kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Джазовые размышления на уроках фортепиано"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы над произведениями в джазовом стиле. Описание стилей джазовой музыки,Рекомендации  по изучению  приизведений на начальном эптапе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Джазовые размышления на уроках фортепиано"»

Джазовые размышления на уроках фортепиано.



О.Ю. Фельдбейн

Педагог дополнительного образования



педагог дополнительного образованияМАОУ ДО Дворец творчества детей и молодежи г. Томска





Джаз – это вид полуимпровизационного музыкального искусства. Истоки джаза лежат в танцевальной музыке негров южных городов Америки, считающейся родиной джаза. Джаз всегда оставался и остается музыкой, окутанной тайной, и «в основе этой музыки лежит нечто такое, что можно почувствовать, но нельзя объяснить» (Джемс Л. Коллер. Становление джаза).

Какие главные задачи стоят перед педагогом? Как приобщить юного музыканта к специфическому джазовому языку с его непростой ритмикой и гармонией, помочь расширить репертуар?

Одна из первых задач – помочь ученику разобраться с музыкальным стилем, разнообразием джазовых терминов и понятий, чтобы в старших классах ученик различал жанры, формы джазовой музыки, такие как спиричуэл, регтайм, блюз, буги-вуги, босса- нова.

Вторая задача, не менее важная, – научить ученика чувствовать непростой синкопированный ритм, улавливать «внутренним голосом» метр, научиться отстукивать ногой долю – одним словом, овладеть главным элементом исполнительской техники джаза, свингом (в пер. с англ. – качание, балансирование). В результате несовпадения акцентов мелодической и ритмической линий создается такой эффект «балансирования». По поводу свинга один известный американский музыкант сказал: «Это чувство вдохновенного ритма, который вызывает у музыкантов ощущение легкости и свободы импровизации и дает впечатление неудержимого движения всего оркестра вперед с непрерывно увеличивающейся скоростью, хотя фактически темп остается неизменным».

Для джазовой музыки характерен синкопированный ритм – перенос акцента с сильной доли на слабую. Смещение акцентов с 1-ой и 3-ей доли такта на 2-ую и 4-ую носит название off-beat (офф-бит) – не в долю. Техника off-beat пришла из африканской музыки. Необходимо заметить, что бит (в пер. с англ. – удар) – в широком смысле метроритмическая пульсация в музыке. Ученик должен попробовать отбивать ровные удары ногой на два счета, при этом отхлопывать в ладоши три удара. Для полного ощущения off-beat во время игры рекомендуется стучать ногой на 2-ую и 4-ую доли такта. Эти приемы способствуют развитию координации. Для более лёгкого освоения ритмического рисунка при разучивании мелодии рекомендую сначала научиться хлопать с учеником ритмические партитуры. Если для ученика представляет большую трудность хлопать ритмические партитуры сразу обеими руками, то данный ритм необходимо хлопать каждой рукой отдельно, при этом отбивая долю рукой или ногой. Работа с ритмическими партитурами дает несравненный результат в развитии координации рук.

Очень важно объяснить ребенку, что в джазе музыку не исполняют, а творят. Исполнители джаза должны уметь импровизировать или коллективно, или соло на отдельном инструменте. Ярким примером коллективного исполнения джаза является биг-бенд – разновидность джазового оркестра, численность музыкантов в котором – 10–20 человек. Типичный состав: 4 трубы, 4 тромбона, 5 саксофонов и ритм-группа – фортепиано, гитара, бас, ударные. Состав в биг-бенде может варьироваться.

Как же разобраться в стилях джаза?

Рэгтайм (от англ. – рваное время) появился в конце XIX столетия под воздействием афро-американской музыки. Как правило, правой рукой пианист исполняет свободную по ритму мелодию, а левой равномерно чередует басовые звуки и аккорды. Смещение акцентов и изменение мелодии на фоне четкого аккомпанемента составляют главную особенность рэгтайма. Тематический материал регтаймов основан на маршах и европейских танцевальных мелодиях: вальсе, кадриле, мазурке, менуэте. Рэгтайм, таким образом, причудливо соединил в себе черты не только американской, но и европейской культур. Известный автор и исполнитель рэгтайма – Скотт Джоплин (1868 – 1917 гг.).

Блюз (в пер. с англ. – меланхолия, уныние) – песенный и инструментальный жанр афро-американской музыки – возник во второй половине XIX века на основе вокального фольклора «черных» американцев. Позднее появился городской, или классический, блюз, который звучал в сопровождении инструментального ансамбля. В процессе развития блюз приобрел устойчивую музыкальную форму. Наиболее типичная форма блюза – 12-титактовый период, в котором первые четыре такта построены на тонической гармонии, следующие четыре такта – на S и T, последние – на D и T. Темп блюза произвольный. Характерной особенностью этого стиля является блюзовые ноты – пониженные 3-я и 7-ая ступени. Блюзы, как правило, печальны по настроению. Среди исполнителей блюза выделялись трубач Луи Армстронг и певица Бесси Смит.

Буги-вуги – своеобразная форма фортепианного стиля, для которой типичны остинатные басовые фигуры в ритме восьмых. Линия баса меняется в зависимости от гармонических функций, ей противопоставляется контрастная оживленная мелодия в верхнем регистре в виде ритмических острых вариаций.

Так же нельзя не упомянуть о босса-нова – стиле современного джаза, который получил развитие в начале 60-ых годов. Ему свойственно использование элементов бразильской народной музыки. Исполняется преимущественно небольшими ансамблями, в состав которых входят группа ударных, гитара и солирующий духовой инструмент.

Весь материал по характеристике стилей следует давать ученикам постепенно, так как обилие джазовых терминов может запутать ученика. Самым маленьким пианистам можно объяснить, что большое влияние на формирование и развитие джаза оказали work songs – трудовые песни, которые исполнялись африканскими рабами во время работы. Исполнялись они в вопросно-ответной форме (перекличке). В дальнейшем это пение стало материалом для блюзовой музыки.

Что касается нотной джазовой литературе, то, на мой взгляд, существует ряд удачных сборников. Один из них «Этюды и упражнения» Оскара Питерсона, знаменитого канадского музыканта и композитора. Он позаботился о том, чтобы юные музыканты могли параллельно с азами классического воспитания приобщаться к джазовой музыке. Его сборник делится на три части:

  1. Упражнения и менуэты;

  2. Этюды и пьесы;

  3. Упражнения, подготавливающие к импровизации.

В приложении даются краткие методические рекомендации к упражнениям.

А так же сборники : – «Джаз для детей» (вып. 1-ый 2-ой и 3-ий) составитель С.А. Барсукова, изд-во «Феникс»; О. Хромушин «Лунная дорожка»; И. Бойко «Джазовые акварели»; О. Питерсон, Д.Крамер «Джаз для юных пианистов»; Н. Мордасов «Сборник джазовых пьес для фортепиано».

В заключении хочется сказать, что изучая джаз по принципу «от простого к сложному» юные музыканты приобретают устойчивые навыки в ритмическом плане, расширяют музыкальный кругозор, овладевают свободной манерой музицирования. Исполняя произведения в джазовом стиле, ребенок испытывает вдохновение, удовольствие от игры и удовлетворение от преодоления трудностей и достигнутого результата.


  1. В. Васина-Гроссман «Первая книжка о музыке» (Москва, 1988).

  2. Н.И. Енукидзе «Популярные музыкальные жанры» (Москва, 1988).

  3. В. Конен «Пути американской музыки» (Москва, 1977).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Джазовые размышления на уроках фортепиано"

Автор: Фельдбейн Ольга Юрьевна

Дата: 22.01.2018

Номер свидетельства: 451588


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства