"Формирование познавательных компетенций у младших школьников на уроках фортепиано"
"Формирование познавательных компетенций у младших школьников на уроках фортепиано"
Компетентностный подход, никак не минует цикла специального фортепиано. Задачей педагога становится создание той звуковой, информационной, музыкальной среды в которой ребёнок сможет проявить инициативу, овладеть навыками самостоятельной работы, и, наконец, раскрыть свой потенциал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Формирование познавательных компетенций у младших школьников на уроках фортепиано"»
Формирование познавательных компетенций у младших школьников на уроках фортепиано.
В российской педагогической науке идет сегодня интенсивный поиск новых приемов и способов обучения, адекватных времени и новым тенденциям в жизни общества. Педагогические инновации последних десятилетий направлены на преодоление жесткого манипулирования сознанием воспитанников. Гуманизация, т.е. «очеловечивание» образования ориентирует педагога на уважение личности воспитанника, установление гуманных, доверительных, партнерских отношений. Необходимо отметить, что педагогические инновации имеют смысл, если они обладают гуманистической направленностью. Специфика их состоит в ориентации на личность. Изменения в отношениях учителя и ученика являются социально-психологическим условием, ведущим к личностному изменению субъектов образовательного процесса.
Компетентностный подход, активно продвигаемый в общеобразовательной школе, никак не минует предметы цикла специального фортепиано. Важным этапом этого подхода является формирование у школьников универсальных учебных действий (УУД). Различают личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные компетенции. И задачей педагога становится создание той звуковой, информационной, музыкальной среды, в которой ребенок сможет проявить инициативу, овладеть навыками самостоятельной работы и, наконец, раскрыть свой потенциал.
Все перечисленные задачи довольно успешно решаются на уроках фортепиано в детских школах искусств. Этому способствует организация индивидуальных уроков. Она происходит в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями детей, уровнем их развития. Изучение личности ребенка через его деятельность, подбор индивидуальных способов взаимодействия на уроке — важный аспект, который позволяет достаточно эффективно формировать познавательные компетенции учеников.
Объект изучения: процесс обучения младших школьников на уроках фортепиано в ДМШ.
Предмет изучения: формирование познавательных компетенций у младших школьников на уроках фортепиано в ДМШ.
Цель изучения: определить, при каких условиях происходит формирование коммуникативных компетенций у младших школьников на уроках фортепиано в ДМШ.
Задачи изучения:
раскрыть понятие «Познавательные компетенции»
охарактеризовать психофизиологические предпосылки формирования познавательных компетенций у младших школьников в классе фортепиано в ДМШ;
выявить педагогические условия, при которых происходит формирование познавательных компетенций у младших школьников на уроках фортепиано в ДМШ.
Познавательные компетенции
А. В. Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения:
компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности: знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
компетентность – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
К познавательным компетенциям относятся:
знания и умения целеполагания,
планирования,
анализа,
рефлексии,
самооценки учебно-познавательной деятельности и т.п.
Помимо ключевых компетенций, общих для всех предметных областей, выделяются и предметные компетенции — это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления. Для уроков фортепиано основными такими компетенциями будут:
владение игровым аппаратом,
осознание метро-ритмических особенностей музыки,
овладение графическим восприятием нотной записи,
умение чисто интонировать и импровизировать голосом,
умение импровизировать на фортепиано,
умение выразительно исполнить произведение.
Вторая группа компетенций знакома и важна любому педагогу по фортепиано, но не менее важна первая группа. Ребенок начинает заниматься музыкой, как правило, в очень раннем возрасте – 6-7 лет, иногда и в 4-5 лет, когда мышление ребенка не абстрактное, а образно-конкретное, и, может показаться, что прививать навыки целеполагания, планирования, анализа ему еще рано. Мне кажется, что это не так. И вот почему. Довольно часто дети не могут оценить труд и усилия, приложенные ими для достижения результата, им кажется, что все, что они уже умеют играть – слишком легко, а все, что они не играют (даже если это соседняя песенка или упражнение) – слишком сложно. И вот тут в ход идет сравнение с предыдущим, а это начало анализа.
Так же происходит и с другими компетенциями. Можно просто похвалить малыша за удачно исполненное произведение, а можно выделить, что именно вам понравилось в его исполнении – правильные пальцы, красивый штрих или яркость оттенков. И это будет основой для его самооценки. А можно спросить – понравилось ли ему самому, как он исполнил пьесу. И это начало рефлексии.
Навык планирования развивается тогда, когда мы вместе с ребенком ставим цели для работы дома.
Этапы работы над любой пьесой, в сущности, представляют собой этапы развития познавательных компетенций. Так, разбор нотного текста связан с анализом, отработка трудных мест тоже осуществляется при помощи анализа – почему не получается (неудобные пальцы, новая аппликатурная позиция и т.п.)) Работа дома, как и окончательная отделка произведения, развивает рефлексию, планирование и целеполагание. Надо сказать, что в результате такой деятельности дети потом сами начинают анализировать свое исполнение, лучше слышат свои ошибки, учатся оценивать свои сильные и слабые места. И через уроки фортепиано, через музыку делают шаг к самим себе.
Заключение
Нельзя оставить без внимания мысль, что внимание современного ребенка, в основном направлено вовне. Но музыкант не может выразить музыкой то, чего не может понять или ощутить сам глубоко внутри себя. Поэтому с самого начала обучения привлекать внимание ребенка к тому, что происходит внутри у него самого, помогать ему осознать и проявить свои чувства.
И чтобы процесс обучения не вызывал отторжения у маленьких музыкантов, нужно ставить перед ними соответствующие их возможностям задачи. Поэтому очень важно не форсировать обучение, а дать возможность ребенку комфортно себя почувствовать за инструментом и полюбить уроки музыки.
Литература:
Смирнова Т.И. Воспитание искусством. Москва 2008г.(75-77, 297-299)
Как проектировать УУД в начальной школе. Просвещение 2013. (с. 90-91)
http://djakovichtanya.jimdo.com
Формирование познавательных компетенций у младших школьников на уроках фортепиано