Концепция педагогического опыта
учителя музыки 1КК
Добрыдневой С.С.
Сегодня школа «накачивает» головы детей знаниями (которые, в таком количестве и качестве хорошо, если усваиваются наполовину), а мускулы – силой (судя по приступам недомогания у многих детей после таких уроков интенсивного «оздоровления», задаёшься вопросом: а ТАК ЛИ надо?). Знания весьма быстро устаревают, а мускулы чаще всего работают не на благо человека. Такое впечатление, что все забыли, что главная цель школы – научить детей видеть и думать творчески!
Просто возмутительно звучит фраза о том, что, приходя на урок музыки, «дети должны отдохнуть». Они должны не отдохнуть, а как бы по-другому ощутить себя в будничной реальности, в другое самопредставление. Урок музыки – это не попели – разошлись». Это работа души и интеллекта.
Для сельских детей, чьё представление о музыке слагается из «шедевров» аудиозаписей, купленных на рынке и популярных телепрограмм, оценить богатство настоящего музыкального искусства, а значит и повысить свой интеллектуальный уровень—первостепенная задача музыканта-педагога. Опять же в городах есть театры, музеи, галереи… Но ведь сёла и деревни лишены этого. Следовательно, урок – чуть ли не единственная возможность прикоснуться к прекрасному, обсудить свои ощущения, сделать свои выводы. Для таких школьников окном в удивительный мир звуков могут быть уроки музыки. Музыка среди различных видов искусства является одним из ведущих по силе воздействия на людей. Она является самым действенным средством пробуждения в человеке эмоций, пробуждения в человеке человека. Об этом очень точно сказал Вильям Шекспир:
Тот, у кого нет музыки в душе,
Кого не тронут сладкие созвучья,
Способен на грабеж, измену, хитрость;
Темны как ночь души его движенья... Не верь тому…
Невозможно оградить детей от влияния массовой культуры, которая в подавляющем большинстве ориентирована на достаточно примитивный вкус. Невозможно их так же оградить от произвольного кромсания духовных ценностей наших предков. Так ведь и не нужно ни от чего ограждать. Наоборот, всё нужно рассматривать, изучать, обсуждать.
В последние десятилетия возрос интерес общества к классической музыке, которая предлагается слушателю в новой аранжировке (обработке). Это направление в музыке именуется как неоклассика. В XXI веке термин «неоклассика» часто используют как вариант названия стиля Classical Crossover — своеобразного синтеза, гармоничного сочетания элементов классической музыки и поп-, рок-, или электронной музыки. Сразу возникла идея использовать неоклассические произведения в своей практике, и как показало время, моя идея приносит свои плоды. Подобные аранжировки изучаемого детьми материала слушаются на уроках с большим интересом, хорошо запоминаются, а сам факт того, что в репертуаре современных музыкантов имеются классические произведения и часто являются хитами, придаёт этим произведениям ещё большей значимости. Поэтому на своих уроках в 5-9 классах я часто использую неоклассику наряду с классическими вариантами (см.Приложение №7). Тем самым я даю возможность учащимся сравнить произведения, объяснить выбор средств, стиля, жанра, указать место такой музыки в современной жизни.
Таким образом сформировалась проблема, над решением которой я, как учитель музыки одной из сельских школ, стала работать почти с самого начала своей педагогической деятельности, тем более, что тема обобщающего опыта «Использование неоклассики, как средство развития интереса ребёнка к классической музыке».
Обучение музыке я осуществляю по УМК под редакцией Е.Д.Критской. при составлении рабочей программы учитываю возрастные особенности школьников, особенности восприятия музыкальных произведений, планирую постепенное изучение школьниками общих закономерностей музыкального искусства на разных этапах обучения музыке. Содержание программы базируется на постижении школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков, сочинений современных композиторов. Данная программа предполагает наличие сопутствующего её комплекта учебно-методических пособий: учебник, рабочая тетрадь, нотная хрестоматия, фонохрестоматия на СД-дисках, методические рекомендации (1-4, 5-6 и 7, 8-9 класс ).
При отборе содержания урока уделяю внимание формированию навыков восприятия музыки, как неотъемлемой части жизни каждого человека, способствующие развитию творческой инициативы и самостоятельности, содействую развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру, стремлюсь воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям. Большое внимание уделяю формированию системы знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание наоболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между музыкой и другими видами художественной деятельности); проявлять навыки вокально-хоровой деятельности.
Свои уроки строю, используя продуктивные педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение, индивидуальное обучение, проектный метод.
Для достижения планируемых результатов обучения учащихся по предмету считаю целесообразным использовать информационно-коммуникативную технологию, уроки, построенные в форме концерта, экскурсии, лекции, посвящённые творчеству бардов, популярной музыке и джазу, знакомству с рок-операми и мюзиклами, музыкальные гостиные, школьные праздники, ввожу учащихся в творческие мастерские композиторов, художников, исполнителей. На мой взгляд наиболее перспективными принципами педагогической техники являются достижения, изложенные Г.К. Селевко «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств». Необходимо изменить роль ученика: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. Следовательно, одним из условий успешного обучения на уроках музыки, несомненно, является качество используемых на уроках аудио- и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения (компьютер, музыкальный центр, мультимедийный комплекс и т.д.) позволяет добиться желаемого результата. Проблемные, дискуссионные вопросы, разноуровневые задания, интерактивные кроссворды способствуют развитию умения размышлять и предполагают личностную оценку учащимся того или иного явления музыкального искусства.
На своих уроках я использую следующие приёмы и методы:
Метод систематичности;
Весь курс преподавания предмета составлен последовательно: от простого к сложному. По этому принципу происходит дозирование музыкального материала для слушания и анализа, развитие и совершенствование различных видов деятельности учащихся: интонирование, движение под музыку, ритмические упражнения, хоровое пение, нотное письмо и др.
Метод звуковой и зрительной наглядности;
Оснащение кабинета позволяет применять на каждом уроке наглядные методы обучения: видеозаписи и аудиозаписи, музыкальное сопровождение под баян, ударные инструменты а также мультимедийные программы (система КАРАОКЕ, фонограммы-минус). Богатый дидактический материал, накопленный совместными усилиями учителя и учащихся, позволяет организовать познавательную деятельность школьников, используя объяснительный, иллюстративный, проблемный, исследовательский методы обучения.
3. Метод ассоциаций;
Основная оценка музыкального произведения происходит на эмоционально-семантическом уровне. При восприятии музыки у детей возникают ассоциации и образы, взятые из жизни, ситуации, которые они когда-то пережили, чувства, которыми они наделяют данный образ.
4.Метод анализа и сравнения;
Этот метод содержит в себе мыслительные операции: противопоставление, сравнение, совпадение, что помогает учащимся пробудить поисковую активность, направленную на понимание данного образа. Контраст черт характеров героев произведения означает осмысление своих личностных проявлений. К примеру, при изучении увертюры «Эгмонт» Людвига Ван Бетховена, учащимся предлагается после слушания и анализа чётко сформировать два контрастных образа: жестоких испанцев и истощённых войной голландцев.
5. Метод «забегания» вперёд и возвращения назад;
План каждого нового занятия предусматривает опору на базу ранее полученных знаний, а также нацеливание учащихся на конечный результат каких-либо видов деятельности.
6. Приём «вижу, слышу, чувствую»;
Приём предполагает получение объективных показателей, на основе которых можно судить о характере восприятия музыки юными слушателями. Приём нагляден и реализуется следующим образом. Тестовая карта, на которой изображён «человечек Пенфилда» (Волчегорская И./Музыка в школе/1997г). Сразу после прослушивания музыкального произведения дети должны указать на карте, как они воспринимали музыку: возникали ли у них внемузыкальные ассоциации («видели» музыку, визуальная информация), эмоционально её переживали («чувствовали» музыку, кинестетическая) или только слышали (аудиальная). Выбранный вариант ответа отмечался на карте: вверху—«вижу», сбоку—«слышу», внизу—«чувствую» музыку.
7. Приём многократного прослушивания музыкального произведения;
Многократное прослушивание музыкального произведения предполагает поэтапное восприятие музыки. Произведение может звучать как фрагментом, так и полностью в зависимости от поставленной задачи: знакомство, проблемная ситуация и её разрешение путём прослушивания, сравнения, анализа нескольких вариантов пьесы (классический вариант и несколько интерпретаций); последующие повторения в целях обобщения.
8. Приём насыщенного урока музыкальным звучанием;
Приём насыщенности музыкального звучания позволяет сделать урок интересным и запоминающимся, т.к. постоянная активизация музыкальной деятельности учащихся способствует повышению внимания и интереса к процессу.
9. Пластическое интонирование;
Приём пластического интонирования—это воплощение воспринимаемой музыки движением рук. Основную мысль сочинения дети «пропевают и проговаривают» руками. Этот метод применяю в работе с детьми младшего школьного возраста. Не вводя специально теоретические
понятия о ладе, ритме, тембре, фактуре, динамике, а только используя описываемый метод, учащиеся на интуитивном уровне самостоятельно постигают их. «…Наше ухо, слух воспринимает звуки так, что они нам кажутся нарисованными в пространстве" Э.Ансерме
10. Метод обобщения.
Метод обобщения включает в себя различные игровые ситуации, проблемно-поисковые, а также традиционные способы контрольно-оценочной деятельности. Этот прием также позволяет использовать неоклассическую музыку, поскольку дети могут в качестве обобщения услышать впервые новое изложение произведения и определить его, прокомментировав изученный ранее музыкальный образ, но услышанный в необычной интерпретации.
11. Звучащие картины. Приём даёт возможность индивидуализировать восприятие музыки учащимися, «озвучивать» те или иные произведения изобразительного искусства своими музыкальными впечатлениями. Аналогичный приём «Угадай мелодию», когда нужно озвучить изображение. Школьниками предлагается фото телепередачи, рекламы, кинофильма и т.д.
12. Исследовательский проект развивает познавательные интересы, специальные и общеучебные умения. Музыкальный исследовательский проект предполагает взаимодействие таких урочных и внеурочных форм деятельности как театрализация жизненных и художественных впечатлений школьников, творческие работы: изготовление альбомов, составление коллекций, литературное творчество, создание презентаций, видеофильмов.
13. Музыкальная галерея. Метод направлен на соединение музыкальных впечатлений учащихся с образами поэзии и живописи, поиск общих средств художественной выразительности, определение стиля русской и западноевропейской музыки.
Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные
Динамика учебных достижений учащихся.
Анализ качества знаний учащихся по музыке за 2008-2013 годы.
Таблица№1
Учебный год | Начальная школа | Средняя школа |
2008-2009 | 100 | 81 |
2009-2010 | 100 | 81 |
2010-2011 | 100 | 81 |
2012-2013 | 97 | 90 |
Результаты, представленные в таблице показывают стабильность качества знаний учащихся, что связываю с постоянным интересом к преподаваемому предмету.
Анализ анкет по теме «Знаем ли мы классическую музыку?»
Таблица №2.
№ | Композитор | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс |
1 | М.И.Глинка | 10% | 12% | 12% | 12% |
2 | Н.А.Римский-Корсаков | 15% | 15% | 16% | 15% |
3 | П.И.Чайковский | 30% | 32% | 32% | 26% |
4 | С.С.Прокофьев | 3% | 3% | 5% | 2% |
5 | И.О.Дунаевский | 0 | 7% | 2% | 1% |
6 | И.С.Бах | 4% | 6% | 8% | 12% |
7 | Л.Бетховен | 5% | 5% | 7% | 10% |
8 | В.А.Моцарт | 13% | 12% | 10% | 15% |
9 | Ф.Шуберт | 4% | 0 | 0 | 1% |
10 | Ф.Шопен | 16% | 8% | 8% | 7% |
Анализ приведенных данных говорит о возрастании или наоборот убывании интереса к творчеству отечественных и зарубежных композиторов. Следует отметить постоянный интерес детей к произведениям П.И.Чайковского, М.И.Глинки, Н.А.Римского-Корсакова; по мере взросления возрастает интерес к творчеству Л.Бетховена, И.С. Баха В.А.Моцарта, поскольку произведения этих и вышеназванных композиторов в настоящее время часто звучат в современной жизни, но нередко именно в современной интерпретации; снижается потребность в изучении пьес Ф.Шуберта и Ф.Шопена. Причину этого явления вижу в том, как дозируется музыкальный материал этих композиторов и то, что видимо изучаемые произведения сложно воспринимаются школьниками. В 8 классе школьники уже имеют большой объём знаний классической музыки, владеют навыками определения жанра, стиля произведения, исходя из чего умеют трактовать индивидуальный стиль автора, обосновать выбор им средств музыкальной речи, прокомментировать собственные предпочтения.
Во внеурочной деятельности осуществляю работу с одарёнными детьми. Для этого существует школьный вокальный кружок. Дети с удовольствием хотят петь и поют современные песни. Но фольклорный праздник не может обойтись без народной песни! На помощь приходят фонограммы-минус, записанные в современной аранжировке. И старые народные классические (а значит лучшие, отобранные временем) песни продолжают жить по-новому и приносить радость окружающим.
Таблица №3 «Участие детей в проектах и конкурсах»
Год | Ф.И.О. учащегося | Вид достижения |
2008-2009 | Ряднов Александр Вокальный ансамбль «Вдохновение» | Второе место в номинации «Вокал», районный фестиваль- конкурс «Новые имена-2009» Лауреат районного фестиваля «Новые имена- 2009» |
2009-2010 | Вокальный ансамбль «Вдохновение» | Лауреат районного фестиваля «О подвиге века я песни пою» к 65-летию Победы в ВОВ |
2010-2011 | Губина Анна Вокальный ансамбль «Вдохновение» | Второе место в номинации «Эстрадное пение», конкурс «Музыкальный калейдоскоп Белгородчины» Лауреат районного фестиваля «О подвиге века я песни пою» к 66-летию Победы в ВОВ |
2009-2010 | Савенко Денис | Информационный проект «Роль священника в моей жизни» |
2007-2008 | Учащиеся 10 класса и руководитель проекта | 1 место в районном конкурсе социальных проектов «Мы – ровенчане! Думай, решай, действуй» |
2007-2008 | Учащиеся 10 класса и руководитель проекта | Дипломанты обастного конкурса социальных проектов «Мы- белгородцы! Думай, решай, действуй» |
Приведенная таблица говорит о способности учащихся с успехом применить свои умения и навыки во внеурочной деятельности.