kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Развитие творческой инициативы обучающегося на уроках баяна"

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья  для учителей музыкальных школ, на тему:"Развитие творческой инициативы обучающегося  на уроках баяна". Подготовила ,учитель по классу баяна Егоркина Ирина Николаевна.Статья предназначена для учителей в музыкальных школах .использовать можно с1 по 5 класс обучения в музыкальных школах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«доклад "Развитие творческой инициативы обучающегося на уроках баяна" »

Развитие творческой инициативы обучающегося на уроках баяна.

Ирина Николаевна Егоркина

Учитель по классу баяна ГККП»Боровская школа искусств»

Без творческой инициативы не мыслим подлинный музыкант-исполнитель. Над развитием этих качеств у ученика педагогу надо работать повседневно, в течение всего периода обучения баяниста в учебном заведении. Ведь сознательное усвоение в процессе обучения — один из основных принципов педагогики.
На начальном этапе обучения я стараюсь побуждать инициативу учеников в процессе самого урока. Тем из них, у кого успеваемость более высокая, я могу дать самостоятельно доучить наполовину выученное произведение. Ученику, который хорошо справится с этой задачей, можно предложить выучить самостоятельно целое произведение.
Развитию творческой инициативы помогает метод убеждения. Я стараюсь не декретировать своих указаний, а показывать ученику на конкретных примерах, как нужно исполнять то или иное место произведения, почему именно таким приемом и такой аппликатурой.
В работе над музыкальным произведением нельзя ограничивать исполнение произведения учеником рамками представления педагога о звучании данного произведения. Это, однако, не означает, что в индивидуальном понимании произведения ученик-баянист может выходить из рамок стиля. Моя задача — найти ту середину, которая, с одной стороны, предоставляла бы возможность развития творческой инициативы ученика, а с другой — удерживала бы его в пределах данного стиля.

Чтобы развить творческую самостоятельность ученика, я применяю и такой прием, как выбор произведения по его желанию. Если предложенное учеником произведение является полноценным художественным произведением и соответствует уровню развития ученика на данном этапе обучения, я могу внести его в рабочий план.
Огромное влияние на воспитание творческой инициативы имеет развитие чувства ритма, слуха, музыкальной памяти, то есть способностей, составляющих музыкальную одаренность ученика.
На развитие творческой самостоятельности баяниста благотворно влияет также всесторонняя музыкальная подготовка. Для этого я прошу своих обучающихся слушать музыку (выступления солистов, симфонические концерты, оперу), заблаговременно готовясь к восприятию музыкальных произведений. Очень полезно учащимся-баянистам слушать друг друга в классе ,так как это дает возможность легко заметить недостатки исполнения. Анализируя причины ошибок, допущенных товарищем, можно быстрее найти и исправить свои собственные.

Большую роль в развитии творческой инициативы играет хорошее знание вокальной музыки. Достигается оно путем систематического слушания, а также исполнения голосом и на баяне вокальных произведений, прежде всего народных песен. Конкретное содержание, выраженное в тексте, в сочетании с музыкой, помогает уяснить пути реализации авторского замысла в процессе создания художественного образа. Вместе с тем художественное совершенство народных песен и произведений классиков предоставляет широкий простор для развития творческой фантазии музыканта-исполнителя, его умения и стремления к разработке собственных музыкальных тем.
Для работы над произведением большое значение имеет расширение этнического и общего кругозора, повышение знаний в области других искусств. Необходимо читать как можно больше художественной литературы, ибо это возбуждает художественное воображение, систематически посещать театр и кино, быть в курсе современной драматургии, наблюдать, как отражается жизнь на сцене и на экране.

Необходимыми компонентами творчества являются процессы мышления, воображения, памяти. Поэтому развитие творческих способностей возможно только при одновременной активизации этих процессов. Можно понаблюдать с детьми из окна школы за природой. Вот вам и игра «Как ведет себя ветер?», «Найди предметы, окрашенные в холодные и теплые цвета».

Народное творчество не перестает восхищать и удивлять глубоким содержанием и совершенной формой. Выразительные интонации песни, яркая народная игрушка являются незаменимыми средствами воспитания любви к Родине, окружающей среде, природе, с которой ребенок встречается с малых лет.

Рассмотрим основные методы развития способностей ребенка.

Выделяют, как правило, три основных метода, это наглядные, словесные и практические.

К наглядным методам относят рассматривание картинок, рисунков, фильмов, а так же прослушивание различных записей.

К словесным относят, рассказы, пересказы, чтение книг и стихов, а так же беседа с ребенком.

К практическим методам относят: игры, упражнения и моделирование. Если с играми понятно, а упражнения мы знаем, что это многократное повторение одного и того же действия (умственного или физического). То моделирование – это создание различных моделей (предметов) и их использование

В системе эстетического воспитания важную роль играет обучение творчеству. Но, как известно, под творчеством понимается деятельность личности, направленная на создание новых материальных или духовных ценностей. Эта формулировка относится к конечному результату, а не к характеру деятельности. Однако ценность творчества, его функции заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе. Природа творчества двойственна: творчество как " открытие для себя" и творчество как "открытие для других". В первом случае продукт творчества не имеет общественной значимости, во втором же он обладает этим свойством. Однако существует сходство этих видов, которое заключается в том, что творческий процесс всегда требует глубокой сосредоточенности, воли в достижении поставленной цели. Он предполагает большой кропотливый труд, наличие вдохновения, фантазии, интуиции. Детское творчество направленно, прежде всего на раскрытие своего внутреннего мира, самовыражения. Развитие творческих способностей ребёнка имеет свои особенности, которые связаны с психическим, духовным, умственным развитием. Наиболее благоприятным для развития творческого потенциала является младший школьный возраст, этому способствуют сформировавшиеся характеристики познавательных процессов, и возможность включать в основные виды деятельности творческие задания, для того что бы ученик смог проявить своё "Я".

На уроках специальности в музыкальной школе, когда ребенок только начинает приобщаться к искусству, нам важно говорить о его творческом развитии. Ценность данных уроков заключается в том, что обучение основано не на пассивном изучении материала, а на активном практическом овладении им. По словам И.Г. Песталоцци "Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать" [6, с.18]. Через активное восприятие, овладение материалом ребёнок быстрее эмоционально отзывается, быстрее самовыражается, а значит, развивает творческое начало. Принцип проведения урока специальности как урока, пробуждающего и стимулирующего творческий потенциал ребенка, основан, прежде всего, на оптимизации воображения, эмоционально-образной сферы школьника. В основе построения творческих уроков лежит диалектическая взаимосвязь жизни и искусства, искусства и жизни. Самовыражение ребёнка не возможно без предоставления ему творческой свободы, без создания особой атмосферы на уроке, способствующей рождению его внутренней импровизации."Важно, чтобы в творческом музицировании ребенок “выплескивал” своё состояние, субъективно “проживал” своё настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо “торопить” чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок" [3, с.16].

Творческая деятельность на уроках специальности необходимо выстраивать целенаправленно, должна присутствовать преемственность изучаемого материала, методов работы и актуализация субъективного опыта. Обращение к опыту ребенка, к жизненным примерам, впечатлениям детей, к произведениям искусства, в которых запечатлены знакомые им ситуации, образы, явления позволяют глубже воздействовать на эмоциональную сферу ребёнка.

Одним из важных условий развития творчества является взаимосвязь с другими видами искусства. Это формирует отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность. Использование художественно-ценностного репертуара позволяет более эффективно воздействовать на внутренний мир ребенка. Важно создать на уроке поисковые ситуации, моменты самостоятельного выбора. К активизирующим творческим заданиям, относятся такие, которые помогли бы ребенку, отталкиваясь от конкретного аспекта темы, прийти к осмыслению ее художественной целостности. Например, такое задание: представить и отразить в звуке поведение героя исполняемой пьесы в измененных обстоятельствах.

Использование метода варьирования, когда одни и те же фразы,предложения проигрываются решительно, мягко, задумчиво, что требует соответствующей динамики, звукоизвлечения и так далее, требует от ребёнка включения в работу воображения, эмоциональных личных сфер.

С первых уроков следует знакомить ученика с таким музыкальным материалом, который бы ему хотелось послушать, спеть, а потом и сыграть. Это могут быть знакомые детские песенки ,прибаутки, пьесы.

Для каждого ученика должны стать девизом слова:« Не для школы, для жизни учимся» А чтобы ученик это понял, ему должен помочь учитель.

Ведь каждый ребенок, от рождения наделен частицей таланта, но проявляется он у каждого ребенка в разных областях. Кто – то из детей прекрасно поет, а кто – то умеет вслушиваться в музыкальную ткань произведения, анализируя услышанное не просто музыкальными терминами, а подходя к этому творчески: мини сочинениями, стихотворной формой, изображая музыку в рисунках и.т.д. И моя задача, как учителя суметь заинтересовать, на уроке всех детей без исключения. Помочь каждому ребенку раскрыться. Думаю, что вы согласитесь, что от таких уроков мы получаем большую отдачу, а значит и удовлетворение от проделанной работы.

Педагог обязан проявлять постоянное внимание к тому, как ученик распределяет время, насколько плодотворно проходят домашние занятия. Он должен развивать его инициативу, навыки самостоятельной работы, должен иметь постоянное стремление оживить урок, заинтересовать ученика, разбудить в нем активность к повседневному труду.

Подводя итог всему вышесказанному, педагогу необходимо осознать, что реализация широких творческих и самостоятельных возможностей баяна, может быть осуществлена только путем настойчивого преодоления художественных и технических трудностей. Поэтому в своей практической деятельности он должен направлять внимание на всестороннее развитие технических навыков учащегося одновременно с развитием его музыкальных способностей. 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Алексеев И.Д. Методика преподавания игры на баяне. М.: 1960.

2. Медушевский В. В., Очаковская О. О. Энциклопедический словарь юного музыканта. М.: Педагогика, 1985.

3.Рахимов Р.Р. Курай. Уфа, «Китап» 1999.

4. Сулейманов Г.З. Курай. Уфа, 1985

5.Печковская М.П. «Букварь музыкальной грамоты» - М., 1996.

6. Песталоцци И.Г. Книга II.- М.: Просвещение, 1994.

7.Рогова Е.И. «Общая психология» - М., 1998.

8.Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей» - М., 1978.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
доклад "Развитие творческой инициативы обучающегося на уроках баяна"

Автор: Егоркина Ирина Николаевна

Дата: 10.11.2014

Номер свидетельства: 128970


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства