Дополнительная общеразвивающая прогамма "Песня под гитару"
Дополнительная общеразвивающая прогамма "Песня под гитару"
Общеразвивающая программа в области искусств. Ребята учатся исполнять свои любимые песни аккомпонируя себе на гитаре.Приобретают навыки пения и умение исполнять самый простой аккомпонимент.В прогамме предусматриваются три Этапа обучения.В пояснительной записке указываются цели и задачи программы.Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области, заключаются в том, что в программе «Гитара» объединены два вида деятельности — игра на гитаре и вокал, что позволяет максимально реализовать предусмотренные программой цели развития музыкально – сенсорных способностей с одновременным формированием разносторонних музыкальных умений в художественно- творческих видах деятельности (пение, игра на гитаре).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
6. Диагностика личностного развития ребенка в процессе освоения ………17
дополнительной образовательной программы
7. Список литературы ………………………………………………………….18
8. Приложения к образовательной программе……………………………… .20
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
Программа объединения относиться к программам художественной направленности.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
Актуальность программы заключается в том, что при повышенном интересе детей и подростков к этому популярному инструменту, дети получают реальную возможность, через знакомство с широким и разнообразным репертуаром, хорошо овладеть инструментом в более короткие сроки, чем в музыкальной школе. Данная программа направлена на приобщение детей к музыке, на предоставление возможности их музыкального развития.
Педагогическая целесообразность программыв разнообразии видов деятельности детей и подростков в условиях дополнительного образования, в возможности самоутверждения и самореализации, в том числе через их участие в концертной деятельности; немаловажным также является эмоциональное благополучие успешно осваивающих шестиструнную гитару.
Программа не предусматривает профессионального обучения, так как ориентирована на детей с различными музыкальными данными, на всех, кто желает научиться играть на шестиструнной гитаре.
Цель программы - создание условий для развития музыкальных способностей детей, для формирования их познавательного интереса, самостоятельности и гармоничных эстетических потребностей, приобщение детей к игре на гитаре, как части человеческой культуры.
Задачи программы
Образовательные задачи:
Способствовать приобретению определенного объема музыкальных знаний, умений и навыков, включающих в себя:
- владение инструментом (посадка, положение инструмента, постановка рук), - приобретение и закрепление навыков игры на гитаре,
- овладение музыкально- теоретическими знаниями.
Приобщать детей к концертной деятельности посредством их участия в конкурсах, концертах и фестивалях детского творчества.
Развивающие задачи:
- Развитие у воспитанников музыкальных способностей (слуха, ритма, памяти, пальцевой моторики, координации движений);
- Развитие творческого потенциала и его стимулирование;
- Формирование художественно-образного мышления и музыкально-слуховых представлений;
- Развитие эмоциональности и выразительности.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать эстетический вкус на лучших образцах мировой классики и современной музыки;
- Сформировать потребность в общении с музыкой, как важной и неотъемлемой частью здорового образа жизни каждого человека.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области, заключаются в том, что в программе «Гитара» объединены два вида деятельности — игра на гитаре и вокал, что позволяет максимально реализовать предусмотренные программой цели развития музыкально – сенсорных способностей с одновременным формированием разносторонних музыкальных умений в художественно- творческих видах деятельности (пение, игра на гитаре). Практические занятия по программе связаны с использованием музыкальных инструментов: гитара и фортепиано. В структуру программы входят два образовательных блока: теория и практика. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно – практического опыта. Выполнение практических заданий способствуют развитию у детей творческих способностей, умение петь, аккомпанировать на гитаре, исполнять музыкальные пьесы.
Изучение материала происходит по принципу от простого к сложному: - обучение правильной посадке, постановке рук; - знакомство с устройством гитары, её видами; - изучение аккордов с последующей отработкой на пьесах; - изучение нотной грамоты; - игра гамм, пьес, песен; - обучение пению и пению под свой аккомпанемент; - обучение игре сольно и в ансамбле; - подготовка к концертной деятельности; - концертная деятельность.
Возраст учащихся
Программа предназначена для работы с детьми с 12 до 16 лет в учреждении дополнительного образования.
Сроки реализации программы
Дополнительная образовательная программа рассчитана на 3 года обучения (первый – 216 часов, второй, третий – 288 часов).
Этапы реализации программы
Программа рассчитана на 3 года обучения и состоит из 3-х этапов:
I – освоение техники игры на гитаре (1-й год обучения),
II - совершенствование исполнительских навыков (2-й год обучения),
III – освоение ансамблевого музицирования (3-й год обучения).
I этап. Включает в себя знакомство ребенка с миром музыки, инструментом, основами игры на музыкальном инструменте, исполнение легких и простых песен.
II этап. В начале проводится закрепление теоретического и практического материала начального этапа; постепенно вводятся более сложные по характеру и исполнению произведения, уделяется большое внимание индивидуальной работе с каждым обучающимся, ведется постепенное приучение детей к публичным выступлениям, вначале внутри коллектива, в ЦДТ, а затем и на сценических площадках города. В конце II этапа делается попытка объединения обучающихся в ансамбли малых форм, что дает им возможность научиться основам ансамблевого музицирования.
III этап. Закрепляются навыки ансамблевого музицирования. Совершенствуется умение играть в ансамбле. В конце III периода воспитанникам предоставляется возможность выбора, как индивидуального репертуара, так и репертуара для ансамбля. Акцентируется внимание на самостоятельном подборе знакомых мелодий на слух и по памяти.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с группой первого года обучения и 6 часов в неделю с группами второго и третьего года обучения. В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Программа также предусматривает обучение игре на гитаре (индивидуально) по 2 часа в неделю на каждую группу. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими особенностями и музыкальными возможностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.
Занятия по данной программе состоят из организационной, теоретической и практической частей, причем, большее количество времени занимает практическая часть. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы инструментов и нотного материала. Теоретическая часть занятия при работе максимально компактна и включает в себя необходимую информацию о теме и музыкальном произведении. Практическую часть можно определить как творческую и самостоятельную деятельность обучающихся
Группу обучающихся, можно разбивать на подгруппы при подготовке к выступлениям, для более качественной проработки номера.
Коллектив занимается на базе СОШ №43 в 110 кабинете.
Программа построена на следующих принципах:
- доступности (с учетом возрастных и психологических особенностей);
- заинтересованности;
- наглядности;
- индивидуальности;
- комплексности, системности и последовательности;
- преемственности (овладение новыми знаниями, умениями и навыками возможно только на базе уже усвоенного материала).
Педагогический мониторинг
Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка.
Показатели критериев определяются уровнем: высокий (В) — 3 балла; средний (С) — 2 балла; низкий (Н) — 1 балл.
Освоение детьми содержания образования
Глубина и широта знаний по музыкальной грамоте и музыкальной культуре.
Разнообразие умений и навыков в игре на инструментах индивидуально и в ансамбле
Детские практические и творческие достижения.
Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности, участие в концертной и конкурсной жизни коллектива
-музыкальную грамоту, буквенное и цифровое обозначение нот и аккордов, знаки альтерации, динамику, темп;
-приемы игры — арпеджио, «бой», глиссандо;
- ритмико – гармонические основы аккомпанемента;
-понятие слов — «дыхание», «дикция», «диапазон», «эмоциональность».
Обучающийся будет уметь: - играть наизусть несколько пьес различного характера;
- при игре в ансамбле — одновременно вступить и закончить звучание, точно выигрывать длительности нот и пауз, соблюдать единство приемов звукоизвлечения и темпа;
-петь песни, аккомпанировать себе на гитаре, используя несложные аккорды и приемы;
-заменить струны и настроить гитару;
-при пении использовать четкую артикуляцию, правильно работать голосовыми связками;
-чисто интонировать.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно – практические задачи:
-раскрыть свои индивидуальные способности: самовыразиться, самоутвердиться;
-объяснить жизненные ситуации, которые имеют для человека личностный смысл;
-усилить проникновение хорошего репертуара в молодежную среду.
Обучающийся способен проявлять следующие отношения: - коммуникативность и добросовестность в работе с партнером и в группе;
- уважение в коллективе, друг к другу и к старшему поколению;
- интерес к отечественной и зарубежной песенной культуре;
- оказывать благотворное влияние на сверстников, создавая вокруг себя эстетическое и нравственное поле притяжения.
Программа оказывает не только содействие в обучении игре на гитаре, она помогает полюбить этот инструмент, воспитывает художественный вкус и этику поведения детей не сцене и в жизни.
Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Педагог осуществляет контроль качества полученных учащимися знаний, умений и навыков путем проведения контрольных работ и тестированию по теоретическим блокам. Аттестация обучающихся по дополнительной образовательной программе проводиться 2 раза в год в форме отчетных концертов (полугодовой отчетный концерт, отчетный концерт в конце учебного года). Показателем уровня качества знаний и исполнительского мастерства также являются концертные выступления коллектива на праздниках, участие ансамбля в различных конкурсах и фестивалях.
Условия реализации программы.
Для успешной и результативной реализации программы необходимо Материально-техническое обеспечение:
- Светлый и просторный кабинет на 15 посадочных, рабочих мест и место для инструментальных репетиций;
- фортепиано, синтезатор, гитары;
- пюпитры, подставки под ноги;
- аудиоаппаратура, компьютер, видеокамера;
- сценические костюмы.
Информационно-методическое обеспечение:
- Обучающие схемы, таблицы аккордов;
- Сборники авторских и эстрадных песен, в том числе созданные автором программы;
-Тезаурус;
- Подборка песенного репертуара из периодических изданий;
- Электронные носители (диски);
- Интернет-ресурсы:
www. ateusclub. ru
www. akkords. net
www. pesnibardov. ru
www. bard. ru и другие сайты
Учебно- тематический план
1 год обучения
№ п/п
ТЕМА
Кол-во часов
Теория
Практика.
I
Вводное занятие.
2
2
—
II
«Игра на гитаре».
76
20
56
1. Гитара в Европе и в России.
2
1
1
2. Школа игры: посадка, постановка рук, аппликатура.
2
1
1
3. Музыкальная грамота.
4
2
2
4. Приемы звукоизвлечения.
8
2
6
5. Приемы игры.
10
2
8
6. Аккорды.
18
4
14
7. Аккомпанемент.
16
4
12
8. Ансамбль.
16
4
12
9. Работа по подгруппам
72
72
III
«Вокал».
30
8
22
1. Певческая установка и звукообразование.
2
1
1
2. Дыхание.
2
1
1
3. Литературный текст и музыка.
4
2
2
4. Разучивание песен.
14
2
12
5. Вокальные упражнения.
8
2
6
IV
Контрольный срез.
4
2
2
V
Досуговая деятельность
18
—
18
VI
Концертная деятельность
6
—
6
VII
Резервное время.
8
4
4
Итого
216
36
180
Содержание программы 1 год обучения Раздел 1. Вводное занятие. Тема 1.1.Вводное занятие.
Содержание материала: Ознакомление с целями и задачами курса, планом работы на год, с расписанием занятий. Проведение инструктажа по технике безопасности и правилам дорожного движения.
Форма занятия: Беседа.
Методическое обеспечение: Образовательная программа, гитара, пюпитр, сборники песен, таблицы аккордов.
Раздел 2. “Игра на гитаре”. Тема 2.1.Из истории гитары.
Содержание материала: История происхождения гитары. Известные гитаристы. Виды гитар. Музыкальные жанры. Прослушивание музыкального материала с последующим обсуждением. Изучение интереса детей к конкретным жанрам. Знакомство с 6 струнной гитарой и её особенностями и возможностями. Рекомендации к выбору инструмента.
Форма занятия: теоретическая. Методическое обеспечение: иллюстрации струнных инструментов, портреты гитаристов, гитара, музыкальные записи различных жанров игры на гитаре.
Памятка «Выбор гитары». Тема 2.2.Школа игры. Содержание материала: Знакомство с устройством гитары. Отработка посадки. Постановка правой и левой руки. Извлечение звука. Обозначение
пальцев обеих рук. Название открытых струн. Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение:– гитары, пюпитры, ноты, подставки для ног, учебная доска. Тема 2.3.Музыкальная грамота. Содержание материала: Нотоносец, скрипичный ключ, ноты, звукоряд, октава, такт и тактовая черта. Диапазон основных звуков, употребляемых на гитаре. Буквенное обозначение нот. 1, 2, 3 и малая октава, длительности нот, размер. Работа над ритмом. Форма занятия: теоретическая. Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты, подставки для ног, учебная доска, мел. Тема 2.4.Приемы звукоизвлечения. Содержание материала: Тирандо и апояндо, игра на применение этих приемов на открытых струнах и на аккордах Em — Am. Игра одноголосных мелодий на первой, второй и третьей струне. Игра большим пальцем звуков малой октавы на 5, 6 струнах. Знакомство с основными видами динамики и темпа. Расположение основных звуков на грифе гитары в пределах пяти ладов. Аккорд Dm– Am. Паузы, знаки альтерации, реприза. Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты, подставки для ног, нотные тетради, учебная доска, мел. Тема 2.5. Приемы игры. Содержание материала: Нисходящее и восходящее легато. Игра пьес и упражнений. Игра и подбор песен с применением трех аккордов – Am–Dm — E7. Прием арпеджио. Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты, подставки для ног, нотные тетради, учебная доска, мел. Тема 2.6.Аккорды. Содержание материала: Буквенно – цифровое обозначение и главные последовательности аккордов, подбор песен с применением аккордов: Am|Dm|E7|Am|| A7|Dm|H7|E|| Am|Dm|G7|C|| C|F|G7|C|| Отработка приема баррэ (малое и большое). Форма занятия: комбинированная Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты, подставки нотные тетради, учебная доска, мел. Тема 2.7. Аккомпанемент. для ног, Содержание материала: Освоение нескольких видов аккомпанемента. Пение под собственный аккомпанемент. Транспонирование аккомпанемента на одну или две ступени вверх или вниз от оригинала. Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты, подставки для ног, нотные тетради, учебная доска, мел. Тема 2.8.Ансамбль. Содержание материала Игра в ансамбле различных составов. Подготовка к концертной деятельности. Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты, подставки для ног, нотные тетради.
Раздел 3. Вокал. Тема 3.1.Певческая установка и звукообразование. Содержание материала:– Упражнения, распевки. Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение: фортепиано, учебная доска, мел. Тема 3.2.Дыхание. Содержание материала:– Упражнения на различные виды атаки звука: твердая, мягкая. Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение: фортепиано, учебная доска, мел. Тема 3.3. Литературный текст и музыка. Содержание материала: Упражнения на четкость дикции и на различные виды гласных. Заучивание наизусть текстов песен для концертной деятельности. Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение: фортепиано. Тема 3.4.Разучивание песни. Содержание материала: Запоминание текста, отработка трудноисполнимых мест. Работа над точностью интонирования. Работа над ритмом, динамикой и эмоциональным содержанием. Исполнение песни в сопровождении гитары. Форма занятия :комбинированная. Методическое обеспечение: фортепиано, гитара. Тема 3.5.Вокальные упражнения. Содержание материала: Исполнение упражнений на: — различные виды дыхания; — артикуляцию; — сохранение идеально точной интонации; — сохранение позиции при переходе одной гласной к другой; — расширение диапазона; — задержку дыхания; — звонкие согласные; — подвижностью голоса; — различные виды голосоведения. Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение: фортепиано.
Раздел 4. Контрольный срез проводится по полугодиям по трём компонентам: знания, умения, навыки. Раздел 5. Досуговая деятельность. Посещение концертов, выставок, экспозиций, проведение вечеров отдыха для обучающихся внутри объединения и совместно с другими объединениями Центра творчества, экскурсии и т.д.
Раздел 6. Концертная деятельность. Выступления на мероприятиях центра. Раздел 7. Резервное время используется для закрепления материала, досуговых мероприятий, репетиций, концертов.
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ п/п
ТЕМА
Кол-во часов
Теория
Практика.
I
Вводное занятие.
3
1
2
II
«Игра на гитаре».
84
23
61
1.Музыкальная грамота.
3
2
1
2. Приемы игры. Аккорды.
6
3
3
3. Ансамбль.
18
3
15
4. Гармонизация мелодий.
18
6
12
5. Работа с медиатором.
15
3
12
6. Аккорды повышенной сложности.
24
6
18
7. Работа по подгруппам
72
72
III
«Вокал».
42
6
36
1. Певческая установка и звукообразование.
3
—
3
2. Дыхание.
3
—
3
3. Литературный текст и музыка.
3
—
3
4. Разучивание песен.
24
6
18
5. Вокальные упражнения.
9
—
9
IV
Контрольный срез.
6
3
3
V
Досуговая деятельность.
27
—
27
VI
Конкурсно — концертная деятельность.
42
—
27
VII
Резервное время.
12
—
12
Итого
288
33
255
Содержание программы 2 год обучения
Раздел 1. Вводное занятие. Тема 1.1. Вводное занятие. Содержание материала: Приветствие. Знакомство с планом работы на год, с расписанием занятий. Проведение инструктажа по технике безопасности и правилам дорожного движения. Актуализация пройденного ранее материала. Форма занятия: Беседа. Методическое обеспечение: Образовательная программа, гитара, пюпитр, сборники песен, таблицы аккордов. Раздел 2. “Игра на гитаре” Тема 2.1.Музыкальная грамота Содержание материала: Повторение изученных аккордов, последовательностей, приемов звукоизвлечения. Игра гамм первой, второй и малой октав, основные музыкальные термины, динамические оттенки. Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, схема аккордов. Тема 2.2.Приемы игры. Аккорды. Содержание материала: игра аккордов и последовательностей различными приемами. Форма занятия: практическая. Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты. Тема 2.3.Ансамбль. Содержание материала: игра в ансамбле различных составов. Форма занятия: практическая. Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты. Тема 2.4.Гармонизация мелодий (подбор по слуху). Содержание материала: игра простых мелодий и подбор аккордов к ним. Форма занятия: практическая. Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты. Тема 2.5.Работа с медиатором. Содержание материала: игра простых мелодий при помощи медиатора. Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты, медиаторы. Тема 2.6.Аккорды повышенной сложности Содержание материала: игра аккордов повышенной сложности (B, Bm, H, Hm, Fm , F#, Fm#, G, Gm, G#, Gm#, A#, Am#). Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты.
Раздел 3. Вокал. Тема 3.1.Певческая установка и звукообразование. Содержание материала:– Упражнения, “распевки”. Форма занятия: комбинированная Методическое обеспечение фортепиано, учебная доска, мел.
Тема 3.2.Дыхание Содержание материала:– Упражнения на различные виды атаки звука: твердая, мягкая. Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение фортепиано, учебная доска, мел. Тема 3.3. Литературный текст и музыка. Содержание материала: Упражнения на четкость дикции и на различные виды гласных. Заучивание наизусть текстов песен для концертной деятельности. Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение: фортепиано Тема 3.4.Разучивание песни. Содержание материала: Запоминание текста, отработка трудноисполнимых мест. Работа над точностью интонирования. Работа над ритмом, динамикой и эмоциональным содержанием. Исполнение песни в сопровождении гитары. Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение: фортепиано, гитара. Тема 3.5.Вокальные упражнения. Содержание материала: Исполнение упражнений на: — различные виды дыхания; — артикуляцию; — сохранение точной интонации; — сохранение позиции при переходе одной гласной к другой; — расширение диапазона; — задержку дыхания; — звонкие согласные; — подвижностью голоса; — различные виды голосоведения. Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение: фортепиано. Раздел 4. Контрольный срез. Проводится по полугодиям по трём компонентам: знания, умения, навыки.
Раздел 5. Досуговая деятельность. Посещение концертов, выставок, экспозиций, проведение вечеров отдыха для обучающихся внутри объединения и совместно с другими объединениями Центра творчества, экскурсии и т.д.
Раздел 6. Конкурсно — концертная деятельность Выступления на мероприятиях центра, города, участие в конкурсах. Раздел 7. Резервное время. Используется для закрепления материала, досуговых мероприятий, репетиций, концертов.
Учебно-тематический план
3 год обучения
№ п/п
ТЕМА
Кол-во часов
Теория
Практика
I
Вводное занятие.
3
1
2
II
«Игра на гитаре».
72
15
57
1.Приёмы игры. Аккорды.
6
3
3
2. Ансамбль.
18
3
15
3. Гармонизация мелодий.
18
3
15
4. Работа с медиатором.
6
—
6
5. Аккорды повышенной сложности.
24
6
18
III
«Вокал»
54
9
45
1. Певческая установка и звукообразование.
3
—
3
2. Дыхание.
3
—
3
3. Литературный текст и музыка.
3
—
3
4. Двухголосие
12
3
9
5. Разучивание песен.
24
6
18
6. Вокальные упражнения.
9
—
9
IV
Контрольный срез.
6
—
6
V
Досуговая деятельность
27
—
27
VI
Конкурсно -концертная деятельность.
42
—
42
VII
Резервное время.
12
—
12
Итого.
216
25
191
Содержание программы 3 год обучения
Раздел 1. Вводное занятие Тема 1.1. Вводное занятие. Содержание материала :Приветствие. Знакомство с планом работы на год, с расписанием занятий. Проведение инструктажа по технике безопасности и правилам дорожного движения. Актуализация пройденного ранее материала. Форма занятия: Беседа. Методическое обеспечение: Образовательная программа, гитара, пюпитр, сборники песен, таблицы аккордов.
Раздел 2. “Игра на гитаре” Тема 2.1.Приемы игры. Аккорды Содержание материала :игра аккордов и последовательностей различными приемами. Форма занятия: практическая. Методическое обеспечение :гитары, пюпитры, ноты. Тема 2.2.Ансамбль Содержание материала :игра в ансамбле различных составов Форма занятия: практическая Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты. Тема 2.3.Гармонизация мелодий (подбор по слуху). Содержание материала :игра простых мелодий и подбор аккордов к ним. Форма занятия: практическая. Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты. Тема 2.4.Работа с медиатором. Содержание материала :игра простых мелодий при помощи медиатора. Форма занятия: комбинированная Методическое обеспечение :гитары, пюпитры, ноты, медиаторы. Тема 2.5.Аккорды повышенной сложности. Содержание материала :игра аккордов повышенной сложности (C,Cm,C#,Cm#). Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение :гитары, пюпитры, ноты.
Раздел 3. Вокал. Тема 3.1.Певческая установка и звукообразование. Содержание материала:– Упражнения, “распевки”. Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение:пианино, учебная доска, мел. Тема 3.2.Дыхание Содержание материала:– Упражнения на различные виды атаки звука: твердая, мягкая. Форма занятия:комбинированная. Методическое обеспечение: пианино, учебная доска, мел. Тема 3.3. Литературный текст и музыка. Содержание материала: Упражнения на четкость дикции и на различные виды гласных. Заучивание наизусть текстов песен для концертной деятельности. Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение: пианино. Тема 3.4. Двухголосие Содержание материала: Вокальные упражнения с элементами двухголосия. Форма зантия :практическая. Методическое обеспечение:пианино. Тема 3.5.Разучивание песни. Содержание материала: Запоминание текста, отработка трудноисполнимых мест. Работа над точностью интонирования. Работа над ритмом, динамикой и эмоциональным содержанием. Исполнение песни в сопровождении гитары. Форма занятия :комбинированная Методическое обеспечение :пианино, гитара. Тема 3.6Вокальные упражнения. Содержание материала: Исполнение упражнений на: — различные виды дыхания; — артикуляцию; — сохранение точной интонации; — сохранение позиции при переходе одной гласной к другой; — расширение диапазона; — задержку дыхания; — звонкие согласные; — подвижностью голоса; — различные виды голосоведения. Форма занятия:комбинированная. Методическое обеспечение: пианино. Раздел 4. Контрольный срез. Проводится по полугодиям по трём компонентам: знания, умения навыки.
Раздел 5. Досуговая деятельность. Посещение концертов, выставок, экспозиций, проведение вечеров отдыха для обучающихся внутри объединения и совместно с другими объединениями Центра и отдела, экскурсии и т.д. Раздел 6. Конкурсно — концертная деятельность Выступления на мероприятиях центра, города, участие в конкурсах. Раздел 7. Резервное время. Используется для закрепления материала, досуговых мероприятий, репетиций, концертов.
Список литературы
Литература для педагога
Документы и материалы:
1. Закон Российской Федерации “Об образовании”
2. Типовое положение об учреждениях дополнительного образования детей.
3. Устав МБОУ ДОД «Центр детского творчества».
4. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ “Музыка”. (Издание третье, дополнительное). М.: Просвещение, 1986.
Сборники:
5. Абрамин Г. Солнечный круг. Музыкальная азбука. – М., 1985.
6. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. Книга для обучающихся старших классов. – М., 1989.
7. Сухомлинский В. А. Эмоционально-эстетическое воспитание. Рождение гражданина. – М.: Молодая гвардия, 1971.
8. Сборник авторских программ дополнительного образования детей. – М.: Народное образование, 2002.
9. Павленко Б. М. Поем под гитару. – Ростов - на - Дону: Феникс, 2004.
10.Захаров В. В. Лучшие песни под гитару. – М.: АСТ, 2007. - 62 с.
11.Лихачев Ю. Г. Экспресс-курс игры на гитаре. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 222 с.
12.Лихачев Ю. Г. Шпаргалка гитариста. Иллюстрированное пособие по технике игры на гитаре для начинающих. – М.: Книжкин дом: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. – 64 с.
13.Журнал «Музыка в школе». М., № 1-6, 2007.
Литература для детей
Сборники:
1. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Музыка»,1983
2. Виницкий А. Джазовый альбом, вып.1,2, - М.: «Престо», 2004
3. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре, - М.: «Музыка», 2005
4. Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов, - М.: «Музыка», 2003
5. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Музыка», 1970
6. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Музыка»,1964 – 2000
7. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Тоника»,1991
8. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Советский композитор», 1984
Литература для родителей
1. Аршавский И. Н. Ваш ребенок. У истоков здоровья.- М., 1993.
2. Захаров В. В. Лучшие песни под гитару. – М.: АСТ, 2007. - 62 с.
3. Лопатина А. А. Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах. – М.: Амрита-Русь, 2005. – 352с.
4. Павленко Б. М. Поем под гитару. – Ростов - на - Дону: Феникс, 2004
5. Целуйко В. М. Психология современной семьи: кн. Для педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 287с.
6. Ципоркина И. В., Кабанова Е. А. Взрослые дети, или инструкция для родителей. – М.:АСТ.- ПРЕСС КНИГА, 2006. – 304 с.
7. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: « Академия», 2007. – 384 с.