Просмотр содержимого документа
«Искусство ансамбля и музыкально-педагогический процесс (из опыта работы)»
Искусство ансамбля
и музыкально-педагогический процесс
Искусство ансамбля, может показаться на первый взгляд, занимает промежуточное положение между сольным и оркестровым исполнением. Однако впечатление это внешнее, основанное лишь на «количественных показателях». На самом деле игра в оркестре имеет, пожалуй, больше общего с выступлениями солистов, чем ансамблевое музицирование, поскольку и самый большой оркестровый коллектив подчиняется единой воле дирижёра, воздействие творческой артистической личности которого лишь в деталях корректируется характером индивидуальности каждого из оркестрантов.
Совсем иначе обстоит дело с ансамблевыми выступлениями, в самом существе основанными на равноправии, на своего рода «полифонии» в выявлении творческих намерений композитора с различными музыкантами. Вот почему игра в ансамбле в значительной мере противостоит оркестровому исполнительству. Эта же особенность ансамблевого музицирования отличает его и от выступления солистов. Сама специфика ансамблевого исполнения расширяет возможности художественного воздействия. Сольная игра каждого участника ансамбля может разочаровывать, а может приятно удивить, когда скромные по художественным данным исполнители «выигрывают» при совместном воссоздании музыки; наконец оно может привести к высокому эстетическому наслаждению. Творческий импульс, зародившийся у одного из партнёров, немедленно же угадывается и подхватывается другими, находит в их игре художественно убедительное продолжение. Можно сказать, что при этом как бы устанавливается непрерывная двусторонняя связь: «передача – приём – передача». Наличием такого непосредственного, мгновенного взаимопонимания и определяется основное требование к ансамблевому исполнению как искусству, позволяющему достигнуть исключительной яркости эмоционального воздействия, подлинной законченности и многогранности без какой-либо скованности в проявлении творческой индивидуальности каждого из учащихся.
С чего начинать работу с ансамблем?
Подобрать ровный состав, найти удачное сочетание исполнителей – нелёгкая задача для педагога. Рекомендую начинать работу с учащимися с дуэтных ансамблей. При подборе ансамблевых «пар» следует учитывать характер дарования, степень обученности, т.е. уровень владения техникой исполнения, музыкальные предпочтения каждого из участников ансамбля.
В работе с ансамблем педагогу нужно найти особую форму взаимоотношений с учащимися: преподаватель не должен подавлять активность участников ансамбля, а, наоборот, стимулировать творческий поиск обучаемых, создать благоприятную творческую атмосферу.
Приступая к работе над музыкальным произведением, необходимо прежде всего помочь участникам ансамбля осознать его художественное содержание, прочувствовать основные направления музыкальной мысли, ознакомить с формой сочинения, определить взаимоотношения различных фактурных звеньев и функций каждой из партий, выявить кульминации в частях, разделах и отдельных фразах. На первых порах ознакомления с произведением музыкальный образ в сознании ансамблистов складывается лишь в самых общих чертах, но в дальнейшем, в процессе репетиционной работы, обогащается новыми гранями, расцвечивается характерными для него оттенками.
Работа над произведением в её начальной стадии бывает связана с неоднократным проигрыванием всего сочинения. Происходит как бы процесс охвата произведения в целом, вживание в его образный строй. Основная задача руководителя ансамбля в это время сводится к ознакомлению с художественными особенностями сочинения.
После предварительного ознакомления с партитурой,после того как осмыслены ритм, динамика, определены темпы, целесообразно перейти к работе над штрихами, намечая прежде всего характер штрихов в каждом разделе сочинения. Удачно найденный штрих во многом способствует наиболее верному раскрытию характера того или иного звучания.
Наряду со штрихами внимание участников ансамбля на данном этапе работы должно быть привлечено к аппликатуре. Следует стремиться к тому, чтобы аппликатура в каждой партии была наиболее удобной и оправданной в художественном отношении.
Тщательно выученная каждым участником ансамбля партия, в которой отшлифован каждый звук, - непременное условие успешной работы всего коллектива. Когда уточнены и продуманы все звенья, создаются условия для ансамбля в высоком значении этого слова. Наиболее интересное прочтение произведения, наиболее талантливая интерпретация находятся в тесной связи с технически законченным, профессионально грамотным исполнением. Порой иные стороны ансамблевой игры именуются деталями, хотя по существу они являются важнейшими компонентами исполнения.
Работая над ансамблевой слаженностью и в особенности над чистотой интонации, необходимо разучивать произведение в медленном темпе; именно в медленном темпе будут выявлены и устранены различные неточности, отработаны и закреплены основные элементы исполнительского замысла. Поигрывая же произведение в среднем движении, желательно в первую очередь обращать внимание на то, чтобы исполнение выявляло музыкальное развитие, динамику и агогику.Даже тогда, когда работа близится к завершению, целесообразно играть не только в темпе, указанном автором (имеются в виду быстрые части), но периодически – в среднем и быстром темпе, вновь возвращаясь к работе над «пригонкой» внутриансамблевых связей и совершенствованием чистоты строя.
Таким образом, полнокровное, выразительное воплощение музыкального образа в ансамбле тесно связано с технически совершенным исполнением, являющимся результатом тщательной отделки штрихов, чистоты строя, ансамблевой слаженности, нахождения характера звучания. В соответствии с этим работу над произведением целесообразно подразделять на отдельные небольшие звенья. Во избежание потери необходимого ощущения взаимосвязи и последовательности этих звеньев надо постоянно иметь в виду общий замысел сочинения, его «драматургическую канву». Так зарождается музыкальный образ и связанный с его воплощением выбор тех или иных исполнительских приёмов. Под единством интерпретации в ансамблевом исполнительстве следует подразумевать совместное ощущение основного музыкального образа, «сверхзадачу» эмоционально-образного строя всего произведения в целом. Подчиняясь строгому организующему началу во всех компонентах совместной игры, индивидуальность каждого участника тесно связана с ансамблем. В ансамблевом исполнительстве трудно определить границы индивидуального и коллективного начала. Они взаимосвязаны и неразрывны.
Обучение и воспитание музыкантов, владеющих навыками ансамблевой игры, - длительный и трудоёмкий процесс.
Список литературы
Аккордеон в музыкальной школе Ансамбли для 2 класса вып. 33. М., Советский композитор, 1979
Ансамбли баянов-аккордеонов вып. 1сост Л.Гаврилов. М., Престо, 1992
Баян в музыкальной школе Ансамбли для 2класса сост. В.Грачев. М., Советский композитор 1982
Бортянков В. Обработки и сочинения для ансамблей баянов или аккордеонов вып 1. СП, Детство, 1993
Пьесы для ансамблей аккордеонистов. Сост. С.Лихачев. Вып. 1-4. СПб, Композитор, 1999
Сборник ансамблей. Сост. Р.Гречухина. СПб, Композитор, 1999