kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационно-коммуникативные технологии в современном уроке

Нажмите, чтобы узнать подробности

В федеральных государственных стандартах образования основной задачей на современном этапе является способность системы образования гибко реагировать на изменение потребностей экономики нового общественного устройства, повышение качества образования.Сегодняшний выпускник школы должен быть личностью, готовой жить в постоянно меняющемся мире, личностью творческой, жизнеспособной, постоянно развивающейся. Моя работа-это обобщение опыта по заданной теме

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инновационно-коммуникативные технологии в современном уроке »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №6

города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район
















ИННОВАЦИОННО - КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ.



























Автор педагогического опыта:

Исаева Татьяна Анатольевна

Учитель музыки

МБОУ Гимназия №6 г.Тихорецк


Тихорецк, 2015


.

2. Тема:

Инновационно – коммуникативные технологии в современном уроке.

В федеральных государственных образовательных стандартах основной задачей образования на современном этапе является обеспечение способности системы  образования гибко реагировать на изменения потребностей экономики и нового общественного устройства,

повышение качества образования.  Сегодняшний выпускник школы должен быть личностью, готовой жить в постоянно меняющемся мире,  личностью творческой, жизнеспособной, саморазвивающейся В своей работе я рассказываю как на уроках музыки я достигаю этих целей.


Какой урок имеет право называться современным? В общепринятом понимании современный урок музыки – это урок, созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки.

Современная модель образования изменилась. Школа и учитель – не основной источник получения знаний. Поэтому другая методика, дидактика, другая организация процесса. Просто получение знаний не интересует никого в мире. Интересует применение знаний на практике.

А теперь давайте посмотрим, в каких условиях приходится работать современному учителю:

1.Если сравнить детей, которых мы обучали раньше и современных детей, то хочется отметить, что резко ухудшилось состояние здоровья детей. Это поколение, рожденное на клавишах компьютера»

2. Гигантская перегрузка программ

3.Дети из распадающихся семей, неадаптированных

4.Уважение родителей к учителям упало, они при детях обсуждают и критикуют учителей.

5.Другая информационная среда, цинизм от верха до низу

То есть, если раньше мы учили нормальных детей, из которых 3% 5% относились к группе риска, то сейчас всего 3% 5% нормальных детей, а 95% относятся к группе риска

6. Сюжет неустроенной неопределённости в нашей образовательной системе. Каждая минута, каждый час может грозить своим сюрпризом.

7.Необязательность образования. По данным психологов в обществе господствуют двоишники и троишники, которые не особо любят учителей, а отличники на них работают.

8. Засилие начальства бесконечные проверки документации, бюрократия, раздутый административный аппарат – один с сошкой, а семеро с ложкой.


А урок всё ещё урок.

Другая сторона вопроса – культурная.

До 70-80 годов двадцатого века считалось, что есть определённые истины, определённые ответы на те или иные вопросы. С 80 годов двадцатого века ситуация изменилась. В центр внимания становится человек с его различными подходами к разным вопросам. Истин по каждому классу вопросов может оказаться много. И все они будут иметь право на существование.

12000 уроков получают дети в школе за 11 лет обучения. Они обрекают человека на ту или иную жизнь и оттого как проведёт человек эту жизнь, многое зависит.

Уроки – это, по сути, создатели жизненных стратегий.

а) Жизненная стратегия избегания неудачи «не был», «не привлекался», «не состоял», «живу я нигде и звать меня никак» - плод традиционной классно-урочной системы. Из-за авторитарного стиля образовательного общения (советские и современные успешные люди) Я думаю, что из-за этой системы образования многие люди во время перестройки не смогли приспособиться к изменяющимся условиям жизни.

Б)Жизненная стратегия достижения успеха: «Я соавтор своей биографии» результат современного личностного образования, уроков событий, из-за сотруднического, диалогового стиля образовательного общения.

А теперь давайте рассмотрим, кого и чему учил традиционный урок и чему должен обучать современный урок.

2.Вчера: парадигма объективистская «нормального ученика» учили объективным научным знаниям, умениям и навыкам. Сегодня: парадигма личностная мы обучаем уникальную личность, непохожую на других. Основная тенденция детства современного ребёнка – безобразничение, желание выделиться, быть непохожим на других. И наша задача состоит в том, чтобы воспитать и сформировать эту личность. Она должна стать собой в наилучшем для себя и человечества смысле. Поэтому, сегодня задачи школьного образования акцентируются вокруг человека, раскрытие его индивидуальности и неповторимости, умения найти себя в обществе, обучение личностным, гражданским, профессиональным компетентностям, расширение внутренней свободы и ответственности человека за свои поступки. Современность урока – это

1. превращение урока в образовательное событие, акт взаимодействия учителя и ученика, вызвавший изменение личности очевидное для самих участников.

2. изменение модели организации учебного процесса «Обучение через коллективное творчество

3.-  Изменение технологических приёмов организации учебного процесса по принципу:

-Сами планируем

-сами готовим

-сами проводим

-сами анализируем.

4.-Изменение роли учителя. Он организатор деятельности, консультант, человек, создающий условия для работы ученика. Он поддерживает подхваливает, «подливает масло в огонь, консультирует, незаметно направляет, откровенно удивляется успехам и находкам.

Когда мы входим в класс, там сидят школьники, но не каждый из них наш ученик. Отношения сегодня учитель – ученик должны быть личностными, то есть взаимное принятие учителем ученика и учеником учителя.

Поэтому своей педагогической задачей я вижу не в том, чтобы развивать отдельные свойства учеников, необходимые только во взаимодействии с музыкой или воспитывать определённый набор качеств, а формировать у них творческое или креативное отношение к действительности, где действительность предстаёт как система взаимоотношений с миром, с культурой. Ведь творческое отношение всегда деятельностное, оно связано с реальным преобразованием мира и самого себя. Человек является собственником, творцом, организатором своей деятельности. Обучение, основанное не на пассивном изучении материала, а на активном, практическом овладении им, более результативно, ибо, по словам И.Г.Песталоцци, «Каждый узнаёт лишь то, что сам пробует сделать» Тем самым, объект познания (музыкальное искусство) актуализируется, то есть приближается к человеку, превращая общественный опыт или объективно существующее значение в знание для ученика или личностный смысл.

Поэтому, я планирую учебную работу таким образом, чтобы урок превращался в занятие по реализации потребности самого учащегося. От создания собственного проекта, до участия в конкурсе научно – исследовательских работ. От исполнения и слушания сочинений известных композиторов до создания своих собственных песен.


Для того, чтобы достигнуть проектируемого результата в современном уроке, я использую следующие методы и приёмы:


1.Метод музицирования

. Метод позволяет каждому ученику включится в процесс создания музыки вне зависимости от развитости его способностей, умений. Здесь могут использоваться различные музыкальные инструменты. , а также музицирование при помощи двигательных упражнений, танцевальных движений. Главной особенностью всех инструментов должен быть обязательно приятный звук. Хочется обратить внимание на блокфлейту, так как она занимает особое место среди музыкальных инструментов. Звуки создаются детьми, они не заданы механикой инструментов, как, например, у фортепиано, где клавиша выступает посредником между ребёнком и источником звука-струной. Ребёнок сам творит звук. Можно сказать, он его выдувает, что способствует увеличению объёма лёгких. Сегодня, помимо традиционных инструментов в музицировании могут использоваться компьютерные средства: нотный и звуковой редакторы, синтезатор.

Метод музицирования позволяет начать с начала, с истока, который заложен в самой природе ребёнка.

Метод соучастия или метод коллективной творческой деятельности.

Позволяет приобщиться к коллективным формам деятельности (пение в хоре, ансамбле, игра в оркестре, музыкальном спектакле). Основная модель – обучение через коллективное творчество. Предлагаемый метод позволяет учащимся попробовать свои силы, ощутить себя частью творческого коллектива, пробудить потребность в коллективном творчестве и ответственность за конечный результат. Этот метод используется как в процессе преподавания предмета, так и во внеурочной деятельности.

Так как мы живём в небольшом городе, в котором нет театров, филармоний, концертных залов, и ребята имеют мало возможностей прикоснуться к прекрасному, в работе со старшеклассниками на протяжении нескольких лет мы используем такую форму работы как музыкально-литературная гостиная. При чём, песни и романсы на этих мероприятиях исполняют сами ребята. Традиционными у нас стали встречи, посвящённые юбилейным датам, а также творчеству выдающихся писателей, поэтов и композиторов. Это «К нам Лермонтов сходит, презрев времена…» (Посвящённый 170 –летию пребывания Лермонтова на Кубани), Встреча с творчеством В.Высоцкого «Я конечно вернусь», «А.С.Пушкин и музыка», «Романса трепетные звуки».

Рождественские колокольчики - краевой фестиваль православной песни.

Также у нас в гимназии есть два казачьих класса. В связи с возрождением традиций казачества на Кубани, мы проводим семинары и тематические вечера – «Казаки и война», «Покрова», Проводы Масленицы», в процессе подготовки к которым, ребята не только знакомятся с историей своего своего края, с казачьими традициями, но и но и становятся соучастниками, продолжателями этих традиций.


Современный урок отличается, прежде всего другой организацией учебной познавательной деятельности учащихся. Другая методика, дидактика, другая организация процесса обучения. Культура усвоения материала замещается культурой поиска. Поэтому, для ребят среднего школьного возраста на первый план выходит метод проектного обучения, который позволяет учащимся проявить как свои знания, умения, навыки в самостоятельной работе с информацией, так и волевые качества, интересы, предпочтения. Проект- это способ достижения цели, через детальную разработку имеющейся проблемы. Круг проблем может быть связан с творческими портретами композиторов, событиями музыкальной жизни страны, историей создания музыкальных сочинений и т.д. Учащиеся могут совместно работать над общей проблемой, или создавать индивидуальный проект, но цель каждый учащийся определяет для себя сам. Это одно из условий реализации метода проектов. Средства реализации зависят от типа проектов: информационный, исследовательский, творческий.

Так например, в информационном проекте, связанным с созданием презентации по опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин», средством его реализации являются книги, Интернет-ресурсы, аудио-записи, фотоальбомы, компьютер. Действия, совершаемые учащимися, связаны со сбором информации, её анализом и выстраиванием в определённой последовательности, оформлением страничек презентации и подготовкой к её публичной презентации. В результате учащиеся приобретают новые знания, развиваются коммуникативные умения, формы мышления, связанные с обработкой информации, формируются умения публичной защиты своих результатов деятельности.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока – концерта, посвящённого творчеству Г.Ф Пономаренко, который был проведён мною в рамках районного семинара по воспитательной работе. Данный урок был проведён в форме концерта с использованием метода проектного обучения. При подготовке этого урока одна группа учащихся самостоятельно работала с информацией, связанной с творческим портретом композитора, задача другой группы была подготовка пейзажной слайдовой презентации, которая шла фоном к песням и усиливала эмоциональное воздействие. Третья группа готовила песни композитора с новыми аранжировками. К тому же в эту группу влились ребята из старшей группы «Поющие вместе» Таким образом в результате познания природы музыки через исполнительский опыт, благодаря проектной деятельности и активному восприятию образцов музыкального искусства, у учащихся сформировалось эмоционально-ценностное отношение к музыке родного края, сознание её духовных основ, заложенных поколениями далёких предков.

Также, в нашем городе стали популярными уроки мужества. Они становятся уроками – событиями, так как они проводятся на сцене в доме культуры и в них принимает участие большое количество учащихся. Хочется рассказать об уроке мужества, посвящённого Святому благоверному князю Александру Невскому. Это был совместный проект учителя музыки, литературы, хореографии, ИЗО. Помимо песен о России, одну из которых я исполняла совместно с учащимися, мною использовался хоровой фрагмент из кантаты Прокофьева «Александр Невский» «Вставайте люди русские». в современной аранжировке. В результате подготовки к этому уроку и участия в нём, ребята не только получили знания об Александре Невском , но и сами стали участниками ледового побоища, исполнителями музыки Прокофьева.


Метод «учебный брейнсторминг»(мозговой штурм) – решение творческих, эвристических задач в группах. Используя данный метод, можно также активизировать деятельность учащихся на продуцирование новых идей. Этот метод развивает креативность мышления. Он применим ко всем возрастам. Благодаря использованию этого метода на уроке, учащиеся учатся слушать и слышать друг друга. А наработанные решения дают новый подход к изучению темы. Метод имеет три фазы в своём осуществлении: 1) Создание» проблемного поля» или банка идей (проблемное поле-«предложите музыкальные произведения для записи диска, предназначенного для инопланетян», или банк идей- «из каких материалов можно сделать музыкальный инструмент в домашних условиях») 2) анализ проблемы или идей, 3) обработка результатов. Средства, необходимые для реализации этого метода,- фрагменты музыкальных произведений, литературных сочинений, высказывания известных людей.


Метод музыкальных композиций

Связан с постижением художественных закономерностей создания музыкальных произведений: форма, стиль, жанр, тема. Средствами учащегося являются голос, инструмент, произведения литературы, живописи, электронные средства(компьютер, синтезатор) В методе могут использоваться как индивидуальные, так и коллективные, и групповые формы работы. Создавая композиции, учащиеся могут ориентироваться как на замысел композитора, тогда достигнутой целью будет освоение содержания мира музыки, или собственный замысел, при этом достигнутая цель меняется. Правила при любой направленности остаются неизменными, соблюдение композиционной структуры, например, форма рондо, в жанре ноктюрна и так далее. Способы осуществления: Создание замысла, конструирование из готовых моделей, подбор аналогов, вокально – инструментальные импровизации или вариации на заданную тему.

Метод «музыкальный театр»

Является одним из методов, разработанных в системе музыкального воспитания К.Орфа, но он и сейчас не потерял своей актуальности. Так как данный метод направлен на постижение целостного музыкального содержания, литературный текст + звук+ жест +движения, он помогает ребёнку музыку сделать зримой, осязаемой, что очень важно на начальном этапе взаимодействия с музыкальным искусством, когда дети ещё не умеют говорить о музыке. Это могут быть и инсценировки, и драматизации, этюды, мини-спектакли.

Метод «сиквейн»

Является одним из методов развития критического мышления. Помогает научиться доказательно и логически строить свои высказывания о музыке. Метод основан на дедуктивном структуировании процесса осмысления музыкального произведения. Перевести музыку на язык слов очень сложно. Необходимо не только научиться подбирать адекватные звучанию музыки слова, но и выразить их в логичной форме. Данный метод представляет определённую конструкцию высказывания, которое основано на алгоритме действий, состоящих из пяти шагов:

1-сформулировать основную мысль звучащего произведения (не более двух слов)

2-двумя глаголами дополнить характеристику выделенной мысли;

3-охарактиризовать её с помощью трёх прилагательных;

4- в одном предложении выразить собственное отношение к основной идее произведения;

5-одним словом сделать вывод-итог, акцентировав ценностно-смысловое значение произведения.

Освоение шагов может быть постепенным. Учитель может предложить разные условия (жизненные ситуации) выполнения этих действий: сочинение-экспромт, телеграмма, рекламный текст в журнале. Это помогает детям выбрать стиль изложения своих высказываний.

Метод фонопедических упражнений

Также не потерял своей актуальности в наши дни, так как он направлен не только на формирование певческо-исполнительных навыков, но и на развитие качественных характеристик голоса (певческого или речевого), что очень актуально в наши дни, когда многие дети приходят в школу с проблемами речи. Автором этого метода является В.В. Емельянов. Метод реализуется на основе комплекса интонационно-фонопедических упражнений, которые выполняются в форме коллективной игры. Ребятам начальной школы очень нравятся эти упражнения.


Цифровой диктант.

Метод, который позволяет за очень короткое время проверить и оценит знание музыкального содержания. Учитель формулирует задание и предлагает выбрать один из ответов (да или нет). Каждый ответ имеет определённую цифру: Да-1, Нет-0. Учащиеся в своей тетради должны записать только цифру , выбранного ответа. Данный метод позволяет учащимся наглядно оценить уровень своих достижений. Средством являются формы тестовых заданий с двумя вариантами ответа. Возможно использование компьютерного варианта представления задания.

Викторина, тест, музыкальный алфавит

–метод, широко используемый в практике музыкального воспитания

Позволяет проверить и оценить знания. Средствами являются вопросы и ответы. В тестовых заданиях с выбором ответа. В музыкальном алфавите берутся вопросы, ответы на которые начинаются на определённую букву алфавита. Например: Самая большая «скрипка оркестра» (контрабас), высшее музыкальное учебное заведение (консерватория), и так далее.

Мир музыки наполнен различными понятиями, явлениями, значениями, которые учащиеся учатся распознавать, сравнивать, анализировать. Понятия «Музыкальная ткань», «музыкальный текст» и «музыкальное произведение» являются одними из определяющих содержание музыкальной целостности. Обращаясь к музыкальному произведению, мы рассматриваем его как результат труда композитора, его индивидуального подхода к той информации, для воплощения которой, он использует специальные музыкальные средства. Задача учителя- пробудить способность ученика «считывать» звуковую информацию с музыкального текста. Этому способствуют следующие приёмы:

Приём визуализации

Визуализировать- значит вывести наружу, сделать видимым. Данный приём помогает визуализировать не только средства музыкальной выразительности, которые имеют графические обозначения, но и эмоциональное состояние, впечатление. Визуализация представляет не только способность увидеть, вызвать образ на некоем внутреннем экране, но и далее работать с ним. Средствами визуализации являются различные зрительные модели: спонтанное рисование, цветовое и графическое изображение, пластическое интонирование.

Пример урока Языческая Русь в «Весне священной» И.Стравинского.

Также в своей работе я использую творческие упражнения.

Творческие упражнения помогают закрепить уже приобретённые умения и навыки и совершенствовать их на основе речевой деятельности

Творческие упражнения – это такой вид учебной работы, в котором в большой степени заложено личностное начало. С помощью творческих упражнений развиваются умения понимать музыку разных композиторов, создавать собственные высказывания о ней В ходе их выполнения школьники также учатся самостоятельно пользоваться изученным музыкальными понятиями при создании свободного письменного или устного высказывания.

К творческим упражнениям относятся следующие виды работ


  • Исполнение музыки и стихов собственного сочинения.

  • Написание научно – исследовательской работы

  • составление рассказа на тему: Письмо из прошлого. О чем хотел нам рассказать композитор, написавший эту музыку.

  • мини сочинения в ходе прослушивания музыкального произведения, которые начинаются со следующих фраз: я чувствую, я представляю, и т. Д.

Это продуктивная форма деятельности, которая способствует развитию креативных способностей.

.

Опыт работы показывает, что при правильном и систематическом использовании инновационно –коммуникативных технологий с направленностью развития творческих способностей возрастает интерес учащихся к урокам музыки, интенсивно развиваются их музыкальные способности. Не только уроки музыки, но и внеурочная деятельность становятся любимыми для обучаемых и обучающих.


Учитель! Он всегда в дороге,

В заботах, поиске, тревоге,

И никогда покоя нет!

Он сам себя всех строже судит,

Он весь земной он рвётся в ввысь;

Не счесть пожалуй сколько судеб

С его судьбой переплелись!

Д.С.Лихачёв


8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Инновационно-коммуникативные технологии в современном уроке

Автор: Исаева Татьяна Анатольевна

Дата: 17.09.2015

Номер свидетельства: 231321


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства