kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование современных технологий для решения проблем подзвучивания акустических народных инструментов на концертной эстраде

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа содержит информацию о современных способах подзвучивания акустических музыкальных инструментов. Методическая работа предназначена и может быть полезна как практикующим музыкантам-исполнителям, так и педагогам музыкальных школ, чьи ученики выступают в концертах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование современных технологий для решения проблем подзвучивания акустических народных инструментов на концертной эстраде»

Управление культуры

Администрации города Донецка

КНСУЗИ музыкальная школа № 2













ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПОДЗВУЧИВАНИЯ

АКУСТИЧЕСКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

НА КОНЦЕРТНОЙ ЭСТРАДЕ








Методический доклад

преподавателя

отдела народных инструментов

ШОСТАКА С.Н.















Донецк – 2015.

В современном исполнительстве на концертной эстраде музыкантам часто приходится сталкиваться с проблемой подзвучивания акустических музыкальных инструментов, поэтому обращение к этой теме представляется актуальным и важным.

При решении задач подзвучивания акустических музыкальных инструментов на концертной эстраде наличие базовых знаний о характеристиках музыкальных инструментов может оказаться очень полезным. Инструменты и другие источники звука характеризуются их частотным спектром, направленностью звука и динамическим диапазоном.



Именно тембром звучание одного инструмента отличается от другого. Благодаря этому мы можем отличить сыграна нота на фортепиано или на трубе. Следующие графики показывают уровни несущих частот и обертонов у трубы и гобоя, играющих одну и ту же ноту. Количество обертонов, равно как и их пропорции, заметно отличается, что приводит к индивидуальному звучанию каждого инструмента. Микрофон, который имеет одинаковую отдачу на всем спектре инструмента, передаст наиболее натуральное звучание. Микрофон, который имеет неодинаковую отдачу или меньший диапазон, изменит звучание инструмента, хотя последнее в некоторых случаях желательно. 

Направленность звука - трехмерная картина звуковых волн, исходящих от инструмента. Музыкальный инструмент на разные направления выдает звуки различного тембра. Большинство инструментов рассчитано на то, чтобы их слушали на расстоянии, обычно полметра или более. На этом расстоянии комбинация звуков, исходящих от различных частей инструмента, дает наиболее приятный уху результат. Ко всему, многие инструменты выдают этот сбалансированный звук только в одном направлении. Микрофон, размещенный под нужным углом на нужном расстоянии, будет улавливать самый натуральный и сбалансированный звук. 

С другой стороны - микрофон, расположенный слишком близко к инструменту, склонен выделять ту часть звука инструмента, что ближе к нему. Результат может не отражать звучание инструмента в целом. Таким образом, звуковой баланс при подзвучивании сильно зависит от расположения микрофона относительно инструмента. К сожалению, трудно, если только вообще возможно, в реальной ситуации разместить микрофон на "натуральном" расстоянии от инструмента без возникновения заводок или улавливания постороннего шума. Близкое расположение микрофона - обычно единственный способ добиться достаточной изоляции и уровня усиления. Но, поскольку звук, улавливаемый непосредственно у источника может существенно меняться при малейших изменениях в положении микрофона, очень полезно экспериментировать с расположением и ориентацией микрофона. В некоторых случаях, для того, чтобы получить хороший звук - от тишайшего до самого громкого звучания - большого инструмента, такого как фортепиано, требуется больше одного микрофона. 

Динамический диапазон инструмента определяет требования к чувствительности и максимальной воспринимаемой громкости используемого микрофона. Громкие инструменты, такие как барабаны, медные духовые или усиленные гитары хорошо обрабатываются динамическими микрофонами, которые могут выдерживать очень высокие уровни громкости и имеют умеренную чувствительность. Более тихие инструменты, такие как флейта и клавесин могут выиграть от большей чувствительности конденсаторных микрофонов. Разумеется, чем дальше микрофон будет находиться от инструмента, тем менее громкий звук до него дойдет. В контексте концертного выступления динамический диапазон каждого инструмента определяет, какая степень усиления требуется. Если все инструменты достаточно громкие, а площадка имеет умеренные размеры и хорошую акустику, может не понадобиться никакое подзвучивание. 

С другой стороны, если выступление будет происходить в очень большом зале или на открытом воздухе, даже инструменты, играющие через усилители могут потребовать дополнительного подзвучивания. Наконец, если есть существенная разница в динамических диапазонах инструментов - например, когда акустическая гитара играет в громкой рок-группе, микрофоны (и аппаратура) должны быть настроены в соответствии с этой разницей. Часто максимальная громкость всей звуковой системы ограничивается максимальным порогом возникновения «заводок» самого тихого инструмента. Понимание характеристик частотного спектра, направленности и динамического диапазона может существенно помочь в выборе правильного микрофона, расположение его лучшим для получения нужного звука способом и минимизируя «заводки» и ненужные призвуки. 

Инструментальные усилители.
Особым инструментом с широким диапазоном характеристик является динамик. Каждый раз, когда вы ставите микрофоны, чтобы снять звук с гитарной или басовой колонки, вы имеете дело с акустическими особенностями динамиков. Каждый отдельный тип динамиков имеет направленность и выдает различные АЧХ в зависимости от угла и расстояния. Звук динамика обычно почти всенаправленный на низких частотах и очень зависит от направления на высоких частотах. Поэтому звук снятый по оси и с центра динамика обычно более "кусачий", то есть имеет много верха, в то время как звук снятый под углом или с края динамика - более мягкий и сильнее "басит". Колонка с несколькими динамиками выдает еще более сложный результат, особенно, если она имеет отдельные динамики для низких и высоких частот. 

Как и в случае акустических инструментов, нужный звук получается только на некотором расстоянии от динамика. Реальная обстановка часто требует установки микрофона вплотную. В этом случае первым выбором является однонаправленный микрофон: он может справиться с громкостью, обеспечивает изоляцию и хороший звук. Устанавливая однонаправленный микрофон вплотную к динамику, помните об эффекте приближения: можно ожидать, что поднимутся нижние частоты. 

Если колонка имеет только один динамик, то путем некоторого экспериментирования можно снять приемлемый звук одним микрофоном. Если в колонке несколько одинаковых динамиков, то проще всего будет снимать звук с одного из них. Поместив микрофон между динамиками, мы можем получить сильный фазовый эффект, который правда может быть желателен для получения определенного звука. Однако, если у нас стереодинамики или наличествуют отдельные динамики для верхних и нижних частот, может потребоваться несколько микрофонов. Местоположение колонок также может существенно влиять на их звук. Поставив колонку на ковер, мы уменьшаем яркость, а подняв над полом - уменьшаем низы. Колонки с открытой задней поверхностью могут также быть подзвучены одновременно спереди и сзади. Расстояния от колонки до стен или других объектов также может повлиять на звук.



Классификация микрофонов.




По способу преобразования акустической энергии в электрическую микрофоны делятся на:

- угольные,

- пьезоэлектрические,

- электромагнитные,

- динамические,

- конденсаторные.

Угольные микрофоны работают на свойствах угольного порошка изменять свое сопротивление в зависимости от силы сжатия под действием звуковой волны.

Угольный микрофон из телефонного аппарата.

Пьезоэлектрические работают на принципе пьезоэлектрического эффекта, т. е. возникновении электрических зарядов на поверхности кристаллов некоторых веществ при их деформации под действием звукового давления; величина этих зарядов пропорциональна звуковой волне.

Звукосниматель крепится к корпусу инструмента с помощью специального клейкого состава, причем он приклеивается не намертво. В пользовательской инструкции указывается примерное местоположение датчика, но понятно, что каждый музыкальный инструмент индивидуален, поэтому, чтобы "поймать" нужное звучание, датчик можно спокойно передвигать по корпусу (в этом случае действия музыканта будут напоминать действия врача со стетоскопом).

Миниатюрные пьезокерамические элементы, толщина вибрирующей пластинки которых не превышает 0,1 мм, что обеспечивает хорошую частотную отдачу и высокую чувствительность. Датчики прикрепляются непосредственно на поверхность инструмента с помощью двусторонней клейкой ленты, без проблем удаляемую.

По своим электроакустическим и эксплуатационным свойствам пьезомикрофоны не могут обеспечить требований, предъявляемых к профессиональным студийным и трансляционным микрофонам. Однако такие их достоинства, как простота устройства, малый вес и габариты, а также небольшая стоимость, определили их приме­нение в любительских устройствах и некоторых типах промышлен­ной недорогой аппаратуры. Так, например, в слуховых аппаратах для тугоухих применялись газоэлектрические микрофоны с пластин­ками из кристаллов сегнетовой соли, отличающиеся простотой кон­струкции, малым габаритом и весом, дешевизной и относительно высокой чувствительностью. Эти качества долгое время обеспечива­ли почти исключительное применение их в слуховых аппаратах с усилителем на миниатюрных радиолампах.

К недостаткам пьезомикрофонов следует отнести высокое внут­реннее сопротивление, имеющее емкостный характер, значительную неравномерность частотной характеристики, недостаточную эксплуа­тационную надежность (хрупкость, гигроскопичность) и зависимость параметров от температуры. На рис. показаны две примерные частотные характеристики пьезомикрофонов от слуховых аппаратов в сравнении с частотной характеристикой динамического микрофона МД-47. Как видно из этого рисунка, пьезомикрофоны имеют сред­нюю чувствительность от 50—60 до 80—100 мв ■ н~] ■ мг со значитель­ным подъемом в области 2—4 кгц (собственный резонанс диафраг­мы), где чувствительность доходит до 200 мв-н~!-м2, а в некото­рых экземплярах и еще больше.

По форме частотной характеристики и значению чувствительно­сти разные экземпляры пьезомикрофонов имеют значительный раз­брос. Для нормальной работы такие микрофоны должны подключаться на нагрузку не менее 3—5 Мом и размещаться в непосред­ственной близости к микрофонному (входному) каскаду усилителя.

Действие электромагнитных микрофонов основано на принципе изменения магнитного потока при смещении в нем подвижного элемента (якоря, звуковой катушки).

Угольные, пьезоэлектрические и электромагнитные микрофоны из-за низкого качества, узкого диапазона частот, большой неравномерности частотной характеристики, повышенного уровня собственных шумов в настоящее время используются только для оперативной связи и любительских целях.

В радиовещании и профессиональной звукозаписи наиболее широко применяются динамические и конденсаторные микрофоны.

Динамические микрофоны работают на принципе перемещения звуковой катушки в магнитном зазоре постоянного магнита. Диафрагма микрофона жестко соединена с катушкой, по закону электромагнитной индукции в ней возникает напряжение, прямо пропорциональное звуковому давлению.

Динамические микрофоны имеют неплохие качественные показатели, небольшие габариты и вес, прочны, не боятся перегрузки и механической тряски; поэтому широко применяются в студиях, на сцене и на открытом пространстве. Динамический или электродинамический микрофон — это наиболее распространённый тип конструкции микрофона. Он представляет собой мембрану, соединённую с лёгким токопроводом, который помещен в сильное магнитное поле, которое создается постоянным магнитом. В отличие от конденсаторных, динамические микрофоны не требуют фантомного питания.

К динамическим можно также отнести и ленточные микрофоны (МЛ-16, МЛ-19). Звукоприемником здесь является тонкая гофрированная ленточка, помещенная в магнитный зазор. Под действием звука ленточка колеблется и на ее концах возникает электрическое напряжение, которое после согласующего трансформатора подается по экранированному кабелю к микрофонному усилителю. Ленточные микрофоны обладают неплохими показателями, однако боятся перегрузки, на близких расстояниях подчеркивают низкие частоты и не могут быть использованы на открытых пространствах.

Самыми распространенными в звукозаписи являются конденсаторные микрофоны. Действие конденсаторного микрофона основано на использовании свойств электрического конденсатора.  Звукоприемником здесь служит капсюль, представляющий собой плоский воздушный конденсатор, одна из пластин которого неподвижна, а другая, легкая и упругая, колеблется под действием звуковой волны. Подвижных мембран может быть две. Капсюль находится под постоянным поляризующим напряжением (порядка 50 в). В непосредственной близости от капсюля в одном с ним корпусе размещается ламповый или транзисторный каскад и только потом напряжение по кабелю подается на усилитель.

Питание для конденсаторного микрофона берется с пульта либо через специальный выпрямитель, который соединяется с микрофоном экранированным кабелем.

Audix ADX20i

ADX20i - миниатюрный пре-поляризованый конденсаторный микрофон для подзвучивания духовых инструментов. Имеет кардиоидную характеристику направленности, гладкий частотный диапазон от 40Гц до 20кГц и удобную систему крепления на гусиной шейке. Обеспечивает богатое, теплое звучание духовых, не типичное для микрофонов такого размера. Корпус изготовлен из прочного медного сплава..

Миниатюрный конденсаторный микрофон.

Конденсаторные микрофоны имеют самые лучшие качественные параметры, чувствительность, широкую полосу частот, равномерную частотную характеристику, широкую и глубокую зону охвата. Ценным качеством являются и сменные характеристики направленности, которые можно устанавливать на самом микрофоне или на пульте. Для этого используют капсюли с двумя подвижными электродами. Различные способы включения в схему дают возможность получать любые диаграммы направленности.

Стерео-конденсаторные микрофоны имеют в одном корпусе два капсюля, расположенные друг над другом на одной вертикальной оси, и могут разворачиваться на 45, 90, 180 и более градусов.

При работе с конденсаторными микрофонами надо соблюдать осторожность, т. к. капсюль находится под напряжением и двигать и перемещать микрофоны и стойки не рекомендуется, чтобы не вывести из строя конденсатор. По этой же причине не следует дуть в микрофон или стучать по корпусу. Все работы желательно проводить при выключенном блоке питания.

Одним из самых известных микрофонов является С-12 производства фирмы AKG Австрия. Эта же фирма выпускает стерео микрофоны С-24, С-426.

В последнее время получили распространение радиомикрофоны, позволяющие обходиться без длинных кабелей и шнуров;

Разновидность конденсаторного микрофона – электретный.

Наиболее известные фирмы-производители SHURE, AKG, NEUMANN, SENNHEISER, BEYERDYNAMIC, PRO AUDIO, ROYTEX, SONY, BEHRINGER и др.

Принцип действия конденсаторного микрофона низкой частоты с внешней поляризацией:

0 – неподвижный электрод; 1 – мембрана; 2 – металлизация; 3 – пленка; 4 – сетка; 5 – изоляция; 6 – микрофонный капсюль; 7 – неподвижный электрод; 8 – микрофонный провод.



Преимущество радиомикрофонов заключается в возможности обойтись без микрофонного кабеля. Вот ситуации, когда радиомикрофоны незаменимы:

сцены большой длительности, когда микрофонный кабель может быть виден в кадре (например, в телеспектаклях); большая подвижность артиста.

Из радиодиапазонов VHF и UHF предпочтительнее использовать последний, так как он обеспечивает более качественную передачу и позволяет применять передатчики меньшей мощности. Размеры карманного передатчика должны быть небольшими – он должен свободно помещаться в кармане и питаться от миниатюрных батарей. Частоты работы радиосистем выбираются таким образом, чтобы они не пересекались с частотами ТВ - и других радиопередатчиков.

В концертных залах, радио - и телестудиях и на съемочных площадках может работать различное радиопередающее оборудование, создающее помехи радиомикрофонам. Это радиостанции съемочного персонала, охраны. Часто радиопомехи создают приборы освещения, особенно плазменные и светодиодные экраны. Для повышенной помехозащищенности следует применять многоканальные радиосистемы, в которых рабочая частота комплекта передатчик/приемник перестраиваемая, что позволяет звукорежиссеру выбрать «чистый» частотный канал. В силу отражений радиоволн от стен помещений могут возникать «мертвые зоны» радиоприема, поэтому профессиональные радиомикрофоны, как правило, содержат две антенны.

Многоканальная радиосистема.

Радиомикрофоны имеют три основных варианта исполнения:

Ручной (handheld), в котором в одно целое объединены микрофонная головка, передатчик, антенна и автономный источник питания;

Радиопетличка, представляющая собой обычную «петличку», подключенную к карманному или поясному передатчику;

Наголовный (headset) микрофон/гарнитура, закрепляемая на голове артиста специальным зажимом, также подключаемая к передатчику.

Последние два типа все чаще применяются в производстве телепрограмм благодаря незаметности, фиксированному положению относительно рта говорящего и высокому соотношению полезный/мешающий сигнал.

Радиомикрофоны создаются на базе стандартных головок и капсюлей, поэтому их акустические характеристики практически совпадают с базовыми проводными моделями.


Огромный выбор в области радио- и электротехнических новинок предоставляет широкие возможности для современных музыкантов-исполнителей: как любителей, так и профессионалов. Экспериментируйте с микрофонами и их расположением, пока не добьетесь желаемого результата.


11




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Шостак Сергей Николаевич

Дата: 17.02.2019

Номер свидетельства: 500195


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства