kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование исполнительских музыкально-педагогических компетенций у будущих педагогов

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Проблемы исполнительства в музыкальной педагогике общего образования.

Автор акцентирует внимание на проблеме низкого уровня музыкально-исполнительских компетенций педагога, и предлагает компенсирующие технологии. Наличие музыкально-исполнительских навыков у педагога, учителя музыки в общеобразовательной школе, обеспечивает качественное музыкальное воспитание детей на основе наглядно-слухового и наглядно-зрительного методов музыкальной педагогики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование исполнительских музыкально-педагогических компетенций у будущих педагогов»

  • Проблемы исполнительства в музыкальной педагогике и образовании


Формирование исполнительских музыкально-педагогических компетенций у будущих педагогов

Ситникова Оксана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина»

[email protected]


Аннотация: автор акцентирует внимание на проблеме низкого уровня музыкально-исполнительских компетенций педагога и предлагает компенсирующие технологии. Наличие музыкально-исполнительских навыков у педагога обеспечивает качественное музыкальное воспитание детей на основе наглядно-слухового и наглядно-зрительного методов музыкальной педагогики.

Ключевые слова: общее музыкальное образование детей; музыкально-исполнительские компетенции педагогов; инструментальное, вокальное и ритмопластическое исполнительство.


Formation of performing musical and pedagogical competencies

of future teachers

O.V. Sitnikova Oksana Sitnikova, Ph.D, the senior lecturer of chair of pedagogics and pedagogical technologies of Pushkin Leningrad State University. St. Petersburg sh., d. 10., Pushkin, 196605, St. Petersburg

Abstract: the author focuses on the problem of the low level of musical and performing competencies of the teacher and offers compensating technologies. The presence of musical and performing skills in the teacher provides high-quality musical education of children on the basis of visual-auditory and visual-visual methods of music pedagogy.

Keywords: general musical education of children; musical and performing competencies of teachers; instrumental, vocal and rhythmoplastic performance.


«Учитель отражается в своих учениках»

(C. Нечаева)

Известно, что музыкальная культура является частью общей культуры человека, которая, на современном этапе развития общества, находится весьма в плачевном состоянии. Одна из причин кроется, как справедливо принято считать, в школе (!), точнее в системе общего музыкального образования детей, ключевым звеном которой является квалифицированный компетентный педагог.

В специальной музыкально-педагогической литературе подробно освещаются функции педагога в музыкальном воспитании детей, функции, имеющие общепедагогический характер [5], а это значит, что их исполнение обязательно не только для специалиста педагога-музыканта, но и для педагогов других профилей, например, педагога-дошкольника, учителя начальных классов, педагога-организатора и т.д.

В качестве примера приведём лаконичную схематизацию некоторых педагогических функций в музыкальном воспитании детей, с акцентом на исполнительские компетенции самого педагога:

Таблица 1:

функции

Характеристика музыкально-педагогических компетенций


информационная

Музыкальная информация передаётся, преимущественно, исполняя музыкальное произведение самим педагогом. Являясь основным умением педагога исполнение (вокальное, инструментальное, ритмопластическое) музыкального произведения для детей должно быть профессиональным и выразительным. Использование технических средств обучения (ТСО) и медиаресурсов возможно лишь частично. Перманентное повышение уровня своей собственной музыкальной культуры как части общей культуры педагогом достигается посредством систематического слушания музыкальных произведений (желательно преимущественно классических симфонических, камерных и т.д.), совершенствования собственных исполнительских (вокальных, инструментальных, ритмопластических) умений и навыков на фоне аналитического изучения методической литературы…Очевидно, чтобы профессионально осуществлять музыкальное воспитание детей в различных формах и видах музыкальной деятельности, педагог обязан владеть специальными компетенциями, включающими в себя специальные музыкальные знания, умения и навыки, а также комплекс определённых личностных качеств.

развивающая

Развитие музыкальных способностей детей – вопрос, нашедший богатейшее освещение в специальной (в т.ч. психологической, музыкально-педагогической и др.) отечественной и зарубежной литературе. В одном безусловно согласны исследователи, что музыкальные способности (обязательно) развиваются в специально организованной практической музыкальной деятельности. Педагог любого профиля должен быть компетентен в этом вопросе и стремиться развивать музыкальные способности, обучая детей («развивающее обучение»), стимулируя их творческие проявления и самостоятельность мышления. Для этой функции важны такие личностные качества педагога как инициативность, увлечённость, способность к творчеству, собственная музыкальная культура и т.д.

мобилизационная

Наличие исполнительских компетенций у педагога в сфере музыкального воспитания детей обусловлено знанием музыкального репертуара, которое в совокупности с трансляцией интересных сведений о музыке, с умением в увлекательной форме организовать восприятие «слушание» музыкального произведения и личной увлечённостью самого педагога, обеспечивают воздействие на эмоционально-волевую сферу личности ребёнка наиболее рациональным способом. Здесь существенны такие личностные качества педагога как артистизм, импровизация, изобретательность, находчивость и т.д.


В этом же русле анализа можно продолжить характеристику других (ориентационная, конструктивная, организаторская, коммуникативная, исследовательская) общепедагогических функций в музыкальном воспитании детей, с акцентом на исполнительские компетенции самого педагога, которая подробно и интересно освещена в соответствующей литературе [5;9].

В своих ранних публикациях автор статьи [8], основываясь на личных педагогических наблюдениях за будущими учителями музыки, студентами факультета искусств, в рамках образовательного процесса педагогического вуза, констатирует, что учащиеся стараются избегать любого взаимодействия с обязательным инструментом (фортепиано, баян, аккордеон и т.д.) на всех музыкально-педагогических дисциплинах, где это косвенно необходимо: музыкально-педагогические практикумы, организация внеклассной и внешкольной работы по музыкальному воспитанию, введение в методику музыкального образования и т.д. Мотивацией этого выступает уверенность, что технические средства обучения являются достойной заменой их собственного исполнения. Гораздо позже, эта же тенденция прослеживается в педагогических наблюдениях автора за работающими сегодня учителями музыки в общеобразовательных школах, многие из которых в настоящее время даже не имеют специальной квалификации «учитель музыки в школе».

Наряду с мнением А.Г. Каузовой, которая считает, что «сегодняшние» учителя музыки мало отдают предпочтение собственному инструментальному исполнительству именно по причине субъективного недооценивания «живого» исполнения музыкального произведения [3], мы видим корень проблемы в низкой музыкально-исполнительской компетентности педагогов. Очевидно, что «живое» исполнение музыки учителем, имеет колоссальную эмоциональную «провокацию» на подражательную природу детей, на активизацию мотивационно-ценностной сферы [4;6]. Особое внимание в музыкально-педагогической деятельности на всех его этапах необходимо уделять формированию мотивации обучения, потому что личностный и профессиональный рост оказывается напрямую связанным с этой психологической величиной.

Анализ трудоустройства и производственной деятельности выпускников педагогических вузов музыкального профиля показывает, что выпускники педагогических вузов музыкального профиля, имеющие соответствующий диплом, но недостаточный объем общих и специальных знаний, зачастую не могут реализовать себя в профессии, в том числе и по причине слабо сформированного умения инструментального исполнительства, а также по причине отсутствия умения применять полученные теоретические знания в практической деятельности и адаптировать их к конкретным условиям производственной педагогической ситуации. Кроме того, зачастую урок музыки в общеобразовательной школе по производственной необходимости ведёт учитель начальных классов, который не имеет специальную музыкально-педагогическую подготовку. Всё это, в результате, отражается на качестве музыкального воспитания детей.

Проблемы музыкального исполнительства в структуре музыкально-педагогической подготовки, в частности, учителей музыки, а также педагогов других профилей, порождают катастрофические проблемы в общем музыкальном образовании детей, и как следствие, всего общества.

Анализируя плачевное состояние отечественного общего музыкального образования и солидаризируясь с идентичным мнением в ряде публикаций [2;3;8;9], предлагаем пути компенсирования низкого уровня или отсутствия навыков инструментального исполнительства у педагогов на академических инструментах (фортепиано, баян, аккордион и др.) посредством овладения игрой на более простых (т.н. детских) музыкальных инструментах, арсенал которых весьма богат в аспекте мелодических и технических ресурсов, а также овладение вокально-хоровым и ритмопластическим исполнительством. В этой связи, напомним, что в музыкальной педагогике выделяется такой вид музыкальной деятельности детей как исполнительство, которое, в свою очередь, включает в себя пение, музыкально-ритмические движения (ритмику) и игру на детских музыкальных инструментах, убедительное владение которыми является обязательным для педагога [1;5].

Так, на основе многолетнего опыта преподавания дисциплина Б1.В.17 «Теория и технологии музыкального воспитания детей», по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профили – «начальное образование» и «дошкольное образование» (ФГОС 3++), в соответствии с учебным планом ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» была наработана и внедрена авторская методика, направленная на овладение студентами такими профессиональными компетенциями, которые бы обеспечили на основе собственной музыкальной культуры педагога возможность формирования основ музыкальной культуры у детей разного возраста. Данная авторская методика нашла отражение в многочисленных публикациях автора [7-9]. Исходя из этого, в контексте заявленной темы целесообразным будет осветить те музыкально-педагогические технологии, которые обеспечивают формирование элементарных исполнительских компетенций педагога в музыкальном воспитании детей.

Обучение игре на блок-флейте (сопрано)… Несмотря на скромный вид этого инструмента, он обладает рядом преимуществ: мобильность и простота в эксплуатации при соблюдении определённых гигиенических мер; относительная финансовая доступность приобретения этого инструмента; довольно широкие исполнительские возможности как народных мелодий, так и мелодий классических произведений. Блок-флейта широко используется в музыкально-педагогическом процессе ряда общеобразовательных школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также в некоторых других регионах РФ, что представлено в научно-методических публикациях авторских методик Н. В. Байдиной (Казань), В.А. Лаптевой (Курск), Е.А. Рисовой (Санкт-Петербург) и др. [2] Разновидностями флейты являются и свирели…Все эти подобные духовые инструменты представляют широкое поле для музыкального исполнительства – это и имитация, и элементы полифонии, и стройные аккордовые созвучия нескольких инструментов разом, и совмещение различных исполнительских штрихов (стаккато, легато) и т.д. Вследствие чего наблюдается колоссальный эффект в развитии звуковысотных представлений и чистоты интонирования, развитии тонкой моторики обеих рук, артикуляционного аппарата, дыхательной системы и т.д.

Игра на шумовых и звуковысотных ударных музыкальных инструментах…В качестве примера приведём «игру на ложках», игру на металлофонах (диатонических и хроматических) и ксилофонах. Обучение игре на ложках обнаруживает богатую палитру технических приёмов, при овладении которыми достигается определённая степень виртуозности и увлекательной наглядности, в особенности, ансамблевого исполнения. Игра на металлофоне и ксилофоне позволяет исполнять мелодию со специфическими тембральными и штриховыми средствами выразительности, которые требуют определённой моторно-технической подготовки исполнителя [10].

Пение как вид музыкального исполнительства…Эта сфера исполнительства обладает богатейшим ресурсом методических разработок [1;5], которые необходимо изучать педагогу различного профиля, на основе чего каждый студент приступает к разработке своих методических материалов по работе с детьми над конкретной песней. Такие локальные персональные методические разработки «Этапы работы над песней» представлены на персональном педагогическом сайте автора www.institutor.ru , которые не претендуют на образцовый вариант, но являют собой учебные методические разработки студентов, требующих конструктивного анализа и критики. Важным требованием к этим учебным методическим разработкам является собственное исполнение песни на I этапе работы над песней, представляющее собой в идеале яркое выразительное исполнение педагога, что удаётся не каждому студенту. Здесь, в подспорье педагогу, не владеющему музыкальной грамотой и музыкальным инструментом, выступают медиаресурсы, которые содержат видео- и аудио распевки, пение по нотам с одновременным интонированием мелодии и возможностью остановить курсив на любом месте для проработки сложных интервалов либо штрихов и проч. А также технология караоке широко используется для вокального приёма «пение по цепочке» и др.[7]

Ритмопластика как вид музыкального исполнительства…. Этот вид музыкального исполнительства предполагает как индивидуальные так и групповые формы учебного взаимодействия. Наибольший уровень творчества студенты достигают в авторских композициях по разновидностям ритмики, преимущественно на основе народной музыки: образно-игровые композиции; танцевальные композиции (тренирующие упражнения на освоение плясовых движений); спортивные композиции; игры и этюды [10].

Таким образом, включая будущих педагогов в активную творческую музыкальную деятельность, основанную на собственном исполнительстве, всё образовательное содержание учебной дисциплины становится личностно значимым контекстом для каждого студента, что обеспечивает повышение уровня музыкальной культуры личности каждого студента с наличием необходимых музыкально-педагогических компетенций для осуществления музыкального воспитания детей.

Литература


1.Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / О. А. Апраксина. – М., 1983. – 224 с.

2.Инструментальное музицирование в школе: история, теория и практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием [Текст] / Главный редактор М.Л. Космовская. Редколлегия – С.А. Боженов, В.А. Лаптева, О.М. Молодых. – Курск: Изд. Курск. гос. ун-та, 2015. – 302 c.

3.Каузова А.Г. Исполнительская деятельность учителя музыки [Текст] / Теория музыкального образования // Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – М.: Академия, 2004.

4.Петрушин В.И. Музыкальная психология: учеб. Пособие для студентов и преподавателей. – М.: ВЛАДОС, 1997.

5.Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для студентов пед.институтов (…) [Текст] / О.П.Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили; под ред. О.П. Радыновой. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 223с.

6.Сизова Е. Р. Профессиональная подготовка специалистов в системе классического музыкального образования: автореферат дис. …д-ра пед.наук. – М., 2008.

7.Ситникова О.В. Дистанционные уроки музыки в начальной школе в период пандемии [Текст] / О.В. Ситникова // Национальный проект «Культура» и система многоуровневого художественного образования в полиэтничном регионе. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2020. – С. 116-127.

8.Ситникова О.В. Педагогические условия овладения студентами инструментальным исполнительством в системе подготовки специалистов в области музыкально-педагогической деятельности // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания. – 2012. – Т. 11. – № 8 (95). – С. 123-126.

9. Ситникова О.В. Подготовка педагогов к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки: монография [Текст] / О.В. Ситникова. – Москва, 2014. – 249 с.

10.Ситникова О.В. Институтор.ру / Персональный профессиональный сайт [электронный ресурс] www.institutor.ru // https://www.institutor.ru/%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B8









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ситникова Оксана Владимировна

Дата: 24.06.2025

Номер свидетельства: 672253


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства