Формы и методы работы с подростками в вокально-инструментальной студии
Формы и методы работы с подростками в вокально-инструментальной студии
В работе кратко освещаются аспекты занятий в вокально-инструментальной студии для современных подростков, обобщены и представлены формы и методы работы педагога дополнительного образования, руководителя вокально-инструментальной студии с подростками, а также представлены формы контроля.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формы и методы работы с подростками в вокально-инструментальной студии»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
Дворец творчества детей и молодежи
Городского округа Тольятти.
Формы и методы работы с подростками в вокально-инструментальной студии
Педагог дополнительного образования,
руководитель вокально-инструментальной студии «Кредо»
Коннов Василий Юрьевич
2015
Введение……………………………………………………………….……..3 стр.
Формы работы с подростками…………………………………………..…..6 стр.
Методы работы………………………………………………………...……..6 стр.
Заключение……………………………………………………………..…….7 стр.
«Искусство есть средство для беседы с детьми, а не цель»
М.П.Мусоргский
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». (В.А.Сухомлинский).
В современном мире информации и глобализации практически исчезает такое музыкальное направление, как вокально-инструментальные ансамбли, или как раньше называли, «ВИА», а позже рок-группы, которые исполняли «живую» музыку и всегда вызывали огромный интерес у подростков. В недавнем прошлом почти в каждой школе были свои «ВИА» и ни один выпускной вечер не обходился без выступления своего «школьного» ансамбля.
Интересы подростков, обусловленные познавательной потребностью, зависят от привлекательности самого объекта или от его актуальности и значимости для подростка в данный момент. Наличие увлечения (или хобби) для подростка является Типичным.
Научиться играть на гитаре, петь под гитару-это мечта практически каждого подростка 14-17 лет. Гитара, в силу своей доступности и демократичности, неоднозначности и выразительности, а с появлением электрогитары и средств звукоусиления дала миру рок-музыку и даже целый культурный пласт, называемый рок-культурой.
Начиная с «Биттлз» 60-х годов и по сегодняшний день различные рок-группы и ВИА являются кумирами подростков и объектом подражания, а сама рок музыка является мощным идеологическим и психологическим средством воздействия на подростков, а также средством их самовыражения.
Дополнительное образование дает возможность подросткам, не имея музыкального образования осваивать основы этого вида творчества.
Каковы же аспекты и преимущества в таком виде творчества, как ВИА в дополнительном образовании
Аспекты и преимущества:
Свобода музыкальной формы, несложность начального обучения (безнотная, буквенно-цифровая). Коммуникабельность и мобильность (можно играть в любом месте и в любой компании), малобюджетность (по стоимости инструмента доступна каждому), полифоничность (практически гитара - это мини-рояль) – все это неполный перечень достоинств, привлекающих подростков (молодежь) к этому инструменту.
Еще одним немаловажным, а может основным аспектом является то, что для подростка 14-17 лет, желающего заниматься музыкой и пением, обучаться в детской музыкальной школе, где набор производится с 7-9 лет, уже поздно, а в профессиональных музыкальных и культурно-просветительских учебных заведениях еще рано.
Интерес воспитанников к деятельности ВИА позволяет привлекать подростков, заполнить активным содержанием их свободное время, развивает творческие способности и самодисциплину, чувство коллективизма, ответственности, формирует гражданскую позицию и собственную значимость.
Дополнительное образование имеет значительные отличия от стандартного общешкольного образования, главное из которых заключается в том, что дополнительное образование не является обязательным. Это определяет специфику работы педагога дополнительного образования и организации самого процесса дополнительного образования в целом.
Проблемы подростков (молодежи) всегда приковывали внимание педагогов, но особенно актуальными они стали в последнее время.
Главная задача, как педагога, руководителя творческого объединения, создать комфортные условия для индивидуального развития и возможности реализации собственных творческих, познавательных, коммуникативных потребностей каждого ребёнка в коллективе. Условия дополнительного образования при формировании групп не позволяют делать отбор детей по способностям. Принимаются все желающие, руководствуясь лишь возрастными критериями,
и заинтересованностью в занятиях ребёнка, с целью реализовать свои творческие способности в рамках общеобразовательного процесса.
Для каждого педагога важно:
- поддержать интерес обучающегося к выбранному инструменту.
- дать понятия о технике и навыках владения основными приёмами игры.
- помочь учащимся развить слух, голос, чувство гармонии, ритм,
музыкальную память;
- предоставить возможность творческого самовыражения.
Для этого используются формы работы:
- индивидуальная (отработка музыкального материала, изучение сольных партий в ансамблевом исполнении )
- групповая (соединение всех музыкальных инструментов в единое целое) – репетиционная деятельность, оттачивание общего звучания в исполнении произведения;
методы и приемы:
- слушание музыкальных произведений и композиций
( прослушивание с целью выбора репертуара для коллектива)
- наглядный показ ( практическая помощь педагога в изучении произведения)
- мастер- классы ( лекции - беседы с демонстрацией практического освоения инструмента)
- практические и репетиционные занятия ( формирование в группы, оттачивание изучаемого материала )
- систематичности и последовательности – постепенное усложнение музыкального материала,
- индивидуализации - сохранение индивидуальных способностей при коллективном музицировании.
Формы и методы проведения занятий сохраняют, усиливают и развивают естественное побуждение подростка к творческому самовыражению, дополняются прочными теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками владения музыкальными инструментами.
Успех творческой деятельности такой разноплановой группы зависит от того, насколько комфортные условия для развития каждого ребёнка будут созданы руководителем группы, насколько сплочённым будет коллектив детей, как будут построены отношения педагога с родителями детей.
Формами текущего контроля служат конкурсы внутри коллектива, музыкальные вечера, открытые малые концерты.
Итоговым контролем в образовательном процессе в ВИА становится проведение отчетных концертов , участие в праздничных программах, концертах, в городских, областных, всероссийских фестивалях и конкурсах.
У каждого ребенка постепенно формируется ориентация на возможность достижения им положительного результата в избранном виде деятельности.
Заключение
С раннего возраста дети и подростки чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в подростковый период важно реализовать творческий потенциал, сформировать певческие навыки, приобщить молодежь к певческому и инструментальному искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.
Музыкаобразует целый мир человеческой жизни, который рождается вместе с человеком, растет, становится богаче, содержательнее, оказывает влияние на его характер, поступки и облик. Музыка развивает образно-ассоциативное мышление детей, творческое воображение.Музыка помогает детям познать мир, воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, внимание к другому человеку, природе, интерес к народам своей Родины и других стран.
Каждый подросток находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, современных песен с сопровождением игры на музыкальных инструментах.
Поэтому существует объективная необходимость в досугово-образовательных программах, направленных на развитие музыкальных способностей подростков, музыкально-эстетическое воспитание и гармоничное развитие личности.
На протяжении 33 лет существования вокально-инструментальной студии «Кредо» многие воспитанники, мои выпускники, продолжили учиться в специализированных музыкальных учреждениях, многие стали профессиональными музыкантами города, организовали свои рок-группы и активно занимаются концертной деятельностью на профессиональном уровне.