Исследовательская деятельность обучающихся в классе фортепиано детской школы искусств как способ повышения исполнительской грамотности (обобщение опыта)
Исследовательская деятельность обучающихся в классе фортепиано детской школы искусств как способ повышения исполнительской грамотности (обобщение опыта)
Обобщение педагогического опыта преподавателя по классу фортепиано
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность обучающихся в классе фортепиано детской школы искусств как способ повышения исполнительской грамотности (обобщение опыта)»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств № 10»
Исследовательская деятельность обучающихся в классе фортепиано детской школы искусств как способ повышения исполнительской грамотности
(обобщение опыта)
Автор:
Косогорова Л. Г.
преподаватель по классу фортепиано
МБУДО «ДШИ № 10»
Брянск
2021
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..
3
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА …………………………………………………..
4
Цели и задачи педагогической деятельности ……………………….
4
Организация учебно-воспитательного процесса ……………………
Музыкальная педагогика в настоящее время претерпевает большие изменения, которые касаются почти всех сторон обучения детей в условиях детской музыкальной школы. Первоначальной задачей современной музыкальной педагогики является формирование творческой личности, разносторонне развитого человека, обладающего обширными знаниями в области культуры и искусства, способного реализовывать свой творческий потенциал. Исполнительская деятельность учащегося детской музыкальной школы в полной мере охватывает все указанные выше аспекты. Поэтому, по мнению автора, основой развития творческой личности должно быть обязательное обучение ребенка исполнительскому искусству.
Успешность ученика-пианиста в реализации его творческого потенциала зависит от многих факторов: интерес к учебной и исполнительской деятельности, познавательная потребность ученика, грамотное педагогическое воздействие в процессе обучения. Педагогу необходимо действовать в условиях индивидуального подхода к каждому учащемуся, подбирать методы, вилы и формы работы, необходимые для воспитания грамотного музыканта на каждом этапе обучения. Одним из основополагающих факторов грамотности и успешности пианиста – это яркая концертно-конкурсная жизнь. К этому педагог готовит ученика с первого года обучения. От того, как глубоко юный пианист научится проникать в изучаемое им музыкальное произведение зависит качество исполнения, а, следовательно, и результат его выступлений. По мнению автора, качеству выступлений будет способствовать кропотливая работа ученика по музыкально-теоретическому освоению произведений. Более того, привлечение ученика к самостоятельной музыкально-исследовательской деятельности позволит учащемуся повысить познавательную потребность, что положительно скажется на исполнительской деятельности. Выдвинув данную гипотезу, автор начал работу по исследованию опыта.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Цели и задачи педагогической деятельности
Целью педагогической деятельности в ходе работы по организации исследовательской деятельности учащихся является повышение их исполнительской грамотности.
Исходя из этого, выдвигается ряд задач:
1. изучить энциклопедическую, музыкально-историческую литературу, сайты интернета и выбрать необходимые и полезные для детей разных этапов обучения в классе фортепиано;
2. научить детей отбирать необходимую для использования в исполнительской деятельности историческую, теоретическую информацию;
3. создать условия для применения учащимися полученных знаний в практической деятельности;
4. подобрать исполнительский репертуар с целью постоянного расширения знаний учеников в области истории музыки, теории музыки.
Организация учебно-воспитательного процесса
Исследование проблемы и организация работы на уроке и домашней работы проходило с ученицей Галайда Марией в рамках обучения игре на фортепиано. В течение 4 лет проводилась тщательная работа по приобщению ученицы к самостоятельной работе по исследованию музыкального материала, предложенного для исполнительской деятельности. Работа проводилась по следующему плану:
1. Подбор репертуара для работы в классе и подготовки к концертному исполнению.
2. Теоретическое, жанровое, стилевое изучение пьес, осознание образной картины произведений.
3. Определение связи исполнительских приемов и жанрово-стилевых особенностей произведений.
4. Подготовка произведений к исполнению на сцене.
5. Концертная деятельность.
На протяжение всего периода автор использовал следующие методы работы с учащейся:
Подбор репертуара для работы в классе и подготовки к концертному исполнению разделен на 2 части:
- репертуар для развития технических навыков (гаммы, этюды, упражнения), пьесы для работы в классе (ознакомление с новыми музыкальными формами);
- художественный музыкальный материал концертной, экзаменационной и конкурсной деятельности.
В процессе занятий в классе ансамбля был подобран музыкальный материал для обучения Полины искусству совместного исполнительства.
Художественный музыкальный материал подбирался с учетом индивидуальных способностей ученицы, а также уровня ее интереса к ним.
На начальном этапе – 1-2 класс – произведения выбирались преимущественно программного плана для более осознанного восприятия ученицей образной картины, стиля и жанра (за исключением необходимых для изучения этюдов и сонатин, образность которых строилась относительно нотного текста, то есть придумывание образа на услышанную музыку). Начиная с 3 класса, программность постепенно разбавлялась непрограммными произведениями (инвенции, сонатины). К 4 классу в работу Марии в основном вошли произведения непрограммного плана или с нечетко выраженной программностью.
Второй этап работы явился центральным для исследовательской работы и разработки форм и видов работы над музыкальными произведениями.
В 1 классе проходила работа над программными произведениями разнообразными, по жанру и стилю: русские народные песни, легкие переложения детских песен (для ансамбля с педагогом), легкие танцы старинных композиторов (Л. Моцарт), легкие вариации на тему народной песни (И. Беркович), программные пьесы С. Майкапара, Н. Кореневской, Н. Любарского.
В процессе изучения русских народных песен вместе с ученицей были изучены материалы, посвященные русскому народному быту, праздникам, энциклопедические данные о композиторах, писавших обработки народных песен. Вместе с этим были прослушаны аудиозаписи русских народных песен. В ходе работы началось обучение Марии самостоятельному анализу предлагаемой информации сначала с помощью беседы с наводящими вопросами, задания на дом поиска (с помощью мамы) информации о русском народном творчестве, русских народных инструментах.
В процессе работы над ансамблевыми переложениями детских песен был использован музыкальный материал известных ученицы мультфильмов: «Песенка Львенка и Черепахи», «Антошка». Марии было предложено посмотреть мультфильмы, обратить внимание на то, в какой момент сюжета исполняется песня. Исходя из этого выбирались характер и темп каждого из произведений. На начальном этапе обучения эта работа также приравнялась к исследовательской.
Изучение программных пьес велось с точки зрения образной картины (С. Майкапар «Мотылек» - летящая легкая бабочка, Н. Любарский «Курочка» - беспокойная наседка, которая ищет и призывает цыплят, Н. Кореневская «Дождик» - капающий веселый дождик). Изучение образа сочеталось с подбором иллюстраций к каждой песне. Тем самым вырабатывалось осознание исполнительских приемов.
Старинные танцы были приурочены к получению ученицей начальных знаний в области жанров и стилей: Менуэта, Песни. В ходе изучения пьес ученица изучала особенности движений старинных танцев, мелодики вокальных произведений, а также эпоху, с которой связывались быт, костюмы, поведение.
Во 2 класс Мария перешла, уже имея значительный багаж начальных историко-теоретических знаний в области жанровых и стилевых особенностей фортепианной музыки. Программные произведения остались в приоритете репертуарного списка: танцевальная музыка русских и зарубежных композиторов (И. Бах Полонез, Р. Глиэр Мазурка, Д. Кабалевский Медленный вальс), пьесы-зарисовки (Д. Кабалевский «Клоуны», А. Караманов «Лесная картинка»). Каждое произведение было подвергнуто жанрово-стилевому анализу, определению образной картины каждой пьесы. В связи с этим исполнительские приемы были сведены к соответствию образу и жанру изучаемого произведения.
Изучение сонатин (М. Клементи Сонатина соч.36, № 1 – ч. I, Л. Бетховен Сонатина Фа мажор, ч. I) было связано с изучением оркестровки (камерный оркестр), тембровых и интонационных особенностей имитации инструментов камерной группы. Также определялась линия художественного образа.
Ко второму полугодию Мария начала проявлять самостоятельность в изучении жанрово-стилевых особенностей музыкальных произведений: она заинтересовалась музыкой И. С. Баха, с интересом слушала исполнение пьес на клавесине и органе, делала попытки сымитировать их звучание на клавиатуре фортепиано. При педагогической помощи были определены исполнительские приемы, позволяющие стилизовать музыку И. Баха.
Также интерес ученицы проявился в изучении жанровых особенностей танцев, которые изучались на примере конкретных произведений. Мария с интересом искала (с помощью мамы) сведения об истории создания и развития вальса, мазурки, элементах танцев, а также старалась в музыке выражать особенности звучания этих танцев.
Программные произведения также подвергались самостоятельному анализу: определялся жанр (в обеих пьесах выяснился танцевальный жанр – полька, что определялось, в основном, особенностями аккомпанемента), по текстовым обозначениям вырисовывалась образная картина, что Мария делала практически по тактам нотного текста.
К третьему классу у ученицы появился стойкий интерес к изучению и анализу нотного текста, особенностей произведений относительно названия, композитора, эпохи.
Репертуар 3 класса вместе с программными произведениями включал в себя и произведения с относительной программностью (К. Караев «Задумчивость», А. Хачатурян «Андантино», И. Бах Маленькие прелюдии соль минор, до минор). Также по учебному предмету «Основы ансамблевого исполнительства» в репертуар были внесены произведения А. Рубинштейна «Романс» и А. Петрова «Юмореска». Теоретическое изучение данных произведений было основано на поисковых системах интернета, в процессе которого Мария училась самостоятельно отбирать необходимую информацию, пополняя запас знаний об особенностях композиторского письма, жанрах и стилях.
В 4 классе было решено готовиться к конкурсу исполнительского мастерства. В связи с этим была выбрана программа повышенной сложности: И. С. Бах Двухголосная инвенция До мажор, Й. Гайдн Легкая сонатина Соль мажор (ч. I), В. Коровицын «Баркарола», ставшая основной для изучения в течение первого полугодия. В процессе работы над данными произведениями Полина познакомилась с более сложными музыкальными формами, требующими знания определенных правил исполнения. Помимо основного репертуара ученица освоила особенности исполнения полифонии Г. Генделя, произведений Р. Шумана, П. Чайковского.
Работа в последний год исследования показала, что Мария имеет достаточный опыт историко-теоретического изучения музыкальных произведений: знает энциклопедическую литературу, ориентируется в многочисленных сайтах интернета, отбирая необходимые и полезные для работы. Более того, ученица способна говорить о музыке И. С. Баха, особенностях его письма, эпохи и жанровых особенностях иго произведений. Также она имеет представление о исполнительских особенностях музыки венских классиков, русских и зарубежных композиторов, а также советских композиторов, что позволило сэкономить время в процессе работы над программой.
В процессе занятий автор отмечал активный рост интереса ученицы к исследовательской деятельности, которая стала неотъемлемой частью ее обучения с первых уроков: сначала в под контролем и поддержкой педагога, а затем и самостоятельной.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Работа по привлечению ученицы к исследовательской деятельности сопровождалась анализом результатов ее выступлений в зачетах, экзаменах, концертах и конкурсах.
В процессе вступительных экзаменов Галайда Мария показала себя как музыкально одаренная девочка: прекрасный музыкальный слух, музыкально-ритмическое чувство, эмоциональная отзывчивость, музыкальная память.
Первый класс показал, что девочка имеет большой интерес к исполнительству, ей нравится выступать на сцене. Проблемой в первом выступлении стала эмоциональная неустойчивость, хотя в целом выступление было качественным и выразительным. Беседа после выступления показала, что Мария боится забыть нотный текст. Сразу же началась работа по определению связи нотного текста к образной картине пьесы. Когда ученица поняла, что музыка – это не столько ноты, сколько музыкальная картина, рассказ, который композитор через исполнителя доносит до слушателя, она стала пробовать «отходить» от текста и «рисовать картину», «рассказывать сказку». Дальнейшая работа в этом направлении в комплексе с началом исследовательской работы показала положительные результаты выступлений Марии на сцене. С началом работы в классе ученица постепенно приобрела сценическую устойчивость, исполнение с каждым выступлением было более убедительным. Второй и третий класс ознаменовался неоднократными выступлениями в конкурсах, концертах детской филармонии и показал первые успехи ученицы в конкурсной деятельности. Однако в значимых конкурсах Марии пока еще не удавалось выступать успешно. Сказывалась суетливость и недостаточная осознанность целостной картины исполнения, все еще отвлечение на нотный текст. С опытом появились успешные выступления - это явилось результатом не только кропотливой работы ученицы по исследовательской теме, но и результатом накопившегося опыта работы с энциклопедической литературой и сайтами интернета.
Повышение исполнительского уровня ученицы в комплексе с историко-теоретической работой над каждым произведением помогли приобретению осознанности исполнения программы на сцене. Мария в четвёртом классе уже оценивалась на зачетах и экзаменах довольно высоко, комиссия отмечала музыкальное отношение к произведениям, чувство стиля, жанра, образа. Конкурсная деятельность также стала более успешной. За последний учебный год, вошедший в исследование опыта, Галайда Мария показала успешные результаты конкурсных выступлений.
Мария за четыре года обучения получила большой запас знаний в области жанрово-стилевых особенностей музыки разных эпох, навык применения имеющихся знаний в фортепианном исполнительстве. Ученица стала получать удовольствие от концертно-конкурсных выступлений, свободнее вести себя как на уроках, так и на сцене. Этому свидетельствуют результаты ее выступлений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фортепианное исполнительство – сложный вид работы пианиста, требующий многих компетенций от исполнителя и его педагога. Большое количество факторов, способствующих развитию исполнительских качеств юных пианистов должно быть учтено преподавателем, взявшим на себя труд воспитания грамотного исполнителя.
В условиях детской школы искусств, программные положения обеспечивают разнообразие методов, форм и видов работы с учащимися. Одним из положений является разностороннее развитие выпускника фортепианного отделения, которое определяется наличием знаний, умений и навыков в области музыкального искусства. Класс фортепиано предполагает изучение исполнительского репертуара и подготовка его к концертным исполнениям. Опыт показывает, что не всегда дети до конца понимают смысл исполняемого ими произведения, что выражается в несоответствии заявленной программы произведения исполнительским приемам, осуществляемым в ходе исполнения. Причиной является недостаток знаний в области жанра и стиля. Многие известные педагоги обращали внимание на историко-теоретическое исследование музыкального произведение как отдельный этап работы над музыкальным материалом. Автор, выдвинув гипотезу об исследовательской деятельности учащихся детской музыкальной школы как повышающим исполнительский уровень учеников аспекте, провел опытно-исследовательскую работу по данной теме.
Исследование по теме опыта показало, что оснащенность учащихся историко-теоретическими знаниями в области фортепианного искусства позволяет глубоко проникать в суть изучаемых музыкальных произведений, что способствует целостному исполнению их на концертной сцене. Практическая часть опыта доказывает необходимость воспитания в учениках потребности к познавательной деятельности. Более того, самостоятельно анализируя стилевые, жанровые особенности, особенности композиторского письма и совмещая новые знания с необходимыми исполнительским приемами, учащиеся учатся самостоятельной трактовке музыкальных произведений. Это способствует мысленному переносу внимания от нотного текста к образной картине произведения и более интересному и качественному исполнению.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства / Л. Баренбойм. – Л.: Музыка, 1969. – 282 с.
Вицинский А. В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. Психологический анализ / А. В. Вицинский. – М.: Классика-XXI, 2004. – 100 с.
Музыкальная педагогика и исполнительство. восьмой сборник статей / Сост. Г. Я. Эдельман. – М.: Музыка, 1973. – 240 с.
Фейгин М. Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога / М. Э. Фейгин. – М.: Муз. образование, 1968. – 387 с.
Цыпин Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика / Г. М. Цыпин. – С.-Пб.: Невская нота, 2001. – 258 с.