kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ИСПРАВЛЕНИЕ ПИАНИСТИЧЕСКИХ НЕДОСТАТКОВ В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка выполнена оптнейшим ( стаж работы более 45 лет) преподавателем специального фортепиано Мещеркиной Еленой Михайловной и посвящена актуальнейшим проблемам формирования исполнительского аппарата пианиста. Проблемы постановки рук при игре на фортепиано достаточно полно представлены в методической литературе, но в своей работе Елена Михайловна не толдько их систематизирует, но и рассматривает методы и подходы к исправлению возникших недостатков, во многом опираясь на личный исполнительский и педаггический опыт. Материал будет весьма полезен начинающим преподавателям, обучающимся колледжей искусств, музыкальных колледжей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ИСПРАВЛЕНИЕ ПИАНИСТИЧЕСКИХ НЕДОСТАТКОВ В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО »

ИСПРАВЛЕНИЕ ПИАНИСТИЧЕСКИХ НЕДОСТАТКОВ

В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО

Мещеркина Елена Михайловна,

преподаватель фортепиано

КГУ «Комплекс колледж искусств – ШОД»

г. Петропавловск, Казахстан

«Говоря о свободе рук, нельзя забывать, что никакого, самого маленького движения нельзя сделать без напряжения мышц, и поскольку любое движение есть напряжение, следует говорить лишь о стремлении к максимальной экономии энергии».

«Когда-то Эгон Петри признался, что раньше он думал, будто моментом наибольшей свободы является подъем руки, потом понял, что некоторая напряжённость мышц обязательна именно при нем, а наибольшая свобода должна быть в момент удара по клавишам».

/Гольденвейзер/

Пианистические недостатки обобщенно можно разделить на 3 группы:

  1. Зажатость

  2. Вялость

  3. Излишества.

Зажатость чаще охватывает мышцы всей руки, однако бывает и частичной (например, зажатость пальцев). Проявляется в жестоком, однообразном, стучащем звуке, неумении играть легато.

Внешние признаки: нерасчленённые движения всей руки фиксация локтя, отсутствие гибкости в запястье, неизменная форма кисти, будто сведённой судорогой, «слеплённость», либо, наоборот, нецелесообразная активность пальцев. Иногда пианист играет только «от локтя», будто закованными в панцирь предплечьем и кистью. Чаще всего зажатость прививается с детства: например, требование отводить локти в стороны и держать их, либо придавать кисти неизменную круглую форму. А ведь нарочитое отведение локтей не менее вредно, чем прижатость к корпусу - создаётся статическое напряжение.

Чем держать локоть, лучше найти ту высоту посадки, которая обеспечит целесообразное исходное положение и свободу движений. Здесь нужно использовать некоторые приемы, помогающие почувствовать мышечную расслабленность - первое из ощущений, необходимое для построения пианистической базы.

Вялость - безволие мышц, их инертность. Нередко вялые кисти и пальцы сочетаются с зажатостью плеча, вследствие чего опора с клавиатуры снимается. Вялые кисти нецелесообразно высоко оттягиваются и безвольно падают. Такая игра приводит к «шлепанью», обеззвучиванию. Межкостные мышцы запястья мало развиты, т.к. им не создаётся условие для активной работы. Часто такие ученики флегматична, им не хватает инициативы, но иногда вялость в руках и пальцах - результат неверного пианистического воспитания.

Излишества - /щупальца, вишенки, катящиеся шарики, радующиеся пальцы, кошачьи лапки с коготками, заметное шлепание, натирание пола ногами, прерывистое дыхание, лишние движение во время игры подобны не вовремя взятому дыханию певца - они рвут музыкальную мысль.

Из мало заметных излишеств нужно отметить:

Двойной импульс при взятии звука палец не достигает дна клавиши. Рука останавливается у самой её поверхности, после чего звук берётся толчком. Это своего рода «страховка» - ученик боится, что при незаторможенном движении может «смазать». Нужно ему сказать, что кисть с нацеленными пальцами должна быть упругой, что её нельзя высоко оттягивать (чем больше расстояние от клавиатуры, тем больше боязнь, и, как следствие - фиксация). Активизировать верхнюю часть руки, регулируя интенсивность взятия звука.

Вертикальные движения.

т.е. толчки на каждую длительность при исполнении непрерывной звуковой линии. Эти «приседания» пагубно отражаются на цельности мысли В быстром темпе появляется тряска. Это - следствие не только дурной привычки, но и слабости пальцев, их неумения действовать самостоятельно, от своего основания, т.е. от пятно-фаланговых суставов. Но если пальцы это делают «сами» по себе, звук получается пустым и хлопающим. Нужно советовать ученику брать рукой дыхание перед фразой, Чем она длиннее, тем реже «вдох», тем выразительнее и естественнее речь и пение.

Плечо после импульса целесообразно опустить, успокоить и играть уже не делая вдоха, а только экономно направлять и регулировать «струю дыхания».

Ощущения импульса от плеча, помогающее снять толчки и тряску можно передать, если «поздороваться» с учеником за руку, крепко её при этом встряхнуть, Или предложить ему представить себя плавающим.

«От пле±*а напряжение должно скатываться вниз, через предплечье в кисть и пальцы, чтобы потом опять в сл*учае необходимости, перекатываться «вверх», это объяснение учеником снимает фиксацию, придаёт игровому аппарату эластичность, свободу, в то время как привычное «опусти вес руки на пальцы» приводит зачастую к пассивности. Иногда помогает совет несколько вытянуть руку, сыграть ей от «тупого угла» (почувствовать его в локтевом суставе), и падать «парашютиком».

Такой импульс от плеча позволяет и в пассажах и в кантилене «пустить пальцы по инерции», что снимает вертикальные толчки. Помогает аналогия с мячом - это даёт ощутить упругость кисти, (ведь для того, чтобы мяч покатился, незачем его подталкивать), это приходится делать время от времени, сообщая ему новый заряд энергии (сравнение с мячом, утюгом).

В аккордовой и октавной технике вертикальные движение подчинены тоже общей горизонтальной линии, как «камушки-блинчики». Нужен начальный двигательный импульс, дающий дальнейшую инерцию.

Пережимы - следствие зажатости пальцев, которые вместо того, чтобы принимать на себя руку, судорожно жмут клавиши.

Это характерно и для музыкально одарённых учащихся, стремящихся к выразительности. Для таких учеников бывает неожиданностью сообщение о том, что пальцы и руки должны быть лёгкими. Привычные с детства напоминания о весе руки, её давлении на них далеко не безобидно, т.к. эти советы доводятся до крайности.

Оттянутое горбом запястье, как основное иг#ровое положение, обычно связано со слабыми, неустойчивыми, проваленными пястно-фаланговыми суставами, не способными служить опорой пальцам, которые и не стремятся использовать для этой цели запястье.

Зажатость психическая устраняется путём внушения ученику, что образные представления нужно оживлять (расширять кругозор), обогащать свои внутренний слух, расширять творческие намерения - всё это отвлекает ученика от мышечной зажатости.

Педагогические находки помогающие в занятиях с одними учениками не всегда приводили к положительным результатам у других. Непрестанный поиск, по крупицам накапливаемый опыт - и станет легче работать, советы станут более точными.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
ИСПРАВЛЕНИЕ ПИАНИСТИЧЕСКИХ НЕДОСТАТКОВ В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО

Автор: Мещеркина Елена Михайловна

Дата: 28.01.2015

Номер свидетельства: 162948


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства