Использование информационно - компьютерных технологий в современном музыкальном образовании- «за» и «против»
Использование информационно - компьютерных технологий в современном музыкальном образовании- «за» и «против»
Сегодня, как бы это ни звучало порочно, наш быт, общение. культура "погружаются" в рутину бесцеремонности, равнодушия. И снова, перед нами, преподавателями и теми. ко работает с детьми, всплывает необходимость глобальных перемен, которые должны быть напавлеы на "возвращение" культуры, или, хотя-бы понимание ого, чо культура нужна. А смогут ли "новые" введения в образование устранить проблемы в приобщении детей к культуре, к музыкальному творчеству, к познанию?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование информационно - компьютерных технологий в современном музыкальном образовании- «за» и «против» »
Кондратьева Ирина Николаевна
преподаватель первой категории
хора и теоретических дисциплин
НР БОУ ДОД
« Детская школа искусств №1»
с.п. Салым, улица Новая 13,
Нефтеюганский район,
Тюменская область, ХМАО-Югра
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
Сегодня, как это ни звучало бы порочно, наш быт, общение, культура «погружаются» в рутину ханжества, равнодушия и бесцеремонности. И снова, перед учителями и преподавателями, всплывает необходимость глобальных перемен, которые должны быть направлены на «возвращение» культуры, или хотя бы на понимание того, что это нужно. Научные институты пытаются вводить что- то новое в систему образования, черпают опыт из европейских источников.
А смогут ли эти «нововведения» устранить возникшие сегодня проблемы в приобщении детей и подростков к музыкальному творчеству, к познанию ряда явлений и исторических событий, связанных с музыкальным искусством? Ведь, ни для кого ни секрет, что в последние годы Детские школы искусств и Музыкальные школы испытывают дефицит желающих обучаться музыке. Отчасти данная ситуация продиктована существующими, может даже, устаревшими учебными программами. А при взаимосвязи специальности с другими предметами можно проследить, что сольфеджио и музыкальная литература и даже хор (сегодня модным стало исполнять произведения в аранжировках и с « минусом») терпят фиаско.Что касается старшего поколения педагогов, то многие из них часто работают "по старинке", оставаясь в рамках устаревших академических догм. Не секрет, что многие дети, окончив музыкальную школу, долгие годы не подходят к инструменту, как будто и не учились игре на нем. На наш взгляд, это худшее, что могла сделать с ребенком музыкальная школа. Очевидно, что виноваты в этом педагоги, которые не сумели прочувствовать индивидуальность ребенка, его личные потребности. А может, виноваты рамки программ, которым слепо следуют некоторые преподаватели, вынуждая учеников играть не то, что хочется, а то, что надо, или то, что еще тяжело для ребенка. Между тем современные требования к программам школ искусств дают много вариантов обучения для детей с разными способностями и потребностями.
Согласитесь, что при современных возможностях «новые « формы проведения урока не потребуют особых финансовых затрат. И многие преподаватели уже заинтересованно и плотно подошли к современной системе обучения. Система дополнительного образования сегодня поощряет преподавателей, которые умело интегрируют ИКТ в учебные программы. Новые идеи, новые подходы, заинтересуют ребенка, сделают занятия музыкой желанными, интересными, а самое важное-перспективными. Выражаясь модернизированным и технологичным языком должна произойти «перезагрузка» старых программ. А новые формы проведения уроков, групповых занятий, наполнение их современными технологиями смогут вернуть Музыкальной школе полнокровную жизнедеятельность. Это, своего рода, революция!
Можно быть современным, нужно только это захотеть и самому научить быть ближе к интересам детей и молодёжи. Как здорово, на электронном фортепиано или синтезаторе играть импровизации на темы поп-музыки, или выполнить, путь самые простые, аранжировки учебных этюдов К. Черни. Синтезатор становится беспрецедентным средством интерактивного обучения, а заложенные в нем возможности смогут внедрить замечательную идею комплексного музыкального обучения ребенка. Как для ученика это будет впечатляюще! Вот здесь, как раз, и пригодится та предметная взаимосвязь, о которой говориться в учебных задачах. Нужны хорошие знания из области сольфеджио и гармонии, анализа формы и инструментовки. А эти предметы тоже отлично «поддаются» новой трансформации . Это существующие музыкальные программы по аранжировке, обработке, теории, музыкальной литературе. Нажимать на клавиши компьютерного инструмента и сочинять с помощью «невероятных и непривычных для уха» интересных звуков своё сочинение так интересно! Синтезатор словно «провоцирует» ученика на творчество , и они начинают осваивать все возможности синтезатора, а также работу с компьютерными программами.Такие зарисовки становятся благодатным материалом для развития воображения учеников. Вопрос ребёнка о том, ходить или не ходить на сольфеджио, уже будет совершенно лишним.
О том, что модернизации музыкального образования необходима, подтвердили преподаватели, которые уже сегодня осознают её необходимость. Глубоко профессиональными оказались разработки в области медиапедагогики заведующей теоретическим отделением ДМШ города Дзержинска Е.А. Муравьевой. Она - создатель пятилетнего интегративного курса «Музыкальная литература в контексте мировой художественной культуры». Основная цель программы-максимум - культивирование любви к классической музыке, умение рассмотреть конкретный артефакт в общекультурном контексте. Программа-минимум - создание в учебном заведении климата, соответствующего современной информационной культуре. Содержание курса складывается из изучения общих закономерностей, присущих разным видам искусства: музыке, литературе, театру, изобразительному искусству. Важно, чтобы идея компьютеризации школ, не прошла мимо отдаленных уголков нашей страны. Поэтому ставится задача о создании самообучающих компьютерных программ.
Очень много лет поднимается вопрос о том, что преподаватель и ученик должны друг друга «слышать и понимать». Такое «вживание» в интересы и желания ребёнка устраняет дистанцию (если таковая возникла), сближает их по духу, и у них возникает процесс сотворчества и сопереживания.
Что ближе всего ребёнку? Если он младшего школьного возраста- то можно попробовать озвучить мультфильм (программа звукозаписи). Можно предложить придумать свой музыкальный стиль для персонажа мультфильма. Это замечательное творческое развитие ученика, и кто знает, может он в будущем выберет сферу профессиональной деятельности, связанной с какими- либо творческими заданиями.
Для ребят среднего и старшего школьного возраста будет интересно составить видеоряд или видеопрезентацию с музыкальным сопровождением, тем более, что с презентациями они справляются очень даже легко и умело и это для них адаптированная форма! А уж дополнить их своими музыкальными впечатлениями- это уже совсем здорово!
Очень хорошо бы было для Музыкальных школ и Школ искусств научиться создавать высококачественные музыкальные записи без помощи аранжировщиков, продюсеров и звукорежиссеров. Записывая свои концертные выступления, преподаватель и ученик могут проследить развитие исполнительского мастерства. Записывая простые сочинённые мелодические диктанты, ученик может в старшем классе выполнить аранжировку своего же собственного сочинения. Свои записи ученики и преподаватели могут оставлять в учебном фонде, сохранять для семейного архива. И он уже непроизвольно становится музыкантом, потому что работает и мыслит как музыкант. Развивается интерес к учению, активизируется критическое мышление, творческая и исследовательская деятельность, стимулируется самостоятельность учебных действий. А разве это не важно!
Полезно преподавателям, желающим сделать свои уроки занимательными, освоить и использовать для своей работы специфическую терминологию, которая помогает овладеть мультимедийными технологиями. Существует музыкальный словарь компьютерных терминов П. Живайкина. Сам факт появления такого словаря говорит о серьезном внедрении в процесс музыкального обучения компьютерных технологий.
Все положительные моменты Онлайнового сообщества:
- разрушает границы времени и пространства, и ученик, благодаря Интернету превращается в виртуального творческого человека, который может испробовать себя и соединиться со всем миром
- можно легко обсуждать музыкальную тему, обмениваться ею и даже создавать совместные музыкальные композиции. Подобное общение возможно в письменном, аудио- и видеоформате
- можно найти интересующий стиль музыки, узнать про неё, использовать стилистику, узнать жанровые особенности эпох, легко переносясь во времени
- узнать о музыкантах- исполнителях, композиторах, об инструментах
- самим изучить нотную грамоту и технику игры на инструменте
- получить рекомендации по импровизации и сочинению
- познать историю музыки
- обсудить со своими сверстниками музыкальную тему, и даже вместе делать музыкальные композиции
Есть всё! И, причём, всё с подсказками, ссылками, перечнем учебной литературы. Главное – научить ребёнка дифференцировать это огромное доступное музыкальное пространство и выделить то, что поможет совершенствовать свой музыкальный слух, стать красивым душой и чище сердцем.
А что выберет для себя каждый преподаватель, как он захочет учить и учиться вместе с современным ребёнком- зависит только от него самого!