Использование суггестивных методов обучения на уроках музыки
Использование суггестивных методов обучения на уроках музыки
Ситуацию успеха можно создать на том этапе урока, на котором ребенок чувствует себя более уверенным, например, в процессе взаимодействия с одноклассниками, при выполнении какой-либо деятельности (пении, импровизации, игре на музыкальных инструментах).
Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, высокий уровень активности. «Интерактивный» (от английского inter - взаимный, act -действовать) - это обучение, погружённое в общение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование суггестивных методов обучения на уроках музыки»
Активные и интерактивные методы обучения
на уроках музыки в начальной школе
«Музыкальное творчество детей –
самый действенный способ их развития»
Б. В. Асафьев
Одним из направлений модернизации системы российского образования является совершенствование методов и форм обучения. В Законе «Об Образовании» сказано, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации.
Задача любого учителя – сделать урок ярким, запоминающимся, привлекательным, сформировать эмоционально-положительное отношение к предмету, изменить роль ученика, из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения.
Учащиеся не должны забывать, что музыка - это не развлечение, а очень важная часть нашей жизни. Учитывая педагогические условия использования активных форм и методов обучения, для самореализации учащихся особенно важным является то, чтобы каждый пережил ситуацию успеха. Как ее создать?
Ситуацию успеха можно создать на том этапе урока, на котором ребенок чувствует себя более уверенным, например, в процессе взаимодействия с одноклассниками, при выполнении какой-либо деятельности (пении, импровизации, игре на музыкальных инструментах).
Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, высокий уровень активности. «Интерактивный» (от английского inter - взаимный, act -действовать) - это обучение, погружённое в общение.
В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом; на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных моментах сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, разнообразных коммуникациях, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Активные методы и формы обеспечивают решение образовательных задач:
формирование положительной учебной мотивации;
повышение познавательной активности учащихся;
развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
эффективное усвоение большого объема учебной информации;
развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
развитие универсальных учебных навыков.
АМО начала образовательного мероприятия
Такие методы, как «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.
Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться локтями.
Метод «Поздоровайся локтями»
Цель – Встреча друг с другом, приветствие.
Численность – весь класс.
Время – 2 минуты.
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается две минуты. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
Примечание: Эта игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.
Для урока музыки можно использовать метод «Поздоровайся глазами».
Учитель: Давайте посмотрим друг другу в глаза соседу слева, затем соседу справа и мысленно пожелаем хорошего настроения, хорошего урока и успешности в творчестве.
Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться, как это
делают люди в других странах. Метод приветствия «Круг дружбы». Цель: приветствие обучающихся. Задачи: - формировать дружественные отношения в коллективе, познакомить с различными формами приветствия в разных странах. Численность: весь класс (вся группа). Время – 2-3 минуты. В классе звучит национальная музыка той страны, способ приветствия которой применяется. Учитель: Доброе утро ребята! Сегодня я приглашаю вас в круг дружбы. (Все участники встают в круг в центре класса). - Давайте еще раз поздороваемся. Здороваться можно по-разному: - как деловые люди - рукопожатием (жмут друг другу руки); - как добрые, старые приятели - обняться (обнимают соседа слева, затем справа); - просто коснуться друг друга плечиками.
Если учитель целью поставит не только поприветствовать друг друга , но и наладить дружеский контакт и обогатить знаниями класс, то время увеличивается еще на 1,5-2 минуты (это время уходит на то, чтобы рассказать о том, как приветствуют друг друга люди разных стран). Варианты проведения метода Можно попросить: - поздороваться, хлопнув друг друга по ладони; - поклон (как в Японии); - приветствие «коутоу» - складывание рук и поклон.
-сложить ладони вместе, как будто молимся, приложить их к голове, поклониться и произнести «савадди». Позиции рук могут разниться: чем выше руки по отношению к лицу, тем больше уважения оказывается тому, кого приветствуют (как в Таиланде).
АМ презентации учебного материала
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Метод «Инфо-угадайка»
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Группы: все участники.
Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока.
Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные.
Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в сообщении.
Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.
Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.
В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.
АМ организации самостоятельной работы над темой
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать? Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока можно использовать методы: «Инфо - карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Группы: 5-7 человек
Численность: весь класс
Время: 15 - 20 мин.
Метод «Автобусная остановка»
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы. Участники разбиваются на группы по числу вопросов.
Учитель ставит задачу группам – записать основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут.
Команда определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу.
В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
АМО «Мысли на столе»
Для работы каждому ученику понадобится четыре листочка. На каждом листочке ученики пишут слова, исходя из задания учителя. После записи слова необходимо листочек положить в центр стола лицевой стороной вверх. Работа продолжается, пока не используются все листочки. Все версии ответов дети в группе проговаривают друг другу вслух.
Активные методы релаксации
Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно двух минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию.
Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух.
Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.
Земля.
Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.
Огонь.
Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода.
Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
АМ подведения итогов урока
Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: «Шпаргалка», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?».
Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.
Цель: Получить обратную связь от учеников в конце урока.
Время: 5 мин. на подготовку; 1- 2 мин. каждому участнику (на ответ).
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают их на лист ватмана или на доску, комментируя. Необходимо выяснить критерии оценивания по всем видам работы.
Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ученики усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.
АМО «Шпаргалка»
1.Каждый ученик готовит карточку с вопросом и ответом.
2.Внутри группы (4-6 человек) ученики зачитывают вслух свои вопросы и ответы, чтобы убедиться в правильности ответов и отсутствия повторения.
3.Похожие вопросы заменяются.
4.В итоге в каждой группе должно быть сформулировано четыре вопроса.
5. Ученики встают со своими карточками, передвигаются по классу, образуют пару не со своего стола для опроса.
6. Один задаёт свой вопрос партнёру.
7.При затруднении в ответе дается сначала одна подсказка, затем вторая.
8.При неправильном ответе после двух подсказок следует объяснение.
9.Затем ученики меняются ролями.
10.По завершении этапа урока необходимо обменяться карточками.
Заключение
Активные формы и методы работы формируют творческую активность учащихся в учебной и во внеурочной деятельности, способствуют активизации познавательной деятельности учащихся на уроках музыки, самостоятельному осмыслению музыкального материала. Уроки с использованием активных форм и методов позволяют учителю по-новому увидеть некоторых учащихся, заметить их индивидуальные особенности. Эффективность урока возрастает.