Просмотр содержимого документа
«Инновационные формы самостоятельной работы обучающихся на фортепианном отделении ДШИ»
МБУДО «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 7» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:
« И Н Н О В А Ц И О Н Н Ы Е Ф О Р М Ы
С А М О С Т О Я Т Е Л Ь Н О Й Р А Б О Т Ы
О Б У Ч А Ю Щ И Х С Я Н А Ф О Р Т Е П И А Н Н О М
О Т Д Е Л Е Н И И Д Ш И И Д М Ш »
Подготовила: преподаватель
фортепианного отделения
Воробьёва Л. П.
2021-2022 учебный год
город Смоленск
ПЛАН:
Введение.
Два раздела самостоятельной работы учащегося:
а) Самостоятельная работа ученика на уроке.
б) Домашняя самостоятельная работа обучающегося.
Воспитание навыков самостоятельной работы в изучении музыкальных
произведений.
Заключение.
Каждое новое поколение осваивает опыт предыдущего в процессе активной самостоятельной деятельности. Общеизвестно, что в памяти обучающихся закрепляется от 10 до 20% того, что они слышат, 50% того, что они видят, и 90% того, что они делают. Поэтому, одним из главных условий повышения качества обучения является формирование у учащихся приёмов активной деятельности умения самостоятельно добывать и анализировать информацию. Именно самостоятельность позволяет ему в дальнейшем сравнительно легко ориентироваться в изменяющихся условиях, использовать знания и умения в нестандартных ситуациях. Самостоятельность будет развиваться более успешно, если учащиеся овладеют формами и способами осуществления самостоятельной работы. Самостоятельная работа как активный метод обучения побуждает умственную самостоятельность, дисциплинирует мысль, рождает у детей веру в себя, в свои силы и возможности.
Самостоятельная работа учащегося — это часть учебного процесса, состоящая из двух разделов:
Первый раздел — это самостоятельная работа обучающегося музыкальной школы непосредственно на самом уроке;
Второй раздел — это домашняя работа над выполнением заданий, полученных на уроке.
К этому следует добавить, что оба раздела этой работы тесно взаимосвязаны. Чем интенсивнее самостоятельная работа ребёнка на уроке, тем эффективней она в домашних условиях и наоборот. Решающим условием продуктивной и качественной самостоятельной работы обучающегося является ясная постановка задач, стоящих перед ним. От того, насколько чётко педагог сформулирует их, определит последовательность выполнения и конкретизирует, зависит успех выполнения домашнего задания ученика. Важно помнить, что, во-первых, учить навыкам самостоятельной работы следует на уроках, во-вторых, любое новое задание, предусматриваемое для самостоятельной проработки, должно опираться на усвоенное ранее под руководством педагога. Научить ребёнка заниматься самостоятельно и не навредить ему при этом — первоочередная задача преподавателя. Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество, как создание человеком объективно и субъективно нового. Разучивая новое музыкальное произведение, ребёнок создаёт для себя субъективно новое. Работая над новой пьесой, ученик приобретает знания, уточняются и углубляются его представления о музыке. Он не только овладевает новыми для него музыкальными навыками и умениями, расширяющими творческие возможности, но и учится осознанно использовать их самостоятельно. Часто моим домашним заданием для учеников является расстановка динамических оттенков в данном произведении. Такую творческую самостоятельную работу можно сравнить с работой художника-графиста, пишущего свои картины карандашом и художника, работающего с акварелью. Так, музыка с правильно расставленной динамикой будет ярче, выразительнее, как и картина в цвете. Такая работа помогает ребёнку включить свои чувства, понимание того, как эта пьеса должна звучать. Для развития самостоятельного творчества ребёнка необходимы определённые знания, навыки и умения, способы деятельности, которым он обучается непосредственно на уроке, а после использует их для самостоятельных занятий дома.
Самостоятельная музыкальная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сыграть и спеть песенку на день рождения мамы, выступить на концерте перед одноклассниками и т. д. Задача педагога — не нарушая замысла ученика помочь ему, если возникнет такая необходимость. Преподаватель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечение внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.
Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два-три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, даже придумывают декорации, изготавливают соответствующие атрибуты. Дети становятся не только наблюдателями творческого процесса, но и его соучастниками. Признаками самостоятельной деятельности является внимание ребёнка к средствам выразительности в музыке, умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность для решения новых задач. Важным условием для развития у детей музыкальных способностей является организация интересной, содержательной жизни ребёнка в музыкальной школе и семье, обогащение его яркими музыкальными впечатлениями. Чтобы ребёнок занимался с удовольствием самостоятельно ему важно иметь дома хороший музыкальный инструмент. Родителям придётся об этом побеспокоиться. Несмотря на то, что деятельность вне занятий самостоятельная, ею надо руководить, но тонко, не навязчиво. Например, дать задание на дом: разобрать текст новой пьесы самостоятельно, а потом исполнить, например, на классном часе. За свой труд он будет награждён аплодисментами зрителей и отличной оценкой преподавателя. В результате самостоятельной работы у детей развиваются способности к музыкальной деятельности. У них развивается эстетическое восприятие музыки, понимание формы, композиции и содержания. Дети становятся самостоятельными, способными проявить творчество, создать интересный, выразительный, яркий музыкальный образ. Музыкальный инструмент становится спутником ребёнка, его помощником в освоении окружающего мира. И нужно создать все условия, благоприятствующие этому. Самое ценное здесь — реализация детских переживаний и замыслов, нахождение образов для их выражения, закрепление творческих или технических достижений. Этот вид детской самостоятельной деятельности способствует развитию инициативы, воображения, памяти, чувств и воли.
Развивая у учащихся любовь к труду, мы не должны перегружать их и ставить перед ними непосильные задачи. Всё это может привести к потере интереса в свои возможности и силы и, как следствие, к небрежной работе дома. Необходимо различать игру и работу на инструменте. Учащиеся большей частью этого различия не понимают и вместо занятий просто проигрывают произведения, а это величайшая ошибка, с которой нужно вести борьбу. Домашние занятия должны проводиться тщательно и детально, работая дома ученик должен держать ноты всегда открытыми, постоянно проверять текст по нотам. Следует достаточно часто заставлять ученика работать на уроке так, как если бы он был один, и педагог не находился бы рядом. В этом случае следует лишь время от времени вмешиваться в работу ученика для того, чтобы внести в ход работы те коррективы, которые создадут условия для самостоятельного обнаружения и устранения ошибок и неточностей. Развитие навыков самостоятельной работы протекает успешно лишь в том случае, если ученик понимает, какую художественную цель преследуют указания педагога, рекомендуемая им аппликатура, динамический план, оттенки и т. д. Очень часто ребёнок проводит лишнюю и даже вредную работу, невнимательно разбирая текст и заучивая ошибки, он потом тратит много времени на их исправление. Проигрывая механически несколько раз в темпе уже выученный пассаж, на изучение которого было потрачено много труда, ребёнок заигрывает его, и пассаж перестаёт получаться. Это является наглядным примером непродуктивно расходуемого времени. Поэтому основным, первоочередным навыком, который должен быть воспитан в ученике, является навык предварительного обдумывания, умение представлять каждую поставленную задачу до её выполнения. Отсутствие этой привычки является главным недостатком в самостоятельной работе ученика.
Успех самостоятельной работы — привычка к самоконтролю. Следует развивать бережное отношение к тексту, внушать, что без точного выполнения указаний композитора, нельзя добиться передачи точного авторского замысла. Важно, чтобы ученик не только умел слушать себя, но и знал, что во время домашних заданий нуждается в самопроверке. С самых первых шагов юный пианист должен делиться с окружающимися тем, что приобрёл — в любой форме, какая ему доступна: играть знакомым, родным, играть на прослушиваниях и концертах, причём так играть, чтобы чувствовалась максимальная ответственность за качество исполнения. И надо, чтобы ученик сам чувствовал эту ответственность. Вся самостоятельная работа обучающегося должна протекать в обстановке непрерывного слухового контроля. Многому ученик учится самостоятельно, тщательно присматриваясь к методам работы педагога в классе. Периодически преподавателю рекомендовано проводить контрольные уроки, имитирующие домашнюю работу ученика. Во время этих ученик занимается, а педагог, не вмешиваясь, наблюдает, изредка делая замечания. В конце урока педагог подводит итоги, делает выводы, отмечает недостатки, даёт рекомендации. Успех самостоятельной работы — привычка к самоконтролю. Если на уроках при разборе нового текста обучающийся ошибся, не следует сразу подсказывать правильную ноту. Его необходимо остановить, а затем хорошо вслушаться в звучание, подумать и исправить ошибку. Это даёт возможность научиться самостоятельно работать и мыслить. Очень важно, чтобы учащийся, знакомясь с новой пьесой, сам умел правильно разобраться в ритме. Обучающийся должен усвоить, что ритм — это не просто счёт вслух, а то, что даёт звукам жизнь. Очень важно, чтобы ученик понимал, какое огромное выразительное значение имеет точная передача длительности и какой ущерб наносит неритмичная игра в музыкальной речи. Для развития чувства ритма полезны танцевальные произведения. Они способствуют развитию ритмических навыков, ровности движения, устойчивости темпа. В занятиях иногда приходится наблюдать безразличное отношение к динамике. В процессе обучения динамические оттенки следует увязывать с музыкальными образами. Не следует на первом уроке изучения произведения требовать сыграть только ноты и лишь затем начинать работу над выразительными моментами исполнения, непосредственно над музыкой. Этим педагоги лишают учащихся первых, наиболее ярких представлений о музыкальном произведении, его содержании. Необходимо заострить внимание учеников на паузах. Нужно объяснить, что паузы нужно точно высчитывать, т. к. они имеют огромное выразительное значение. Если ученик поймёт, что пауза является элементом содержания произведения, то таких ошибок не будет. Знакомя учеников со штрихами, следует предварительно обратить внимание на значение штриха легато для связной, певучей игры, как благодаря этому красиво звучит мелодия, как напевно один звук переходит в другой. Более глубокому пониманию связной игры помогает сравнение с разговорной речью. Здесь можно привести фразу и показать, как бессмысленна будет она при потере тяготения к смысловым точкам, если слоги будут произноситься раздельно, а не слитно. Такие сопоставления заставляют детей не только вслушиваться, но и вдумываться в строение музыкальной речи. Подобный метод, особенно когда учащийся сам замечает и слышит, что та или иная фраза начинает получаться всё лучше и постепенное овладение необходимыми штрихами позволяет выразительно играть мелодическую ткань — безусловно, повышает интерес к изучаемому произведению, способствует развитию творческой самостоятельности. С первых же уроков нужно знакомить детей и с основными аппликатурными принципами: стремиться к естественной последовательности пальцев, т. е. если ноты двигаются подряд, то и пальчики движутся подряд. Звуки движутся через один — пальчики тоже через один. Дети, которые этого не понимают, а чаще не хотят понимать, очень трудно и медленно поддаются обучению, не качественно работают самостоятельно. Им приходиться запоминать, искать каждую ноту в отдельности, они не видят мелодической линии. Беседуя с обучающимися об аппликатуре, педагоги должны отметить, что в выборе аппликатуры, прежде всего, имеют значение художественные задачи. Нужно научить детей самостоятельно решать аппликатурные задачи. Это будет способствовать развитию навыков чтения с листа и значительно улучшит качество домашней работы учащегося. Воспитание навыков хорошего разбора и чтения нот с листа должно быть в центре внимания педагога. Важно, чтобы он воспитывал осмысленное отношение к тексту, приучая не только видеть, но и слышать музыкальное произведение. Перед началом исполнения ученик должен внимательно просмотреть пьесу глазами, обратив внимание на тональность, ритм, мелодию, аккомпанемент, знаки альтерации, динамику. Для выработки навыков чтения с листа надо выбирать интересные произведения с яркой мелодией, несложным ритмом и умеренным темпом. Зачастую ученики даже старших классов недостаточно хорошо ориентируются в нотном тексте, слишком много времени тратят на его разбор и усвоение. Это тормоз в самостоятельной работе.
Инновационные формы самостоятельной работы учеников, в том числе и домашней, способствуют решению многообразных задач воспитания музыканта в процессе обучения игре на фортепиано:
стимулирование активного заинтересованного отношения к музыке, желания музицировать и творчески самовыражаться с помощью инструмента;
овладение всем разнообразием исторических и современных пластов музыкальной литературы;
развитие художественного вкуса и эрудиции во всём разнообразии жанров и стилей музыки.
Проблемы развития навыков самостоятельной работы у учащихся фортепианных отделений всегда будут актуальными и современными, будут волновать педагогов разных поколений, заставляя их искать всё более действенные и продуктивные методы воздействия на учеников с целью воспитания в них осознанного и оптимально рассчитанного по времени подхода к организации процесса работы дома. Подводя итог вышесказанному, хочется ещё раз подчеркнуть необходимость с детства приучать ученика к тому, что искусство требует постоянного и упорного труда, что совершенство в исполнении рождается лишь в процессе большой и длительной работы. Конечно, не всегда труд, а тем более самостоятельная работа заинтересовывает ребёнка, но стремиться к этому очень важно. Со стороны учителя следует добиваться умения убедительно показать к каким музыкальным результатам приводит хорошо проделанная домашняя работа и обязательно поощрять за её успешное выполнение.
ЛИТЕРАТУРА:
Т. М. Ковалёва. Инновационная школа. Аксиомы и гипотезы.
В. Б. Ежеленко. Новая педагогика массовой школы.
В. Натансон. Юный пианист.
С Майкапар. Музыкальное исполнительство и педагогика.