kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Элементы педагогики и подготовка к ансамблевому музицированию в классе баяна и аккордеона в ДШИ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль коллективного музицирования очень велика. Она учит всему: ритму, сознательному отношению к делу, ответственности, быстрому освоению нотной грамоты и пониманию строения музыкальных форм. К тому же нравится детям, приносит им огромное удовольствие.

Ансамбль – группа из двух и более и музыкантов, певцов или инструменталистов совместно исполняющих музыкальное произведение.

Навыки ансамблевого музицирования ребенок приобретает уже в самом начале своего музыкального образования.

Баян и аккордеон в силу своей специфики является довольно сложным музыкальным инструментом. Имеет определенный вес, при правильной посадке – слепой инструмент (в отличие от фортепиано). Свои сложности у детей с правильным ведением меха. Конечно есть в наше время инструменты для каждой возрастной группы, но в основной массе родители приобретают поддержанные инструменты Советского производства, так как имеет решающее значение цена. Важно, чтобы у инструменты был хороший мех, ответ голосов. Объяснить учащимся, что наш инструмент сродни человеческому голосу, что он «живой» и «как человек дышит». К инструменту нужно относиться ласково и нежно, беречь его. Детям это очень нравится. Поэтому в выборе хорошего инструмента должен участвовать педагог.

Начальный этап обучения самый сложный. Очень важно добиться правильной посадки, постановке рук, правильного ведения и смены меха. Педагогу необходимо в индивидуальном порядке каждому учащемуся подогнать ремни, в зависимости от строения тела ребенка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Элементы педагогики и подготовка к ансамблевому музицированию в классе баяна и аккордеона в ДШИ»»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Детская школа искусств №2 г. Брянска»


Преподаватель МБОУ ДО ДШИ №2 Родионов Валерий Григорьевич










Методическая разработка на тему:


«Элементы педагогики и подготовка к ансамблевому музицированию в классе баяна и аккордеона в ДШИ»























г. Брянск 2017

Роль коллективного музицирования очень велика. Она учит всему: ритму, сознательному отношению к делу, ответственности, быстрому освоению нотной грамоты и пониманию строения музыкальных форм. К тому же нравится детям, приносит им огромное удовольствие.

Ансамбль – группа из двух и более и музыкантов, певцов или инструменталистов совместно исполняющих музыкальное произведение.

Навыки ансамблевого музицирования ребенок приобретает уже в самом начале своего музыкального образования.

Баян и аккордеон в силу своей специфики является довольно сложным музыкальным инструментом. Имеет определенный вес, при правильной посадке – слепой инструмент (в отличие от фортепиано). Свои сложности у детей с правильным ведением меха. Конечно есть в наше время инструменты для каждой возрастной группы, но в основной массе родители приобретают поддержанные инструменты Советского производства, так как имеет решающее значение цена. Важно, чтобы у инструменты был хороший мех, ответ голосов. Объяснить учащимся, что наш инструмент сродни человеческому голосу, что он «живой» и «как человек дышит». К инструменту нужно относиться ласково и нежно, беречь его. Детям это очень нравится. Поэтому в выборе хорошего инструмента должен участвовать педагог.

Начальный этап обучения самый сложный. Очень важно добиться правильной посадки, постановке рук, правильного ведения и смены меха. Педагогу необходимо в индивидуальном порядке каждому учащемуся подогнать ремни, в зависимости от строения тела ребенка.

В работе со своими учащимися использую на протяжении многих лет простейшие упражнения, позволяющие достичь хороших результатов в техническом развитии учащихся. Несомненно нужно играть и гаммы, но для ребенка на начальном этапе это намного проще и понятнее. Эти упражнения можно прямо на уроке показать учащемуся, полезно поиграть различными штрихами. При этом обращать внимание на постановку рук, посадку и свободу исполнения (упражнения представлены ниже):

Упражнение 1:

и так далее до ноты До второй октавы.

Упражнение 2:

и так далее и так далее до ноты До второй октавы.

Данные упражнения можно играть в восходящем и нисходящем движении.

Упражнение 3:

и так далее по клавиатуре в восходящем и нисходящем движении.

Упражнение 4:

Данные упражнения можно играть в восходящем и нисходящем движении.

Упражнение 5:



Работа с начинающими учащимися над партией левой руки.

В самом начале работы важно убедить учащегося, что от звучания левой руки зависит звучание инструмента, научить слушать себя, правильно и аккуратно играть бас и аккорд. Не следует торопиться соединять двумя руками, а гораздо важнее добиться правильного звукоизвлечения, свободного исполнения простых упражнений левой рукой.

Следует объяснить учащемуся, что для нажатия на клавишу не требуется большого усилия, пальцы круглые (как коготки у белочки) собранные вместе, бас более глубокий (папа), аккорд нажимать до половины (сынок). Нажатие на клавишу (а не удар) постепенное, чтобы звук был мягким. Объяснить учащемуся, что в конструкции аккордеона есть такая пружинка, которая вытолкнет его палец, стоит ему его только расслабить. Следить, чтобы при нажатии одного пальца другие не поднимались вверх, а были прижаты друг к другу, чтобы бас и аккорд по длительности в разных тактах были правильно исполнены. Это довольно кропотливая, но нужная работа на начальном этапе обучения, позволяет добиться правильного звукоизвлечения, красивого звучания инструмента, а самое главное с первых дней обучения учит учащегося слушать себя и анализировать свою работу.

Следует отметить, что при игре упражнений можно пользоваться таблицей левой клавиатуры, что позволяет лучше запомнить расположение нот на клавиатуре и усвоить квинтовый круг тональностей:

Упражнение

и так далее по квинтовому кругу до ноты Си, и вниз по клавиатуре до ноты Фа.

Решающую роль играет соблюдение важнейших принципов обучения – последовательности и постепенности. Ученик должен получать эмоциональное удовлетворение от результатов своей деятельности, конкретных умений, выученных пьес, приобретения исполнительских навыков.

Работа в классе – это не только занятия музыкой, но и воспитание ученика. Каждый урок должен быть проведен интересно, увлекательно, содержательно, оставляя у ученика чувство удовлетворения, тогда интерес к музыке может стать постоянным, устойчивым.

Требования к проведению урока:

  1. Каждый урок должен иметь четкую цель и задачи

  2. Каждое занятие должно приносить учащемуся новые знания, умения, навыки

  3. Урок должен вестись на эмоциональном подъеме, пробуждая чувства ученика. Но не на одном уроке нельзя упускать из виду наиболее важную на данном этапе работу.

Огромное значение в воспитании музыканта является чтение нот с листа и игра по слуху. Этим нужно заниматься с первых уроков. Чтение нот с листа активизирует внутренний слух. Не нужно спешить соединять мелодию и аккомпонемент. Следует добиться свободного исполнения учащимся партии каждой руки. Умение читать ноты необходимо всем обучающимся музыке. Это расширяет музыкальный кругозор, развивает слух, способствует освобождению исполнительского аппарата, выработке ориентации на клавиатуре. Особенно большое значение имеет навык чтения в аккомпониаторской практике, при игре в ансамбле, оркестре – словом, везде, где требуется квалифицированное исполнение по нотам без предварительного разучивания. Навык ансамблевого музицирования учащийся должен получать с первых уроков. Учащийся играет выученную дома мелодию, учитель – аккомпонемент. В своей практике на начальном этапе используем произведения из сборника сольфеджио, по которому обучается учащийся. Преподаватель переписывает в тетрадь учащегося мелодию и добавляет партию левой руки (гармонизует). В начале простейшие, на одной, двух нотах мелодии: «Остер топор, да и сук зубаст», «Высоко, далеко, в синем небе журавли» и т.д. Когда учащийся овладеет техникой исполнения баса и аккорда можно меняться (учащийся играет аккомпонемент, преподаватель - мелодию). Такой работой мы «убиваем двух зайцев», получаем определенные навыки учащегося в ансамблевой игре, учим слушать себя и соседа, развиваем слух и культуру исполнения и одновременно ученик приходит на урок сольфеджио с выученным заданием. Можно подобрать эту пьесу в другой тональности. Чтобы сэкономить время можно заранее переписать нужные пьесы из сборника сольфеджио в тетрадь с гармонизацией мелодии, потом просто печатать каждому учащемуся на ксероксе.

Задачи педагога на начальном этапе обучения:

  1. планирование урока, посадка, работа над звукоизвлечением, ведением меха (дыханием) – добиваться незаметной смены меха;

  2. знание клавиатуры, простые упражнения;

  3. читка с листа простых пьес отдельно каждой рукой. Не нужно спешить соединять двумя руками, добиться свободного исполнения партий каждой руки;

  4. занятие ансамблем с педагогом с первых уроков;

  5. с самого начала объяснить учащимся строение музыкального произведения, что такое период, мотив, фраза, где кульминация в данном произведении, дети это понимают и усваивают;

  6. объяснить учащемуся, что грамотным музыкантом можно стать, посещая все предметы в музыкальной школе: сольфеджио, музыкальную литературу, оркестр, ансамбли и так далее;

  7. взаимодействие педагога с родителями ученика. Найти подход к каждому учащемуся;

  8. преподаватель должен понимать, что каждый учащийся - это индивидуальность, у каждого могут быть свои сложности, проблемы, для нас они могут казаться маленькими, а для него большими. Стараться стать для учащегося не только преподавателем, но и другом, с которым можно поделиться и посоветоваться в любой жизненной ситуации;

  9. учить преодолевать трудности. Ученик должен понимать, что музыка – это ежедневный труд, как в спорте. Чтобы добиться хороших результатов нужно ежедневно заниматься.

Ансамбль имеет большое значение для разностороннего музыкального воспитания учащихся. Вместе с тем, по сравнению с более многочисленными баянными ансамблями – трио, квартетами и т.п. – дуэт мобильнее. Его легче организовать, проще найти двух психологически совместимых музыкантов-партнеров.

Дуэтное музицирование, как правило, способствует успешному преодолению различных психологических напряжений – зажимов, возникающих у ребенка в ходе сольного исполнения. Кроме того, ансамблевая игра помогает ученику закреплять умение и навыки, приобретенные на уроках специальности, развивает чувство ритма, гармонический слух, содействует комплексному освоению структуры музыкального произведения и богатейшего арсенала средств музыкальной выразительности. Охват разнообразного ансамблевого репертуара благоприятствует пополнению запаса художественных впечатлений юного музыканта, обогащает его творческое мышление и музыкальный вкус.

Приступая к работе над ансамблем, педагог должен, прежде всего, рассказать об исполняемом произведении, дать учащемуся общее представление о характере его музыкального содержания, форме, о значении и функции каждой партии, познакомить с автором. Обратить внимание на сложные места, чтобы фактура не заглушала основную мелодическую линию. Очень важно определить правильный темп, характер произведения, отработать все нюансы и тонкости музыкального исполнения: замедления, ускорения, штрихи, определить кульминацию, единое понимание темпа, дыхания, чередование сильных и слабых долей в музыкальном произведении.

Ансамблевое концертное исполнительство.

Важным аспектом в ансамблевом исполнительстве является подбор репертуара. Следует учить детей на хорошей музыке, различных жанров и эпох, формируя вкус и умение чувствовать прекрасное. Классические и современные музыкальные произведения высокого уровня побуждает ребенка к творческому поиску. Разнообразный стилистический и жанровый материал дает стимул к дальнейшим занятиям музыкой.

Для публики ансамбль начинается с выхода. Необходимо договориться с детьми о форме одежды, выработать привычку красивого собранного выхода на сцену, отработать совместный поклон и дисциплинированный уход со сцены. Внешняя дисциплина в ансамбле всегда связана с творческой дисциплиной и обязательно отражается на качестве исполнения.

Проблема психологической подготовки учащихся к концертному выступлению – одна из важнейших тем в музыкально-исполнительском искусстве. Необходимо всю работу поставить под творческий контроль. Не только работу над техникой, звуком, стилем и прочим, но и работу над владением собой, над верой в свои творческие силы.

Ансамблевая игра, рождая дух соревнования, благоприятствует динамическому развитию творческих способностей и технических навыков обучающихся. Немаловажным оказывается и то, что более сильный партнер способен оказывать художественное воздействие на менее продвинутого, стимулируя его общемузыкальный и технический прогресс.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Родионов Валерий Григорьевич

Дата: 25.08.2017

Номер свидетельства: 426284


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства