Просмотр содержимого документа
««Использование клавишного синтезатора в работе педагога- концертмейстера с учениками класса вокала в ДШИ.»»
МБУДО « Новоспасская ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Методический доклад
«Использование клавишного синтезатора в работе педагога- концертмейстера с учениками класса вокала в ДШИ.»
Выполнила:
концертмейстер
Зубарева Н.В.
январь 2019г.
ПЛАН.
Введение.
1. История создания клавишного синтезатора.
2.Устройство клавишного синтезатора, его функции и особенности.
3. Использование клавишного синтезатора в работе педагога- концертмейстера с учениками класса вокала в ДШИ.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
В последние годы, в пору стремительно растущего научно-технического прогресса, многие учащиеся музыкальных школ проявляют большой интерес к клавишному синтезатору. Дети и подростки с увлечением осваивают поистине неисчерпаемые возможности электронного инструмента. И в настоящее время синтезаторы являются полноправными спутниками акустических и цифровых фортепиано.
В связи с этим, появилась необходимость в изменении системы дополнительного обучения: преподавателям необходимо увлечь учащихся, используя в своей работе новые технологии, развивать у учеников навыки самостоятельной работы и активизировать мыслительную деятельность. Увлеченные процессом работы на новом инструменте, некоторые преподаватели и концертмейстеры в заинтересованности не уступают своим учащимся и начинают мыслить, максимально используя свой творческий потенциал.
В данном докладе будут рассмотрены возможности использования клавишного синтезатора в музыкальном образовании в рамках детской музыкальной школы, а также некоторыеосновные моменты при работе педагога-концертмейстера на синтезаторе с учениками класса эстрадного вокала в ДШИ.
1. История создания клавишного синтезатора.
Появление электронного инструментария обусловлено двумя основными причинами.
Первая из них – стремление музыкантов выйти за рамки традиционного звукового материала с тем, чтобы обогатить палитру своего музыкального творчества.
Вторая причина связана с историческим совершенствованием музыкального инструментария, который всегда опирался на передовые достижения науки и техники. Поэтому изобретение приборов, создающих звук с помощью электричества, дало мощный импульс в создании новых электро-музыкальных инструментов.
Среди большого «семейства» электронных инструментов в 1950х годах выделился клавишный инструмент, способный создавать и воспроизводить не только звуки, подобные классическим инструментам, но и множество новых оригинальных звуков. Им стал синтезатор, первые модели которого очень мало походили на современные образцы.
С появлением новых технологий, инструменты усовершенствовались, и появилась возможность создать недорогой инструмент с простым интерфейсом (дисплей, набор кнопок, переключателей и правила управления ими), который завоевал популярность не только у профессионалов, но и у любителей музыки. С этого момента (80е годы XX века) началась эпоха широкого применения электронного инструмента в исполнении музыкальных произведений. Но до прихода их в музыкальные школы пройдет еще немало времени. В то время первые, примитивные модели синтезатора были «в диковинку», а в настоящее время представляют профессиональные инструменты- Yamaha, Corg для более профессиональной игры. Некоторые фирмы, например, CASIO, продолжают выпускать простые в использовании модели клавишных синтезаторов- развлечение для маленьких детей.
2.Устройство клавишного синтезатора, его функции и особенности.
Наверняка, кто-то считает, что синтезатор –переносное фортепиано. Но это далеко не так…Их связывает только клавиатура, а в остальном синтезатор–многоплановый и многофункциональный инструмент.
Синтезаторы представляет собой некую творческую мастерскую с готовыми электронными банками тембров, темпов, ритмов, рисунков сопровождения; обладают функцией автоаккомпанемента, которая облегчает музицирование и завоевала большую популярность у учащихся музыкальных школ и музыкантов- любителей.
Помимо автоаккомпанемента современные синтезаторы имеют другие полезные в музыкальной деятельности возможности. Например, MIDI. Этот интерфейс содержит информацию: о взятии или отпускании ноты, ее высоте, вибрации, тембре, о режиме передачи данных по MIDI- каналам. Таким образом, можно осуществлять запись и воспроизведение фонограммы, происходит управление звуковым синтезом в процессе исполнения музыкального произведения.
Оснащение синтезаторов цифровыми технологиями позволило не только обогатить и оживить их звучание, а также сделать более удобным процесс управления ими, частично автоматизировать музыкальную деятельность –передать часть ее рутинных функций той или иной хранящейся в памяти инструмента программе.
Основные функции синтезатора:
-многотембровость;
-автоаккомпанемент;
-секвенсер (для создания своих паттернов);
-мультипанель (готовые или созданные музыкальные фрагменты, которые
могут воспроизводиться в нужный момент нажатием одной кнопки);
-регистрационная память (для сохранения настроек);
-звуковой синтез (создание звуков исполнителем);
-MIDI (соединение с внешними устройствами).
Современные синтезаторы являются, по сути, музыкальными компьютерами. И эта специфика определяет особенности музыкально-творческой деятельности. В чем же состоят эти особенности?
Клавишный синтезатор имеет большой функционал, легкое и понятное управление, компактность и мобильность. Особый интерес возникает с возможностью собственного оригинального создания или интерпретации известного музыкального произведения. Занятия на электронном инструменте создают условия для развития исполнительских, композиторских, звукорежиссерских способностей. Синтезатор имеет выход на наушники и встроенные громкоговорители, которые воспроизводят «концертное» звучание произведения. Благодаря такому количеству возможностей, синтезатор стал доступным и необходимым инструментом и для учащихся, и для взрослых любителей музыки.
3.Основные моменты при работе педагога-кон-цертмейстера на синтезаторе с учениками класса эстрадного вокала в ДШИ.
Слово концертмейстер – перевод с немецкого – мастер концерта, т.к. вся работа над музыкальным материалом проходит при его непосредственном участии.
Между учеником и концертмейстером должна возникать творческая связь, сотрудничество, которые будут и должны быть направлены на раскрытие художественного образа каждого музыкального материала.
«В деятельности концертмейстера объединяются педагогические, психологические, творческие функции. Концертмейстер должен помогать ученику лучше понять, усвоить и укреплять интонацию, развивать ритми-ческую дисциплину ученика.» - говорил известный педагог концертмейстер Е.М. Шендерович
Разнообразие репертуара обязывает концертмейстера владеть различными приёмами игры, развитыми чувством ритма, стиля.
Важно так же умение быстро ориентироваться в тексте, уметь транспонировать и профессионально читать с листа.
Мастерство концертмейстера заключается в нахождении звукового баланса, соответствующего акустике помещения. Работу концертмейстера с вокалистами-эстрадниками отличает ряд специфических черт. В распоряжении вокалиста – мелодия и текст, в ведении концертмейстера – гармонический план.
При работе с учениками важно координировать мелодию со всей основной фактурой.
Нередко приходится играть с листа неизвестные песни и транспонировать их.
Владение игрой на клавишном синтезаторе во многом украшает аккомпанемент. При игре на синтезаторе концертмейстер становится ещё и аранжировщиком, экспериментирует с тембрами, стилями.
В отдельных случаях даже приходится менять технику звукоизвлечения, упрощать фактуру, т.к. диапазон инструмента составляет меньшее число октав. В современных условиях концертмейстер должен уметь записать фонограмму аккомпанемента. Запись фонограмм, процесс сложный. Используя достижения технического прогресса, у концертмейстера на синтезаторе появляются большие возможности в средствах музыкальной выразительности.
Исполнительный труд концертмейстера часто сиюминутен, неуловим. В этом его сложность и благородство.
Заключение.
Любое музыкальное творчество полезно для развития интеллекта учащихся. А привлечение клавишного синтезатора как дополнительного средства обучения детей способствует развитию их музыкальных способностей, логики, пианистического аппарата, музыкального вкуса.
Детская школа искусств сегодня как никогда призвана заинтересовать ребенка, сделать музыкальные занятия более интересными, перспективными, ожидаемыми. С помощью игры на синтезаторе педагогом-концертмейстером у учащихся появляется гораздо больше возможностей для творчества и самовыражения.
Список литературы.
1.Красильников И.М. «Хроники музыкальной электроники».-М.: Экон-Информ, 2010.
2.Красильников И.М, Алемская А.А., Клип И.Л. «Школа игры на синтезаторе: учебное пособие для учащихся младших, средних и старших классов детских музыкальных школ и школ искусств».-М.: Владос, 2010.
3.Пешняк В. «Курс игры на синтезаторе. Учебное пособие для детских музыкальных школ.-М.: Композитор, 2000.