Просмотр содержимого документа
«Информационный практико – ориентированный проект «Музыкальное творчество коми – пермяков » для детей 3-7лет»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ «Детский сад №19 «Родничок» г.Кудымкар
Информационный практико – ориентированный проект
«Музыкальное творчество коми – пермяков »
для детей 3-7лет
Разработала:
Чеботкова Марина Леонидовна
музыкальный руководитель
2016
Введение
Великие русские педагоги, ученые, общественные деятели боролись за воспитание высокого национального достоинства, привлекали внимание к содержанию образования - основной частью которого является воспитание патриотизма.
Великая культура коми-пермяцкого народа складывалась постепенно. Она богата своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. Поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, продолжающим личность. Музыкальная культура коми-пермяков - сложный мир смыслов и звучаний обладающий художественной ценностью. Для реализации эстетического воспитания необходим опыт общения с прекрасным - это приобщение детей к музыкальному творчеству родного края. Введение в музыкальную культуру края ( песни, танцы, игры под музыку) способно увлечь детей, развить их певческие умения, ритмические движения, музыкальное мышление, расширить кругозор, дать представления о коми-пермяцкой песне, танце, формировать любовь к родному краю. Необходимо приобщать к музыке с самого раннего возраста, так как коми-пермяцкие народные песни ценны в содержательном плане, они несут богатую информацию об историческом прошлом, эстетических идеалах, психологии коми-пермяков, дают представление о мировосприятии народа.
Актуальность:
Актуальность проблемы толерантности очевидна для современной России. Захлестнувшая весь мир волна нетерпимости оказывает негативное влияние на детей, которые становятся такими же жестокими, равнодушными как и окружающие их взрослые. И только связь с истоками народной культуры, искусством способствует нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Детство – это период, когда ребенок активно осваивает достижения человеческой культуры. Важно, чтобы в дошкольном возрасте дети узнали и оценили свою «малую родину» - место, где они родились и растут. «Малая родина» - это родители, дом, родной город, обычаи, которые соблюдаются, язык, на котором говорят окружающие люди. Дети должны знать, что среди коми – пермяков много замечательных людей: художников, писателей, поэтов, ученых, композиторов. Воспитывать к ним чувство признательности и желание в будущем творить красоту. За годы своего существования коми – пермяцкий народ создал и сохранил богатейшую культуру. Поэтому приобщение дошкольников к национальной культуре становится актуальным, так как каждый народ не просто хранит традиции и обычаи, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить национального лица и самобытности. Большое значение имеет знакомство детей со знаменитыми людьми родного края - композиторами, поэтами, поэтому знакомство с коми – пермяцким фольклором, формировать любовь к музыке, уважение к песенным традициям коми-пермяцкого народа на основе активного восприятия и ознакомления с произведениями коми – пермяцких композиторов и музыкального фольклора; развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкальный слух); закладывать основы толератного поведения у детей средствами музыкального воспитания - это важный этап в реализации данного проекта.
Цель:
Формирование у детей нравственно-эстетических и духовных ценностей, через знакомство с коми – пермяцким фольклором.
Задачи:
- развивать познавательный интерес детей к культуре своего этноса
- обогатить знания детей о малой родине, опыт детей, через национальный фольклор (игры, пляски, хороводы, слушание коми-пермяцких песен)
- способствовать формированию любви к музыкальному искусству своего народа
- расширять представления детей о коми – пермяцком округе, через ознакомление с бытом, культурой, музыкальным творчеством, искусством коми края
Тип проекта: Информационный практико – ориентированный, долгосрочный
Участники проекта: педагоги, дети 3-7лет, музыкальный руководитель, родители.
Сроки реализации проекта: октябрь 2016 года по февраль 2017год.
Ресурсы
Национально-региональные программы «
Методическое пособие Тотьмяниной Т.Е.« Поют и танцуют дети Пармы» к-п книжное изд. 2007год.
Интернет ресурсы
Видеоматериалы
Фонотека музыкальных произведений
Формы реализации проекта
НОД
беседы с детьми
рассматривание иллюстраций, картин
просмотр видео материалов
работа с родителями, детьми, педагогами
Деятельность педагогов
мероприятие
сроки
ответственные
1
Разработка проекта, конспектов НОД
Ноябрь 2016г
Музыкальный руководитель
2
Изучение литературу национально-региональных программ
Октябрь2016г
Музыкальный руководитель, педагоги
3
Подбор музыкального репертуара
Октябрь – ноябрь 2016г
Музыкальный руководитель
4
Пополнение картотеки коми-пермяцких игр
Ноябрь 2016г-февраль2017г
Музыкальный руководитель, педагоги
5
Разработать сценарии:
1. «В гости к сказке» младшая-средняя группы
2.посиделок «Коми-пермяцкие традиции» подг группа
Ноябрь 2016г– февраль 2017г
Музыкальный руководитель
6
Составить альбомы:
1. «Настоящее и прошлое коми – пермяков»
2.«Коми- пермяцкие инструменты»
Ноябрь 2016г
Январь 2017г
Музыкальный руководитель
7
Составить консультации для родителей:
1.«Знаменитые люди нашего города»
2. «Счастливого «Виль во»! Как отметить Новый год по традициям коми-пермяков?»
3. «Коми-пермяцкие народные игры»
4. «Знакомим детей с родным краем»
Ноябрь 2016г
Декабрь 2016г
Январь 2017г
февраль 2017г
Музыкальный руководитель
8
Составить книжки-малютки «Звонко песни мы поем» (по возрастам)
Ноябрь – декабрь 2016г
Музыкальный руководитель
9
Пополнение предметно-развивающей среды в музыкальном зале, в групповых комнатах
Ноябрь2016г – февраль 2017г
Музыкальный руководитель, педагоги
10
Составить презентации:
« Мой город-Кудымкар»
«Коми пермяцкие музыкальные инструменты»
Октябрь 2016г,
Январь 2017г
Музыкальный руководитель
Деятельность детей.
мероприятия
сроки
ответственные
1
Слушание рассказов о г. Кудымкаре, коми –пермяцких композиторах
Ноябрь 2016г
Музыкальный руководитель, педагоги, родители
2
Участие в экскурсиях к достопримечательностям города
Октябрь 2016-февраль 2017г
Педагоги, родители
3
Экскурсия в краеведческий музей
По плану педагогов
педагоги
4
Рассматривание альбомов:
«Настоящее и прошлое коми-пермяков»
«Коми-пермяцкие инструменты»
Октябрь2016г,
февраль 2017г
Музыкальный руководитель, педагоги
5
Слушание музыкальных произведений коми-пермяцких композиторов
Октябрь- ноябрь 2016г,
Январь-февраль 2017г
Музыкальный руководитель, педагоги, родители
6
Пение песен на родном языке
Октябрь 2016-февраль 2017г
Музыкальный руководитель, педагоги, родители
7
Игра в оркестр
Февраль 2017
Музыкальный руководитель, педагоги
Деятельность родителей.
мероприятия
сроки
ответственные
1
Посещение достопримечательностей
постоянно
родители
2
Составление фотоальбома «Любимый город»
Февраль2017г
Родители, педагоги
3
Чтение детям художественных произведений коми-пермяцких поэтов, писателей
постоянно
Родители. педагоги
4
Совместная подготовка к выступлениям на концертах, конкурсах в ДОУ, на город, на край («Акань», «Лен вежа лун»)
Октябрь 2016г –февраль 2017г
Родители, педагоги, музыкальный руководитель
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
срок
задачи
мероприятия
ответственные
Октябрь 2016г
Создание проекта
Сбор информации по созданию проекта
1.Подбор музыкального репертуара для решения основных задач проекта.
2. Написание сценария развлечения, НОД,
программу концерта
3. Подбор коми игр.
4. Определение сроков проведения концерта, участие в конкурсах, праздниках (город)
1 Раздать в группу тексты песен для разучивания с детьми.
2.Обговаривание сценария по проекту с воспитателями, костюмов, атрибутов.
3. Анализ методической литературы.
Музыкальный руководитель
Музыкальный руководитель, педагоги
Музыкальный руководитель
2.Практический этап
ноябрь-2016г по январь 2017г
1.Разучивание музыкального репертуара;
2.Проведение НОД по ознакомлению с коми музыкальными инструментами
3.Продолжить знакомство с творчеством коми –пермяцкими композиторами : Пахорукова, Клещина, Тотьмяниной
4.Составление альбомов, книжки-малютки
5.Составление презентаций о городе
1. Наблюдение за детьми, за уровнем освоения репертуара.
2. Наблюдение за детьми, за уровнем освоения репертуара.
3.Поместить в группах портреты коми-пермяцких композиторов в уголок музыки
4.Поместить в группы в уголок музыки или в родительский уголок
5.Наблюдение за детьми, их заинтересованностью просмотра презентации
Музыкальный руководитель,педагоги
Музыкальный руководитель
Музыкальный руководитель,
педагоги
Музыкальный руководитель
Музыкальный руководитель
3.Заключительный этап
Февраль 2017г
1.Подготовка оформления музыкального зала к месячнику коми-пермяцкой культуры
2.Подготовка костюмов, атрибутов к проведению посиделок (подготовительная группа), развлечений (средняя-мдадшая группа), выступлениям на концертах, праздниках.
3.Анализ работы по проекту.
4.Предоставление опыта работы по проекту, презентация проекта.
1.Оформление музыкального зала к проведению сценария, к месячнику коми-пермяцкой культуры, пополнение предметно-развивающей среды музыкального зала.
Подготовка презентации к педсовету.
Анализ работы по презентации проекта
Музыкальный руководитель, педагоги
Музыкальный руководитель
Ожидаемый результат.
1.Дети должны знать о своей малой родине, о своем городе, о творчестве знаменитых людей нашего края, о традициях коми-пермяков.
2.Пополнится развивающая среда в музыкальном зале:
- альбомы «Настоящее и будущее коми-пермяков», «Коми-пермяцкие инструменты»,
- фотоальбом «Любимый город»,
- книжки-малютки «Звонко песни мы поем» (по всем возрастам).
3.Результатом проекта являются выступления на концертах, конкурсах в ДОУ, на город, на край («Акань», «Лен вежа лун»),
4.Предоставление опыта работы по проекту, презентация проекта.
5. Посиделки «Коми-пермяцкие традиции» подготовительная группа, развлечение «В гости к сказке» младшая- средняя группа
Литература:
Дровняшина Л.Д. Страницы истории Пармы.- Кудымкар, 2005.
Климов В.В., Чагин Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми – пермяо=ков.- Кудымкар, 2005.
Тотьмянина Т.Е.« Поют и танцуют дети Пармы» методическое пособие» к-п книжное изд. 2007год.
Меглов Н., Михайлова Л.«Играем и поем» сборник муз игры для детей .
Интернет ресурсы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Развлечение « В гости к сказке» ( мл-ср группы)
Звучит коми-пермяцкая мелодия « Тупи-тап», в зал входят дети.
М/Р: Ребята, а вы любите сказки? Давайте сегодня отправимся в гости к сказке.
Ком/игра « По дорожке…»
На дорожке появляется Зайка.
М/р: Здравствуй Заяц-зайчонка, мы идем в гости к сказке.
Заяц: Возьмите меня с собой, а я с вами попляшу.
Танец: « Заяц- зайчонка» Пахоруков
М/Р: Пошли с нами. ( Идут появляется Волк)
- Здравствуй волк-серый бочок.
ВОЛК: Куда это вы идете? (Отвечают дети) А я вас не пущу, если со мной не поиграете.
ИГРА на колокольчиках: « Сильканок» (Колокольчик) Клещин
ВОЛК: Мне с вами понравилось играть, возьмите меня с собой.
(идут навстречу появляется Медведь)
М/р: Здравствуй Оша- МИША, мы идем в гости к сказке.
МЕДВЕДЬ: А я вас не пущу.
М/Р: А мы для тебя песенку споем и поиграем.
ПЕСНЯ-ИГРА: « Миша- мишутка» Тотьмянина
(Идут дальше появляется ЛИСА)
М/Р: Здравствуй Лисонька-лиса.
ЛИСА: Здравствуйте. Куда путь держите?
М/Р: Идем в гости к сказке.
ЛИСА: Поиграйте со мной, а то вас не пущу.
ИГРА: « Цып-цыплятки» Пахоруков
1 Цып- цыплятки все сюда: пообедать вам пора.
Лапки вымойте водой, клювик вытрите травой.
Ой-ля-ля, ой-ля-ля, будьте чистыми всегда.
2 А теперь клевать начнем, кроши хлеба с молоком.
Дружно, дружно поклюем, после песенку споем.
Тра-та-та, тра-та-та, ах лиса идет сюда.
( лиса ловит цыплят) ( Идут подходят к домику…оттуда выкатывается колобок)
М/Р : Ребята в какую сказку мы попали?
Сказка « Колобок» на коми- языке ( дети ст группы)
М/Р: Понравилась вам сказка? Но пора нам возвращаться в детский сад.
Под мелодию коми-пермяцкую выходят из зала.
КОНЦЕРТ « Поем и пляшем»
ВЕД: Бур лун, дона ёрттез! Как говорится в народной пословице:
«Рады мы гостям, как добрым вестям!»
«Честь и почтенье всем без исключения!»
17 февраля - день коми пермяцкого языка. Это праздник еще молодой, но он важен для нас тем, что помогает сохранять и развивать языковые традиции коми пермяцкого народа.
- Что значит: Родина моя? Ты спросишь. Я отвечу: Сначала тропочкой земля бежит тебе навстречу. Потом тебя поманит сад душистой веткой каждой. Потом увидишь стройный ряд домов многоэтажных. Потом пшеничные поля от края и до края. Все это - Родина твоя, Земля твоя родная. Чем старше станешь и сильней, тем больше пред тобой Она заманчивых путей доверчиво раскроет.
стихотворение «Родина- горт»
ТАНЕЦ: «О, моя Россия!»
Россия……Родина… Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает. И где бы ты ни был, куда - бы не ездил, всегда будешь вспоминать о своей малой Родине, о своем родном Пермском крае, о своем городе.
На западном склоне Уральских гор,
где Иньва идет на широкий простор,
стоит величаво всему вопреки,
красавец Кудымкар, у самой реки.
стихотворение «Кудымкар»
ПЕСНЯ: «Кудымкар»
стихотворение «Иньва дорын - эм керэс»
По красоте своей и силе
мне не с чем мой Урал сравнить.
Иной здесь видеться Россия –
суровей, строже, может быть.
все дорого мне и любимо
в уральской родной стороне
с задумчивой березкой
я давнюю дружбу веду.
стихотворение «Катя»
стихотворение «Ме любита спорт»
ПЕСНЯ: «Ош – тракторист»
Как красивы песни наших коми пермяцких композиторов - это и Николай Васильевич Пахоруков, и Людмила Ивановна Тотьмянина, и Александр Иванович Клещин.
В их песнях не только воспевалась природа родного края , но и девичья красота . Об этом расскажут нам дети группы «Колобок».
ПЕСНЯ: « Басок нывка»
А сколько песен написано о наших родителях, давайте вспомним о них песнями, ведь наши родители это бабушки, прабабушки, наших маленьких дошколят.
стихотворение «Семьяэ чуннезам»
ПЕСНЯ: « Бабушка- баба» Пахоруков
Наш народ славится не только песнями, танцами, но и веселыми , задорными частушками.
коми-пермяцкие« Частушки»
А у каждого народа есть свои традиции, свои наряды.