Просмотр содержимого документа
«Доклад "Воздействие военно-патриотической песни на формирование чувства любви к Родине у школьников"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Крестяхская общеобразовательная школа имени И.Г.Спиридонова"
Воздействие военно-патриотической песни на формирование чувства любви к Родине у школьников
Выполнила учитель музыки
Макаринская Ж.А.
Крестях, 2021 г.
Содержание:
1. Введение
2. О песнях, рожденных войной
2.1 История одной песни
2.2 Воспитание чувства патриотизма у детей в нашей школе
Заключение
Список литературы
1. Введение
Когда люди слушают музыку, их головной мозг всегда реагирует на неё, активируя несколько областей за границами слуховой коры. Также на обработку музыкальной информации сильное влияние оказывает осязательный, зрительный опыт человека и, конечно же, эмоции. А наиболее эмоциональным жанром в музыке является песня. Патриотическая песня имеет большую силу, ее боялись больше, чем пушки.
У нее есть характерные особенности: песня должна быстро запоминаться, призывать к борьбе, мелодия решительного или призывного характера со многими повторами.
Военная песня является таким же оружием, как и гранаты. С песней легче жить, легче побеждать, легче умирать. В наиболее тяжелые минуты, когда нет больше сил, а помощи ждать неоткуда, на выручку приходит песня. Она поднимает дух, возвращает силы, зовет к подвигу. Именно такими были залихватские песни Русской Армии - простыми, насыщенными сильными эпитетами, конкретными. Их пронизывает патриотизм, любовь простых людей к Родине, восхищение героями прошлого - защитниками Русской земли и борцами за правое дело - именно так, как видели это простые солдаты, без лишнего пафоса и фальши.
Актуальность темы:Песня всегда была явлением объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в песнях военных лет наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны. В человеке с детства нужно воспитывать эти духовные ценности, именно они никогда не потеряют своей актуальности. А в связи с 75 – летием Победы они наиболее востребованы.
Цель исследования:
Формирование патриотизма и чувства любви к Отечеству у учащихся через песни военных лет.
Задачи:
Изучить историю создания патриотической песни и ее влияние на школьников;
Изучить и проанализировать песню "Лизавета"
Военная песня как форма патриотического воспитания учащихся
Гипотеза: если музыка обладает энергетикой, то можно предположить, что патриотическая военная песня может оказывать сильное влияние на волю человека к победе.
2. О песнях, рожденных войной
Каждую весну многие люди планеты живут в преддверии самого светлого праздника – праздника Победы. Тяжело, очень тяжело далась она нашим людям. Не было семьи, которую не затронула бы война.
Великая Отечественная война была самым тяжёлым испытанием для нашей страны. Для поднятия духа Красной Армии на фронт были мобилизованы армейские части, работники тыла и лучшие творческие силы. Музыканты, литераторы, поэты, художники, артисты связали своё творчество с жизнью на фронте: они вели хронику военных событий, сочиняли лозунги для газет, делали зарисовки портретов героев и самих боёв, писали стихи, песни, выступали с концертными бригадами. Была поставлена общая для всех задача: победить врага! Неотъемлемой частью отечественной музыкальной культуры в годы войны стала военная песня. Лозунг «Песня — фронту» для многих композиторов и поэтов служил девизом.
Военно-патриотическое воспитание в нашей стране переживает настоящее возрождение. Российским президентом одобрена соответствующая образовательная программа. Сегодня роль военно–патриотической песни также важна как и во все времена.
В Великую Отечественную войну гремели пушки, строчили пулеметы и автоматы, рвались фугасные бомбы, мины и гранаты... Вступали в бой танки самолеты, военные корабли... Это были действительно испепеленные войной годы. Но в это страшное время в блокадном Ленинграде звучали произведения Чайковского и Бетховена, состоялась премьера Седьмой «Героической» симфонии Шостаковича. На передовых позициях устраивались концерты, на фронт выезжали многие артисты. Для солдат играли отрывки из пьес, читали стихи и рассказы, исполняли танцы, показывали фокусы. Но особенно фронтовики любили слушать песни!
Война и песня, что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И тем не менее песня всегда сопровождала солдата.
Песни были необходимы солдатам на войне. И в походе, и на привале, и даже в бою они вдохновляли бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники.
Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Говорилось, что фронтовая песня – это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.
С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Сегодня я расскажу вам о некоторых военных песнях, об их судьбах. Казалось, какие еще песни, когда идет война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем. А все как раз наоборот. Песни нужны были всем: солдатам помогали и в трудные минуты, и на привале в часы отдыха, их близким и родным вселяли надежду, что защитники вернутся живыми и невредимыми.
Песни военных лет... Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них все: горечь отступлений в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. И если бы сейчас послушать все лучшее, что создали поэты и композиторы в те годы, это была бы музыкальная история Великой Отечественной войны.
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
Эти слова из поэмы «Василий Тёркин» Александра Твардовского отвечали потребности в песне наших бойцов.
Воевал весь наш народ, воевала и песня. В этих песнях люди черпали душевные силы.
Несмотря на все трудности военного времени, песни транслировались по радио, публиковались в газетах и журналах... Даже в осаждённом Ленинграде издание песен не прекращалось. Роль песни многократно выросла, о чём свидетельствуют пожелтевшие страницы фронтовых газет, где рядом со сводками Совинформбюро публиковались песни, размещались сообщения о новых сборниках. Популярными становились песни-гимны, песни-вальсы, баллады, марши. Фронтовые песни подчас складывались стихийно. Понравившиеся тексты бережно переписывались и пересылались с фронта домой или наоборот.
Самой знаменитой песней Великой Отечественной по праву остаётся «Священная война» Александра Васильевича Александрова на стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача. Впервые она прозвучала в исполнении Краснознаменного ансамбля песни и пляски на пятый (!) день войны на перроне Белорусского вокзала, откуда бойцы отправлялись на фронт. Песня была написана быстро. 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» напечатали стихотворение Лебедева-Кумача, начинавшегося словами «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой». В тот же день знаменитый актёр Малого театра Александр Алексеевич Остужев (настоящая фамилия — Пожаров) продекламировал стихи по радио. В этих строках звучало обращение ко всей стране, подчеркивался масштаб «священной войны».
Стихотворение произвело огромное впечатление на руководителя Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии Александра Васильевича Александрова. Всего за один день он написал яркую и мощную музыку, решив «задачу, которая стоит перед каждым песенным автором: отобрать интонационный материал, близкий музыкальному сознанию народа и отвечающий идее песни. В „Священной войне“ слышится мощный призыв — стоять насмерть!».
У песен всегда три равноценных автора: поэт, композитор и исполнитель. Стихи часто вдохновляли музыкантов на создание драматургически эмоциональных образов, подчёркнутых ярким исполнением. Примерами этого могут служить песни в исполнении Клавдии Ивановны Шульженко и Лидии Андреевны Руслановой. У каждой были свои знаковые песни.
Одной из лучших также стала бессмертная песня «В землянке» Константина Яковлевича Листова на слова Алексея Александровича Суркова. В 1941 году поэт, будучи военным корреспондентом, приехал на фронт, но попал в окружение. Там он и написал знаменитые строчки «Бьётся в тесной печурке огонь». Поэт даже не мог предположить, что они станут началом песни, ведь это были стихотворные строки из письма жене! Вскоре на страницах газеты «Комсомольская правда» появились ноты лирической песни, в которой было много грусти и горьких слов: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага». Песню исполняли Георгий Павлович Виноградов, Иван Дмитриевич Шмелёв, Владимир Александрович Нечаев. Но главной исполнительницей стала Лидия Андреевна Русланова. В 1942 году песня вышла отдельным нотным изданием в Москве.
Олицетворением военной лирики стала ещё одна песня — «Соловьи». Поэт Алексей Иванович Фатьянов, прошедший через всю войну, написал её в 1942 году. Музыку сочинил Василий Павлович Соловьёв-Седой в конце 1944 года, в последние месяцы войны. В этой песне, «написанной на исходе военного лихолетья, сурово и просто и вместе с тем очень задушевно высказано то, что было на душе у каждого солдата в дни, когда Победа была уже близка, но война ещё не окончена...», — написано в сборнике «Песни, опалённые войной: страницы песенной летописи Великой Отечественной».
Несмотря на все тяготы, в тылу и на фронте для поднятия боевого духа и оптимизма создавались сатирические песни и частушки, в которых высмеивался Гитлер, немецкие солдаты. Дмитрий Дмитриевич Кабалевский написал музыкальную сатиру «Кличет Гитлер Риббентропа» на слова Самуила Яковлевича Маршака (Москва, 1942), Рейнгольд Морицевич Глиэр на слова Ивана Ивановича Доронина сочинил песню «Будет Гитлеру конец» («С нами Сталин — наш отец, Будет Гитлеру конец!») (Ереван, 1941). Сигизмунд Кац в сотрудничестве с поэтом Владимиром Абрамовичем Дыховичным написал шуточную песню «Морской козёл» (Москва, 1943), которая в настоящее время практически забыта. Её суть сводилась к тому, что в песне предлагалось бить фашистских «козлов».
К началу войны сохранились некоторые песни и марши, ставшие популярными ещё в период Первой мировой. Среди них знаменитый и сегодня марш «Прощание славянки», написанный капельмейстером Василием Ивановичем Агапкиным в 1912 году. Марш «Прощание славянки» звучал во время Парада Победы в 1945 году на Красной площади. Отметим также легендарную «Катюшу» — одну из лучших довоенных песен, ставшую любимой и популярной в годы войны. Стихи, написанные Михаилом Васильевичем Исаковским в конце 1930-х годов, оказались очень созвучными настроению военного времени. Здесь говорится об ожидании встречи с любимым, который служит «на дальнем пограничье». «Катюшу» пели на всех фронтах, она звучала в Италии и Франции.
Мелодии тех лет принадлежат к непреходящим ценностям советского музыкального искусства, обращённого к широким массам, и являются музыкально-поэтическим памятником истории России, своеобразной музыкальной энциклопедией Великой войны.
История одной песни.
Незадолго до вероломного нападения фашистской Германии на нашу страну режиссер Л. Луков начал работу над фильмом о герое Гражданской войны Александре Пархоменко (сценарий Всеволода Иванова).
По замыслу постановщика в фильме должна звучать песня. Написать ее поручили композитору Никите Богословскому.
— Леонид Луков весело и темпераментно, — вспоминает композитор, — «сыграл» мне сцену из фильма, в котором должна была прозвучать новая песня. Это была сцена на свадьбе, где артисты П. Алейников и С. Каюков, празднично одетые, с большими бантами на гитарах, поют под собственный аккомпанемент шуточную песенку в честь жениха и невесты.
Вскоре композитор написал музыку новой песни. Мелодия всем понравилась, и режиссер ее утвердил.
Хуже обстояло дело со стихами. Дело в том, что Евгений Долматовский, которому Луков предложил их написать, улетел на фронт, а кандидатуры других поэтов режиссер отверг. Тогда стихи попробовал написать композитор. На репетициях, когда артисты начали петь песню про «лучок и картошку», все почувствовали, что это не то. Текст не сочетался с лирической мелодией, построенной на народных интонациях.
К счастью, Евгений Долматовский на несколько дней приехал с фронта. Он написал не шуточные, а настоящие, хорошие стихи:
Ты ждешь, Лизавета, От друга привета. Ты не спишь до рассвета, Все грустишь обо мне. Одержим победу, К тебе я приеду На горячем боевом коне.
И сразу все стало на свое место. Музыка и слова слились как бы рожденные друг для друга. Песня зазвучала именно так, как хотел консультировавший фильм генерал А. И. Еременко, будущий Маршал Советского Союза, — лихо, по-кавалерийски.
Совершенно естественно, что такая боевая задорная песня не подходила для сцены свадьбы, как сначала задумал Луков. И он перенес ее в дугой эпизод: она исполняется во время кавалерийского похода.
Фильм вышел на экраны осенью 1942 года, к 25-летию Октября. И, как всегда бывает с хорошими песнями, «Лизавета» шагнула с экрана в жизнь.
Особенно полюбилась она бойцам кавалерийских корпусов прорыва, для которых слова «Одержим победу, к тебе я приеду на горячем боевом коне» звучали как клятва верности.
Ныне фильм о герое гражданской войны Александре Пархоменко редко демонстрируется по телевидению, а вот песня «Лизавета» не забыта, что подтверждается хотя бы тем, что она была включена в музыкальный телевизионный фильм «Старые песни о главном» (1995), получивший широкую популярность. В фильме «Экипаж машины боевой» (1983) – в советской военной драме об участии танкистов в битве на Курской дуге – также звучит эта песня. Многие молодые артисты сейчас исполняют эту песню, особенно дети. Это истинно русская песня с нотками фольклора. Поэтому это песня нравится всем русским и не только.
В нашей школе дети тоже исполняют эту песню. Любят за простоту и за легкость. Она не избитая всеми, в нашей республике не так часто исполняют эту песню.
Воспитание чувства патриотизма у детей в нашей школе
Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм – это особое эмоциональное переживание своей принадлежности к своей стране и своему гражданству.
Воспитание чувства патриотизма у детей – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к своей школе, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик, воздействует на эмоциональную сферу сознания, помогает воспитывать социальнопсихологические, мировоззренческие чувства патриотизма, гуманизма, а также доброты, чувства долга, гордости, чести, справедливости и формирует отношение к окружающему миру, к миру прекрасного.Мы живём в тревожное время, когда расшатываются нравственные устои общества, падает духовность. Поэтому именно сейчас особенно важно возвратить юного человека к духовным истокам своей малой родины, открыть детям её историю, культуру, традиции. Перестройка системы школьного образования и связанная с этим активизация методов учебно-воспитательной работы способствуют воспитанию у школьников интереса к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности.
Сотрудничества по патриотическому воспитанию с детским садом "Солнышко" и культурным центром "Саргы туьулгэтэ" является первостепенным. Только вместе работая можно достичь цели. Плюс еще спорт, семейное воспитание, общественное воспитание дают оченб хорошие плоды. В этом плане в нашем наслеге очень хорошо идет работа.
Чрезвычайно важным считается мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется, как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, у них появляются такие качества, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира. В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит всё его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. У детей формируется потребность совершать добрые дела, поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.С такими детьми намного легче работать в школе. Сотрудничество с Социально - культурным центром "Саргы туьулгэтэ" и с детским садом "Солнышко" также полезно, потому что там собираются для совместных выступлений дети из детского сада и школы во время празднования Дня Защитника Отечества, День Пебеды и многих других праздников.
Патриотическая и интернациональная работа в Крестяхской общеобразовательной средней школе имени И.Г.Спиридонова направлена на то, чтобы идейно и психологически подготовить учащихся к активной трудовой и общественно-полезной деятельности, воспитать у них чувство гордости за свою многонациональную Родину, выработать высокую нравственность. Но школа не может ограничиваться лишь воспитательной работой, проводимой на уроках. Мир нельзя познать только за партой. И как бы ни был красочен и увлекателен язык учебников, каким искусством красноречия не обладал бы учитель, патриотические подвиги людей лишь тогда будут иметь воспитывающее значение, когда ребенок ощутит их зримо, в наглядных проявлениях. Изучив и проанализировав теоретический материал по теме «Воздействие военно-патриотической песни на формирование чувства любви к Родине у школьников», мы выдвинули гипотезу, что именно военно-патриотическая песня во все времена являлась мощным средством агитации патриотизма.
В целях воспитания патриотизма, любви к Родине с 90-х годов, ежегодно, в нашей школе проходит смотр строя и песни. В этом конкурсе учащиеся демонстрируют свою готовность к служению Отечеству, его вооруженной защите и знакомству с патриотической песней. Педагоги вместе с детьми изучают военные песни, род военных войск, военную форму. Во время подготовки к конкурсу учащиеся физически развиваются, у них формируется потребность в здоровом образе жизни. Ребята участвуют также в показательных выступлениях на празднике, посвященному Дню Победы .
Начиная с 1997 года весной наша школа проводит ежегодный отчетный концерт "Биьирэбил", где обязательно выступает школьный хор. Открывают концерт Гимном Крестяхского наслега и закрывают военно-патриотической песней. Все наши школьники наизусть знают песни "Катюша", "День Победы", "Мин мантан сэриигэ барбытым", "Три танкиста" и т.д.
Ежегодно наши ученики участвуют в разных песенных конкурсах, выступают наслежных мероприятиях. Без школьников как и у других наслегах ни одно мероприятие не проходит.
Совместно с методическим объединением молодых учителей нашей школы снимают краткометражные фильмы о военных лет ("Мин мантан сэриигэ барбытым", "Буорах сыттаах суруктар", "Кулук туспэт кэрдиис кэм"). Традиционно 9 мая показывают односельчанам снятый фильм и выступают на концерте посвященный ко Дню Победы.
Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Мы думаем, что в нашей школе развитие чувства патриотизма стоит, по приоритету, на одном из главных мест. Помогает в формировании патриотизма конкурс Смотра строя и песни, в котором в полной мере раскрывается любовь и уважение к военно-патриотической песне.
Заключение
Воспитывает дисциплинированность, ответственность, чувство гордости, уважение к памяти погибших за Родину и чувство долга перед всеми, кто не щадя жизни, сражался за мир и счастье народа. И хочется верить, что воспитательная работа нашей школы действительно помогает детям осознать определенные ценности и приобщиться к культурной традиции своего народа.
То, что было истинно великим останется великим навсегда. Нельзя выпускать из памяти времен связующую нить. Заботясь о культурном и нравственном воспитании наших подростков, молодежи и воинов, мы обязаны делать ставку на нетленные духовные ценности своего народа, его армии, его родного Отечества.
Песни военных лет по-прежнему популярны в народе, в армейской среде. Они выдержали испытания временем, стали своеобразной летописью Великой Отечественной войны, музыкальным памятником тех далеких, героических лет. В них и сейчас звучат удивительный оптимизм, неиссякаемая вера в дружбу, любовь в те идеалы, за которые люди шли в бой, совершали подвиги.
Нам хотелось бы, чтобы молодежь больше мыслила, чувствовала, переживала. Чтобы смысл фразы "мы за ценой не постоим" не воспринимался ими в буквальном смысле, как денежная плата за услуги. Культурное наследие нашей страны всегда отличало нас от других государств - так давайте же беречь, чтить и оберегать патриотические песни.
Использованная литература:
1. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий/авт.-сост. И.А.Пашкович.-Волгоград;Учитель, 2006.-169 с.
2. Военно- патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы, Дня Защитника Отечества и другим патриотическим праздникам.-изд.2-е испр./авт.-сост. М.В.Видякин и др. - Волгоград;Учитель, 2006-208с.
3. Гражданско - патриотическое воспитание: классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры, викторины. Выпуск 2/авт. сост. Л.Н.Клинкова- Волгоград. Учитель, 2007-85 с.
4. Воспитываем патриота и гражданина. 5-11 классы: классные часы и клубные часы, тематические вечера/авт.сост. Н.Ю.Кадашникова.- Волгоград. Учитель, 2009г.