kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование акустических особенностей фортепиано в работе концертмейстера.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья,написаная на основе личного опыта, подтвержденного опытом других концертмейстеров, и,надеюсь, в помощь начинающим концертмейстерам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование акустических особенностей фортепиано в работе концертмейстера.»

Использование акустических особенностей

фортепиано в работе концертмейстера.


Глубина воздействия музыки на человека зависит как от музыкального инструмента, его функциональных возможностей, так и от мастерства исполнителя в использовании этих возможностей. Фортепиано, как инструмент концертмейстера, всегда вступает во взаимодействие с одним или несколькими инструментами (подразумевается, что и человеческий голос является музыкальным инструментом), значительно отличающимися друг от друга индивидуальными звуковыми характеристиками: высотным диапазоном звучания, тембром, громкостью, звуковысотным строем и т.д..

В различных музыкальных инструментах различны источники звука. Это – струны, стальные пластинки, столб воздуха, заключенный в духовых инструментах, мембраны в ударных и другие колеблющиеся тела. Высота звука зависит частоты колебаний звучащего тела. Громкость звука определяется амплитудой колебания, размером звучащего тела и резонаторными способностями музыкального инструмента. Эта разница динамических диапазонов, зависящих от источников звуков и резонаторов музыкальных инструментов, доставляет большие проблемы при объединении этих инструментов в ансамбль, а следовательно и в работе концертмейстера. Более того, даже звук одной и той же высоты и громкости на разных инструментах звучит по- разному. Это проявление еще одной акустической особенности – качества звука – тембра.

Тембр звука определяется совокупностью и интенсивностью обертонов, которые сопровождают основной звук. Именно обертона позволяют определить звуки различных музыкальных инструментов, голоса разных людей, даже если они равны по громкости и высоте.

Фортепиано, уже с появления, в начале 18 века, выступает как “ универсальный синтезирующий инструмент”1, решающий задачу объединения разнотембровых инструментов в единое целое (ансамбль). Фортепиано является аккомпанирующим инструментом в жанрах вокальной (сольной и хоровой) и инструментальной музыки, а в переложениях оркестровой музыки заменяет оркестр. Этот инструмент обладает широчайшим диапазоном выразительных средств, дающих возможность достижения их предельных значений. Ему подвластны и едва различимое pp, и мощнейшее ff. Семь октав регистров фортепиано объемлют звуковысотные диапазоны практически всех музыкальных инструментов. Фортепиано позволяет воспроизводить всю шкалу темпов – от largo до vivo и presto. _________________________________________________________________



1.Чайкин С.Г. Проявление универсальной природы фортепиано в ансамбле.//Учебное пособие.- Красноярск КГИИ,1999.значительной мере взаимозависимы); 3) широкий диапазон действия каждого выразительного средства.


Все вышеперечисленные акустические особенности инструмента формируют комплекс выразительных средств фортепиано, которые характеризует:1) многосоставность ( в наличие практически все средства музыкальной выразительности); 2) интегрированность и дифференцированость ( Например, в отличие от фортепиано, у деревянных духовых и певческого голоса динамика, тембр, тесситура и темп в значительной мере взаимозависимы).

Фортепианная фактура представляет собой одно из наиболее насыщенных средств. Она в значительной мере отражает исполнительскую специфику того или иного музыкального инструмента. Средствами фактуры на фортепиано может быть воспроизведен характерный тембр или воссоздана определенная динамика, найден эквивалент оркестровому или иному инструментальному звучанию.

Фортепианная артикуляция имеет в своей основе ударный способ звукоизвлечения. Его физиологическое удобство и естественность обуславливают богатство игровых премов. Механика инструмента позволяет воспроизводить характерные приемы других инструментов: vibrato, pizzicato, tremolo и др..

Педально-демпферный механизм принадлежит исключительно фортепиано. Педализация этого инструмента не только способствует обогащению звучания, но и многофункциональна, в отличие от педализации органа, клавесина, арфы.

Тембровые особенности фортепианного звука выражены в сложности составляющих его компонентов и их постоянной изменчивости. Это обеспечивает звучанию обертоновую насыщенность, следствием которой является тембровая аккомодация, позволяющая фортепиано естественно сочетаться с различными музыкальными инструментами.

Умение использовать этот великолепный комплекс выразительных средств и акустических возможностей, умение их комбинировать, не только делает концертмейстера участником ансамбля, но и определяет специфические задачи фортепианной партии.

Авторский текст не зависит от исполнителя, но фиксирует структуру сочинения, фактуру, динамику. “…композитор решает сам, какому из них (инструментов) придать в тот или иной момент значение ведущего голоса”.1

И только на основе авторского замысла реализуются специфические, труднофиксируемые задачи, зависящие от исполнителя.

В связи с тем, что подавляющая часть камерно-ансамблевых ( особенно камерно-вокальных) произведений открывается фортепианной партией, одной из важнейших задач концертмейстера можно считать задачу презентации произведения. Именно от концертмейстера требуется придать тактам вступления смысл: от простейшей гармонической и темповой

настройки до пролога, несущего основную мысль произведения и дающего

__________________________________________________________________

1.Ауэр Л. Интерпретация произведений скрипичной классики.М.,1965,с.163

импульс дальнейшему развитию. Существенную роль в данной ситуации играет тембр инструмента. Именно многотембровость звучания фортепиано открывает широкие перспективы развития первоначального темброво-нейтрального фортепианного проведения.

Обобщающая роль фортепиано определяется такими средствами, как фиксированный звуковысотный строй, четкая ритмическая организация, основанная на особенности фортепианной артикуляции, ярко-контрастная динамика, возможность масштабной фразировки.

” Достижение целостного впечатления есть главнейшее художественное качество аккомпаниатора”.1

Драматургическая функция фортепианной партии – еще одна из специфических задач, обусловленная акустическими возможностями инструмента. Именно партия рояля в силу высокой информативной насыщенности, подробного и последовательного раскрытия образа, активного участия в кульминационных моментах, становится основой драматургического плана в музыкальном произведении.

Не менее важна роль фортепиано ( а следовательно, концертмейстера) в музыкальном развитии произведения. Широкие динамические возможности являются важнейшим средством выявления кульминационных моментов.

Возможности динамики в сочетании с использованием педали придают звучанию плотность, интенсивность, объем. А ударный способ звукоизвлечения, действие которого может быть усилено с помощью динамики и артикуляции, позволяет придать фортепианной партии значение “ ритмического стержня”2 в ансамбле.

Специфические акустические и выразительные свойства фортепиано лежат в основе выполнения концертмейстером дирижерской функции, в которую входят как задачи технического плана – синхронизация исполнения, поддержание звуковысотного строя, так и цели творческого характера. Например, выстраивание партитуры в соответствии с темброво-акустическими законами сочетаемости инструментов. Эта задача осуществляется благодаря фортепианному интонационно-тембровому имитированию и дифференцированной динамике.

Концертмейстер – это всегда пианист-ансамблист, вне зависимости играет он с одним партнером или несколькими. Любой ансамбль является системой партий, находящихся между собой в определенных отношениях. Фортепиано, как часть этой структуры, одновременно воздействует на нее, выстраивая эту структуру и встраиваясь в нее. И именно концертмейстер управляет этой системой. Это требует постоянного изучения акустических,

выразительных возможностей фортепиано, стилистики сочинений разных эпох, национальных школ, композиторских стилей. Задача достижения

__________________________________________________________________

1.Ауэр Л. Интерпретация произведений скрипичной классики. М.,1965,с.51.

2.Чайкин С.Г. Основные фортепианно-выразительные средства в ансамбле с духовыми инструментами и особенности их использования . Красноярск,2003, с.20.

оптимального звучания фортепиано на основе закономерностей его взаимодействия с другими инструментами – это та задача, которую концертмейстер должен решать при каждом исполнении. “ В игре пианиста творческая инициатива должна сочетаться со строжайшим контролем за всем происходящим, использование богатства и многообразия ресурсов фортепиано – с экономией, сдержанностью и, даже, осторожностью в их применении, наконец, ритмическая устойчивость, упругость, отчетливость – с чуткостью ко всем намерениям каждого из партнеров.”1

_____________________________________________________________________________________________


  1. Крючков Н.А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Ленинград 1961.
















Головина Елена Николаевна. ДШИ 1, концертмейстер. E-mail: [email protected]. Тел.: 8917-837-6561.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование акустических особенностей фортепиано в работе концертмейстера.

Автор: Головина Елена Николаевна

Дата: 16.05.2018

Номер свидетельства: 469848


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства