Просмотр содержимого документа
«Формирование аппликатурных навыков в классе баяна»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №7 г. Смоленска»
Методическая разработка:
Формирование аппликатурных навыков в классе баяна
Преподаватель: Исакова О.В.
Смоленск 2018
Важнейшей задачей музыкальных школ является развитие активности, инициативы и творческой самостоятельности юных музыкантов. Одна из наиболее доступных и действенных форм воспитания этих качеств у обучающихся классов баяна и аккордеона планомерное формирование аппликатурных навыков.
Аппликатура – способ расположения и порядок чередования пальцев в процессе игры на музыкальном инструменте, а также обозначение этого способа в нотах.
От умения выбрать лучший вариант аппликатуры во многом зависит не только успешность исполнения конкретного музыкального произведения, но и общее развитие исполнительского мастерства музыканта-инструменталиста. Хорошо подобранная аппликатура способствует выразительности исполнителей, укрепляет свободу ориентировки на клавиатуре. Но большинство обучающихся не может быстро и четко определить рациональную аппликатуру. Это служит определенным тормозом в их будущей исполнительской деятельности.
Поэтому с первых уроков надо вести работу над аппликатурной самостоятельностью обучающегося, но под непосредственным контролем педагога:
с первых же уроков он требует четкого соблюдения аппликатурной дисциплины;
по мере последовательного освоения учащимися конкретного вида фактуры знакомит его с соответствующими аппликатурными принципами;
иллюстрирует и объясняет преимущества и недостатки того или иного варианта аппликатуры;
требует не только четкого знания основных, технических формул (гамм, арпеджио, аккордовых последовательностей), но и широкого использования их аппликатуры в художественных произведениях;
составляет классные и домашние задания по самостоятельному определению аппликатуры в пьесах со знакомой фактурой изложения музыкального материала, используя при этом различные виды музицирования – подбор по слуху, чтение нот с листа и транспонирование.
Ведущую роль в развитии инициативы и самостоятельности учащихся играет учебный репертуар: чем ярче и содержательнее музыкальные произведения, тем с большим интересом, легче и прочнее решаются учащимися те или иные, в том числе и аппликатурные, задания.
Развитие аппликатурных навыков невозможно без использования технического материала. «Играй прилежно гаммы и другие упражнения для пальцев», - наказывал юным музыкантам Р. Шуман и тут же не без иронии добавлял «Но есть много людей, которые полагают, что этим все и достигается, которые до глубокой старости ежедневно проводят многие часы за механическими упражнениями. Это похоже приблизительно на то, как если бы стараться ежедневно все быстрее и быстрее произносить азбуку. Употребляй свое время с большей пользой. То есть работа над техническим материалом должна проводиться каждодневно, но не слишком длительно – в среднем около получаса в день. Технический материал следует рассматривать как «заготовку», «полуфабрикат», то есть материал, имеющий вспомогательное значение, имеющий вспомогательное значение.
Недостаточное внимание к техническому развитию приводит к нечеткой, невнятной и невыразительной игре.
Хорошим средством для решения художественно-технических задач являются этюды. Этюд – пьеса, предназначенная для совершенствования технических навыков. Этюды, предназначенные для музыкальных школ по своему содержанию и характеру близки упражнениям. Технические сложности в таких этюдах преодолеваются обычно легче, чем в художественных произведениях. Технический материал для разучивания учащийся должен получать от педагога с готовой аппликатурой. Задания по аппликатурной самостоятельности должны состоять из художественных произведений, доступных и вполне понятных.
Лучшим для развития аппликатурных навыков на начальном этапе обучения игре на инструменте является материал из сборников сольфеджио, поскольку он включает в себя мелодии песен и танцев систематизирован на фактурной и ладотональной основе; изложен без обозначения аппликатуры. Такая работа укрепляет межпредметные связи – курса сольфеджио с практикой обучения игре на инструменте, с одной стороны, активно формирует слухо-двигательные представления – с другой.
В процессе работы по развитию аппликатурной самостоятельности педагог должен с первых уроков приучать учащегося:
воспитывать в себе ощущение рациональности движений (высокий подъем пальцев, над клавишами нежелателен, поскольку требует дополнительных усилий
не задерживаться на хорошо знакомом материале (лучше больше внимания уделить новому)
исполнять одинаковые группы нот (мотивы, фразы, предложения) одними и теми же пальцами
учитывать не только фактуру и штрихи, но и темп (аппликатура, которой пьеса легко исполняется в медленном темпе, для быстрого движения может оказаться непригодной)
использовать все возможности пальцевого аппарата, уделяя особое внимание развитию слабых пальцев – четвертому и пятому.
Аппликатура правой руки
Структура правой клавиатуры баяна – ее трехрядность, малая мензура и обширный диапазон звукоряда – предоставляет баянисту более широкие исполнительские и технические возможности, чем аккордеонисту. Естественно, что и проблема аппликатуры у баянистов стоит более остро.
При исполнении одноголосия рациональной является аппликатура, обеспечивающая нажатие разных клавишей разными пальцами; наименьшее количество скачков (их преодоление за счет естественной растяжки пальцев) и поворотов кисти.
Начинать работу, как уже говорилось, следует не с гамм и арпеджио, а с простейших мелодий, строящихся из элементов гамм и арпеджио. И здесь особое значение приобретает позиционная игра. При игре в позиции сохраняется положение кисти руки, исключается подкладывание и перекладывание пальцев. Позиция – группа нот, охватываемая на клавиатуре одним положением кисти руки. Примером позиционной игры на аккордеоне является исполнение группы нот в пределах квинты, при котором каждый палец остается над одной и той же клавишей.
В дальнейшем диапазон игры в позиции может быть расширен:
за счет пропуска клавишей между пальцами
путем повторного нажатия разными пальцами одной клавиши
Позиция в игре на баяне зависит от трех положений кисти на клавиатуре.
Подобного рода работа способствует формированию первоначальных аппликатурных навыков и, что особенно важно, развитию эмоциональной отзывчивости на музыку.
Воспитательное значение позиционной игры еще более возрастает, если педагог систематически дает задания по транспонированию усвоенных в позиции мелодий, обращая внимание обучающихся следующие факторы:
на аккордеоне в новой тональности аппликатура сохраняется независимо от того, на какую клавишу – белую или черную – приходится первый палец;
на баяне при транспонировании гаммообразных мелодий положение кисти руки остается неизменным и каждый из трех пальцев соответствует своему ряду;
при транспонировании мелодий, строящихся по звукам трезвучия, аппликатура остается неизменной.
Знание этих положений помогает начинающим учащимся осуществлять транспонирование гаммообразных и арпеджированных мелодий. На основе транспозиции у исполнителей воспитывается аппликатурная дисциплина, формируется и укрепляется ладотональная, формируется и слухо-двигательная взаимосвязь.
Очень важно знать правильную аппликатуру гамм и арпеджио. На баяне по сходству аппликатуры гаммы можно разделить на три группы в зависимости от положения тоники на том или ином ряду клавиатуры.
Ряды
Аппликатура мажорной гаммы
Аппликатура минорных гамм
Натуральная
Гармоническая
Мелодическая
1
2-4-3-4-3-2-4-2
2-4-2-4-3-4-3-2
2-4-2-4-3-4-5-2
2-4-2-4-3-2-4-2
2-3-4-3-4-2-4-2
2
3-2-4-2-4-3-2-3
3-2-3-2-4-2-3-4
3-2-3-2-4-2-3-4
3-2-3-2-4-3-2-3
3-4-2-4-2-3-2-3
3
4-3-2-3-2-4-3-4
4-3-4-3-2-3-2-4
4-3-4-3-2-3-4-5
4-3-4-3-2-4-3-4
4-2-3-2-3-4-3-4
Короткие мажорные и минорные арпеджио основных трезвучий и их обращений удобно исполняются четырехпальцевой аппликатурой, которая одинакова во всех тональностях: в восходящем порядке – 2-3-4-5-й пальцы, в нисходящем 5-4-3-2-ой.
Длинные арпеджио основных трезвучий можно исполнять и четырехпальцевой и пятипальцевой аппликатурой.
Всякая одноголосная музыка в той или иной степени гаммообразна или арпеджирована. Поэтому, зная аппликатуру гамм и арпеджио, учащийся легко может использовать ее при исполнении пьес и этюдов, имеющих соответствующую фактуру изложения музыкального материала.
Работа по выбору аппликатуры – это прежде всего процесс сознательный. Удобная аппликатура сокращает срок работы над пьесой и наоборот – пьеса, заученная неудобной аппликатурой, рано или поздно потребует своего переучивания, что представляет собой значительную сложность.
Проблема аппликатуры – одна из сложнейших в методике обучения игре на баяне и аккордеоне.
Аппликатура – не самоцель, а средство передачи художественного произведения.
Использованная литература:
Г. Шахов «Аппликатура как средство развития профессионального мастерства баяниста и аккордеониста», 1991г., изд. Москва, Музыка
Ф.Липс Искусство игры на баяне, 1998г., изд. Москва, Музыка
О. Шаров Об особенностях аппликатурного мышления на пяти- и шестизначном баяне., 2006г., изд. «Композитор», Санкт-Петербург.