kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на конференцию на тему: "Психолого-педагогические основы развития одаренности в начальной школе на уроках музыки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема одаренности в настоящее время становится все более и более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на конференцию на тему: "Психолого-педагогические основы развития одаренности в начальной школе на уроках музыки"»

Психолого-педагогические основы развития одаренности в начальной школе на уроках музыки.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более и более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Для решения стратегических задач социально-экономического и культурного развития республики, намеченных Президентом в Послании казахстанскому народу - «Казахстан-2030», необходимы самостоятельно мыслящие, творческие, одаренные молодые люди. Казахстану крайне важно «наращивать интеллектуальный потенциал». Реализация этого социального заказа - дело не одного дня. Проблема эта многогранная и комплексная, решается она всей системой образования

Цель учебной программы по предмету музыка( в рамках обновления содержания среднего образования) - формирование основ музыкальных знаний и развитие музыкальной культуры учащихся как способа творческого самовыражения личности.

Главная задача музыкального воспитания в школе – пробудить в детях интерес и любовь к музыке, воспитать в учащихся «музыкальную грамотность». Если эта цель будет достигнута, то полученных учащимися знаний будет достаточно для того, чтобы продолжить музыкальное самообразование и самовоспитание.Музыка является одним из эффективных средств индивидуального самовыражения . Урок музыки направлен на формирование творческих способностей , музыкальной культуры , художественно – эстетического вкуса учащихся.

Сегодня проблема обучения одаренных детей, создания условий для развития их уникального потенциала становится одним из основных направлений модернизации системы среднего образования. В 1999 году в Казахстане была принята «Концепция выявления, поддержки и развития одаренных детей», объявляющая основными принципами государственной политики в области образования «доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого гражданина» и «стимулирование образованности личности и развитие одаренности». Толковый словарь русского языка Ожегова:

ОДАРЁННОСТЬ - талантливость, даровитость, та или иная степень ее.

В словаре русского языка Тришина В.Н. даны синонимы понятия «одаренность»:

• гениальность

• дарование

• даровитость

• сверходаренность

• суперодаренность

• талантливость

• харизма














И так, в основе определения одаренности можно выделить опережающее интеллектуальное развитие и способность к творчеству. Непременная отличительная черта одаренного ребенка – оригинальность его мышления, выражающаяся в непохожести, нестандартности решения. Одаренные дети обладают обостренной наблюдательностью, как правило, их отличает великолепное чувство юмора. И еще одно выдающееся свойство – это громадное упорство в области их интересов.

В педагогической теории и практике возникают две глобальные, вырастающие из одного корня задачи:

- разработка теории и создание системы воспитания и обучения одаренных и талантливых детей;

- разработка теоретических основ и практических мер, направленных на развитие потенциала каждого ребенка.

Одаренность представляет собой сложное и многоаспектное образование личности и выделить какой-то общий показатель очень сложно, поэтому У. Б. Жексенбаева выделяет несколько показателей это:

  1. психомоторная

  2. интеллектуальная

  3. академическая

  4. творческая

  5. социальная

Креативность («творческость») – одна из важнейших характеристик одаренности. Расположение к творчеству – высшее проявление активности, возможность создать нечто новое. Известно, что креативность – это не то же самое, что высокий уровень интеллекта. Творческость предполагает особый склад ума, где важное значение имеет воображение, интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности. Креативность обязательно предполагает интеллектуальное развитие человека выше среднего уровня, поскольку лишь такой уровень может обеспечить основу для творческой продуктивности.

Развитие творческих способностей можно осуществить через технологию развития критического мышления, проектно – исследовательскую, компьютерные и игровые технологии, интегрированные уроки.

Для развития креативности у учащихся нашей школы, мы решили использовать один из методов работы с одаренными детьми, интегрированные уроки. Интеграция урочной и внеклассной деятельности позволяет обеспечить беспрерывность процесса развития и воспитания творческой личности одаренного ребенка.(слайд интегрированного урока музыки и логопедии)

Красоту природы можно передать не только словами, но и музыкой, и живописью. Литература, музыка, живопись – взаимообогащаемые виды искусства, глубоко влияющие на чувства и эмоции. Музыка, сопровождая чтение стихотворений, создает настрой, адекватный авторскому. Рассматривая репродукции картин художников, ребенок познает окружающий мир; образы, нарисованные поэтом, становятся для него более доступными и яркими при этом все воспринимается на эмоциональным уровне (слайд Песня Море). Сами дети рисуют иллюстрации к песне и исполняя ее считают себя соавтором произведения)

В младшем школьном возрасте эта работа строится с учетом собственных интересов детей. Интересы младшего школьника лежат в предметном мире; возможность выразить эти интересы через свое эмоциональное отношение дает детям ощущение выраженности собственной уникальности. Характерная для младших школьников ориентация на взрослого, как на авторитет и образец для подражания, делает этот подход в руках творческого педагога мощным развивающим средством, позволяющим быстро добиваться не только повышения уровня творческого и интеллектуального развития одаренных, и не только одаренных, детей, но и позитивных изменений в их поведении, проявляющихся в развитии поведенческой свободы.

Технологическим условием педагогического сопровождения музыкально одаренных детей является организация дифференцированного подхода в процессе музыкального воспитания дошкольников.

Основной задачей учителя является введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.

В целях выявления и поддержки юных талантов, необходимо увеличение числа детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях. Потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей. Новые стандарты позволят развивать одаренность воспитанников через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

Исследовательская деятельность является одним из эффективных путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности одаренного ребенка. Исследование помогает ребенку приобрести новые знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания и критически мыслить.

Взаимодействие учителя музыки школы и семьи благоприятно влияет на выявление, развитие и результативность одаренных детей. Из практики я точно знаю, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов моей профессиональной деятельности. Поставив перед собой цель по выявлению и поддержке творческих музыкальных способностей и инициатив талантливых детей, развитию оптимальной музыкальной образовательной среды, способствующей самоопределению, самореализации личности, наметила направления работы по данной проблеме.

Дети очень любят слушать музыку. И поэтому на уроках не обойтись без DVD  или магнитофона. Любимым занятием детей на уроках стало исполнение песен под «Караоке» (пение под записанную музыку) и в результате растет исполнительское мастерство учащихся. Исполняя песни под фонограмму, они проявляют самостоятельность, чувствуют себя артистами.
Еще очень полезно записать  или снять на видео исполнение песен ребятами в классе, а  затем   всем вместе прослушать, проанализировать. Такое мы часто делаем. В процессе слушания они находят свои ошибки, недостатки в исполнении. Таким образом, делают самоанализ исполненной песни.
Игра на музыкальных инструментах на школьных уроках музыки пока занимает очень скромное место. Причина - в отсутствии в школах качественных, дешевых и эстетически привлекательных детских музыкальных инструментов. В частности, в нашем кабинете музыки имеется ямаха, но нет элементарных деревянных ложек, маленького барабана, маракаса и бубна. Именно эти инструменты должны часто использоваться на уроках в начальных классах для развития чувства ритма. Я к этому вопросу отнеслась творчески: детям дано было задание принести из дома ненужные предметы(среди них были пустые бутылки из под йогурта , киндерсюрпризы , горох, фасоль , разные крупы .На уроки мы творили сами шумовые музыкальные инструменты .Кроме того детям было предложено пофантазировать и сделать из предложенных материалов музыкальный инструмент(Предложено было небольшая палочка , колокольчики рыболовные)И дети своими руками при помощи учителя сделали казахский народный инструмент Конырау.

Занимаясь с учащимися в школе вокально-хоровой работой, я обратила внимание на девочку, которая очень активно участвовала во всех видах деятельности на уроке. После занятия я пригласила её на беседу, где провела диагностику её музыкальных способностей. Оказалось, что она не совсем чисто интонировала мелодию. Однако, пока я с ней работала, то заметила , что она выполняет мои задания очень увлечённо, в её глазах сиял такой огонёк радости во время пения, что я решила пригласить ребенка заниматься дополнительно. Вскоре я убедилась, что ребенок действительно обладает определенными музыкальными способностями, которые впоследствии у неё проявились в умении держать строй всей второй партии хора. Не обладая первоначально не только ярким тембром голоса, но и ярко выраженными способностями к пению, девочка сумела реализовать себя в хоровом исполнении, где постепенно развивала свои музыкальные задатки. На занятиях используются различные попевки ,скороговорки , потешки.

Прежде всего, надо постараться создать на уроке благоприятную моральную атмосферу взаимопонимания. Во время общения на уроках и внеурочной деятельности, педагогу необходимо постоянно стимулировать ребёнка к творчеству во всех его проявлениях.

Приобщение школьников к музыкальному искусству на уроках музыки идёт через знакомство с элементами музыкального языка, основу которого составляют интонация, мотив, мелодия, лад, гармония, тембр и т.д. Знакомя детей с темами музыкальных произведений, помогая им понять музыкальные образы, их музыкальную форму, жанры и стили, учитель тем самым помогает им постичь духовные ценности темы, музыкальный образ, музыкальную форму, жанры, стили.(слайд Загадки).

Для развития и реализации творческого потенциала детей с выраженной музыкальностью необходимо создать следующие педагогические условия:

1. Разработать метод выявления детей с выраженной музыкальностью

2. Осуществлять дифференцированный подход в процессе музыкального воспитания;

3. Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью;

4. Способствовать обогащению предметно развивающей среды, в которой протекает процесс музыкального воспитания детей;

5. Организовать работу с родителями детей с выраженной музыкальностью, вовлечь их в процесс музыкального развития и воспитания детей, в качестве активных участников и партнеров.


























КГУ «Общеобразовательная средняя школа имени И.М. Астафьева» Шемонаихинского района»










Августовская конференция учителей


Доклад


«Психолого-педагогические условия развития одаренности учащихся начальной школы

на уроках музыки»












Выполнила учитель музыки

Титова Наталья Викторовна











Август 2016г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Титова Наталья Викторовна

Дата: 12.12.2016

Номер свидетельства: 368830


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства