Физиологическое обоснование двигательных действий рук музыканта, как необходимое условие для формирования исполнительских и творческих навыков у учащихся ДМШ
Физиологическое обоснование двигательных действий рук музыканта, как необходимое условие для формирования исполнительских и творческих навыков у учащихся ДМШ
«Рука артиста равна его мысли и соперничает с ней:
одна была бы ничем без другой.
(надпись на фронтоне дворца Шайо в Париже).
«Концы наших рук – их кисти и пальцы – не только мышечный организм. Они чудесные органы чувств, одаренные собственными ощущениями, почти даром творчества. Если они часто повинуются мозгу, то гораздо чаще, чем это кажется, именно они им управляют, - считала Маргарита Лонг. Чтобы совместить две стороны творческого процесса – эмоциональный и двигательный, необходимо творческие задачи ставить на первое место, а двигательные действия рук должны подчиняться творческой воле исполнителя.
Все действия ребенка в повседневной жизни – манера стоять, сидеть, двигать руками и пальцами – принципиально отличается от тех двигательных действий, с которыми ему приходится сталкиваться при общении с инструментом и которые требует от него педагог. Не подготовить корпус ученика к новым – очень сложным для него ощущениям и движениям, значит обречь ребенка на длительные и мучительные поиски. Для начального периода обучения необходимо учитывать специфику детского восприятия и очень большую устойчивость первичных навыков.
Для любого силового – двигательного действия необходимы мышечные напряжения. Но находиться в напряженном состоянии мышечные группы не могут, так как наступает переутомление. Компенсировать мышечное напряжение возможно только при помощи их расслабления. Основа нормальной естественной работы мышц организма это четкое чередование процессов напряжений и расслаблений. Напряжения подразделяются на произвольные-волевые и непроизвольные-стихийные. Произвольные напряжения – управляемые, они компенсируются расслаблениями. Непроизвольные напряжения трудно поддаются расслаблению. Накапливаясь в мышцах организма, они не дают возможности расслаблять мышечные группы, и ученик не может управлять своими мышечными – двигательными действиями.
Особенно опасно состояние постоянного напряжения, которые возникают в первую очередь из-за неправильного положения корпуса при игре стоя или сидя, и соответственно, с неправильными двигательными действиями рук. Неправильные игровые приемы идут на зрительном восприятии и эмоциональной потребности к самовыражению и противоречат физиологическим принципам организма. Зачастую мы действуем по формуле «смотри и ищи», чем «знай и не нарушай».
Можем рассмотреть для примера подъем руки начинающим учеником, три фазы двигательного процесса.
ФАЗА ПЕРВАЯ: подготовка действия – концентрация внимания на тех группах мышц, которые будут участвовать в подъеме руки – это мышечные группы – зона плечевого сустава и лопатки.
ФАЗА ВТОРАЯ: конкретное действие – активное волевое включение в работу мышечных групп, совершающих поднятие руки.
ФАЗА ТРЕТЬЯ: освобождение после действия – максимальное расслабление работающих мышечных групп падение руки в исходное положение. Двигательные навыки, формирующиеся на основе такой цикличности, легко поддаются контролю и управляемые. Третья фаза наиболее сложная и наиболее важная в двигательно-игровом процессе. Одно из непременных условий виртуозного владения инструментом это быстрота реакции на процессы напряжения-расслабления. Излишнее напряжение в момент исполнения менее опасен, чем недостаточная его компенсация.
Чтобы сознательно контролировать работу определенных мышц организма, надо научить ученика отличать целенаправленные и целесообразные движения.
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЕ: не контролируются активным сознанием, носят чисто силовой активный характер и малоуправляемы. Принцип такого движения – цель, а не средства её достижения. Количество силы здесь не учитывается и как правило, оно всегда лишнее. При многократном повторении такие движения вызывают непроизвольное перенапряжение.
ЦЕЛЕСООБРАЗНЫЕ: характеризуются осознанностью и управляемостью. Управляемость движениями позволяет совершать их с минимальной затратой силы. Все движения ученика целенаправленные, но не все целесообразные.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Физиологическое обоснование двигательных действий рук музыканта, как необходимое условие для формирования исполнительских и творческих навыков у учащихся ДМШ»
Физиологическое обоснование двигательных действий рук музыканта, как необходимое условие для формирования исполнительских и творческих навыков у учащихся ДМШ
«Рука артиста равна его мысли и соперничает с ней:
одна была бы ничем без другой.
(надпись на фронтоне дворца Шайо в Париже).
«Концы наших рук – их кисти и пальцы – не только мышечный организм. Они чудесные органы чувств, одаренные собственными ощущениями, почти даром творчества. Если они часто повинуются мозгу, то гораздо чаще, чем это кажется, именно они им управляют, - считала Маргарита Лонг. Чтобы совместить две стороны творческого процесса – эмоциональный и двигательный, необходимо творческие задачи ставить на первое место, а двигательные действия рук должны подчиняться творческой воле исполнителя.
Все действия ребенка в повседневной жизни – манера стоять, сидеть, двигать руками и пальцами – принципиально отличается от тех двигательных действий, с которыми ему приходится сталкиваться при общении с инструментом и которые требует от него педагог. Не подготовить корпус ученика к новым – очень сложным для него ощущениям и движениям, значит обречь ребенка на длительные и мучительные поиски. Для начального периода обучения необходимо учитывать специфику детского восприятия и очень большую устойчивость первичных навыков.
Для любого силового – двигательного действия необходимы мышечные напряжения. Но находиться в напряженном состоянии мышечные группы не могут, так как наступает переутомление. Компенсировать мышечное напряжение возможно только при помощи их расслабления. Основа нормальной естественной работы мышц организма это четкое чередование процессов напряжений и расслаблений. Напряжения подразделяются на произвольные-волевые и непроизвольные-стихийные. Произвольные напряжения – управляемые, они компенсируются расслаблениями. Непроизвольные напряжения трудно поддаются расслаблению. Накапливаясь в мышцах организма, они не дают возможности расслаблять мышечные группы, и ученик не может управлять своими мышечными – двигательными действиями.
Особенно опасно состояние постоянного напряжения, которые возникают в первую очередь из-за неправильного положения корпуса при игре стоя или сидя, и соответственно, с неправильными двигательными действиями рук. Неправильные игровые приемы идут на зрительном восприятии и эмоциональной потребности к самовыражению и противоречат физиологическим принципам организма. Зачастую мы действуем по формуле «смотри и ищи», чем «знай и не нарушай».
Можем рассмотреть для примера подъем руки начинающим учеником, три фазы двигательного процесса.
ФАЗА ПЕРВАЯ: подготовка действия – концентрация внимания на тех группах мышц, которые будут участвовать в подъеме руки – это мышечные группы – зона плечевого сустава и лопатки.
ФАЗА ВТОРАЯ: конкретное действие – активное волевое включение в работу мышечных групп, совершающих поднятие руки.
ФАЗА ТРЕТЬЯ: освобождение после действия – максимальное расслабление работающих мышечных групп падение руки в исходное положение. Двигательные навыки, формирующиеся на основе такой цикличности, легко поддаются контролю и управляемые. Третья фаза наиболее сложная и наиболее важная в двигательно-игровом процессе. Одно из непременных условий виртуозного владения инструментом это быстрота реакции на процессы напряжения-расслабления. Излишнее напряжение в момент исполнения менее опасен, чем недостаточная его компенсация.
Чтобы сознательно контролировать работу определенных мышц организма, надо научить ученика отличать целенаправленные и целесообразные движения.
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЕ: не контролируются активным сознанием, носят чисто силовой активный характер и малоуправляемы. Принцип такого движения – цель, а не средства её достижения. Количество силы здесь не учитывается и как правило, оно всегда лишнее. При многократном повторении такие движения вызывают непроизвольное перенапряжение.
ЦЕЛЕСООБРАЗНЫЕ: характеризуются осознанностью и управляемостью. Управляемость движениями позволяет совершать их с минимальной затратой силы. Все движения ученика целенаправленные, но не все целесообразные.
Начальный период занятий по формированию двигательных навыков должен строиться на базе тактильных (осязательных) ощущений. Например, ученик свободной рукой (ладонью) фиксирует те мышечные группы или отдельные мышцы, которые должны формировать целесообразные движения. Такая фиксация помогает контролировать и удерживать в памяти мышечные ощущения. Постепенно тактильные ощущения приобретают ассоциативный характер, движения закрепляются, и контроль за ними принимает подсознательный характер, необходимость фиксации рукой отпадает. На следующем этапе занятий необходимо формировать двигательные навыки, связанные непосредственно с конкретными инструментальными приёмами. Здесь можно использовать комплексы соответствующих имитирующих движений. Внимание ученика концентрируется на строго определенных мышечных группах и посредствам и посредствам тактильных ощущений вырабатывается свобода игрового аппарата. Эта работа помогает ученику избавиться от ненужных сопутствующих напряжений.
Осознанная фиксация конкретных ощущений и автоматизация движений – основная задача начального периода обучения без инструмента. Целью следующего этапа работы, связанного непосредственно с инструментом, будет воспитание всех двигательных навыков, направленных на формирование инструментальных приемов. Это может осуществляться на базе ощущений, воспитанных в предпостановочный период.
Окончательная корректировка конкретных инструментальных приемов должна быть подчинена слуховому контролю. Двигательные действия рук должны быть полностью подвластны художественному намерению исполнителя.