Просмотр содержимого документа
«Иоганн Себастьян Бах: У истоков джаза и современной музыки.»
Иоганн Себастьян Бах: У истоков джаза и современной музыки. Введение: Взгляд сквозь столетия.
Когда мы входим в класс музыки и видим портрет Иоганна Себастьяна Баха, перед нами предстает строгий человек в напудренном парике, живший триста лет назад. Его музыка часто ассоциируется с величественными сводами соборов, серьезностью и строгими правилами. Для многих из нас классика — это «музейный экспонат»: красивый, великий, но бесконечно далекий от ритмов современной жизни. Однако если мы отбросим стереотипы и вслушаемся в структуру его произведений, мы обнаружим удивительный факт: Бах гораздо современнее, чем принято считать. Более того, многие музыковеды и исполнители всерьез называют его «праотцом джаза» и предтечей рок-музыки. В этой статье мы попробуем разобраться, почему великого немецкого композитора XVIII века можно считать первым джазменом истории и что связывает его фуги с современными ритмами. Искусство импровизации: свобода мысли Что является основой джаза? Любой музыкант ответит вам: импровизация. Это умение сочинять музыку «здесь и сейчас», без подготовки, следуя лишь вдохновению и гармонической сетке. Мы привыкли думать, что классические музыканты играют строго по нотам, боясь отступить от текста даже на полтона. Но во времена Баха, в эпоху Барокко, дела обстояли совершенно иначе. В XVIII веке умение импровизировать было обязательным требованием для профессионального музыканта. Органист или клавесинист, не умеющий на ходу создавать вариации на заданную тему, считался ремесленником, а не маэстро. Иоганн Себастьян Бах был величайшим импровизатором своего времени. Сохранились исторические свидетельства о так называемых «музыкальных состязаниях» — своеобразных дуэлях виртуозов. Одной из самых известных историй является несостоявшееся состязание Баха с французским виртуозом Луи Маршаном в Дрездене в 1717 году. По преданию, Маршан, накануне услышав, как Бах разыгрывается и с какой легкостью он импровизирует сложнейшие полифонические построения, тайно покинул город, признав свое поражение без боя. По сути, Бах занимался тем же, чем занимаются современные джазовые пианисты: он брал известную тему (хорал) и начинал развивать ее, видоизменять ритм и гармонию, создавая уникальное произведение в реальном времени. Генерал-бас: ритмический фундамент. В джазовом ансамбле существует понятие «ритм-секция» (ударные и контрабас), которая создает пульс и гармоническую основу для солиста. В музыке эпохи Барокко существовал прямой аналог этого явления — Basso Continuo (бассо континуо), или «генерал-бас». Это непрерывная басовая линия, которая звучала на протяжении всего произведения. Интересно то, как она записывалась. Композитор (и Бах в том числе) часто выписывал только ноты баса и ставил под ними цифры. Эти цифры обозначали гармонию (аккорды), но не указывали, как именно их играть. Клавесинист должен был сам расшифровать эту «цифровку» и сыграть аккомпанемент, исходя из своего вкуса и мастерства. Это поразительно напоминает современные джазовые «стандарты», где музыканты видят перед собой лишь мелодию и буквенные обозначения аккордов, а фактуру выстраивают сами. Таким образом, принцип свободы исполнителя, который мы ценим в современной музыке, был заложен именно в эпоху Барокко. Кроме того, музыке Баха свойственна так называемая «барочная моторика». Это жесткий, ровный, непрерывный ритм, похожий на биение сердца или работу точного механизма. Если вы прислушаетесь к быстрым частям его концертов, вы услышите этот драйв, эту энергию движения, которая очень близка к ритмической пульсации современной рок - и поп-музыки.
Полифония и рок-музыка Термин «полифония» переводится с греческого как «многоголосие». Бах — непревзойденный мастер полифонии. В его музыке нет разделения на «главную мелодию» и «скучный аккомпанемент». В его фугах одновременно звучат 3, 4, а иногда и 5 голосов, и каждый из них ведет свою самостоятельную, выразительную линию. Они спорят, соглашаются, переплетаются, создавая сложную звуковую ткань. Этот принцип сложности и насыщенности оказался очень близок рок-музыкантам второй половины XX века. Легенды рока 1970-х годов, такие как группа Deep Purple (и ее клавишник Джон Лорд) или группа Procol Harum, открыто цитировали Баха и вдохновлялись его гармониями. Виртуозные соло на электрогитаре, которые мы слышим в жанре хэви-метал (например, у Ингви Мальмстина), строятся на тех же принципах, что и скрипичные концерты Баха: быстрые пассажи, скрытое многоголосие, секвенции (повторение мотива на разной высоте). Рок-музыканты интуитивно почувствовали в музыке Баха мощную, волевую энергетику, которая идеально легла на звучание перегруженных гитар и ударных установок. Джаз играет Баха Окончательно мост между Бахом и современностью был перекинут в XX веке, когда джазовые музыканты начали исполнять его произведения. Французский пианист Жак Лусье создал трио «Play Bach», которое перевернуло представление о классике. Они исполняли прелюдии и фуги Баха, добавив к фортепиано только контрабас и щеточки ударных. Оказалось, что музыка Баха идеально «свингует». Свинг — это особый джазовый ритмический рисунок, создающий ощущение раскачивания. Удивительно, но строгая музыка Баха не разрушилась от такой обработки, а наоборот, раскрылась с новой стороны. Это доказывает, что музыкальный язык Баха универсален. Он не привязан к конкретной эпохе или инструменту. Это чистая логика и чистая эмоция, которые работают в любом стиле: от церковного хора до джаз-клуба. Заключение. Изучая творчество Иоганна Себастьяна Баха, важно понимать: мы имеем дело не с застывшим прошлым, а с живым источником, из которого выросла значительная часть современной музыкальной культуры. Бах был новатором. Он использовал передовые технологии своего времени (сложнейшие органы), он смело смешивал жанры разных стран (итальянскую мелодичность и немецкую полифонию), он был мастером импровизации. Поэтому, когда вы слушаете сложный гитарный рифф, джазовое соло или даже ритмичный электронный трек, помните: у этой музыки есть великий предшественник. Музыка едина, и нити, протянутые из XVIII века, прочно вплетены в звуковую картину нашего времени. Умение слышать эти связи — это и есть признак настоящей музыкальной культуры, которую мы с вами развиваем на уроках.