Из опыта применения интенсивных развивающих методик в работе с начинающими в классе фортепиано
Из опыта применения интенсивных развивающих методик в работе с начинающими в классе фортепиано
В данной работе обосновывается необходимость применения интенсивных развивающих методик на самом раннем этапе обучения игре на фортепиано и в последующие годы, дается обзор и характеристика используемых автором технологий и методик, выделяются, с точки зрения автора, ключевые принципы и направления развивающего обучения с применением новых технологий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Из опыта применения интенсивных развивающих методик в работе с начинающими в классе фортепиано»
Татьяна Константиновна Подлесная
ДШИ №2 им. П.И. Чайковского города Брянска
Преподаватель по классу фортепиано
Аннотация
В данной работе обосновывается необходимость применения интенсивных развивающих методик на самом раннем этапе обучения игре на фортепиано и в последующие годы, дается обзор и характеристика используемых автором технологий и методик, выделяются, с точки зрения автора, ключевые принципы и направления развивающего обучения с применением новых технологий.
Из опыта применения интенсивных развивающих методик в работе с начинающими в классе фортепиано
В современном мире на фоне обилия информационных ресурсов, появления всё новых и новых гаджетов и более глубокого погружения в интерактивный мир компьютерных игр острее ощущается недостаток общекультурных эстетических — в том числе и качественных музыкальных — впечатлений, которые жизненно необходимы нашим детям. Музыка как язык Вселенной позволяет ребенку воспринимать окружающий мир более ярко и остро, лучше постигать добро и зло, искренность и фальшь. Убеждаясь в необходимости музыкально-художественного образования, мы сознаем и тот факт, что обучение ребенка игре на музыкальном инструменте, и, в особенности, на таком сложном и богатом по своим возможностям, как фортепиано, требует от педагога поиска новых путей, новых методов, более гибкого и продуманного подхода к самому процессу обучения, креативности, готовности экспериментировать.
Отличительной особенностью современных технологий и методик являются сформировавшиеся принципы обучения музыке как языку. Прежде всего, это активизация мышления, развитие слуха, контролирующего осмысленную интонацию и эмоциональную окраску, воспитание чувства формы и осознания логики развития музыкального произведения, как можно более ранняя интеграция обучения игре на фортепиано в теоретический курс. Музыкальный язык должен стать для ребенка родным, доступным, понятным и интересным. Для этого надо научить его читать и воспринимать нотный текст, как мы читаем и воспринимаем текст буквенный, то есть не отдельные буквы, слоги и слова, а заключенный в них смысл. Надо открыть тайны инструмента, на котором ребенок играет, и тайны его собственных физических, эмоциональных и интеллектуальных возможностей, посредством которых он может творить музыку.
Давно доказана польза и необходимость музыкального развития детей с раннего возраста (4–6 лет), так как именно в это время происходит интенсивное формирование и рост ребенка, развиваются функции всех систем организма и психики, раскрываются музыкальные способности. Обучение игре на фортепиано является эффективным средством активации высших функций мозга, в частности, абстрактного мышления. Кроме того, в процессе занятий можно корректировать проблемы психомоторного развития ребенка. Поэтому на учителя, обучающего игре на фортепиано, ложится большая ответственность: можно раскрыть и гармонично развить потенциальные возможности ученика, а можно привести к психологической травме. На первых порах не следует учить ребенка игратьнаинструменте, лучше учить его играть с инструментом. Ведь игра — естественное состояние детства. Самые сложные понятия и навыки маленький ребенок получает через игру. Период от 3 до 6 лет должен пройти максимально эффективно в плане приобретения навыков, которые ребенок в дальнейшем сможет применять при решении определенных жизненных задач, и эти навыки и умения станут толчком для последующего развития ребенка.
Обучению детей с раннего возраста (3–5 лет) с применением технологий раннего развития и развивающего обучения служат эффективные методики Т.Б. Юдовиной-Гальпериной, Т.И. Смирновой и Е. Хайнер. Особенностью этих методик являются простота, наглядность и образность изложения музыкальной грамоты и теории музыки, последовательное и неуклонное развитие слуха и навыка чтения нот, ориентированного на предварительное слуховое представление: «вижу — слышу — играю».
Очень хорошие результаты дает использование наглядного дидактического материала, представленного в указанных методиках:
— Изучаем ноты, как алфавит, используя цветные карточки с изображением предметов, ассоциирующихся с названием нот (до — домик и т.д.). Объясняем с их помощью бесконечность звукоряда, то есть запоминаем его последовательность от любого звука вверх и вниз подряд, затем через клавишу (по терциям) и через две клавиши (по квартам). Очень удобно и наглядно изобразить эти последовательности на трех кругах.
— Окрашиваем ноты, «живущие» на линейках, в красный цвет («девочки»), а «живущие» между линейками, в «окошечках» — в голубой («мальчики»). Так их расположение на нотном стане будет наглядней и легче запомнится маленькими учениками.
— Преображаем клавиатуру фортепиано: наклеиваем на клавиши изображение нот, окрашенных, с учетом их расположения на нотоносце, в красный или голубой цвет. На самом раннем этапе чтения нот можно кроме того наклеить на ноту соответствующую ей картинку. Надо, чтобы ребенок с самого начала понял главный принцип чтения: смотрим вперед, представляем звучание и мысленно складываем увиденное в музыкальное слово — мотив.
— Используем всевозможные карточки для изучения ритма, коробочки-«вагончики» для наглядного объяснения метра и размера. Все ритмические схемы сопровождаем равномерным пульсом, который исполняется другой рукой. Осваиваем все варианты дробления длительностей и их типичные сочетания. Зрительное восприятие различных ритмических рисунков ясно ассоциируем с моторно-двигательными представлениями. Все ритмические схемы проговариваем на ритмические слоги и прохлопываем. При помощи карточек выкладываем короткие ритмические диктанты и отгадываем пьесу по ее ритмическому графическому изображению.
— Для объяснения таких сложных для детского восприятия понятий как тональность, интервалы, аккорды излагаем учебный материал в сказочной форме и опять используем карточки для закрепления изученного материала и контроля знаний.
— Все игровые движения, пианистические навыки развиваются в тесном взаимодействии с обучением музыкальной грамоте и основам элементарной теории музыки.
— Вся работа с карточками «озвучивается». Ребенок учится сольфеджировать с самых первых уроков.
Чтобы звук получился таким, каким хочется, каким он звучит в представлении маленького ученика, надо научить его управлять своей спиной, руками, пальцами и клавишами. Поэтому большое внимание в современных методиках уделяется специальной гимнастике для развития и укрепления всего игрового аппарата юного пианиста, координации движений, и, самое главное, для формирования двигательных и сенсорных ощущений. Задача такой гимнастики — «создать наилучшие условия для освоения техники, то есть максимально развить мышечно-суставные ощущения с минимальной затратой времени» (С. Карась) Но при этом надо понять, что заниматься гимнастикой рук без контроля за работой мышц бессмысленно и даже вредно. На основе принципа осознанного контроля формируется очень важная для пианиста способность к дифференцированному осознанию мышечно-суставных ощущений. А через имитацию движений мы помогаем ученику быстрее и лучше освоить основные пианистические навыки. Вот как профессор С. Карась, автор уникальных методик обучения игре на фортепиано, предлагает поэтапно осваивать новый технический прием:
— Первый этап — подготовительные упражнения в воздухе.
— Второй этап — имитация движения на крышке инструмента.
— Третий этап — звучащее исполнение.
Интересный занимательный комплекс упражнений, развивающий мышцы пальцев, координацию и быстроту мышления, можно найти в книге И.Э. Сафаровой «Игры для организации пианистических движений». Несомненно, большую пользу принесут юным пианистам представленные в игровой форме дыхательные и другие развивающие упражнения Т.Б. Юдовиной-Гальпериной. Кроме того, эти упражнения позволят разнообразить урок, переключить ребенка на другой вид деятельности, эмоционально разгрузить его.
Вызывает интерес чисто пианистическая, оригинальная и доступная технология, изложенная американским пианистом, композитором и педагогом Сеймуром Бернстайном в его книге «20 уроков клавиатурной хореографии». Ее могут использовать не только педагоги, но и родители, помогая своим детям в домашней работе. В основе методов лежит соединение мышечных, двигательных, слуховых и эмоциональных ощущений в единый, контролируемый сознанием комплекс. Задача этой книги — помочь ученику раскрыть свой внутренний мир и понять, «как превратить музыкальные представления в звуки с помощью естественных свободных движений» (Л. Борухзон).
Много полезного и интересного можно почерпнуть, изучая и используя комплексные развивающие методики А. Мыльникова (школа игры на фортепиано «Рождение игрушки») и Т. Смирновой (цикл методических репертуарных сборников «Фортепиано. Интенсивный курс»). Эти авторские методики помогают овладеть навыками чтения нот с листа, транспонирования, развить внутренний слух и чувство стиля. Изложенный музыкальный материал позволяет сформировать у учащихся образ-представление, основанный на типических особенностях музыки той или иной эпохи, той или иной музыкальной формы. Его дидактическую цель можно выразить словами В. Медушевского: «Открыть ребенку мир высокого искусства, где образы окружающей действительности обретают идеальность, а образы духовного — вещественность, где те и другие вместе получают форму и наполняются красотой». Ученик и педагог получают возможность своеобразного «конструирования» музыки. Интенсивный метод обучения, представленный в этих методиках, формирует и развивает творческие способности учащихся.
Особое внимание хотелось обратить на пока еще редко применяемые в ДШИ методики, использующие модульные технологии и заложенный в них принцип моделирования учебного материала. Прежде всего, это интенсивная методика А.И. Исенко, позволяющая через моделирование осознать смысловую, тональную, образную и формообразующую структуру произведения и понять творческий процесс его создания, то есть стать на место композитора. Эта методика также предполагает тесное взаимодействие исполнительских навыков и глубокого знания теории музыки. С первых шагов ребенок учится транспонировать, то есть слышать ладовые связи и владеть клавиатурой не как стоящим в определенном порядке рядом белых и черных клавиш, а использовать ее как проводника в увлекательный, доступный, понятный и желанный мир музыки. Внутренняя мотивация, обусловленная познавательной деятельностью, основанной на творчестве, позволяет ученику приобретать знания и умения в более полном объеме и за более короткое время. Уже на этапе знакомства с нотной грамотой объясняются и вводятся понятия лада, мотива, фразы, предложения, периода, динамики и артикуляции. Для начального периода обучения автором разработана циклическая музыкальная форма — цепная модельная. Она состоит из ряда легких вокально-инструментальных пьес, соединяющихся в единое целое благодаря тому, что вокальная мелодия одной модели становится инструментальным сопровождением в последующей. Работа над музыкальным произведением посредством моделирования осуществляется поэтапно. В модели в достаточно упрощенном виде отражается основной музыкальный материал. Затем ученик преобразует композиционные элементы посредством транспозиции, ладовой перекраски и конструирования музыкальной формы. Заметим, что начинать изучать и играть гаммы А.И. Исенко предлагает на самом раннем этапе обучения, мажор и минор — одноименные. Этот очень интересный творческий метод позволяет оптимизировать процесс обучения благодаря тому, что ребенок с первых шагов учится понимать структуру музыки и те композиторские приемы, которые были использованы для ее создания. Использование этой методики ускоряет и делает более качественным процесс работы над, пожалуй, наиболее сложной для маленького пианиста формой — полифонией.
Хорошие результаты в работе над музыкальным произведением дает использование принципа «укрупнения контролированных кадров», сформулированного профессором С. Карась. Этот метод позволяет органично переходить от слухового контроля за каждым звуком к мысленному созданию целостной формы:
1 — единичные звуки; 2 — пульсация (последовательно по долям, по сильным и относительно сильным долям и по тактам); 3 — фраза, предложение; 4 — часть; 5 — целостная форма.
Под «контролем» понимается одновременное представление звука и двигательных ощущений. По словам С. Карась, «в начале контролируется каждый звук, далее — только звуки, попадающие в пульс (остальные подсознательно), потом первый звук фразы удерживается в представлении и мысленно соединяется с ее последним звуком». Вся фраза, а затем предложение и часть, выстраиваются как замкнутая целостность в пространстве. В итоге исполнитель контролирует только цельность звучания и «единство потока энергии от мышц спины, через руки, ладони, кончики пальцев и клавиши в струны» (С. Карась). Этот метод осваивается постепенно и его можно применять уже на начальном этане работы. Он же лежит в основе принципа формирования образа-представления в процессе работы над музыкальным произведением.
СХЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБРАЗА-ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
В РАБОТЕ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ПРИЕМ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ
ХАРАКТЕР ЗВУЧАНИЯ
I ЭТАП.
РАБОТА ПО ГОЛОСАМ
II ЭТАП.
СОЕДИНЕНИЕ ГОЛОСОВ
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ
ИНТОНАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
ОБЪЕДИНЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ
ОБЪЕДИНЕНИЕ ЗВУЧАНИЯ
III ЭТАП.
СОЗДАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕСОВОГО ДОПОЛНЕНИЯ В РУКЕ И МЕЖДУ РУКАМИ
СООТНОШЕНИЕ ГОЛОСОВ (ПОЛИФОНИЧЕСКОЕ И ГАРМОНИЧЕСКОЕ СЛЫШАНИЕ)
В зависимости от формы музыкального произведения первый и второй этап корректируются. Например, в работе над классической сонатой второй этап — это «РАБОТА НАД РАЗДЕЛАМИ ФОРМЫ: ПРСПРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЕ СООТНОШЕНИЕ ТЕМ и ИЗМЕНЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ». В работе над полифонией первый этап — «РАБОТА ПО ГОЛОСАМ: ИНТОНАЦИОННАЯ СТРУКТУРА и АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ», второй этап — «СОЕДИНЕНИЕ ГОЛОСОВ: ВЕРТИКАЛЬНОЕ СЛЫШАНИЕ ПРИ ТЕМБРОВОМ СВОЕОБРАЗИЕ ГОЛОСОВ и РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕСА МЕЖДУ РУКАМИ».
Вызывает интерес метод моделирования, применяемый для развития технических навыков учащихся. Этот метод, в частности, представлен в учебно-педагогическом пособии А.А. Абдуллиной «Моделирование упражнений для начинающих обучение игре на фортепиано» и сборнике Т. Симоновой «Скороговорки для фортепиано. 50 упражнений для беглости пальцев».
Всем, кто интересуется инновационными методами начального периода обучения игре на фортепиано, советую обратиться, кроме того, к сборникам М. Глушенко «Фортепианная тетрадь юного музыканта», Б. Березовского, А. Борзенкова и Е. Сухоцкой «Начинаю играть на рояле», О. Булаевой и С. Геталовой «Учусь импровизировать и сочинять», Л. Борухзон, Л. Волчек, Л. Гусейновой «Азбука музыкальной фантазии», О. Сотниковой «Я учусь играть», Л. Криштоп и С. Баневича «Школа юного пианиста», Ф. Брянской «Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста».
Подводя итог, хотелось выделить некоторые характерные особенности современных интенсивных методик начального обучения:
— неуклонное следование принципам развивающего обучения —увеличение объема используемого в учебно-образовательной работе материала; ускорение темпов прохождения определенной части учебного материала; увеличение меры теоретической емкости занятий; развитие активности, самостоятельности и творческой инициативы; обучение ученика умению учиться;
— использование разнообразного наглядного материала, игр, сказочных образов, а также жестов, танцевальных движений, голосовых импровизаций;
— обязательное развитие навыка транспонирования и сольфеджирования;
— возможно более раннее изучение теории музыки в комплексе с развитием пианистических навыков и навыка чтения с листа;
— развитие внутреннего слуха;
— воспитание осознанного управления игровыми пианистическими движениями;
— использование специальной гимнастики для развития пианистических навыков и укрепления всех мышц игрового аппарата;
— применение моделирования на всех этапах и уровнях обучения;
— изучение структуры музыкального произведения;
— первоначальное формирование музыкального образа и целостного представления: «Что хочу сказать звуками и как это сделать».
Это лишь небольшая часть разнообразных средств и способов обучения, используемых в названных авторских методиках. Не будем забывать, что предлагаемые инновации должны послужить своеобразным стимулом для развития у педагога собственной инициативы, желания самому учиться и находить новые пути в профессиональной деятельности. Важно из многих методов и технологий обучения выбрать те, в которых практически реализуются цели развивающего обучения в сочетании с методами, сберегающими здоровье ребенка. В практической деятельности педагог должен гибко использовать продуманное и на практике выверенное сочетание различных методик, дающее наилучший результат применительно к конкретному ученику.
Пусть девизом для каждого учителя станут слова замечательного русского педагога и историка Василия Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, надо любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь».
Литература
Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слёз, или Я — детский педагог. Санкт-Петербург: Союз художников, 2002.
Исенко А. Школа игры на фортепиано. Москва: Форум, 2007.
Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Пособие для преподавателей, детей и родителей. Методические рекомендации. Москва: РИФ «Крипто-логос», 1992.