фабричного производства. Именно для объективной оценки звуковых и игровых показателей балалаек массового производства необходимы приборы и стенды. Значит, современное изготовление инструментов должно базироваться на научных основах конструирования.
И всё это возможно при условии профессиональной компетентности исполнителя на балалайке, способного грамотно определить и сформулировать требования к качеству инструмента, необходимые для его профессиональной исполнительской деятельности.
Список литературы
Витачек Е.Ф. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов. –М. –Л., 1952.
Гребенников В. Мое представление о современной концертной балалайке./ статья на сайте мастер балалайки Гребенников. Форма доступа (02.12.2019) - http://www.balalaika-master.ru/history/3/
Гриднев М.В. Оценка качества звука щипковых инструментов. Производство музыкальных инструментов. Выпуск 4. ЦБНТИ. –М., 1972.
Комаров Н.А., Федюнин С.Н. Изготовление и ремонт щипковых музыкальных инструментов. Учебник для средних профессионально-технических училищ. – М.: Легпромбытиздат, 1988. – 272 с.
Порвенков В.Г. Контроль качества музыкальных инструментов. Учебное издание. –Л.: Техническая книга, 1980. -191 с.