К вопросу интерпретации двухголосных инвенций И.С. Баха
К вопросу интерпретации двухголосных инвенций И.С. Баха
В данной работе проведено аналитическое исследование авторского текста и редакторских в том числе.Выявлены основные параметры музыкального языка и средства музыкальной выразительности, которые позволят прийти к адекватной интерпретации двухголосных инвенций И.С. Баха.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
6. Список использованных источников…….……………………….…14
7. Приложения………………………………………………...…………15
Аннотация
Приобщая юных музыкантов к миру полифонической музыке, педагог-пианист сталкивается со специфическими трудностями в исполнении двухголосных инвенций И.С. Баха. Одна из них – это практически полное отсутствие каких-либо авторских указаний относительно интерпретации и характера исполнения – артикуляции, обозначения темпа, фразировки, динамики, аппликатуры и т.д.
Изучение музыки Баха представлялось актуальным для музыкальной науки, т.е. исследовались биографические данные, мировоззрение композитора, его творчество в связи с характерными особенностями немецкой культуры. Достаточно упомянуть такие известные имена как: Ф. Бузони, К. Черни, И. Браудо, Н. Копчевский и др. Работы этих авторов отличаются глубиной и последовательностью изложения материала.
В данной работе мы попытаемся провести аналитическое исследование авторского текста и средств музыкальной выразительности, характерных для клавирной музыки эпохи барокко на примере двухголосных инвенций И.С. Баха. Такой подход позволит исполнителю более ясно и осознанно передать как стилистические особенности баховского искусства (в данном случае инвенций), так и музыки эпохи барокко в целом.
Введение
Согласно программе по классу фортепиано ДШИ Министерства культуры Республики Беларусь, Минск 1997 г. обучение двухголосных инвенций, начиная с 5 класса проходят в следующем порядке: до мажор, ре минор, ля минор. В 6 классе предлагается изучение инвенций до минор, ре мажор, фа-минор, соль мажор, соль минор, си бемоль мажор, си минор, также в репертуар учащихся ДШИ вводятся трехголосные инвенции – симфонии И.С. Баха. Таким образом, каждый учащийся ДШИ по классу фортепиано не минует изучение двухголосных инвенций И.С. Баха. Однако, в отличие от простых пьес из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах», инвенции - это следующая ступенька на пути освоения имитационной полифонии, которая имеет значительно серьезные требования и задачи.
На титульном листе издания Петерс в Лейпциге (1933г.), размещено искреннее руководство И.С. Баха1. В этом послании прослеживаются определенные задачи, которые были связаны с изучением инвенций - это обучение певучей манере игры, развитие навыка полифонической игры в двух, а затем в трехголосье и совершенствование навыков композиции.
В связи с этим, можно говорить о том, что в послании И.С. Баха прослеживаются основные задачи, которые были связаны с изучением инвенций – это обучение певучей манере игры, развитие навыка полифонической игры в двух, а затем в трехголосье и совершенствование навыков композиции.
Последнее доказывает факт, что перед клавиристом того времени стоял ряд задач, где он должен был не только играть на многих музыкальных инструментах, но и обучаться сочинению музыки, владеть навыками импровизации уметь орнаментировать мелодику, должен знать обозначения и способы расшифровки мелизматики.
Много вопросов возникает и у педагогов, предлагающих своим ученикам сыграть двухголосные инвенции И.С. Баха. «Музыкальное искусство всегда ставит перед нами задачу найти компромисс между историческим познанием и миром чувств нашего времени», – писал Бадура-Скода [1, с. 15]. В исторически изменчивом балансе двух сил, противоборстве двух разнонаправленных тенденций в современном исполнительстве усматривается стремление к исторически достоверному, стилистически максимально точному, и, при этом, по-современному живому исполнению.
Цель работы заключается в осмыслении стиля двухголосных инвенций И.С. Баха, влияющего на исполнительскую интерпретацию.
Достижение данной цели обусловлено необходимостью решения следующих задач:
Выявить основные черты разных редакций двухголосных инвенций Баха.
Осуществить обзор двухголосных инвенций И.С. Баха в контексте творчества композитора и эпохи.
Работа состоит из аннотации, введения, двух разделов, посвященным редакциям и стилевому аспекту баховских инвенций, заключения, списка использованных источников и приложений.
Редакции двухголосных инвенций И.С. Баха
В истории европейской музыкальной культуры первое упоминание о редакциях возникает в связи с именем И. С. Баха; это так называемые исполнительские редакции – Г. Бишофа (изд. Штейнгребер), Диндлера (изд. Ютт), Ф. Бузони (изд. Брейткопф и Гертель). Редакторы корректируют составляющие музыкального текста – агогику, динамику, фразировку, и, что немаловажно, тщательно расшифровывают мелизматику, приводя нескольких возможных вариантов.
Приступая к рассмотрению редакций инвенций Баха, выбор которых должен учитываться как исполнителем, так и преподавателем, предлагающим изучить сочинение композитора, обратимся к автографам двухголосных инвенций. В Государственной библиотеке Берлина хранится автограф инвенций И.С. Баха – это небольшая горизонтальная тетрадь, которая состоит из 62 страниц, открывающаяся искренним наставлением и датированная 1723 годом.
Но мало кто знает, что существует 2 варианта автографа инвенции №1
С-dur (Приложение А), второй из которых более поздний вариант
«с триолями» оказался отброшенным и неизвестным [8, с. 83]. Возможно, обратившись к позднему варианту данной инвенции, многие пианисты поймут его и осмыслят новые исполнительские задачи, а педагоги тем самым расширят учебный репертуар еще на одну пьесу.
Для более подробного изучения, в таблице приведем сравнительный анализ редакций Ф. Бузони и А. Гольденвейзера на примере двухголосной инвенции И.С. Баха С-dur. (Приложение Б)
Параметры музыкального языка
Редакция Ф. Бузони (1991) Москва, «Музыка»
Редакция
А.Б. Гондельвейзера
Темп и характер исполнения
Allegro (живо и определенно)
Moderato
Характер исполнения отсутствует
Агогика
Ремарки:
-nonrall. (предпоследний такт)
-tenuto (последний такт)
Ремарки:
- pocorit.
- фермата в последнем такте
(2 последних такта.)
Динамика
Динамика проставлена скрупулезно, обилие вилочек. Использованы ремарки:menof (7 т.), molto cresc (20 т.),
sempre f (21 т.)
Динамика проставлена скупо, вилочки отсутствуют
Штрихи
Используются:
-лиги фрезеровочного характера;
- акценты (использованы часто);
- стаккато (точки и клинышки).
Используются:
Лиги, акценты, стаккато – не используются в нотном тексте. Редактор с помощью сноски указывает, что все, как восьмые, так и шестнадцатые ноты следует исполнять legatо, за исключением восьмых в т. 20. Их следует исполнять non legato.
Орнаментика
Все баховские обозначения мелизмов расшифрованы и выписаны нотами непосредственно в тексте
Встречаются перечеркнутые и неперечеркнутые морденты
Предлагая учащимся своего класса двухголосные инвенции И.С. Баха, я руководствуюсь редакцией Ф. Бузони, считая ее наиболее подходящей и удобной для юных пианистов не только потому, что в ней обозначены границы форм двойной чертой, тщательно выписана расшифровка орнаментики, но и приведены обширные исполнительские указания по звукоизвлечению, характеру исполнения и раскрытию образно-эмоционального содержания некоторых пьес и мн. др.
На сегодняшний день, большую популярность приобретает редакция А.Е. Майкапара - известного музыковеда и органиста, в которой подробным образом проанализирована форма каждой инвенции, приведены их схемы, иллюстрирующие полифоническое строение каждой пьесы.[11]
(Приложение В)
Стилевой аспект двухголосных инвенций И.С. Баха
Как известно, сам Бах, в полном согласии с традициями своего времени, был чрезвычайно скуп на какие-либо исполнительские ремарки, в виду того, что во времена Баха все необходимые сведения сообщались непосредственно на уроке, поэтому многое в нотных текстах сочинений Баха остается нерасшифрованным, скрытым под завесой нотных знаков. Это требует от исполнителя определенных знаний основных стилистических закономерностей его произведений, которые позволят прийти к адекватной интерпретации.
Артикуляция, фразировка.
Для музыки Баха характерны такие штрихи, как legato, а также, nonlegato, portamente, staccato. Однако при исполнении инвенций Баха необходимо учитывать принцип звукоизвлечения, рассчитанный на инструменты эпохи композитора: в отличие от фортепиано, на клавесине, если мы снимаем руку с клавиатуры, звук в тот же момент прекращается. Уже одно это свойство клавишных инструментов баховского времени делает понятным значение, которое имеют в исполнении клавирной музыки мануальные приемы связывания и расчленения.[6, с. 36]
О важности и принципе отчетливой артикуляции писал известные теоретики баховского времени – Шульц, Кванц, Матессон, Тюрк и т.д. [7, с. 60]
2. Агогика. Для интерпретации сочинений Баха большое значение имеет ритмически точная игра. Ритмическая равномерность, устойчивость, твердость темпа – основные условия хорошего исполнения, а, примененная в меру агогика, помогает естественному исполнению переходов, взаимосвязи отдельных эпизодов, ведь сыграть произведение достаточно пластично, гибко можно, только прибегая к агогическим средствам.
3.Темп. Немалые трудности возникают перед исполнителем при определении темпа сочинений Баха.
Поскольку свои легкие клавирные сочинения (в данном случае инвенции) Бах использовал для обучения, а не для концертов, мы должны считать настоящим темпом пьесы тот темп, с которым в данный момент справляется учащийся. Для определения конечного темпа инвенций в своем классе я руководствуюсь метрономом. И. Браудо предложил таблицу метрономов для инвенций, указанных К. Черни и А. Келлером в своих редакциях двухголосных инвенций И.С. Баха. [6, с. 61]
Двухголосные инвенции
К. Черни
А. Келлер
C-dur
= 120
= 63
c-moll
= 108
= 52
D-dur
.= 80
♪ = 138
d-moll
.= 72
.= 60
Es-dur
= 108
= 72
E-dur
♪ = 144
♪= 96
e-moll
= 182
= 72
F-dur
= 144
= 116-126
f-moll
= 116
= 46
G-dur
. = 152
.= 108
g-moll
= 108
= 58
A-dur
. = 84
. = 72
a- moll
= 104
= 69
B-dur
= 88
♪ = 88
h-moll
= 104
= 92
Динамика.
В своих клавирных сочинениях Бах применял только 3 обозначения динамики – Forte, Piano и в редких случаях pianissimo. [6, с. 8]
Поэтому в инвенциях применять все динамические нюансы нужно крайне осторожно и без преувеличения. Но важна также и динамика более мелкая внутри самой мелодии, основанная на естественном интонировании. Соблюдение этих правил требует от исполнителя хорошо развитого музыкального вкуса и чувства меры.
6. Орнаментика
Таблицу расшифровки целого ряда украшений сам Бах вписал в “Нотную тетрадь Вильгельма Фридемана”. У нас она публикуется в “Нотной тетради Анны Магдалены Бах”.
Наиболее часто в двухголосных инвенциях Баха встречается следующая орнаментика: трель (tr)– расшифровывается с верхнего вспомогательного звука, как и мордент не перечеркнутый (^^^), перечеркнутый мордент всегда исполняется за счет того звука, над которым проставлен, состоит из трех звуков – основной, нижний и вспомогательный. форшлаг следует расшифровывать за счет длительности основного звука. Группето ~ состоит из четырех звуков, расшифровывается за счет вспомогательного звука и на всю длительность. Подробная расшифровка мелизмов представлена в Приложении Г.
Заключение
Выполненная исследовательская работа позволяет сделать следующие выводы:
1. В практику ДШИ по классу фортепиано прочно вошли и закрепились двухголосные инвенции И.С. Баха, поэтому крайне необходимо не только привить любовь учащихся к этому ценнейшему материалу имитационной полифонии но и уметь правильно их интерпретировать.
2. Исходя из сравнительного анализа, имеющихся в наличии редакций баховских инвенций, я руководствуюсь редакцией Ф. Бузони, считая ее наиболее подходящей и удобной для юных пианистов не только потому, что в ней обозначены границы форм двойной чертой, тщательно выписана расшифровка орнаментики, но и приведены обширные исполнительские указания по звукоизвлечению, характеру исполнения и раскрытию образно-эмоционального содержания некоторых пьес и мн. др.
3. Наблюдения над стилем Баха позволили сделать определенные выводы. Отчетливая артикуляция и ритмическая равномерность, устойчивость темпа – основные условия хорошего исполнения. Поскольку свои легкие клавирные сочинения (в данном случае инвенции) Бах использовал для обучения, а не для концертов, мы должны считать настоящим темпом пьесы тот темп, с которым в данный момент справляется учащийся. Для определения конечного темпа инвенций в своем классе я руководствуюсь метрономом. И. Браудо предложил таблицу метрономов для инвенций, указанных К. Черни и А. Келлером в своих редакциях двухголосных инвенций И.С. Баха. В отношении динамики, важно понимать, что в инвенциях применять все динамические нюансы нужно крайне осторожно и без преувеличения.
Список использованных источников
Бадура-Скода, Е. и П. Интерпретация Моцарта / Е. и П. Бадура-Скода. – М.: Музыка, 1972. – 372 с.
Баренбойм, Л. Вопросы фортепианного исполнительства / Л. Баренбойм. – Л.: Музыка, 1969. – 283 с.
Баренбойм, Л. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. Баренбойм. – Л.: Музыка, 1973. – 336 с.
Бах, И.С. Двухголосные инвенции[Ноты]: Для фортепиано. Редакция Ф. Бузони. Вступительная статья, комментарии, перевод немецкого текста и подготовка издания Н. Копчевского. — М.: Музыка, 1991. — 96 с.
Бах, И.С. Двухголосные инвенции[Ноты]: Для фортепиано. Редакция А. Гольденвейзера. — М.: Музыка, 1957. — 87 с.
Браудо И.А. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. - СПб: Северный олень, 1994. – 76 с
Калинина Н.П. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе секреты фортепианного мастерства. — М.: Издательский дом "Классика - XXI", 2006. — 114 с.
Милка А., Шабалина Т. Занимательная бахиана (Вып.1 & 2). - СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2001, — 516 с.
Носина, В. Б. Символика музыки И. С. Баха. М., Классика – XXI, 2006.-56 с.
Форкель, И.Н. О жизни, искусстве и произведениях Иоаганна Себастьяна Баха. – М., 1988.- 98 с.
http://art.1september.ru/article.php?ID=200701608
Александр Майкапар Инвенции и симфонии. – Журнал искусство
№ 16/2007 – дата доступа по ссылке 26.02. 2017
Приложение А
Приложение Б
Редакция Ф. Бузони двухголосной инвенции до-мажор
Приложение В
Фрагмент редакции А. Майкапара двухголосной инвенции С-dur.
1 ««Подлинное руководство, в котором любителям клавира и, в особенности, жаждущим учения предлагается ясный способ, как можно не только научиться играть на два голоса, но при дальнейшем прогрессе правильно и красиво обращаться и с тремя облигатными голосами, при сем же не только знакомиться с хорошими инвенциями, но и прилично их разрабатывать; а главным образом — добиться певучей манеры в игре и вместе с этим получить сильное предрасположение к сочинительству.
(Облигатный (obbligato — обязательный, непременный — ит.) — голос, имеющий ведущее, самостоятельное значение (в отличие от аккомпанирующих голосов))