Формирование творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой деятельности
Формирование творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой деятельности
В процессе музыкально-игровой деятельности проявляются спонтанные музыкальные способности как естественная потребность ребенка воспроизводить музыкальные звуки, передавать ритмический мотив, словесную фразу музыкой, движением тела, жестом, позой; сочинять под звучащую музыку различные движения, звуковые имитации, сопровождаемые ритмическим аккомпанементом, декламацией прибауток, потешек, стихов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой деятельности»
Формирование творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой деятельности
Сложившаяся практика массового музыкального образования с его ориентацией на получение музыкальных знаний нельзя считать плодотворной и эффективной в силу доминирования теории над практикой, оторванности устаревших педагогических подходов от природной музыкальности и необходимости её формирования с раннего возраста.
Творческое становление личности в процессе разнообразных видов деятельности в педагогической теории и практике признается одной из основных задач обучения и воспитания.
В условиях расширения поля гуманистической педагогики становиться необходимым использование возможностей музыкального образования для формирования творческих способностей учеников, раскрытия первичных творческих возможностей, интеллектуального и нравственно-эстетического развития. Эти задачи наиболее целенаправленно решаются в процессе музыкально-игровой деятельности, где соединяются воедино элементарное музицирование, танец, поэзия изобразительное искусство и сотворчество. Именно такой подход к музыкальной педагогике способствует «выращиванию крохотных способностей детей» (К. Роджерс).
Младшие школьники наряду с учением, общением с удовольствием продолжают играть. Именно в игре, ролевой, подвижной, дидактической происходят изменения в познании, чувствах, волевой сфере, характере. Игра для учеников начальных классов продолжает быть наиболее увлекательным занятием, и создание условий для её эффективного и целенаправленного использования в образовательном процессе является актуальным.
Практика музыкальной игры, имеющаяся в отечественной и зарубежной музыкальной педагогике, опирается на традиционное народное творчество, в котором синтезированы музыка, танец, поэзия. При таком подходе музыкальное обучение и воспитание приобретает универсальный характер, становится доступным и эффективным средством развития ребенка, раскрытия его творческих способностей.
Использование музыкально-игровой деятельности в воспитании творческой личности младшего школьника предполагает решение следующих задач:
развитие первичной креативности детей и природных музыкальных способностей;
творческое музицирование на основе овладения элементарными музыкальными инструментами;
формирование двигательной импровизации под музыку;
умение передать музыкальный образ в рисунке;
развитие культурно-нравственной позиции, эколого-эстетического отношения к природе;
формирование личностных качеств учащихся, их культуры поведения, коммуникативных умений и навыков;
формирование у учащихся основы музыкальной культуры: эстетического музыкального вкуса, понимание красоты и гармонии народного искусства, поэтического фольклора, понимание общности тем, сюжетов, образов, выразительных средств музыкального, литературного и изобразительного искусства.
Творческое музицирование осуществляется в процессе выполнения следующих заданий:
импровизационно обращаться со знакомым музыкальным материалом, играть звуками, тембрами, ритмами, движением;
придумывать простейшие ритмические аккомпанементы с помощью шумовых инструментов для музыкальных отрывков различных жанров;;
исполнять двигательные и речевые каноны;
спеть и сыграть на ксилофоне песенки-попевки со словами и с названием нот;
придумывать музыкальное озвучивание стихов и сказок;
сыграть и напеть прозвучавшую музыку, используя шумовые или ударные инструменты.
Двигательная импровизация под музыку предусматривает формирование умения находить соответствие движений характеру музыки; адекватно передавать мимикой, позой, речью, жестами музыкальные акценты, паузы, интонационные обороты, высоту тона, всей музыкальной композиции. Задания на творческое самовыражение в роли персонажа музыки и передачи в движении игрового сюжета, формируют способность раскрепощено, точно и ловко передавать свои чувства, телесно мягко, пластично воплощать музыкальный метр, включать в пластическую композицию звучащие жесты – щелчки, притопы, хлопки, демонстрируя выдумку и фантазию.
В процессе передачи музыки рисунком дети под музыкальный аккомпанемент самостоятельно выбирают сюжет, цвет, материал для рисования. По тому, как в рисунке отражены навеянные музыкой цвета, передано эмоциональное состояние автора через адекватную выразительность линий, на сколько он самостоятелен, оригинален, как ребенок может объяснить выполненный рисунок, учитель определяет уровень сложности музыкальных отрывков и последовательность их использования.
Эколого-эстетическое отношение учащихся к природе развивается в работе над следующими заданиями:
передать вербально (рассказать) свое понимание природы на основе увиденных пейзажей и прослушанных музыкальных фрагментов;
вспомнить и прочитать небольшие стихотворения о природе; нарисовать к нему пейзаж и раскрыть словесно содержание рисунка;
вспомнить загадки, пословицы о природе, объяснить их;
сыграть на любом элементарном инструменте тему (фрагменты) музыкальных произведений о природе.
Культурно-нравственная позиция младших школьников проявляется во всех видах творческих заданий по отношению к героям сказок, смыслу пословиц и поговорок; по оценке музыкой, словами, интонацией поступков персонажей, рассказов с объяснением, раскрытии смысла эпизода, толковании значения поговорки, выражение своего эмоционального состояния в музыкально-художественной форме.
Развитие коммуникативных умений и навыков происходит в процессе пения, игры, декламации стихов, устных рассказов в выражается в общительности, активности, доброжелательности, готовности к диалогу, легкости вступления в коммуникативный акт, дружеской поддержке товарищей словом, движением, взглядом, в творческом выполнении музыкально-речевых импровизаций.
В процессе музыкально-игровой деятельности проявляются спонтанные музыкальные способности как естественная потребность ребенка воспроизводить музыкальные звуки, передавать ритмический мотив, словесную фразу музыкой, движением тела, жестом, позой; сочинять под звучащую музыку различные движения, звуковые имитации, сопровождаемые ритмическим аккомпанементом, декламацией прибауток, потешек, стихов.
Уровни развития творческих способностей младших школьников определяются в конце каждого года обучения по результатам выполнения ими различных заданий. В зависимости от степени оригинальности, полноты, самостоятельности, оригинального подхода к выполнению заданий, проявления эмоционально-оценочного отношения к творческому процессу диагностируется степень сформированности творческих способностей младших школьников и планируются дальнейшие направления работы.
Творческое развитие младшего школьника в игровой деятельности имеет по сравнению с традиционной системой обучения целый ряд преимуществ, основными из которых являются:
Личностное духовно-нравственное становление ребенка в посильной, элементарной художественной деятельности;
Актуализация творческого потенциала детей в разнообразных видах деятельности;
Освоение детьми ценностей народного музыкально-поэтического творчества, расширение их музыкального кругозора, эстетического вкуса, постижение красоты в полифонии как классической, так и народной музыки;
Развитие театрально-драматических споосбностей, артистизма, этических норм поведения и общения;
Формирование положительной мотивации не только к музыкально-игровой, но к любой учебно-познавательной деятельности за счет раскрытия таких качеств, как успешность, умения диалогического общения самсотоятельность, активность.
Музыкальное обучение и воспитание в современной школе призвано не просто дать первоначальное представление о музыке, но и всесторонне использовать её потенциал в интеллектуальном и культурно-нравственном формировании подрастающего поколения.
При этом превращению музыки в один из ведущих рычагов гармонического развития младшего школьника способствуют следующие условия и факторы: развивающая образовательная среда, наличие квалифицированного педагога, набор самых необходимых музыкальных инструментов, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. Все эти слагаемые могут обеспечить положительные результаты, если они сбалансированы, представлены на необходимом и достаточном уровне, направлены на создание развивающего поля ребенка, вовлекают ненавязчиво, свободно каждого ученика в увлекательное и интересное действие-событие, связанное с музыкой.