Просмотр содержимого документа
«Карл Черни - не только этюды!»
Исследовательская работа Таюрских Дарьи
учащейся фортепианного отделения
Преподаватель Добжанская Юлия Борисовна
«… Мы по достоинству еще не оценили Черни» -писал И. Брамс. Эта мысль, высказанная в 19 веке, справедлива и в настоящее время. Мы располагаем весьма ограниченными сведениями о творческих устремлениях и методических принципах одного из виднейших музыкантов первой половины 18 века.
Мы очень хорошо знакомы с этюдами Карла Черни, которые постоянно находятся в репертуаре у учащихся. Но далеко не в полном объеме знаем о других его фортепианных сочинениях. Практически незнаем, о его фундаментальных методических трудах и имеем лишь приблизительное представление о Черни как прекрасном пианисте исполнителе.
Так кто же он, такой знакомый и в то же время совсем не знакомый нам - Карл Черни?
Библиографический очерк
Родился Черни в 1791 году, в семье музыканта. Его отец, Венцель Черни был педагогом игры на клавире. И с раннего детства начал приобщать Карла к клавирному искусству. По видимому , отец был требовательным и умелым наставником и , вместе с тем, не ординарно мыслящим музыкантом. Достаточно сказать, что именно клавирные сочинения И.С. Баха, в то время редко исполняемые, служили для Черни основой исполнительского формирования. Занятия отца с сыном протекали настолько успешно, что уже в 7 лет Карл владел весьма обширным репертуаром, включающим произведения Моцарта, Гайдна, Клементи; свободно импровизировал и умел играть с листа различные инструментальные произведения и даже партитуры.
Первое выступление Карла Черни в Вене с си мажорным концертом В.А. Моцарта было замечено и одобрительно встречено музыкантами.
Большим событием в его жизни стало знакомство со скрипачом Крумпхольцом–страстным почитателем творчества Бетховена, который и познакомил Карла Черни с великим композитором.
Трудно переоценить ту роль, которую сыграли для Черни занятия с Бетховеном, продолжавшиеся три года. «Еще и сегодня каждое мгновение живо в памяти» - писал Черни, вспоминая об этом времени. Он не только глубоко почитал Бетховена как своего педагога, но и поистине боготворил как композитора. Черни знал наизусть все опубликованные произведения в то время великого музыканта. Он был первым среди венских пианистов, кто столь последовательно и неутомимо изучал рукописи бетховенских произведений, анализировал стиль и искал принципы трактовки его сочинений.
Интересы Черни уже в юношеские годы не ограничивались исключительно музыкой. Без чьей либо помощи он изучил семь иностранных языков, занимался древней историей, литературой и поэзией.
Черни - Композитор
Композиторская подготовка Черни основывалась на самостоятельном изучении сочинений И.С. Баха, Моцарта, Клементи и, конечно Бетховена. В 1804 году был напечатан первый еще во многом незрелый опус Черни«Концертные вариации для фортепиано и скрипки», и лишь в 1818 годувышло в свет второе его сочинение «Рондо на тему каватины графа, в четыре руки». Появление этого сочинения означало по существу рождение Черни как композитора.
PS:-Перу Черни принадлежит более тысячи произведений (861 опус), в различных жанрах, среди них множество симфоний, сонат, трио, квартетов, этюдов и упражнений, а также множество фундаментальных трудов. Однако даже этот перечень дает лишь приблизительное представление о плодовитости автора: отдельные опусы включают несколько десятков тетрадей.
Черни –Пианист
Первое выступление девятилетнего Карла Черни прошло в Вене в 1800 году, с си бемоль мажорным концертом Моцарта и произведениями Клементи и было замечено и одобрительно встречено музыкантами.
Первую концертную поездку по странам Европы, Черни предпринял в 1805 году. Его исполнительский почерк охарактеризовали так: «Редко можно было услышать такую чистоту, элегантность и изящество в исполнении. Интерпретация Черни сонат Моцарта отличалась самобытностью и новизной трактовки; эти произведения, давным давно знакомые музыкантам, были прочтены своеобразно и оригинально». Весьма показательно, что оценивая Черни, выдвигали на первый план его качества интерпретатора –музыканта, а не техника- виртуоза. « Хотя я имел успех как импровизатор и чтец с листа, -писал Черни, -моей игре не свойственно было то блестящее шарлатанство, которое обычно составляет главное достоинство гастролирующего виртуоза».
Удачно начатое турне не оказалось, однако, продолжительным: из-за политических событий в Европе Черни вернулся в Вену.
Черни-Педагог
В 19 веке Вена была признана центром молодого пианистического искусства, более того –музыкального мира Европы. Там жили и творили гении; здесь искали признания виртуозы всех стран, открылась консерватория.
Надо было обладать незаурядными данными, чтобы завоевать уважение музыкантов в городе, насыщенными событиями. Слава к Черни пришла рано: ему едва минуло 14 лет, когда он стал авторитетным педагогом, учиться у которого считали за честь пианисты разных национальностей, -случай беспрецедентный в музыкальной истории. Среди выдающихся музыкантов, прославившихся в раннем возрасте, как например Моцарт и Бузони, нет, пожалуй ни одного, кто бы завоевал в 14 лет известность как педагог. Не случайно, что именно на Черни остановил свой выбор Бетховен, когда поручил ему в 1816 году занятия с племянником. В 1819 году, как пишет в своей автобиографии Черни, Адам Лист привел к нему своего сына Ференца Листа.
Деятельность Карла Черни привлекала к себе внимание многих выдающихся музыкантов. О Черни писали, спорили. Мнения подчас были противоположными.
Черни высоко ставил Бетховен, Лист, который писал своему ученику Д. Прукнеру: « Я всячески одобряю Ваше близкое общение с маэстро Черни, -многосторонний музыкальный опыт которого как с практической, так и с теоретической стороны может принести Вам огромную пользу».
В 20 е годы, когда большая часть бетховенских произведений была для многих музыкантов своего рода загадкой, Черни исполнял в основном сочинения Бетховена, причем интерпретировал их совершенно как с музыкальной, так и с технической стороны; и позднее он существенно содействовал прогрессу пианистической техники своим преподаванием и своими произведениями». Такого признания со стороны Листа удостаивались немногие музыканты!
Диссонансом этому звучат другие высказывания, в частности Шумана, и Шопена. По Мнению Шумана, в сочинениях Черни не чувствуется рука опытного музыканта и не видна творческая личность. Некоторые заслуги Черни Шуман видел лишь в том, то его произведения способствовали развитию техники пальцев у юношества.
Не менее критичны и суждения Шопена: «Я мало ценю свое знакомство с бедняжкой Черни. Или: «Черни –это венский оракул по части фабрикации всяческих музыкальных приправ».
Не признавая творчества Черни, Шуман, Шопен и многие другие музыканты в пылу полемики недооценили его значения как автора этюдов для фортепиано, в то время уже широко бытовавших и как одного из ведущих педагогов венской школы.
Прогрессивность взглядов Черни
В своих многочисленных методических трудах и прежде сего фундаментальнейшей работы – «Полной теоретико-практической фортепианной школе о первоначальных шагов до высшего совершенствования…», в нем Черни представил руководство энциклопедического плана, ведущие ученика от азов, к высотам фортепианной игры.
Новым и смелым в то время Черни рассматривал во взаимосвязи интерпретацию и стилевые особенности различных фортепианных произведений. «… Пианисту необходимо чувствовать стилистическое своеобразие исполняемого сочинения; именно индивидуальность композитора – обуславливает в каждом конкретном случае соответствующие принципы интерпретации».
В зависимости от стиля и содержания произведения Черни побуждал учеников применять те или иные динамические краски, педаль. Пианистические приемы и способы звукоизвлечения.
Требование «стильной» интерпретации не означало по мысли Черни отказ от творческой индивидуализации исполнителя: уважение к авторскому замыслу и свобода воображения не являлись для него взаимоисключающими понятиями. Черни писал: -« Талантливый исполнитель может вкладывать в чужое сочинение свой дух, свою индивидуальность, но лишь при условии, что характер произведения остается неискаженным».
О прогрессивности взглядов Черни свидетельствует и его подход к вопросу о назначении техники. Он высоко ценил «совершенную виртуозность», но она не являлась для Черни самоцелью: в технике он видел «Только средство, с помощью которого можно передать дух и чувство в исполнении…». Подобное решение вопроса о сущность техники стало впоследствии классическим, однако в годы фетишизации виртуозности высказанные им взгляды не были общепринятыми.
Передовые идеи надо было отстаивать в борьбе с рутиной, с поверхностным подходом к обучению фортепианной игре. И в этой борьбе мнений несомненную положительную роль сыграла деятельность Черни.
Педагогические взгляды Черни
Можно выделить несколько аспектов в его педагогике:
Сформировать их всесторонне развитыми музыкантами, обладающими самостоятельной творческой волей и безукоризненным пианистическим мастерством;
Развивал в учениках умение серьезно работать, воспитывал дисциплину мыслей и чувств.
В своей педагогической деятельности он не придерживался догматически одного какого-либо принципа. Черни считал, что педагог должен изучить характер своего ученика и соответственно с ним обращаться.
Требования, которые предъявлял Черни к музыкантам и в соответствии с которыми воспитывал своих учеников:
*исполнитель должен был, по его мнению, обладать не только совершенной беглостью пальцев и интерпретаторскими качествами, но и уметь транспонировать;
*прочесть с листа трудную пьесу, причем по возможности сохранить ее темп и характер;
*аккомпанировать, прелюдировать, разбираться в гармонии, владеть теорией музыки, даже настраивать инструмент.
Для этих занятий были созданы специальные педагогические сборники.
Искусство аккомпанемента он рассматривал как неотъемлемую составную часть общего процесса формирования исполнителя. А в познании законов пения Черни видел необходимость в достижении осмысленной, пластичной фразировки, выразительного произнесения музыкальной мысли, кантабельного звучания, мягкого, напевного легато.
Как мудрый педагог, Черни стоял за постепенность и планомерность в обучении, предостерегал от перегрузки ученика одновременно большим количеством «правил». Он считал, что полезнее и похвальнее для исполнителя отложить концертирование на несколько лет, чем начать выступать преждевременно.
Черни и в данном вопросе был значительно дальновиднее тех педагогов, которые стремятся извлечь максимальную «прибыль» из еще не окрепшего дарования ученика.
Не одобрял Черни длительной работы над одним произведением, мелочного доучивания. Он считал, что пианист обязан владеть не менее чем 100 сочинениями различных жанров выученных напамять!
Показательно, что он предостерегал своих учеников, в частности юного Листа от «безмятежного упоения славой, от единодушных восторгов толпы». Требовательность к своим достижениям, умение «спокойно и твердо идти своей дорогой»-вот те качества, которые как считал Черни. Помогут добиться чести быть признанным артистом и, что еще сложнее, оставаться
достойны ее.
Таким образом, нельзя не признать, что педагогическим устремлениям Черни присущ был творческий характер. Конечно, ему не удалось полностью преодолеть ограниченности методики своего времени. С одной стороны, он ратовал за подлинно гармоничное развитие ученика, за подчинение моторики художественным целям исполнительства.
(Показательно, что Черни считал достаточным только час в день отводить на специальную техническую работу, в противоположность в распространённому в то время принципу многочасовой зубрежки.)
Несмотря на то, что Черни был автором многочисленных этюдов и экзерсисов, он не считал их наиболее эффективным материалом для воспитания технических навыков.
Из его слов: -« …не следует чрезмерно загружать учеников заучиванием появившихся теперь в бесчисленном количестве упражнений и этюдов. Педагог должен исходить из того, что каждая музыкальная пьеса, уже является упражнением, и часто лучшим, чем собственно этюды, и ученик такую пьесу заучивает с большей любовью, чем сухие, длинные этюды…».
Как видим, Черни ратовал за воспитание техники пианиста на художественных произведениях и за разумное ограничение количества изучаемых этюдов.
Возникает вопрос: чем объяснить астрономическое число написанных Черни этюдов и упражнений? Очевидно, прежде всего, необозримым количеством проблем, возникающих при овладении фортепианной техникой и фактурой.
Известно также, что нередко поводом для сочинения этюдов служил какой-либо пианистический недостаток учеников.
Для Черни с его рациональным складом мышления ближе был вид инструктивного этюда, имеющий чисто прикладное, тренировочное назначение. Поэтому создавая свои инструктивные этюды и упражнения, он стремился к максимально ясной постановке технической задачи, исключая все, что могло затруднить ее выполнение. Черни создавал их непритязательными, исключительно целенаправленными –его сочинения призваны помочь овладеть безотказной пианистической техникой. К тому же именно такой тип этюда, предназначенный для практического использования в процессе обучения, отвечал духу эпохи. Усилившаяся специализация во всех сферах культуры постепенно привела к разделению профессии музыканта: на место композитора-импровизатора- исполнителя пришли импровизатор- виртуоз, пианист- интерпретатор. Отсюда –особенно острый интерес музыкантов того столетия к проблемам фортепианной техники, разработке которых в полной мере отдал силы и Карл Черни.
Всё-таки ошибочной представляется точка зрения тех музыкантов, кто приравнивал этюды Черни к «упражнениям механического толка», «истощающих эстетическое чувство в исполнении». При всем при этом Черни в своих этюдах ставил конкретные музыкально-звуковые задачи, которые дают возможность овладеть разнообразными динамическими градациями. Трудность многих этюдов и упражнений Черни заключается в исполнительских задачах, решение которых предполагает максимальную активизацию слуха пианиста. Большинство из них «мелодичны и даже элегантны, им присущи блеск и легкость».
Еще Лист постоянно напоминал своим ученикам:
« Играйте прилежно Черни».
На этюдах Черни любили разыгрывать руки и «подчищать» свою технику С. Танеев. ВСафонов, С. Рахманинов, И. Левин, М. Лонг не раз подчеркивала, что этюдных произведений Черни не заменят ни «ХТК» И.С. Баха, ни этюды Шопена.
Непреходящая ценность этюдов и упражнений Черни обусловлена множеством причин. Произведения его –подлинная энциклопедия фортепианной техники первой половины 19 века. Этюды и упражнения прекрасно «тонизируют» руки, чрезвычайно полезны для развития гибкости и эластичности ладонных мышц, а также самостоятельности пальцев.
Помимо собственно технического совершенства, они нацелены на воспитание звуковой культуры пианиста.!!!
Произведения
Творческое наследие Карла Черни насчитывает больше 1000 опусов, состав некоторых приближается к 50 и более номерам. Также Черни создал множество литературно-методических книг, посвящённых проблемам преподавания игры на фортепиано. Помимо собственных сочинений, Карл Черни создал собственные редакции «Хорошо темперированного клавира» И. С. Бахаи сонат Доменико Скарлатти, а также клавираусцугиопер, ораторий, симфонийи других оркестровых произведений.
Выдающиеся музыкальные сочинения
Более 300 духовных сочинений(24мессы, 4 реквиема, 300 градуалов, оффертории и другие).
Произведения для фортепиано — в том числе «Вариации начешскуюнародную тему», «Чешская народная песня с вариациями», редакции многих фортепианных произведений, а также фортепианные переложения инструментальных и вокально-инструментальных произведений для 2-4-ручного исполнения и для 8-ручного на 2 фортепиано.
Более 800 произведений, связанных с разработкой техники игры на фортепиано, до сих пор используемых в педагогической практике.
Оркестровые, камерные сочинения; ансамбли, хоры; музыка к драматическим спектаклям и пр.
Многие произведения Черни остались в рукописи (хранятся в архиве «Общества друзей музыки» в Вене).
Педагогическая литература
100 прогрессивных этюдов без октав (100 Übungsstücke, op. 139).
110 лёгких и прогрессивных упражнений (op. 453).
125 упражнений в пассажах (op. 216).
125 этюдов (op. 261).
24 упражнения (op. 777).
24 фортепианных этюда для левой руки (op. 718).
30 новых технических этюдов (op. 849).
6 октавных этюдов (op. 533).
Большая фортепианная школа (GrossePianoforte-Schule, ор. 500 c развёрнутым дополнением, посвященным вопросам исполнения старых и новых фортепианных сочинений — «DieKunstdesVortragsderälterenundneuerenKlavierkompositionen», ок. 1846).