kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад. Использование интегрированного подхода в развитии музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данных занятий – объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей (музыкальных, сценических, литературных, к изобразительной деятельности).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад. Использование интегрированного подхода в развитии музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности. »

Использование интегрированного подхода в развитии музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности.


Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, которая разрабатывается и утверждается в ДОУ, прежде всего должна быть ориентирована на решение таких важнейших задач, как сохранение здоровья и развитие базовых качеств личности детей – активности, самостоятельности и инициативности. Кроме того, согласно Федеральным государственным требованиям к ООП ДО (Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655) программа должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей1.

Интеграция, понимаемая нами как более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей, охватывает все виды музыкальной деятельности детей. Она основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления деятельности (эстетического восприятия, образного мышления, воображения, эмоционального отношения к деятельности, а также память и внимание).

Как указывает Т.С.Комарова, интеграция содержание эстетической, художественной деятельности и разных видов искусства обеспечивает их разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств и передача образов воспринятого или созданных воображением ребенка в разных формах художественной деятельности, специфических для той или иной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрально- игровой).

По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

Цель данных занятий – объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей (музыкальных, сценических, литературных, к изобразительной деятельности).

Основными задачами занятий являются:

  • формирование эстетического восприятия окружающего мира;

  • приобщение к миру искусства;

  • воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству, умения услышать, увидеть, почувствовать и переживать различные эмоциональные состояния, переданные в произведениях искусства;

  • развитие способности к освоению и преобразованию окружающего пространства;

  • детского творчества в изобразительной, музыкальной, речевой и театрализованной деятельности2.

Реализация задач происходит через познавательную, музыкальную, изобразительную, театрализованную, продуктивную деятельность, ознакомление детей с художественной литературой, музыкальными произведениями, произведениями изобразительного искусства. Связующим звеном выступает рассматриваемая на занятии тема (образ).

Отличительные особенности.


Четкость, компактность, большая информативность учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики – занятие должно быть небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.


Логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов. Принцип интеграции требует отбора содержания образования, обеспечивающего целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. На таких занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности, например, рассматривание такого понятия, как "настроение", с помощью произведений музыки, литературы, живописи. Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой и между ними был связующий элемент – образ.




Музыкальные способности в подлинном смысле слова – это свойства, данные для занятия музыкальной деятельностью.

Необходимыми условиями для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции различного содержания и разных видов художественной деятельности являются:

  1. - приоритетная внимание к специфической детской деятельности: музыкальной, театрализованной, конструктивной, изобразительной, игре, которая может при условии оптимальной организации обеспечить всестороннее развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь дошкольника интересным содержанием;

  2. - творческий подход педагога к отбору содержания образования, построена на основе интеграции, а так же к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов работы в этом на правлении.

Основными особенностями интегрированных занятий с музыкой, где последняя является тематическим стержнем, являются:

  1. Восприятие музыки как искусства, когда ребенок подчиняется своему эмоциональному состоянию, актуализирует проблему. Композитор незаметно для воспринимающего склоняет его к диалогу, творческому мышлению, заставляет пережить то волнение, которое испытал сам. Гармонизация индивидуального чувства, переживаемого в момент восприятия музыкального произведения, порождает эстетические чувства.

  2. Осознание ребенком своих эстетических эмоций и как следствие – развитие его художественного вкуса и эстетического сознания. Развитие музыкального вкуса и сознания зависит от педагога - музыканта, который так строит свою работу, чтобы ребенок постигал художественный образ. В итоге он приобретает знания, навыки и умения чувствовать этот образ и передавать его с помощью разных видов художественной деятельности. Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом воспитании детей основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления разных видах искусства создается специфическим для того или иного вида искусства средствами.

  3. Воплощение переживаемого в творческой деятельности. Для ребенка-дошкольника, как целостной натуры, этот момент является обязательным и представляет интерес. Он мобилизует свое восприятие, синтезирующее имеющийся художественный опыт и новое только что пережитое чувство по поводу искусства. Ребенок испытывает потребность воплотить свое воображение, придумать к нему объективную форму. Причем эта форма каждый раз индивидуальна, что и отличает творческий тип деятельности от исполнительского.

Для развития музыкальных способностей используются и такие приемы интеграции, как применение компьютерных технологий, аудио и MP3 записей, чтение стихотворений, показ иллюстраций, игрушек, репродукций картин, оркестровка музыкальных произведений, инсценировка песен, передача характера музыки в движении.

Применение компьютерных технологий, аудио и MP3 записей обогащает процесс интегрированного музыкального занятия. Особенно эффективно ее применение в сравнении с «живым» исполнением. Так, исполнение музыкального произведения педагогом на фортепиано можно сравнить с записью с оркестровым, с хоровым. Показать на мониторе видеозапись данного произведения в исполнении знаменитых пианистов, солистов Большого театра, концерты и т.д. И это в данный момент является основным, согласно ФГТ п.II «Требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (2.4 – обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста), в нашем случае к развитию музыкальных способностей.


Объединения различных видов искусства (музыки, поэзии и живописи) всегда желательно. Важно точно и тонко подбирать произведения для сравнения.

Чаще всего используется чтение стихотворений или показ репродукций картин, иллюстраций, близких по настроению исполняемой музыкой. Чтение стихотворения можно предварять прослушивание музыкального произведения, если оно созвучно ему по настроению. Если же педагог хочет сопоставить стихотворение с музыкой, лучше прочитать его после уяснения детьми ее характера.

Синтез литературы и художественно-речевой деятельности преследует цель формирования у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Для ее воплощения следует приобщать воспитанников к художественной литературе, формировать запас художественных впечатлений, развивать литературную речь, учить эмоционально и выразительно передавать содержание произведений. Посредством художественной литературы можно развивать морально-нравственные качества, первичные ценностные представления. Интересным опытом для дошкольников станет создание рукописных книг.

Интеграция живописи, графики, скульптуры и изобразительной деятельности в одном занятии способствует приобщению детей к изобразительному искусству, развитию у них эмоционально-личностного отношения к произведениям искусства. Для этого необходимо формировать у дошкольников представления о видах, жанрах и средствах художественной выразительности, развивать художественное восприятие и детское творчество в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном труде), воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.

Показ репродукций картин, иллюстраций перед прослушиванием музыки нежелателен. Картина отвлекает детей от музыки, направляет восприятие по конкретному, заранее обусловленному руслу, что не всегда оправдано. Целесообразнее использовать показ репродукций картин и иллюстраций после неоднократного прослушивания музыкального произведения. В этом случае дети ставятся в проблемную ситуацию: они должны выбрать из двух картин одну, соответствующую по настроению музыке, или из двух музыкальных произведений – одно, близкое по настроению картине. Можно соотнести и два музыкальных произведения с двумя картинами. Аналогично можно сопоставить и музыкальное произведения со стихотворениями. Примерами таких сопоставлений могут быть песни Т.Попатенко «Листопад», М.Красева «кукушка», пьесы С.Прокофьева и т.д.

Оркестровка музыкальных произведений используется не столько для обучения детей навыкам игры на музыкальных инструментах, сколько для творческого применения к ним. Оркестровать произведение – значит выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру его звучания, различить отдельные части. Этот прием способствует дифференцировке восприятие. Выделению наиболее ярких выразительных средств музыки (интонации, регистра, динамики, тембра, артикуляции, акцентов), изобразительных моментов. Прием оркестровки побуждает детей вниманию вслушиваться в музыку, чтобы соотнести имеющие у них представления о выразительных и изобразительных возможностях тембров детских музыкальных инструментов с ее звучанием.

Применение оркестровки позволяет разнообразить структуру музыкальных занятия, так как объединяет его отдельные разделы – слушания музыки и игру на детских музыкальных инструментах.

Данный прием хорошо использовать в пьесах «Походный марш», «Клоуны» Д.Б.Кабалевского, «Шарманка» Д.Шостаковича, «Маленький вальс» Н.Ливе и другие.

Одним из эффективных приемов развития музыкального восприятия детей является передача характера музыки в движении (инсценировка песен, творческое использование танцевальных, образных движений).

Слушая музыку, ребенок имеет возможность передавать ее особенности в движениях (общий эмоциональный настрой, акцент, темп, ритмический рисунок, паузы, динамику и др.).

Сложный процесс развития музыкальных способностей предполагает методы и приемы.

Наглядно – слуховой метод – один из важнейших в развитии музыкального восприятия. Исполнитель воссоздает произведение, написанное композитором. Это накладывает на него большую ответственность за качество прочтения авторского текста. По мнению Б.В.Асафьева, именно исполнительская интонация приносит неповторимость в каждое исполнение, подобно речевой интонации в актерском сценическом искусстве.

Применение словесного метода в развитии музыкального восприятия также очень велико. Речь идет не о каком – либо пересказе музыки, а о необходимости углубить восприятие музыки детьми. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог может не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, интересы. От установки, которая дается педагогом перед слушанием музыки, во многом зависит ее восприятие детьми.

Приемы развития музыкальных способностей необходимо варьировать, сочетать друг с другом. Так, оркестровка может сочетаться с передачей характера музыки в движении, и инсценировкой песен (дети делятся на две группы – одни оркеструют, другие инсценируют песню). В этом случае объединяются разделы занятия – слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах и музыкально – ритмические движения. Такие варианты, отход от стереотипной структуры, придают занятию живость, непосредственность, способствует самостоятельности детей, развитию их творческой инициативы, проявлению выдумки и фантазии.

Данные, перечисленные выше, методы и приемы, хорошо сочетаются, взаимодополняют друг друга. Но при этом нельзя забывать, что все методические приемы будут эффективными лишь в том случае, если музыкальное деятельность будет построена на грамотном исполнении музыкального произведения, и будет вызывать у детей сопереживание, эмоциональный отклик, затрагивать их сердца, побуждать к высказываниям.

Таким образом, интегративное привлечение разных видов искусства способствует реализации синтеза множественных межпредметных связей выявлению общих художественных закономерностей и направлено на активизацию и развитию музыкальных способностей.

Тем самым, для развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности необходимо создать определенные педагогические условия:

  • Специально организовать виды музыкальной деятельности, которые будут построены на принципе интеграции, определяющие активные позиции ребенка;

  • Использовать задачи творческого характера по созданию нового синтетического музыкально-художественного деятельности, согласно поставленной задачи в ФГТ п.3.3.10;

  • Использовать личностно-ориентированнные приемы раскрывающие познавательно-эстетический смысл.

И так, проблемы развития музыкальных способностей является одной из идей многих прогрессивных педагогов и психологов. Успешность восприятия музыки у детей зависит от их уровня развития музыкальных способностей. Наиболее благоприятным периодом для развития музыкальных способностей является дошкольных возраст, и только активное обучение музыкальному восприятию с учетом возрастных, психофизиологических и индивидуальных способностей детей, может способствовать успешному решению этой проблемы и задач, встающих перед современным обществом.






























1 Е.В. Авдонина, ст. воспитатель ГОУ "Детский сад № 868" г. Москвы



2 Е.В. Авдонина,ст. воспитатель ГОУ "Детский сад № 868" г. Москвы




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Корчагина Любовь Евгеньевна

Дата: 14.06.2014

Номер свидетельства: 104661


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства