kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Обучение игре на трубе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Обучение игре на трубе"»

Управление образования Администрации

Ханкайского муниципального округа Приморского края

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования» с. Камень-Рыболов Ханкайского муниципального округа Приморского края





«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБУ ДО «ЦДО»

с. Камень-Рыболов

________ Данилевич Е.Б.

«01» сентября 2020 г.










ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ТРУБЕ


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности


Возраст учащихся: 6-18 лет

Срок реализации программы: 6 лет





Земница Сергей Владимирович,

педагог дополнительного образования










с. Камень-Рыболов

2020 год


Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

Актуальность программы Обучение в классе трубы является востребованным и привлекает значительное количество детей. Овладение навыками игры (музицирования) на трубе раскрывает перед учащимся перспективы участия в оркестровом коллективе, а также
позволяет ребенку познать многообразие музыкальных жанров, приобщиться к мировой музыкальной культуре. Занятия по обучению игре на трубе, оказывают благотворное влияние на состояние дыхательной системы, костно-мышечной системы растущего организма. Рабочая программа, является модифицированной и составлена на основе Типовой программы «Музыкальный инструмент (медные духовые инструменты)».

Программа призвана помочь решению задач освоения исполнительских навыков, приобщения к музыке детей разной степени одаренности, по воспитанию в них заинтересованного отношения к музыке, желания музицировать, развивать эрудицию, художественный вкус.

Направленность программы художественная, определяется опорой на современные исследования в области теории и практики обучения на медных духовых инструментах, и опыта, накопленного преподавателями отделения духовых инструментов.

Уровень освоения углубленный.

Отличительные особенности в том, что учащийся предстает полноправным участником образовательного процесса, а не только объектом применения образовательных технологий. Педагог умело направляет его к самостоятельной оценке собственных достижений, приучает к самостоятельной домашней работе над разбором, изучением и исполнением музыкальных произведений

Региональный компонент программы реализуется изучением произведений приморских композиторов и музыкантов.

Адресат программы являются дети возрастом от 6-18 лет (федеральный закон «об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ гл. 10, ст.75, пп.1)

Объем и срок освоения программы – общее количество учебных часов - 540, запланированных на 6 лет обучения для полного освоения программы.

Уровни сложности программы, режим занятий:

Стартовый – 1 год обучения - 72 часа в год; 2 раза в неделю по 1 часу;

Базовый - 3 года обучения - 252 часа (1 год – 72 часа, 2 год – 72 часа, 3 год – 108 часов); 1 и 2 год обучения – 2 раза в неделю по 1 часу, 3 год обучения 3 раза в неделю по 1 часу;

Продвинутый – 2 года обучения -216 часов в год (1 год-108 часов, 2 год-108 часов); 3 раза в неделю по 1 часу.

Форма обучения: очная. Продолжительность занятий 45 минут.

Особенности организации образовательного процесса – в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях индивидуально или микрогруппами сформированными учащимися одного возраста или разновозрастными группами, являющиеся основным составом объединения. Состав группы постоянный.

Определяются на основании уровня освоения и содержания программы, а также с учётом возрастных особенностей учащихся и требований СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы: обучение детей игре на трубе, корнете.

Задачи программы:

Воспитательные:

  1. воспитать интерес к занятиям музыкой, изучению музыкальной культуры;

  2. воспитывать чувства гордости за принадлежность к творческому объединению и ответственное отношение к участию в деятельности коллектива;

  3. воспитывать культуру исполнения музыкальных произведений и сценического поведения

Развивающие:

1. развивать музыкальный слух, память, мышление, чувство метроритма.

2. развивать навыки чтения нот с листа, подбор по слуху;

3. развивать исполнительские навыки игры на инструменте.

Обучающие:

1. обучить чтению нот с листа, подбор по слуху;

2. научить самостоятельно разучивать и исполнять произведения, специфическим для данного инструмента исполнительским приёмом;

3. научить эмоциональному и осмысленному исполнению выученного произведения.


1.3 Содержание программы

Учебный план 1 года обучения. Стартовый уровень


№ п/п


Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие


2

2



1.1

Знакомство с объединением. Правила техники безопасности

1

1


Опрос, наблюдение, прослушивание

1.1

Знакомство с инструментом, его историей, устройством, правилами

1

1


Опрос, наблюдение, прослушивание

2

Подготовка исполнительского аппарата

14

12

2


2.1

Упражнения для тренировки губных мышц (наигрывание мелодий с помощью губ)

14

12

2

Опрос, наблюдение, прослушивание

3

Звукоизвлечение. Музыкальная грамота

14

6

8


3.1

Атака звука. Понятие о твердой и мягкой атаке звука; Свойства звука

7

3

4

Опрос, наблюдение, прослушивание

3.2

Музыкальная грамота

7

3

4


4

Развитие технических навыков

18

4

14


4.1

Разучивание гамм

6

1

5

Опрос, наблюдение, прослушивание

4.2

Разучивание этюдов

6

1

4


4.3

Разучивание произведений

6

1

5

наблюдение, прослушивание

5

Работа над произведениями

20

4

16


5.1

Прослушивание аудио- и видеозаписей

5

2

3

Опрос, наблюдение, прослушивание

5.2

Индивидуальная работа с солистами

10

1

9

Опрос, наблюдение, прослушивание

5.3

Приёмы ансамблевого исполнения

5

1

4

Опрос, наблюдение, прослушивание

6

Концертная деятельность

4

-

4


6.1

Выступление солистов и группы (дуэт)

4


4

Оценка зрителей, оценка жюри

Всего

72

16

56



Учебный план 2 года обучения. Базовый уровень


№ п/п


Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие


2

2



1.1

Вводный инструктаж по техники безопасности. Введение в программу

1

1


Опрос, наблюдение, прослушивание

1.1

Правила ухода за инструментом, его история, устройство

1

1


Опрос, наблюдение, прослушивание

2

Подготовка исполнительского аппарата

14

12

2


2.1

Упражнения для тренировки губных мышц (наигрывание мелодий с помощью губ)

14

12

2

Опрос, наблюдение, прослушивание

3

Звукоизвлечение. Музыкальная грамота

14

6

8


3.1

Атака звука. Понятие о твердой и мягкой атаке звука; Свойства звука

7

3

4

Опрос, наблюдение, прослушивание

3.2

Музыкальная грамота

7

3

4

Опрос, наблюдение, прослушивание

4

Техническое развитие: гаммы, упражнения, этюды

18

4

14


4.1

Разучивание гамм

6

1

5

Опрос, наблюдение, прослушивание

4.2

Разучивание этюдов

6

1

4

Опрос, наблюдение, прослушивание

4.3

Разучивание произведений

6

2

5

Опрос, наблюдение, прослушивание

5

Работа над произведениями

20

4

16


5.1

Прослушивание аудио- и видеозаписей

5

2

3

Опрос, наблюдение, прослушивание

5.2

Индивидуальная работа с солистами

10

1

9

Опрос, наблюдение, прослушивание

5.3

Приёмы ансамблевого исполнения

5

1

4

Опрос, наблюдение, прослушивание

6

Концертная деятельность

4

-

4


6.1

Выступление солистов и группы (дуэт)

4


4

Оценка зрителей, оценка жюри

Всего

72

16

56



Учебный план 3 года обучения. Базовый уровень


№ п/п


Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие


2

2



1.1

Вводный инструктаж по техники безопасности. Введение в программу

1

1


Опрос, наблюдение, прослушивание

1.1

Правилами ухода за инструментом закрепление устройства современной трубы

1

1


Опрос, наблюдение, прослушивание

2

Подготовка исполнительского аппарата

14

12

2


2.1

Упражнения для тренировки губных мышц (наигрывание мелодий с помощью губ)

14

12

2

Опрос, наблюдение, прослушивание

3

Звукоизвлечение Музыкальная грамота:

14

6

8


3.1

Атака звука. Понятие о твердой и мягкой атаке звука; Свойства звука

7

3

4

Опрос, наблюдение, прослушивание

3.2

Музыкальная грамота

7

3

4

Опрос, наблюдение, прослушивание

4

Техническое развитие: гаммы, упражнения, этюды

18

4

14


4.1

Разучивание гамм

6

1

5

Опрос, наблюдение, прослушивание

4.2

Разучивание этюдов

6

1

4

Опрос, наблюдение, прослушивание

4.3

Разучивание разнохарактерных произведений

6

2

5

Опрос, наблюдение, прослушивание

5

Работа над произведениями

20

4

16


5.1

Прослушивание аудио- и видеозаписей

5

2

3

Опрос, наблюдение, прослушивание

5.2

Индивидуальная работа с солистами

10

1

9

Опрос, наблюдение, прослушивание

5.3

Приёмы ансамблевого исполнения

5

1

4

Опрос, наблюдение, прослушивание

6

Концертная деятельность

4

-

4


6.1

Выступление солистов и группы (дуэт)

4


4

Оценка зрителей, оценка жюри

Всего

72

16

56


Учебный план 4 года обучения. Базовый уровень


№ п/п


Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие


2

2



1.1

Вводный инструктаж по техники безопасности. Введение в программу

1

1


Опрос, наблюдение, прослушивание

1.1

Правилами ухода за инструментом закрепление устройства современной трубы

1

1


Опрос, наблюдение, прослушивание

2

Подготовка исполнительского аппарата

24

2

22


2.1

Упражнения для тренировки губных мышц (наигрывание мелодий с помощью губ)

12

1

11

Опрос, наблюдение, прослушивание

2.2

Упражнения на развитие ритмического чувства (выстукивание мелодий барабанными палочками)

12

1

11

Опрос, наблюдение, прослушивание

3

Звукоизвлечение. Музыкальная грамота

24

6

18


3.1

Исполнение интервалов, тактов

12

3

9

Опрос, наблюдение, прослушивание

3.2

Музыкальная грамота

12

3

9

Опрос, наблюдение, прослушивание

4

Техническое развитие: гаммы, упражнения, этюды

28

4

24


4.1

Разучивание гамм

9

1

8

Опрос, наблюдение, прослушивание

4.2

Разучивание этюдов

9

1

8

Опрос, наблюдение, прослушивание

4.3

Разучивание произведений

10

2

8

Опрос, наблюдение, прослушивание

5

Работа над произведениями

26

4

22


5.1

Прослушивание аудио- и видеозаписей

8

2

6

Опрос, наблюдение, прослушивание

5.2

Индивидуальная работа с солистами

11

1

10

Опрос, наблюдение, прослушивание

5.3

Приёмы ансамблевого исполнения

7

1

6

Опрос, наблюдение, прослушивание

6

Концертная деятельность

4

-

4


6.1

Выступление солистов и группы (дуэт)

4


4

Оценка зрителей, оценка жюри

Всего

108

16

92


Учебный план 5 года обучения. Продвинутый уровень


№ п/п


Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие


2

2



1.1

Вводный инструктаж по техники безопасности. Введение в программу

1

1


Опрос, наблюдение, прослушивание

1.1

Правилами ухода за инструментом закрепление устройства современной трубы

1

1


Опрос, наблюдение, прослушивание

2

Подготовка исполнительского аппарата

24

2

22


2.1

Упражнения для тренировки губных мышц (наигрывание мелодий с помощью губ)

12

1

11

Опрос, наблюдение, прослушивание

2.2

Упражнения на развитие ритмического чувства (выстукивание мелодий барабанными палочками)

12

1

11

Опрос, наблюдение, прослушивание

3

Звукоизвлечение. Музыкальная грамота

24

6

18


3.1

Исполнение интервалов, тактов

12

3

9

Опрос, наблюдение, прослушивание

3.2

Музыкальная грамота

12

3

9

Опрос, наблюдение, прослушивание

4

Техническое развитие: гаммы, упражнения, этюды

28

4

24


4.1

Разучивание гамм

9

1

8

Опрос, наблюдение, прослушивание

4.2

Разучивание этюдов

9

1

8

Опрос, наблюдение, прослушивание

4.3

Разучивание произведений

10

2

8

Опрос, наблюдение, прослушивание

5

Работа над произведениями

26

4

22


5.1

Прослушивание аудио- и видеозаписей

8

2

6

Опрос, наблюдение, прослушивание

5.2

Индивидуальная работа с солистами

11

1

10

Опрос, наблюдение, прослушивание

5.3

Приёмы ансамблевого исполнения

7

1

6

Опрос, наблюдение, прослушивание

6

Концертная деятельность

4

-

4


6.1

Выступление солистов и группы (дуэт)

4


4

Оценка зрителей, оценка жюри

Всего

108

16

92


Учебный план 6 года обучения. Продвинутый уровень


№ п/п


Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие:


2

2



1.1

Вводный инструктаж по техники безопасности. Введение в программу

1

1


Опрос, наблюдение, прослушивание

1.1

Правилами ухода за инструментом закрепление устройства современной трубы

1

1


Опрос, наблюдение, прослушивание

2.

Подготовка исполнительского аппарата

24

2

22


2.1

Упражнения для тренировки губных мышц (наигрывание мелодий с помощью губ)

12

1

11

Опрос, наблюдение, прослушивание

2.2

Упражнения на развитие ритмического чувства (выстукивание мелодий барабанными палочками)

12

1

11

Опрос, наблюдение, прослушивание

3

Звукоизвлечение. Музыкальная грамота:

24

6

18


3.1

Исполнение интервалов, тактов

12

3

9

Опрос, наблюдение, прослушивание

3.2

Музыкальная грамота

12

3

9

Опрос, наблюдение, прослушивание

4

Техническое развитие: гаммы, упражнения, этюды

28

4

24


4.1

Разучивание гамм

9

1

8

Опрос, наблюдение, прослушивание

4.2

Разучивание этюдов

9

1

8

Опрос, наблюдение, прослушивание

4.3

Разучивание произведений

10

2

8

Опрос, наблюдение, прослушивание

5

Работа над произведениями

26

4

22


5.1

Прослушивание аудио- и видеозаписей

8

2

6

Опрос, наблюдение, прослушивание

5.2

Индивидуальная работа с солистами

11

1

10

Опрос, наблюдение, прослушивание

5.3

Приёмы ансамблевого исполнения

7

1

6

Опрос, наблюдение, прослушивание

6

Концертная деятельность

4

-

4


6.1

Выступление солистов и группы (дуэт)

4


4

Оценка зрителей, оценка жюри

Всего

108

16

92


Содержание учебного плана 1 года обучения

1. Раздел: Вводное занятие

1.1 Тема: Знакомство с объединением. Правила техники безопасности

Теория. Ознакомление с объединением. Вводный инструктаж по техники безопасности. Введение в программу.

1.2 Тема: Знакомство с инструментом, его историей, устройством, правилами ухода

Теория. Знакомство с инструментом, его историей, устройством, правилами ухода.

Практика. Знакомство с устройством инструмента. Правила ухода.

2. Раздел: Подготовка исполнительского аппарата

2.1 Тема: Упражнения для тренировки губных мышц (наигрывание мелодий с помощью губ).

Теория. Упражнения для тренировки губных мышц.

Практика. С помощью упражнений добиваться ровного, чистого звука, устойчивого по интонации, разнообразного по динамике.

3. Раздел: Звукоизвлечение. Музыкальная грамота

3.1 Тема: Атака звука. Понятие о твердой и мягкой атаке звука; Свойства звука

Теория. Понятие о твердой и мягкой атаке звука. Свойства звука.

Практика. Развитие технических приемов и укрепление исполнительского аппарата посредством твердой атаки, усвоить на практике способы атаки.

3.2 Музыкальная грамота

Теория. Нота. Длительность нот. Нотный стан.

Практика. знакомство с нотным станом, нотами их длительностью. Умение работать с нотными тетрадями.

4. Раздел: Техническое развитие: гаммы, упражнения, этюды

4.1 Тема: Разучивание гамм

Теория. Гамма До-мажор в одну октаву, арпеджио.

Практика. Формирование навыков чистоты интонирования, темповой и ритмической слаженности, динамической гибкости, точности в передаче различных штрихов, технической беглости. Формировать гармонический и тембровый слух, развивать навыки унисонного исполнения различными штрихами, навыки исполнительского дыхания.

4.2 Тема: Разучивание этюдов

Теория. Разучивание этюдов

Практика. Формирование навыков чистоты интонирования, темповой и ритмической слаженности, динамической гибкости, точности в передаче различных штрихов, технической беглости. Формировать гармонический и тембровый слух, развивать навыки унисонного исполнения различными штрихами, навыки исполнительского дыхания.

4.3 Разучивание произведений

Теория. Разучивание произведений

Практика. Формирование навыков чистоты интонирования, темповой и ритмической слаженности, динамической гибкости, точности в передаче различных штрихов, технической беглости. Формировать гармонический и тембровый слух, развивать навыки унисонного исполнения различными штрихами, навыки исполнительского дыхания.

5. Раздел: Работа над произведениями

5.1 Тема: Прослушивание аудио- и видеозаписей

Теория. Знакомство с биографией авторов музыкальных произведений, с содержанием произведений.

Практика. Знакомство с биографией авторов музыкальных произведений, с содержанием произведений. Научить слышать и понимать музыкальное произведение – его основные функции.

5.2 Тема: Индивидуальная работа с солистами

Теория. Грамотно, точно и выразительно исполнять свою оркестровую партию, следуя замыслу и трактовке дирижера.

Практика. Обучить грамотно, точно и выразительно исполнять пьесы, уметь читать с листа, формирование навыков чистоты интонирования, темповой и ритмической слаженности, динамической гибкости, точности в передаче различных штрихов, технической беглости. Развитие исполнительского дыхания.

5.3 Тема: Приёмы ансамблевого исполнения

Теория. Изучить приёмы ансамблевого исполнения.

Практика. Согласованность артикуляционных приемов и штрихов, «чувство локтя», умение понимать и предугадать намерения партнера, а иногда и умение взять на себя ведущую партию; не выделяться из группы за счет увеличения динамики звучания; играть с партнерами одинаковыми штрихами и в одном нюансе; точно выполнять художественные намерения дирижера.

6. Раздел: Концертная деятельность.

6.1 Тема: Выступление солистов и группы (дуэт)

Теория. Приобретение навыка коллективного концертного выступления.

Практика. Воспитывать ответственность, сценическую выдержку.

Содержание учебного плана 2 года обучения. Базовый уровень

1. Раздел: Вводное занятие

1.1 Тема: Правила техники безопасности

Теория: Вводный инструктаж по техники безопасности. Введение в программу.

1.2 Тема: Изучение инструмента, его истории, устройством, правилами ухода

Теория. Знакомство с инструментом, его историей, устройством, правилами ухода.

Практика. Устройство современной трубы, название ее частей, их взаимодействие во время игры; правила ухода за трубой и мундштуком.

2. Раздел: Подготовка исполнительского аппарата

2.1 Тема: Упражнения для тренировки губных мышц (наигрывание мелодий с помощью губ)

Теория. Упражнения для тренировки губных мышц.

Практика. С помощью упражнений добиваться ровного, чистого звука, устойчивого по интонации, разнообразного по динамике.

3. Раздел: Звукоизвлечение. Музыкальная грамота

3.1 Тема: Атака звука. Понятие о твердой и мягкой атаке звука; Свойства звука

Теория. Понятие о твердой и мягкой атаке звука; Свойства звука.

Практика. Развитие технических приемов и укрепление исполнительского аппарата посредством твердой атаки, усвоить на практике способы атаки.

3.2 Тема: Музыкальная грамота

Теория. Музыкальная грамота

Практика. Знакомство с нотным станом, нотами их длительностью. Умение работать с нотными тетрадямиЗнать ключи. Умение работать с нотными тетрадями. Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар.

4. Раздел: Техническое развитие: гаммы, упражнения, этюды

4.1 Тема: Разучивание гамм

Теория. Гамма До-мажор в одну октаву, арпеджио трезвучий, целыми, половинными, четвертными длительностями.

Практика. Формирование навыков чистоты интонирования, темповой и ритмической слаженности, динамической гибкости, точности в передаче различных штрихов, технической беглости. Формировать гармонический и тембровый слух, развивать навыки унисонного исполнения различными штрихами, навыки исполнительского дыхания.

4.2 Тема: Разучивание этюдов

Теория. Разучивание этюдов.

Практика. Формирование навыков чистоты интонирования, темповой и ритмической слаженности, динамической гибкости, точности в передаче различных штрихов, технической беглости. Формировать гармонический и тембровый слух, развивать навыки унисонного исполнения различными штрихами, навыки исполнительского дыхания.

4.3 Тема: Разучивание произведений

Теория. Разучивание произведений

Практика. Формирование навыков чистоты интонирования, темповой и ритмической слаженности, динамической гибкости, точности в передаче различных штрихов, технической беглости. Формировать гармонический и тембровый слух, развивать навыки унисонного исполнения различными штрихами, навыки исполнительского дыхания.

5. Раздел: Работа над произведениями

5.1 Тема: Прослушивание аудио- и видеозаписей

Теория. Знакомство с биографией авторов музыкальных произведений, с содержанием произведений.

Практика. Знакомство с биографией авторов музыкальных произведений, с содержанием произведений. Научить слышать и понимать музыкальное произведение – его основные функции.

5.2 Тема: Индивидуальная работа с солистами

Теория. грамотно, точно и выразительно исполнять свою оркестровую партию, следуя замыслу и трактовке дирижера.

Практика. Обучить грамотно, точно и выразительно исполнять пьесы, уметь читать с листа, формирование навыков чистоты интонирования, темповой и ритмической слаженности, динамической гибкости, точности в передаче различных штрихов, технической беглости. Развитие исполнительского дыхания.

5.3 Тема: Приёмы ансамблевого исполнения

Теория. Изучить приёмы ансамблевого исполнения.

Практика. Согласованность артикуляционных приемов и штрихов, «чувство локтя», умение понимать и предугадать намерения партнера, а иногда и умение взять на себя ведущую партию; не выделяться из группы за счет увеличения динамики звучания; играть с партнерами одинаковыми штрихами и в одном нюансе; точно выполнять художественные намерения дирижера.

6. Раздел: Концертная деятельность

6.1 Тема: Выступление солистов и группы (дуэт)

Теория. Приобретение навыка коллективного концертного выступления.

Практика. Воспитывать ответственность, сценическую выдержку.


Содержание учебного плана 3 года обучения. Базовый уровень

1. Раздел: Вводное занятие

1.1 Тема: Правила техники безопасности

Теория. Вводный инструктаж по техники безопасности. Введение в программу.

1.2 Тема: Правилами ухода за инструментом закрепление устройства современной трубы

Теория. Правилами ухода за инструментом закрепление устройства современной трубы.

Практика. Устройство современной трубы, название ее частей, их взаимодействие во время игры; правила ухода за трубой и мундштуком.

2. Раздел: Подготовка исполнительского аппарата

2.1 Тема: Упражнения для тренировки губных мышц (наигрывание мелодий с помощью губ)

Теория. Упражнения для тренировки губных мышц.

Практика. С помощью упражнений добиваться ровного, чистого звука, устойчивого по интонации, разнообразного по динамике.

3. Раздел: Звукоизвлечение. Музыкальная грамота

3.1 Тема: Атака звука. Понятие о твердой и мягкой атаке звука. Свойства звука

Теория. Понятие о твердой и мягкой атаке звука. Свойства звука.

Практика. Развитие технических приемов и укрепление исполнительского аппарата посредством твердой атаки, усвоить на практике способы атаки Развитие исполнительского дыхания.

3.2 Музыкальная грамота

Теория. Музыкальная грамота

Практика. Знакомство с ключами. Знаками альтерации. Умение работать с нотными тетрадями Развитие исполнительского дыхания. Динамические оттенки. Ритм. Темп. Дополнительные знаки к нотам, увеличивающие длительность звука.

Практика. Знать дополнительные знаки к нотам, увеличивающие длительность звука Развитие исполнительского дыхания.

4. Раздел: Техническое развитие: гаммы, упражнения, этюды

4.1 Тема: Разучивание гамм

Теория. Гамма До-мажор в одну октаву, арпеджио трезвучий, целыми, половинными, четвертными длительностями.

Практика. Формирование навыков чистоты интонирования, темповой и ритмической слаженности, динамической гибкости, точности в передаче различных штрихов, технической беглости. Формировать гармонический и тембровый слух, развивать навыки унисонного исполнения различными штрихами, навыки исполнительского дыхания.

4.2 Тема: Разучивание этюдов

Теория. Разучивание этюдов.

Практика. Формирование навыков чистоты интонирования, темповой и ритмической слаженности, динамической гибкости, точности в передаче различных штрихов, технической беглости. Формировать гармонический и тембровый слух, развивать навыки унисонного исполнения различными штрихами, навыки исполнительского дыхания.

4.3 Тема: Разучивание произведений

Теория. Разучивание произведений

Практика. Формирование навыков чистоты интонирования, темповой и ритмической слаженности, динамической гибкости, точности в передаче различных штрихов, технической беглости. Формировать гармонический и тембровый слух, развивать навыки унисонного исполнения различными штрихами, навыки исполнительского дыхания.

5. Раздел: Работа над произведениями

5.1 Тема: Прослушивание аудио- и видеозаписей

Теория. Знакомство с биографией авторов музыкальных произведений, с содержанием произведений.

Практика. Знакомство с биографией авторов музыкальных произведений, с содержанием произведений. Научить слышать и понимать музыкальное произведение – его основные функции.

5.2 Тема: Индивидуальная работа с солистами

Теория. Грамотно, точно и выразительно исполнять свою оркестровую партию, следуя замыслу и трактовке дирижера.

Практика. Обучить грамотно, точно и выразительно исполнять пьесы, уметь читать с листа, формирование навыков чистоты интонирования, темповой и ритмической слаженности, динамической гибкости, точности в передаче различных штрихов, технической беглости. Развитие исполнительского дыхания.

5.3 Тема: Приёмы ансамблевого исполнения

Теория. Изучить приёмы ансамблевого исполнения.

Практика. Согласованность артикуляционных приемов и штрихов, «чувство локтя», умение понимать и предугадать намерения партнера, а иногда и умение взять на себя ведущую партию; не выделяться из группы за счет увеличения динамики звучания; играть с партнерами одинаковыми штрихами и в одном нюансе; точно выполнять художественные намерения дирижера.

6. Раздел: Концертная деятельность

6.1 Тема: Выступление солистов и группы (дуэт)

Теория. Приобретение навыка коллективного концертного выступления.

Практика. Воспитывать ответственность, сценическую выдержку.


Содержание учебного плана 4 года обучения. Базовый уровень

1. Раздел: Вводное занятие

1.1 Тема: Правила техники безопасности. Введение в программу

Теория. Вводный инструктаж по техники безопасности. Введение в программу.

1.2 Тема: Правилами ухода за инструментом закрепление устройства современной трубы

Теория. Правилами ухода за инструментом закрепление устройства современной трубы.

Практика. Устройство современной трубы, название ее частей, их взаимодействие во время игры; правила ухода за трубой и мундштуком.

2. Раздел: Подготовка исполнительского аппарата

2.1 Тема: Упражнения для тренировки губных мышц (наигрывание мелодий с помощью губ)

Теория. Упражнения для тренировки губных мышц.

Практика. С помощью упражнений добиваться ровного, чистого звука, устойчивого по интонации, разнообразного по динамике.

3. Раздел: Звукоизвлечение. Музыкальная грамота

3.1 Тема: Исполнение интервалов: секунда, терция, кварта, квинта

Теория. Исполнение интервалов: секунда, терция, кварта, квинта.

Практика. Развитие технических приемов и укрепление исполнительского аппарата посредством твердой атаки, усвоить на практике способы атаки формирование навыков чистоты интонирования, темповой и ритмической слаженности, динамической гибкости, точности в передаче различных штрихов, технической беглости. Развитие исполнительского дыхания.

3.2 Тема: Музыкальная грамота

Теория. Музыкальная грамота

Практика. Знакомство с размерами тактов: 3/8; 6/8; 9/8; 12/8. Умение работать с нотными тетрадями Развитие исполнительского дыхания. формирование навыков чистоты интонирования, темповой и ритмической слаженности, динамической гибкости, точности в передаче различных штрихов, технической беглости. Шестнадцатые длительности. Дополнительные знаки к нотам, увеличивающие длительность звука. Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар.

4. Раздел: Техническое развитие: гаммы, упражнения, этюды

4.1 Тема: Разучивание гамм

Теория. Разучивание гамм

Практика. Формирование навыков чистоты интонирования, темповой и ритмической слаженности, динамической гибкости, точности в передаче различных штрихов, технической беглости. Формировать гармонический и тембровый слух, развивать навыки унисонного исполнения различными штрихами, навыки исполнительского дыхания.

4.2 Тема: Разучивание этюдов

Теория. Разучивание этюдов.

Практика. Формирование навыков чистоты интонирования, темповой и ритмической слаженности, динамической гибкости, точности в передаче различных штрихов, технической беглости. Формировать гармонический и тембровый слух, развивать навыки унисонного исполнения различными штрихами, навыки исполнительского дыхания.

4.3 Тема: Разучивание произведений

Теория. Разучивание произведений

Практика. Формирование навыков чистоты интонирования, темповой и ритмической слаженности, динамической гибкости, точности в передаче различных штрихов, технической беглости. Формировать гармонический и тембровый слух, развивать навыки унисонного исполнения различными штрихами, навыки исполнительского дыхания.

5. Раздел: Работа над произведениями

5.1 Тема: Прослушивание аудио- и видеозаписей

Теория. Знакомство с биографией авторов музыкальных произведений, с содержанием произведений.

Практика. Знакомство с биографией авторов музыкальных произведений, с содержанием произведений. Научить слышать и понимать музыкальное произведение – его основные функции.

5.2 Тема: Индивидуальная работа с солистами

Теория. Грамотно, точно и выразительно исполнять свою оркестровую партию, следуя замыслу и трактовке дирижера.

Практика. Обучить грамотно, точно и выразительно исполнять пьесы, уметь читать с листа, формирование навыков чистоты интонирования, темповой и ритмической слаженности, динамической гибкости, точности в передаче различных штрихов, технической беглости. Развитие исполнительского дыхания.

5.3 Тема: Приёмы ансамблевого исполнения

Теория. Изучить приёмы ансамблевого исполнения.

Практика. Согласованность артикуляционных приемов и штрихов, «чувство локтя», умение понимать и предугадать намерения партнера, а иногда и умение взять на себя ведущую партию; не выделяться из группы за счет увеличения динамики звучания; играть с партнерами одинаковыми штрихами и в одном нюансе; точно выполнять художественные намерения дирижера.

6. Раздел: Концертная деятельность

6.1 Тема: Выступление солистов и группы (дуэт)

Теория. Приобретение навыка коллективного концертного выступления.

Практика. Воспитывать ответственность, сценическую выдержку.

Содержание учебного плана 5 года обучения. Продвинутый уровень

1. Раздел: Вводное занятие

1.1 Тема: Правила техники безопасности. Введение в программу

Теория. Вводный инструктаж по техники безопасности. Введение в программу.

1.2 Тема: Правилами ухода за инструментом закрепление устройства современной трубы

Теория. Правилами ухода за инструментом закрепление устройства современной трубы

Практика. Устройство современной трубы, название ее частей, их взаимодействие во время игры; правила ухода за трубой и мундштуком.

2. Раздел: Подготовка исполнительского аппарата

2.1 Тема: Упражнения для тренировки губных мышц (наигрывание мелодий с помощью губ)

Теория. Упражнения для тренировки губных мышц

Практика. С помощью упражнений добиваться ровного, чистого звука, устойчивого по интонации, разнообразного по динамике.

3. Раздел: Звукоизвлечение. Музыкальная грамота

3.1 Тема: Исполнение интервалов: секунда, терция, кварта, квинта

Теория. Исполнение интервалов: секунда, терция, кварта, квинта;

Практика. Развитие технических приемов и укрепление исполнительского аппарата посредством твердой атаки, усвоить на практике способы атаки формирование навыков чистоты интонирования, темповой и ритмической слаженности, динамической гибкости, точности в передаче различных штрихов, технической беглости. Развитие исполнительского дыхания.

3.2 Тема: Музыкальная грамота

Теория. Музыкальная грамота.

Практика. Знакомство с размерами тактов: 3/8; 6/8; 9/8; 12/8. Умение работать с нотными тетрадями Развитие исполнительского дыхания, формирование навыков чистоты интонирования, темповой и ритмической слаженности, динамической гибкости, точности в передаче различных штрихов, технической беглости. Изучить знаки альтерации: диез, бемоль, бекар. Изучить Хроматизм.

4. Раздел: Техническое развитие: гаммы, упражнения, этюды

4.1 Тема: Разучивание гамм

Теория. Разучивание гамма.

Практика. Формирование навыков чистоты интонирования, темповой и ритмической слаженности, динамической гибкости, точности в передаче различных штрихов, технической беглости. Формировать гармонический и тембровый слух, развивать навыки унисонного исполнения различными штрихами, навыки исполнительского дыхания.

4.2 Тема: Разучивание этюдов

Теория. Разучивание этюдов.

Практика. Формирование навыков чистоты интонирования, темповой и ритмической слаженности, динамической гибкости, точности в передаче различных штрихов, технической беглости. Формировать гармонический и тембровый слух, развивать навыки унисонного исполнения различными штрихами, навыки исполнительского дыхания.

4.3 Тема: Разучивание произведений

Теория. Разучивание произведений

Практика. Формирование навыков чистоты интонирования, темповой и ритмической слаженности, динамической гибкости, точности в передаче различных штрихов, технической беглости. Формировать гармонический и тембровый слух, развивать навыки унисонного исполнения различными штрихами, навыки исполнительского дыхания.

5. Раздел: Работа над произведениями

5.1 Тема: Прослушивание аудио- и видеозаписей

Теория. Знакомство с биографией авторов музыкальных произведений, с содержанием произведений.

Практика. Знакомство с биографией авторов музыкальных произведений, с содержанием произведений. Научить слышать и понимать музыкальное произведение – его основные функции

5.2 Тема: Индивидуальная работа с солистами

Теория. Грамотно, точно и выразительно исполнять свою оркестровую партию, следуя замыслу и трактовке дирижера.

Практика. Обучить грамотно, точно и выразительно исполнять пьесы, уметь читать с листа, формирование навыков чистоты интонирования, темповой и ритмической слаженности, динамической гибкости, точности в передаче различных штрихов, технической беглости. Развитие исполнительского дыхания.

5.3 Тема: Приёмы ансамблевого исполнения

Теория: Изучить приёмы ансамблевого исполнения.

Практика: согласованность артикуляционных приемов и штрихов, «чувство локтя», умение понимать и предугадать намерения партнера, а иногда и умение взять на себя ведущую партию; не выделяться из группы за счет увеличения динамики звучания; играть с партнерами одинаковыми штрихами и в одном нюансе; точно выполнять художественные намерения дирижера.

6. Раздел: Концертная деятельность.

6.1 Тема: Выступление солистов и группы (дуэт)

Теория. Приобретение навыка коллективного концертного выступления

Практика. Воспитывать ответственность, сценическую выдержку.


Содержание учебного плана 6 года обучения. Продвинутый уровень

1. Раздел: Вводное занятие

1.1 Тема: Правила техники безопасности. Введение в программу

Теория. Вводный инструктаж по техники безопасности. Введение в программу.

1.2 Тема: Правилами ухода за инструментом закрепление устройства современной трубы

Теория. Правилами ухода за инструментом закрепление устройства современной трубы.

Практика. Устройство современной трубы, название ее частей, их взаимодействие во время игры; правила ухода за трубой и мундштуком.

2. Раздел: Подготовка исполнительского аппарата

2.1 Тема: Упражнения для тренировки губных мышц (наигрывание мелодий с помощью губ)

Теория. Упражнения для тренировки губных мышц.

Практика. С помощью упражнений добиваться ровного, чистого звука, устойчивого по интонации, разнообразного по динамике.

3. Раздел: Звукоизвлечение. Музыкальная грамота

3.1 Тема: Исполнение интервалов: секунда, терция, кварта, квинта

Теория. Исполнение интервалов: секунда, терция, кварта, квинта.

Практика. Развитие технических приемов и укрепление исполнительского аппарата посредством твердой атаки, усвоить на практике способы атаки формирование навыков чистоты интонирования, темповой и ритмической слаженности, динамической гибкости, точности в передаче различных штрихов, технической беглости. Развитие исполнительского дыхания.

3.2 Музыкальная грамота

Теория. Музыкальная грамота

Практика. Знакомство с размерами тактов: 3/8; 6/8; 9/8; 12/8. Умение работать с нотными тетрадями Развитие исполнительского дыхания, формирование навыков чистоты интонирования, темповой и ритмической слаженности, динамической гибкости, точности в передаче различных штрихов, технической беглости. Шестнадцатые длительности. Изучить знаки альтерации: диез, бемоль, бекар.

4. Раздел: Техническое развитие: гаммы, упражнения, этюды

44.1 Тема: Разучивание гамм

Теория. Разучивание гамм

Практика. Формирование навыков чистоты интонирования, темповой и ритмической слаженности, динамической гибкости, точности в передаче различных штрихов, технической беглости. Формировать гармонический и тембровый слух, развивать навыки унисонного исполнения различными штрихами, навыки исполнительского дыхания.

4.2 Тема: Разучивание этюдов

Теория. Разучивание этюдов.

Практика. Формирование навыков чистоты интонирования, темповой и ритмической слаженности, динамической гибкости, точности в передаче различных штрихов, технической беглости. Формировать гармонический и тембровый слух, развивать навыки унисонного исполнения различными штрихами, навыки исполнительского дыхания.

4.3 Тема: Разучивание произведений

Теория. Разучивание произведений

Практика. Формирование навыков чистоты интонирования, темповой и ритмической слаженности, динамической гибкости, точности в передаче различных штрихов, технической беглости. Формировать гармонический и тембровый слух, развивать навыки унисонного исполнения различными штрихами, навыки исполнительского дыхания.

5. Раздел: Работа над произведениями

5.1 Тема: Прослушивание аудио - и видеозаписей

Теория. Знакомство с биографией авторов музыкальных произведений, с содержанием произведений.

Практика. Знакомство с биографией авторов музыкальных произведений, с содержанием произведений. Научить слышать и понимать музыкальное произведение – его основные функции.

5.2 Тема: Индивидуальная работа с солистами

Теория. Грамотно, точно и выразительно исполнять свою оркестровую партию, следуя замыслу и трактовке дирижера.

Практика. Обучить грамотно, точно и выразительно исполнять пьесы, уметь читать с листа, формирование навыков чистоты интонирования, темповой и ритмической слаженности, динамической гибкости, точности в передаче различных штрихов, технической беглости. Развитие исполнительского дыхания.

5.3 Тема: Приёмы ансамблевого исполнения

Теория. Изучить приёмы ансамблевого исполнения.

Практика. Согласованность артикуляционных приемов и штрихов, «чувство локтя», умение понимать и предугадать намерения партнера, а иногда и умение взять на себя ведущую партию; не выделяться из группы за счет увеличения динамики звучания; играть с партнерами одинаковыми штрихами и в одном нюансе; точно выполнять художественные намерения дирижера.

6. Раздел: Концертная деятельность

6.1 Тема: Выступление солистов и группы

Теория. Приобретение навыка коллективного концертного выступления.

Практика. Воспитывать ответственность, сценическую выдержку.

1.4 Планируемые результаты

Личностные результаты:

Обучающийся будет настойчив, выдержан, трудолюбив, целеустремлён.

У обучающегося будет развит интерес к исполнительской деятельности.

Метапредметные результаты:

Обучающийся будет знать: чтения нот с листа; приемы игры на инструменте.

Обучающийся приобретёт музыкальный слух, память, мышление, чувство метроритма

Предметные результаты:

Обучающийся будет знать: устройство и правила ухода за инструментом; основы музыкальной грамоты; структуру произведения.

Обучающийся будет уметь: правильно извлекать звук; демонстрировать достигнутый технический уровень владения инструментом; читать ноты с листа и самостоятельно разбирать произведение.

Обучающийся будет владеть инструментом. Эмоционально и осмысленно исполнять выученное произведение.


Раздел № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1 Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

Для успешного осуществления и достижения желаемых результатов в рамках данной программы необходимо следующее оборудование: кабинет с музыкальным инструментом, подставка под ноги, стулья, стол, метроном, пюпитр, карандаши и ручка для записей, нотная тетрадь, проигрыватель или музыкальный центр, диски, дидактические материалы.

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

При определении критериев оценивания достижений учащихся учитывается система оценивания, которая позволит:

- отслеживать путь развития ребёнка на протяжении всей его деятельности (познавательной, созидательной);

- оценивать мотивационную деятельность;

- предоставить картину роста личностных достижений для родителей ученика;

- более эффективно участвовать в накопительной системе («портфолио»).

 Вся познавательная и созидательная деятельность учащегося на занятии оценивается по критериям:

- готовность к сотрудничеству с педагогом;

- отношение, интересы, способности детей (в том числе к самоанализу), проявляющиеся в певческом творчестве;

- мастерство (способы творческих действий).

Для определения результативности освоения программы согласно учебному графику используются такие формы аттестации как зачет, конкурс, фестиваль и др. Знания, умения и навыки проверяются посредством исполнения наизусть музыкального репертуара на открытых занятиях, контрольных срезах, зачетах.

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

1. текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах учащихся);

2. промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за год);

3. итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за уровень сложности и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

- педагогическими наблюдениями;

- открытыми занятиями с последующим обсуждением;

- итоговыми занятиями;

- концертными выступлениями.

Основными формами представления умения являются: конкурсы, фестивали, смотры.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в личном деле учащегося.


Таблица категорий умений и навыков

___________уровень ___год обучения 20____-20_____ учебного года (по 10-бальной системе)


Низкий уровень 1-3 бала Средний уровень 4-7 балла Высокий уровень 8-10 баллов



Входной контрольный срез по уровню усвоения образовательной программы (по 10- бальной системе)

Низкий уровень 1-3 балла Средний уровень 4-7 балла Высокий уровень 8-10 баллов

ФИО воспитанника

теория

Общий бал

практика

Общий бал

Знание правил ухода за инструментом

Знание нотной грамоты

Знание аппликатуры


Владение постановкой исполнительного аппарата и дыхания

Умение извлекать звук. Атака звука.

Умение исполнять упражнения, этюды, произведения.



ФИО воспитанника

теория

Общий балл

практика

Общий балл

Знание правил ухода за инструментом

Знание нотной грамоты

Знание аппликатуры


Владение постановкой исполнительного аппарата и дыхания

Умение извлекать звук. Атака звука.

Умение исполнять упражнения, этюды, произведения.


2.3 Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса

Особенность организационного процесса – очно. Содержание учебной деятельности по программе на каждом этапе включает теоретическую и практическую подготовку. Основная составляющая деятельности – практическая часть, так как главным принципом дополнительного образования детей является его практико-ориентированная направленность.

- Методы обучения: словесный, наглядный практический, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, проектный и др.) и воспитания убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация; На уроках  используется система методов, направленных на усвоение способов музыкальной деятельности.  

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

Методы контроля и самоконтроля.

Эти методы обучения не только повышают интерес учеников к предмету, но и обеспечивают более глубокое усвоение содержания изучаемого материала.

Педагог пользуется при реализации программы следующими методами обучения игре на деревянном духовом инструменте:

- Словесные методы: Рассказ, беседа, работа с печатными источниками, такими как таблица аппликатуры, словарь терминов

- Наглядные методы: Метод демонстрации: прослушивание записей концертов, музыкальных постановок, исполнения педагога. Метод иллюстрации, показ двигательных приемов.

- Практические методы: Упражнения на инструменте на развитие техники, для дальнейшего решения исполнительских задач. Прямая и наводящая форма воздействия. Развитие мышления, творческой инициативы. Важную роль на уроке играет исполнение преподавателем упражнений, фрагментов произведений, и многообразие такого показа в зависимости от конкретных задач.

Необходимо разумное сочетание разных методов и приемов обучения в зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося.

В индивидуальном плане, следует учитывать основную задачу, поставленную перед детскими музыкальными школами и вытекающую отсюда необходимость подготовки учащихся к их дальнейшей практической деятельности.

- Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.Такая установка соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и уровня сложности. Дети принимаются в объединение с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. При проведении групповых и индивидуальных занятий используются следующие методы:

- Формы организации учебного занятия -На основном этапе обучения ведущими формами учебного занятия являются практическое занятие, занятие-презентация, занятие-концерт, дискуссия, представление, занятие-праздник.

Практические занятия -  на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция - на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

 Заключительное занятие, завершающее тему - занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей. Возможно проведение таких занятий на природе.

Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, фестивалей.

- Педагогические технологии

Чтобы занятия были увлекательными и интересными, сделать его современным и привлекательным для учащихся путем соединения традиционных и современных образовательных технологий форм работы:

- технология индивидуализации обучения,

- технология группового обучения,

- технология коллективного взаимообучения,

-технология разно уровневого обучения,

-технология развивающего обучения, технология проблемного обучения,

- Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ)

- Личностно - ориентированный подход

- Здоровье сберегающие технологии

- Игровые технологии

- Импровизация

- Портфолио

Использование этих технологий является обязательным условием  интеллектуального, творческого и нравственного  развития учащихся.

 Здоровье сберегающие технологии. разогревание, настройка и сбережение голосового аппарата вокалистов; развитие вокальных навыков, достижения качественного и красивого звучания в произведениях.

- Алгоритм учебного занятия

Структура урока:

- Гаммы, упражнения.

- Проверка домашнего задания.

- Работа над новым материалом.

- Закрепление пройденного на предыдущих уроках.

- Чтение с листа.

- Оценка работы на уроке, домашнее задание.

Нецелесообразно использовать одну и туже схему урока, поэтому периодически используются различные виды уроков.

- Урок тематический, посвященный проблеме дыхания. Все произведения, проходимые на уроке, отрабатываются только с этой точки зрения.

- Урок, посвященный самостоятельной работе ученика.

- Урок, на котором основной акцент сделан на чтение с листа.

- Урок ознакомительный. На этом уроке преподаватель знакомит ученика с исполнительским искусством игры на медных духовых и ударных инструментах, исполняя сам или давая прослушать записи.

- Дидактические материалы

В процессе урока следует использовать различные методы обучения (объяснение характера исполняемого произведения, указания о процессе выполнения задания, проверка выполнения и т.д.), в большинстве случаев более целесообразен такой метод проведения урока, при котором вначале прослушивается заданное произведение, а затем даются необходимые указания. Сочетание устного объяснения и исполнение педагогом произведения целиком или частично следует признать наилучшей формой классной работы, стимулирующей интерес, внимание и активность обучающегося.

При разборе и чтении нот с листа педагог должен правильно подобрать музыкальный материал, учитывая возможности, интерес и запросы обучающегося, и оказывать ему практическую помощь в процессе работы.

Развитие техники исполнительского аппарата, в широком смысле этого слова, осуществляется на всех произведениях педагогического репертуара. Развитию техники, в узком смысле этого слова (беглость, чёткость, ровность), способствует систематическая работа над этюдами, гаммами, упражнениями.

Нельзя допускать, чтобы развитие технических навыков сводилось к нагромождению большого количества упражнений и механическому исполнению, при котором игнорируется раскрытие художественного содержания произведения.

При освоении технических приёмов, необходимо развивать в ученике сознательное отношение и ясное представление о той художественной цели, которой они служат.

В работе над гаммами, упражнениями и другими, рекомендуется применение различных видов звукоизвлечения - штриховых, динамических, ритмических. При этом следует давать чёткие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.

Правильность постановки губного аппарата и исполнительского дыхания является одним из самых необходимых условий успешного обучения.

Рациональная постановка исполнительского аппарата на всех инструментах связана с воспитанием силы губ и их подвижности, с устранением излишних мышечных напряжений, которые нередко являются для ученика серьёзным препятствием в овладении исполнительскими навыками.

Правильная постановка исполнительского дыхания позволяет ученику использовать свойственную его дыханию гибкость и видоизменять его в зависимости от требований музыкального произведения. Наиболее распространённый вид дыхания исполнителей на духовых инструментах грудобрюшное (смешанное). Оно отличается использованием полного объёма лёгких, при котором в дыхательных движениях, в одинаковой мере, принимают участие грудная клетка и диафрагма. Необходимо следить, чтобы при произведении вдоха обучающийся не поднимал плечи.

Примерный репертуарный план

1 год

Р.н.п.

«Я гуляю»

«Школа начального обучения игре на трубе» составитель Л. Чумов

В. Моцарт

«Азбука»

Школа начального обучения игре на трубе» составитель Л. Чумов

Р.н.п.

«Качи»

Школа начального обучения игре на трубе» составитель Л. Чумов

В. Калинников

«Тень-тень»

«Школа игры на трубе» С. Баласанян

Р.н.п.

«Соловей Будимирович»

«Начальные уроки на трубе» Л. Липкин

М. Красев

«Песня»

«Начальные уроки на трубе» Л. Липкин

В. Ребиков

«Песня»

«Начальные уроки на трубе» Л. Липкин

Р.н.п.

«Ходила младешенькая»

«Начальные уроки на трубе» Л. Липкин


2 год

В. Витлин

«Моряки»

«Начальные уроки игры на трубе» составитель Л. Липкин

Д. Кабалевский

«Наш край»

«Начальные уроки игры на трубе» составитель Л. Липкин

Л. Бетховен

«Торжественная песнь»

«Начальные уроки игры на трубе» составитель Л. Липкин

У.н.п.

«Зайчик»

Начальные уроки игры на трубе» составитель Л. Липкин

С. Губайдуллина

«Элегия»

«Школа начального обучения игры на трубе» составитель Л.Чумов М

В Лютославский

«Коляда»

Школа начального обучения игры на трубе» составитель Л.Чумов


3 год

Ж. Люлли

«Песенка»

Школа начального обучения игры на трубе» составитель Л.Чумов

Л.н.п.

«Серебристые три речки»

Школа начального обучения игры на трубе» составитель Л.Чумов

В. Агафонов

«Русский напев»

Школа начального обучения игры на трубе» составитель Л.Чумов

С. Прокофьев

«Песня без слов»

«Школа игры на трубе» составитель С. Баласанян

У.н.п.

«Ой, на горе та, жнецы жнуть»

«Школа игры на трубе» составитель С. Баласанян

Л. Бетховен

«Сурок»

«Юный тромбонист» составитель В. Огия

А. Кригер

«Аллегретто»

«Юный тромбонист» составитель В. Огия



4 год

Т. Хренников

«Как соловей о розе»

«Школа игры на трубе»

составитель С. Баласанян

Ф. Гендель

«Адажио»

«Школа игры на трубе»

составитель С. Баласанян

Б. Барток

«Вечер в деревне»

«Школа игры на трубе» составитель С. Баласанян

Э. Григ

«Норвежская народная песня»

«Школа игры на трубе» составитель С. Баласанян

Л. Бетховен

«Сурок»

«Школа игры на трубе» составитель С. Баласанян

Д. Шостакович

«Песня о встречном»

«Школа начального обучения игры на трубе» составитель Л.Чумов

5 год

Т. Хренников

«Как соловей о розе»

«Школа игры на трубе»

составитель С. Баласанян.

Ф. Гендель

«Адажио»

«Школа игры на трубе»

составитель С. Баласанян

Б. Барток

«Вечер в деревне»

«Школа игры на трубе» составитель С. Баласанян

Э. Григ

«Норвежская народная песня»

«Школа игры на трубе» составитель С. Баласанян

Л. Бетховен

«Сурок»

«Школа игры на трубе» составитель С. Баласанян

Д. Шостакович

«Песня о встречном»

«Школа начального обучения игры на трубе» составитель Л.Чумов


6 год

И Матей

«Токката»

«Школа начального обучения игры на трубе» составитель Л.Чумов

П. Чайковский

«Марш деревянных солдатиков»

«Школа начального обучения игры на трубе» составитель Л.Чумов

И. Брамс

«Петрушка»

«Школа начального обучения игры на трубе» составитель Л.Чумов

Ч.н.п.

«Попляши-ка»

«Школа начального обучения игры на трубе» составитель Л.Чумов

И Дунаевский

«Марш»

«Школа начального обучения игры на трубе» составитель Л.Чумов







2.4 Календарный учебный график


Этапы образовательного процесса

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

6 год

Продолжительность учебного года, неделя

36

36

36

36

36

36

Количество учебных дней

72

72

72

108

108

108

Продолжительность учебных периодов

1 полугодие

15.09.2020- 31.12.2020

15.09.2020- 31.12.2020

15.09.2020- 31.12.2020

15.09.2020- 31.12.2020

15.09.2020- 31.12.2020

15.09.2020- 31.12.2020

2 полугодие

12.01.2021- 31.05.2021

12.01.2021- 31.05.2021

12.01.2021- 31.05.2021

12.01.2021- 31.05.2021

12.01.2021- 31.05.2021

12.01.2021- 31.05.2021

Возраст детей, лет

6-18

6-18

6-18

6-18

6-18

6-18

Продолжительность занятия, час

2

2

2

3

3

3

Режим занятия

2 раза/нед

2 раза/нед

2 раза/нед

3 раза/нед

3 раза/нед

3 раза/нед

Годовая учебная нагрузка, час

72

144

216

324

432

540


2.5 Календарный план воспитательной работы

(мероприятия, объём, временные границы)

Воспитательная работа и массовые мероприятия

Мероприятие

Сроки

Посещение массовых мероприятий ЦДО, района, края.

В течение года.

Участие в праздничных программах ЦДО, района, края.

В течение года.

Отчётные концерты

В течении года


Взаимодействие педагога с родителями


Формы взаимодействия

Тема

Сроки

Родительское собрание

Организационное собрание. Презентация деятельности коллектива. Знакомство с программой.

Подготовка к выступлениям на концертах. Организационные вопросы.

Итоги учебного года и творческие перспективы.

Сентябрь

В течение года

Май

Индивидуальные консультации

По необходимости.

В течение года


Список литературы

1. «Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств)» Министерство Культуры РСФСР, 2012 г.

2. В. Крюкова «Музыкальная педагогика» «Феникс», 2013г.

3. Песни Великой отечественной войны» Москва, 2012 г.

4. Сб. «Первое выступление» Вып. 3, М. «Музыка», 2014 г.

5. А. Батырев « Школьные годы» (для солиста, хора и духового оркестра) В.2, М. 2012 г.

6. Ю. Усова « Вопросы музыкальной педагогики» В.4. М. 2012

7. В. Руденко « Вопросы музыкальной педагогики» « Вопросы музыкальной педагогике» В.7, М., 2014 г.

8. В. Луб « Методика обучения в самодеятельности трубачей и корнетистов», М. 2013 г.

9. С. Газарян «В мире музыкальных инструментов», М.2013 г.

10. Ю. Усов «История зарубежного исполнительства на духовых инструментах», М. 2012 г.

11. С. Болотин «Методика преподавания игры на трубе в музыкальной школе» М. 2012 г.

12. Ю. Усов «Ежедневные упражнения трубача» М., 2012 г.

13. А. Митрофанов « Школа игры на трубе» Ч. 1, Ленинград, 2014 г.

14. Сапаров «Пьесы-упражнения» М. 2013 г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Земница Сергей Владимирович

Дата: 12.12.2025

Номер свидетельства: 678917


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства