Просмотр содержимого документа
«Формирование у обучающихся двигательно-технических навыков игры на баяне»
Формирование у учащихся
двигательно-технических навыков игры на баяне и аккордеоне
Достижение учащимися музыкальной школы достаточно высокого уровня исполнительского мастерства – одна из главных задач преподавателя. Это в первую очередь зависит от общего музыкального развития учащегося, его художественного вкуса, способности понимать не только общее содержание исполняемых произведений, но и глубоко проникать в музыкальный замысел композитора, что достигается вдумчивым освоением музыкально-художественной литературы. Исполнительское мастерство достигается, кроме того, в результате целенаправленного развития двигательных приёмов и навыков звукоизвлечения.
Методика обучения игре на баяне и аккордеоне располагает разнообразными этюдами и упражнениями, которые используются именно для формирования и совершенствования двигательно-технических приёмов и навыков. Рассмотрим наиважнейшие из них:
Пространственная точность – способность пальцев безошибочно соприкасаться с нужными клавишами. Для этого не следует нажимать клавишу раньше, чем в сознании не возникнет ясное представление о её положении на клавиатуре и уверенность в том, что нужный палец нажмёт на нужную клавишу. При подвижной игре техника направляется уже не единичными звуковыми представлениями, а комплексными, охватывающими определённую совокупность звуков.
Ритмичность – способность пальцев обеспечивать своевременное возникновение и прекращение звучания. Для этого нужно хорошо усвоить соотношение длительностей нот, научиться считать вслух и про себя и систематически работать над ритмическими упражнениями.
Аппликатурная точность – умение безошибочно выполнять утверждённую аппликатуру. В противном случае движения с трудом запоминаются и автоматизируются, заучивание произведения затягивается, а исполнение бывает скованным, неуверенным.
Красочная точность – умение извлекать звуки различными приёмами (замах, отскок, плотное легато, лёгкое легато), владение динамическими оттенками игры на музыкальном инструменте.
Автоматизация движений – умение превращать движения пальцев и кисти (т.е. игру) из полностью контролируемых в частично или почти неконтролируемые. Для этого при повторении разучиваемого материала необходима творческая активность сознания, наличие исполнительской цели. Художественные и технические (двигательные) задачи неотделимы друг от друга, так как конечной целью каждого движения музыканта является извлечение определённого звука или нескольких звуков.
Управляемость техники – способность мгновенно подчинять сознанию выработанные игровые движения, т.е. быстро изменять установившийся ход игры (штрихи, динамику, темп), превращать автоматические движения в движения, подконтрольные сознанию. Распространённым способом развития управляемости техники является игра с листа, транспонирование и импровизация, когда пальцы должны мгновенно повиноваться быстро изменяющимся музыкальным задачам.
Беглость – умение последовательно извлекать в быстром темпе звуки и созвучия.
Гармоничность достигается выработкой согласованных, уверенных, ловких, непринуждённых, достаточно смелых и оправданных движений, что способствует реализации той или иной музыкальной задачи. Для этого необходимо осознанное усвоение учащимся исполнительских приёмов, систематические упражнения на развитие выносливости руки, своевременное устранение излишнего напряжения при звукоизвлечении. Недостаточное осознание учащимся художественных целей (что именно подчеркнуть в игре – какую мысль, образ) и технических (какие клавиши нажимать, какими пальцами, какими приёмами) порождает дисгармонию, неуверенность, неточность движений.
Основным и обязательным условием формирования и совершенствования двигательно-технических навыков учащихся является заучивание большого количества постепенно усложняющихся музыкальных произведений, разнообразных этюдов и систематические технические упражнения.
Без изучения гамм, арпеджио, аккордов во всех тональностях и без освоения технических приёмов учащемуся трудно работать над этюдами и пьесами, где эти элементы техники исполнения широко применяются. Иногда, встретив в разучиваемом произведении трудные в техническом отношении места, учащийся затрачивает на отработку навыков значительное время, в результате чего теряется поступательность разучивания музыкального материала, утрачивается целостность, расплываются образы, теряется интерес к произведению, возникает чувство неуверенности и неудовлетворённости. Чтобы избежать этого, следует систематически тренировать игровой аппарат учащегося, адаптируя его к всё возрастающим техническим трудностям.
Современная наука рассматривает всякое упражнение, связанное с движением тела, как результат работы центральной нервной системы, поэтому эффективность упражнения находится в прямой зависимости от ясности и точности представления человека о цели того или иного движения. В связи с этим одной из важных задач преподавателя является объяснение ученику конкретной цели всякого упражнения в наиболее доступной и убедительной форме. При этом мало рассказать, необходимо показать использование технического приёма при исполнении музыкального произведения (Иоганн Штраус. «На прекрасном голубом Дунае»). Только в таком случае можно ожидать, что в сознании ученика возникнет конкретный, а значит, и эмоционально воздействующий, запоминающийся образ. Подобная связь упражнений с художественными звуковыми образами помогает ученику представить стоящую перед ним задачу и способствует сознательному её осуществлению.
В процессе работы над упражнениями происходит отбор и приспособление нужных для достижения художественной задачи движений, приобретение определённого опыта и закрепление его в памяти ученика. Поэтому преподаватель должен следить за тем, чтобы ученик не превращал упражнения в механическую, «бездумную», не контролируемую сознанием работу. Небрежность, отсутствие контроля за качеством исполнения со стороны педагога не только не способствует росту технических возможностей ученика, но дезорганизует его, вредно отражаясь на процессе формирования двигательных навыков. Именно поэтому любое упражнение сначала выполняется в медленном темпе, что позволяет ученику внимательно продумать детали музыкального текста, звуковую и техническую стороны игры.
Приступая к разучиванию новых упражнений, уже отработанные, выученные следует использовать как тренировочный материал, закрепляя его в памяти и в физических ощущениях ученика. Но если всё-таки это гаммы, арпеджио и аккорды разного вида, то должен меняться не учебный материал, а качество и задачи его выполнения.
В результате работы над упражнениями зрительное восприятие (что написано в нотах) и моторное (характер движений) должны возможно скорее составить для учащегося как бы одно целое и отойти на задний план, оставив на первом месте только слуховое представление написанного в нотах и слуховой контроль за качеством звучания. Так и происходит накопление исполнительского опыта на наиболее типичных видах баянной и аккордеонной фактур. Встречая впоследствии в художественных произведениях знакомый тип фактуры, учащийся работает над ним, используя определённые технические навыки, что значительно сокращает время разучивания произведения и технического овладения им.
От уровня музыкального развития учащегося зависит и форма его работы над техническими упражнениями. На высоком уровне исполнительского мастерства упражнения служат лишь краткой подготовкой к основной работе, являются средством поддержания «музыкальной формы». Но учащимся ДМШ необходимо не поддерживать технику, а формировать, совершенствовать её, т.е. овладевать техническими формулами и приёмами, без усвоения которых нельзя достичь исполнительского мастерства.
Время работы над техническими упражнениями должно быть строго ограниченным и определяться педагогом в зависимости от подготовленности ученика и конкретных задач его технического развития.
Итак, любой музыкант, в том числе и учащийся музыкальной школы, овладевая исполнительским мастерством, должен стремиться к тому, чтобы количество затрачиваемого на технические упражнения времени постепенно и неуклонно сокращалось, переходя в качество этого труда, превращая его в умственную, психическую деятельность, требующую напряжения воли и внимания и направленную на достижение музыкальных задач.