kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гигиена и охрана голосового аппарата подростков в период мутации

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Детский голос – это сложное понятие. Вообще голос — это уникальное явление, это особое эмоциональное понятие, это чувства, это особая интонация. Особая роль принадлежит пению, оказывающему могущественное эмоциональное влияние на слушателей и на самого поющего. Никакой музыкальный инструмент не может соперничать с голосом – этим замечательным даром природы, который с детства нужно беречь и соответственным образом воспитывать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гигиена и охрана голосового аппарата подростков в период мутации»

Кателик С.Б.

МБОУ ДО «ДШИ» г. Бакал

«Гигиена и охрана голосового аппарата подростков в период мутации»

      Детский голос – это сложное понятие. Вообще голос — это уникальное явление, это особое эмоциональное понятие, это чувства, это особая интонация. Особая роль принадлежит пению, оказывающему могущественное эмоциональное влияние на слушателей и на самого поющего. Никакой музыкальный инструмент не может соперничать с голосом – этим замечательным даром природы, который с детства нужно беречь и соответственным образом воспитывать.

         Все живое в природе общается с помощью звуков, а значит связок. Связки (это две маленькие складки) начинают работать с первым криком ребенка. Постепенно с возрастом возрастает их активность. Связки новорожденного и трехлетнего ребенка одинаковы. С девятилетнего возраста они только начинают крепнуть. Но дети начинают петь в детских садах и поют много. В основном, они начинают петь подражая взрослым. Мария Калласс, Тоти даль Монте рано начали петь и это хорошо. Только ни в коем случае нельзя утомлять голос. Если ребенок здоров, то петь надо обязательно. У маленьких детей (с 7 лет) верхний регистр имеет тембр свистковой флейты. Есть очень одаренные дети – обладатели врожденного музыкального слуха и певческого голоса, имеющие абсолютную память, природную способность интонирования.

        Эстрада привлекает ярким  пением в микрофон, яркостью костюмов, аранжировками, сценическим движением. Она дает раскрепощение. Тут важно следить, что бы дети не копировали плохих певцов, а старались найти свою манеру исполнения. Необходимо укреплять веру детей в себя, в свои возможности. Очень важна естественность звучания детского голоса. Не надо акцентировать  внимание ребенка на работе гортани, дыхания. Но ухо педагога все должно держать под контролем, слышать и знать, как помочь певцу. Нельзя давать большую нагрузку голосу. От этого связки утомляются, что грозит не смыканием и даже узлами на связках. Нельзя громко петь, громко разговаривать, кричать. Разрешается петь только в тесситуре, соответствующей данному возрасту. За связками необходимо следить, они замене не подлежат! У детей до 10 лет головной резонатор не развит и бывает поверхностное дыхание. После 10 лет развивается грудной резонатор. К 12- 16 годам развивается микстовый (смешанный) регистр с грудью. Это и есть мутационный период. Если в голосе появилась хрипота, необходимо быть внимательней, возможно у ученика началась мутация.

         Девочки в 11-14 лет опережают физиологическое развитие мальчиков. Мутация проходит у девочек в целом легче, чего не скажешь о мальчиках. У них мутация проходит сложнее. Но бывает, когда в 11-12 лет голос звучит как у взрослого. У мальчиков мутация происходит остро. Меняется резко голос, появляется хрип и сип. После мутации у мальчиков голос может стать любой и никто не знает, какой будет и почему. Тембральная окраска голоса может не сохраниться. В 60-е годы в СССР невероятной популярностью пользовались музыкальные школы и уроки вокала.  Причиной тому был необыкновенный успех тринадцатилетнего «итальянского соловья» Робертино Лоретти. Его голос покорил весь мир. Песни «Ямайка», «Вернись в Соренто», «Санта Лючия», «O Sole mio» стали абсолютными хитами. Но в 16 лет после сильной простуды ангельский голос начал мутировать. Оставалась надежда, что после мутации Робертино будет лирическим тенором, но голос приближался по звучанию к баритону и не имел коммерческого успеха. Лоретти возвратился на эстраду лишь в начале 80-х и до настоящего времени продолжает выступать по всему миру и записывать пластинки. Но прежняя слава к нему так и не вернулась. 

           У девочек голос меняется мало, почти всегда остается таким же, каким и был. Нельзя нарушать природу, надо правильно определить голос. До мутации заниматься осторожно. После мутации такие певцы быстрее восстанавливаются, т.к. срабатывает «мышечная память», т.е. рефлекс.  При мутации рекомендуется не петь высоко, а использовать  более низкую тесситуру. Развитие голоса происходит постепенно, поэтому не нужно  ускорять процесс формирования голоса у мальчиков. Возрастная мутация неизбежна. Дети проходят её безболезненно, если в этот период своей жизни они находятся под контролем опытных специалистов. Изменения тембра голоса в период полового созревания могут быть обусловлены неравномерным ростом костей и мышц гортани в переднезаднем направлении, нарушением координации функций наружных и внутренних мышц гортани, а также отсутствием согласования между фонационным дыханием и звучанием. Бывает также мутация патологическая, поэтому в случае изменения тембра голоса в подростковом периоде всегда нужно обращаться к фониатру. Возможно, потребуется и консультация врача-эндокринолога.

Физиологические периоды мутации:

         домутационный,

         мутационный,

         постмутационный.

       Разрывать эти периоды нефизиологично. Каждый из периодов имеет свои особенности. Так, в домутационный период у мальчиков улучшается голос, происходит ложный период расцвета, увеличивается диапазон, сила голоса, появляется сочный сильный тембр. У девочек эти явления чаще всего сглажены. В постмутационный период становится легче петь, но гормональный процесс ещё не закончен. По этой причине важно соблюдение щадящего голосового режима, «экономное» пользование голосом, а при выраженных голосовых изменениях требуется освобождение от уроков сольфеджио.

         В период мутации не допускается громкое форсированное пение, запрещается исполнение произведений из репертуара взрослых певцов, особенно подражание взрослому голосу, также нельзя петь при явных изменениях голоса. В домутационный период можно принимать участие в детском эстрадном коллективе или в хоре. В постмутационный периодюноши могут петь в хоре только спокойные, певучие произведения без удержания во времени крайних нот и длинных фраз.

         В собственно мутационный период, при невыраженных изменениях голоса, индивидуальные занятия вокалом возможны только под контролем опытного педагога, а вот пение в хоре в этот период категорически запрещено. Петь разрешается в незавышенной удобной тесситуре на звуках, которые фонируются без напряжения, короткими фразами, с вибрато в соответствии с природой  детского голоса.

У детей с лабильной психикой, впечатлительных и чувствительных, склонных к конкурентности, необходимо учитывать этот фактор особенно при отборе на вокальные конкурсы.

•               Мутация у мальчиков наступает в возрасте 14 — 15 лет, у девочек — в 13 — 14 лет.

•               В норме голос мальчика в период мутации понижается на октаву, а у девочки – на 4 — 5 тонов.

•               Среднестатистическая физиологическая мутация длится один год. 

Продолжительность вокального занятия в мутацию ограничена 40 минутами с отдыхом и паузами. Участие в детских вокальных конкурсах во все периоды мутации категорически запрещено.

          Существует даже целая наука – гигиена голоса – эта группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний голосового аппарата.  Рекомендуется в период мутации:

 1. Правильное выстраивание занятия по вокалу, чередование периодов нагрузки и отдыха.

2. Правильная техника вокала: своевременное переключение регистров при пении; избегать использования низкоэнергетического фальцетного режима; достижение техники нижнереберно- диафрагмального дыхания; выключение из голосообразования вспомогательных мышц шеи и грудной клетки.

З. Избегать форсированного звука, твердой атаки звука, резкого форте, визга, крика.

4.  Пение во время мутации только с опытным педагогом, активные занятия спортом, закаливание.

6. Точное определение типа голоса, пение произведений характерных для данного типа.

7. Запрещение выступлений вокальных коллективов и солистов на открытом воздухе при температуре ниже + 15 град. С, пение в условиях шума движения городского транспорта.

8. Избегать длительной, монотонной речи, ведущей к накоплению напряжения, шепотной речи.

9. Отказ от курения,  алкоголя.

10. Исключение по возможности побочных шумов в аудитории при речевых нагрузках.

11. Своевременное лечение ОРЗ, трахеитов.

12.  Работа в чистых помещениях, с достаточной влажностью.

13. Избегать резких температурных перепадов, употребления холодных напитков при перегревании.

15. Правильная работа с микрофонами.

16. Общеукрепляющие, закаливающие процедуры.

17. Своевременное лечение ЛОР-органов и других органов и систем.

      Надо не допускать дефектного и слишком длительного пения, после которого голос «садится», то есть устает, тускнеет, теряет звонкость, хрипнет. Это происходит в результате форсировки голоса, перенапряжения гортани, утрировки грудного тембра на высоких звуках, пения в неудобной тесситуре.

           Изменения голосового аппарата – естественная реакция на перестройку всего организма в процессе взросления. В это время голос особенно уязвим, поэтому важно понять и уяснить  необходимость бережного отношения к нему. Общаясь друг с другом в школе и на улице на повышенных тонах, часто срываясь на крики визг, дети безжалостно напрягают свои голоса. Это ведет к повреждению связок, появлению на них мозолистых наростов – «узелков крикунов», – а нередко заканчивается кровоизлиянием в голосовую складку, после чего школьник не может произнести ни звука.

        Проблемы с голосом возникают и вследствие перенапряжения нервной системы. У детей, испытавших сильный стресс, возможен даже паралич голосовых связок.

       В любом случае проблемы, возникшие с голосом, нельзя оставлять без внимания, а при их частом возникновении заниматься самолечением. Необходимо комплексное обследование не только у отоларинголога, но и у фониатра, невропатолога и логопеда.

     Профилактика заболеваний голоса заключается в соблюдении простых правил:

1. Летом не увлекаться холодными напитками, зимой прикрывать шею, не ходить нараспашку.

2. При появлении малейшего дискомфорта дать голосу передышку – помолчать. Если говорить все же необходимо, лучше делать это тихим голосом.

3. Важно воздерживаться от речевой нагрузки, и тем более от пения, во время гриппа, ларингита и других респираторных заболеваний.

4. Не стоит увлекаться караоке. В подростковом возрасте слепое подражание чужой манере пения с хрипотцой или надрывом может надолго лишить начинающего певца собственного голоса.

5. Ни в коем случае нельзя курить. Голосовые связки одними из первых принимают на себя никотиновый удар. Дым, вдыхаемый при курении, имеет очень высокую температуру. Он обжигает слизистую оболочку гортани, дыхательные пути, и, конечно же, голосовые связки. Отечность, утолщение, узлы – далеко не полный перечень патологических изменений голосовых связок курильщика.

     Самый главный вывод из всего сказанного: нужно беречь голос во время мутации!

        Педагог должен очень бережно работать с детскими голосами : слушать, наблюдать, анализировать, фиксировать. Что касается детей, то кроме голоса необходимо обращать внимание ребенка на то состояние, когда он поет, что он переживает в процессе исполнения песни. Главное в исполнении – глубина, содержание. Очень важно для педагога пройти весь путь обучения в классе эстрадного вокала в правильном общении с ним. Ведь основой пения является внутреннее состояние психологического равновесия,  состояние удовлетворенности, радости, душевного комфорта.

     

Литература.

1. Л.Дмитриев «Основы вокальной методики». Из-во «Музыка», М.1968.

2. А.М.Егоров «Гигиена голоса  и его физиологические  основы».  Из-во «Медгиз», Л.1970.

3. И.Левидов  «Певческий  голос  в  здоровом  и  больном  состоянии». Искусство, Л.1939.

4. Р.Юссон «Певческий голос». Из-во «Музыка», М.1974.

 

5.П.А. Эстрова  «Нарушения голоса в период мутации, их предупреждения  и коррекция». М. 2007




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Гигиена и охрана голосового аппарата подростков в период мутации

Автор: Кателик Светлана Борисовна

Дата: 25.03.2020

Номер свидетельства: 544209


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства