Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры на уроках музыки через применение информационно-коммуникативных технологий методическое руководство»
Дидактические игры на уроках музыки через применение информационно-коммуникативных технологий
Учитель музыки СШ№1: Субботина Светлана Фёдоровна
Основным назначением стандартов нового поколения является формирование современного человека. Это означает умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем (информационная компетенция); умение сотрудничать с людьми (коммуникативная компетенция); умение ставить цели, планировать, использовать личностные ресурсы (самоорганизация); готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность (самообразование). В таком подходе важную роль приобретает проблема управления качеством образования, решение которой позволило бы оптимизировать процесс обучения, найти более эффективные способы сотрудничества ученика и учителя.
Актуальность
Система образования постоянно совершенствуется, отвечая запросам социума. В рамках модернизации общего образования развивается и музыкальное образование, сохраняя специфику преподавания своей предметной области. В настоящее время в нем происходят значительные изменения: неотъемлемым компонентом обучения становятся ИКТ, в том числе музыкально-компьютерные, ядром модели развивающей учебной среды становятся инновационно -педагогические системы преподавания музыки. В современном мире технический прогресс развивается очень активно с каждым днем появляются все более новые технологии. ИКТ рассматриваются, как универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса. По сравнению с традиционными формами обучения новые компьютерные технологии обладают рядом преимуществ: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности; ИКТ несет в себе образный тип информации, понятный детям; движение, звук, мультипликации и т.д. Актуальность заключается в необходимости применения современных технических средств обучения, способствующих повышению качества музыкального образования, развитию интереса к музыке и музыкальным занятиям, вовлечению в активную музыкально-творческую деятельность, расширению художественного кругозора школьников.
Противоречия. Проблема.
Противоречия, которые
нового поколения к уровню подготовки обучающихся, требованиями компетентностного подхода к обучению и традиционными формами, приемами обучения;
- между объективной потребностью в использовании новых технологий для организации учебного процесса и недостаточной проработкой этого процесса в условиях традиционной системы обучения;
- между широкими возможностями использования компьютерных технологий, позволяющих повысить эффективность преподаваемого предмета и традиционным подходом к организации и проведению уроков.
На основании существующих противоречий возникла проблема выбора эффективных средств, приемов, методов, позволяющих применить современные ИКТ на уроках музыки с целью повышения познавательной активности обучающихся.
Выбор темы. Цель и задачи
В наше время бытует мнение, что развитие сети Интернет, доступность компьютера большинству учащихся, делает наших детей рабами виртуального мира. Как помочь направить возможности компьютера на формирование духовных, нравственных ценностей? Так возниклатема моей работы «Применение ИКТ на уроках музыки».
Целью моей работы является повышение познавательной активности обучающихся на уроках музыки, побудить интерес к учению, как одно из средств мотивации.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
проанализировать научную литературу по данной проблематике;
изучить применение информационных технологий в процессе обучения музыке;
установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником.
Предполагаемые результаты
Использование ИКТ в учебном процессе с целью активизации познавательной активности учащихся.
Повышение качества изучения предмета музыки.
Повышение качества информационной культуры всех участников образовательного процесса (учителя, учащихся, родителей).
Основная часть
Средства достижения цели
Сегодня учащиеся должны не только запоминать информацию, но и должны наблюдать, делать опытные открытия, принимать решения, отвечать за них. В своей работе я применяю:
Педагогические технологии:
личностно ориентированного обучения
дифференцированного обучения
проблемно-групповые
игровые
информационные
метод проектов
Интерактивные методы:
мозговой штурм,
обыгрывание ролей,
учебные деловые игры,
игровое проектирование,
анализ конкретных проблемных (или других) ситуаций
ИКТ технологии
тестовые задания
Формы работы:
урок-беседа
театрализованные представления
экскурсии
творческие мастерские
Применение информационных технологий в процессе обучения на уроках музыки
«Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь»
У детей особое отношение к музыке. Так как это искусство временное – его нельзя потрогать или рассмотреть, поэтому при подборе музыкального материала для урока стоит отдавать предпочтение ярким зримым образам. С появлением компьютерных технологий у нынешних учеников есть определённое смещение в сторону зрительного ряда, то есть им непросто воспринимать только аудиоматериал. Учебный кабинет, в котором я работаю, оснащен современным компьютерным оборудованием: имеются автоматизированное рабочее место учителя, ноутбук, мультимедийный проектор, принтер, сканер, документ-камера.
На уроке, для успешного освоения тем, я применяю компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы.
Для подготовки и проведения урока в новом формате я освоила и в
дальнейшем использую множество программ для работы на компьютере.
ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРОГРАММЫ
ОПИСАНИЕ
Музыкальные проигрыватели: это WindowsMediaPlayer, WinAmp и т.д.
воспроизведение музыкальных файлов, построение списка мелодий, запись в различных форматах.
Программы для пения караоке: KarMaker (её ценят за простоту и лёгкость в обращении)
AV Video Karaoke Maker,( её ценят за бесплатность)
Существует много программ для исполнения песен-караоке, но зачастую, многие из них требуют выхода в интернет, но есть и готовые файлы, которые я использую на уроках
“Презентация” - переводится с английского как «представление»
Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Программы для просмотра видеофильмов и анимации:
для знакомства с нотной грамотой я использую материалы программы «Поющая ФА-СОЛЬ» телеканала Карусель, где в доступной для младших школьников форме можно постичь азы музыкальной грамоты;
- знакомство с жизнью и творчеством композиторов происходит при помощи серии мультфильмов цикла «Сказки старого пианино», а для детей более старшего возраста используется видеоматериал программы «Культура».
Музыкальные энциклопедии
“Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия”, где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Вы сможете проследить историю развития той или иной группы, узнаете о развитии рока, джаза, поп-музыки, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний зайдите в раздел Викторина, где вам предложат различные вопросы и музыкальные фрагменты. Также есть словарь различных терминов и музыкальных инструментов, что облегчает работу в классе
Игровые музыкальные программы
"Cartoon Classics"
программа с игровыми элементами (Классическая музыка из мультфильмов), которая предлагает ученикам с помощью героев мультфильмов и музыки, которая звучит, назвать мультфильм и автора музыки. Эти программы помогают развивать коммуникативные умения, например, умения запоминать, воссоздавать и интерпритировать информацию; дискуссировать, давать оценку и самооценку, формулировать задачи, которые требуют неоднозначных ответов.
Программы-тесты и викторины
Помимо готового материала, в данной программе можно силами учителя или учеников создавать свои тесты и вопросы. Также существуют в каждой программе специальные викторины на закрепление учениками материала, с которым они ознакомились.
Работа в сети Интернет
прочтение текстов, статей, художественных произведений, прослушивание радиопрограмм и музыкальных фрагментов, анализ и получение широкой информации из всего мира по вопросам музыкального искусства
Работа с Документ-камерой.
Практический опыт работы с документ камерой показывает, насколько это удобный инструмент, идеально подходящий для работы учителя. Я использовала возможности документ-камеры практически на всех уроках
Главное преимущество документ-камеры – это возможность демонстрации мелких объектов большому количеству зрителей одновременно.
Работа с документ – камерой расширяет кругозор учащихся, они активно участвуют в работе, помогает изучению и закреплению нового материала
Проектная методика
Сегодня метод проектов позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения. В европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни: причастие projectus означает "выброшенный вперед", "выступающий", «бросающийся в глаза». Действительно, этот метод заслуживает внимания, «бросается в глаза».
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, мыслей, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - побудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей.
В своей практике я использую следующие виды проектов:
Игровые – ролевые проекты, например, драматизация песен. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.
Информативно-исследовательские проекты - рефераты, презентации. Например, «Виды русских народных песен», «Жизнь и творчество композитора», «История одного музыкального инструмента».
Сценарные проекты - внеклассное мероприятие для школы или отдельного класса (подготовка и проведение концертов, смотров-конкурсов, фестивалей и т.д.).
Творческие проекты – создание видеоклипа в программе Movie Maker.
Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха». Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов.
3.Выводы
Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.
Применение компьютера и других технических средств на уроке музыки – это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
Можно сделать вывод, что информационно-коммуникативные технологии способствуют.
повышению и стимулированию интереса ребят к занятиям;
активизируют мыслительную деятельность и эффективность воспитания;
позволяют моделировать процессы, явления, сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания полноценного зрительного и звукового ряда;
предоставляют участникам образовательного процесса возможность самостоятельного поиска материалов в сети Интернет для создания личных проектов и составления авторских сценариев;
предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы;
создают обширное поле для развития креативных способностей.
Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя. Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.
Однако, применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не “подменить” его общением с компьютером, не “засушить” урок, не превратить его в технический практикум. Для этого есть уроки информатики. Увлечённый новой методикой, мудрый учитель использует только те её открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребёнка. В результате использования ИКТ В процессе обучения музыке современный школьник имеет возможность творчески развивать свои способности и стать музыкально – образованным и культурным человеком, обогатив свой духовный мир.
Заключение
Необходимо отметить тот факт, что использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе инициирует процессы развития наглядно-образного и теоретического типов мышления, а также благоприятно влияет на развитие творческого, интеллектуального потенциала обучающихся.
Информационные технологии – это неотъемлемый компонент процесса обучения музыке и связанных с ней предметов. Возможности информационных технологий позволяют повысить эффективность обучения и музыковедческим дисциплинам. Развитие компьютерных технологий в музыке перспективно, актуально и объективно необходимо.
Применение персональных компьютеров во многом упрощает разработку, тиражирование и использование дидактических и научных материалов, повышает качество образования, соответствует реалиям сегодняшнего дня. Грамотное и систематическое применение информационных компьютерных технологий дает обучающимся, преподавателям, научным работникам возможность более эффективного распределения времени, реализовывать творческий потенциал.
Таким образом, уже невозможно представить обучение, работу и современную жизнь в целом без информационных технологий. Сегодня институты, университеты, гимназии, школы, колледжи, техникумы и даже детские сады оснащены новейшей компьютерной техникой.
Список использованной литературы
Абдуллин, Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта: учеб.пособие для студентов высш.пед.уч.заведений/ Э.Б.Абдуллин. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – с. 39-41.
Алеев, Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта/ Ю.Б.Алеев.-М.:Гуманитарныйизд.центр ВЛАДОС,2000.- с.7-16.
Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ В.П.Анисимов. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2004. – с. 90-125.
Вишневская С. О. Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках по предмету «Музыка». // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. - 4 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2008/0404.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected].
18. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=10688 (дата обращения: 05.11.2013)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования // Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588(дата обращения: 05.11.2013)
Использование коммуникативного подхода на уроках музыки
Учитель музыки СШ№1: Субботина Светлана Фёдоровна
Одной из тенденций настоящего времени является вхождение Казахстана в мировое образовательное пространство и предполагает изменения в содержании образования, педагогическом менталитете, усилении роли науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. В период перехода к информационному обществу для свободной ориентации в возросшем информационном потоке, человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. В связи с этим становится понятной актуальность не только изучения, но и применения педагогических технологий в практической деятельности учителей. В школах создаются достаточные условия для того, чтобы учитель овладел компьютерными программами, технологиями[1]. Важным средством в достижении эффективного результата, как музыканта, в своей педагогической деятельности вижу использование возможностей информационно-коммуникационных технологий. Основными характеристиками применения информационных коммуникационных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития творческой познавательной активности учащихся, отсюда и формирования музыкальной культуры. Предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для творчества, так как музыка есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности учащегося, где ведущее значение приобретает потенциал личности ученика, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию. Однако мало организовать процесс общения с музыкой так, чтобы соединить с ней детскую душу, необходимо вызвать у детей такое чувство, когда музыка для них - это и есть сама жизнь их души. Знания о музыке, ее видах, жанрах, стилях, о жизни и творчестве различных композиторов, полученные на основе знакомства с самой музыкой, играют огромную роль в расширении музыкального кругозора и в формировании вкуса[2]. Музыкальное обучение и образование ценны не сами по себе, а как важнейший путь музыкального воспитания, то есть воспитания культурного человека с развитыми музыкальными способностями, высоким вкусом, с любовью и интересом к музыке. Музыка формирует основные личностные качества: мировоззрение, волю, музыкальные вкусы, убеждения. При этом подготавливает к самостоятельной музыкальной деятельности, развивает творческие способности, инициативу, ответственность, или иначе говоря, формирует музыкально-эстетическую культуру школьников. ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету «Музыка». Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип фасцинации (привлекательности). Благодаря мультимедийным пособиям, учащиеся стали отличаться высокой активностью на уроках (высказывать своё мнение, размышлять, рассуждать. Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий (анимация, видео, звук, имитация традиционных изобразительных техник, интерактивность, гипертекстуальность) позволяют рассматривать компьютер как открытую учебно-развивающую среду для творчества и самообразования и учащихся, и преподавателей. Использование ИКТ на уроках музыки и во внеурочное время позволяет создать наиболее комфортные условия для активного восприятия музыки учащимися, облегчает работу с наглядными пособиями, делает для учащихся более интересным процесс проверки знаний.
И в этом процессе ИКТ оказывают преподавателю неоценимую помощь. Выполнение этого требования предусматривает, прежде всего, знание преподавателем хотя бы простейших компьютерных программ. Разумеется, это требует постоянного обучения и самообучения учителя. Поставив задачу включения в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий мною создан банк учебных программ (цифровых образовательных ресурсов), которые можно применять на уроках музыки. Используемые программы условно разделяю на следующие группы:-информативные – энциклопедии: "Музыкальное наследие Казахстана", Энциклопедия классической музыки, популярной музыки, джаза, энциклопедия музыкальных инструментов, театра, балета и др. Достоинством данных программ является большой объем предлагаемой информации, так “Энциклопедия классической музыки” включает статьи о композиторах всех стран, музыкальные фрагменты самых известных произведений и описание их содержания, показаны в анимации 44 музыкальных инструмента и даны образцы их звучания, познакомит с самыми известными исполнителями всего мира, с основными жанрами музыки (опера, балет, оперетта, симфония, концерт, соната, фортепианная музыка, камерно-инструментальная музыка, кантаты и оратории, песни и романсы) с иллюстрациями, видеофрагментами и отрывками музыкального звучания. При желании можно воспользоваться словарём, где можно найти все самые необходимые знания, провести мультимедиа-экскурсию по музыке стран мира, а также интерактивную викторину, позволяющую каждому проверить свои знания. Викторина имеет несколько режимов сложности, уровни различаются по количеству вопросов и времени, отведенного на ответ. В доступной занимательной форме представлены сведения о принципе строения и звучании музыкальных инструментов. Хорошо организована поисковая система, большой критерий поиска (по эпохе, стране и виду искомого материала) с любой комбинацией рубрик. -тематические – обучающе -развивающие: М.П.Мусоргский «Картинки с выставки», П.И.Чайковский «Времена года», «Детский альбом», К. Сен-Санс «Карнавал животных, видеоуроки «Шишкин лес» и др. Данные программы с помощью анимации, трехмерной графики в интересной форме знакомят нас с содержанием и музыкальными особенностями и художественными образами отдельных произведений выдающихся мировых композиторов; - образовательно-игровые – “Музыкальная азбука ”, “Угадай мелодию”, “Музыкальный класс” и др. Так “Музыкальный класс” - программа, где с помощью многочисленных игр дети получают знания, предусмотренные программой по музыке. Курс “Теория музыки” поможет учащимся узнать и понять основные термины музыкальной грамоты – нота, тон, интервал, мелодия, гармония, ритм и многие другие. Игра «Щелкунчик», игра “Крестики-нолики” самым внимательным ученикам позволит обыграть компьютер, правильно угадав музыкальные инструменты, ноты, паузы. “Музыкальные кубики” позволят собрать мелодию, а “Музыкальный диктант” поможет проверить свой музыкальный слух и память. Аудиоэнциклопедия «Симфонический оркестр» и приложение “История музыкальных инструментов” помогут не только узнать, какие существуют музыкальные инструменты, но и услышать их звучание. “Компьютерное фортепиано” даёт возможность исполнить любую мелодию на клавиатуре компьютера, используя самые различные инструменты (арфа, кларнет, труба, барабан, гитара, фортепиано, синтезатор, колокольчики и литавры). Фонотека – записи музыкальных произведений: подборки по странам, композиторам, жанрам; фонограммы (плюсовые и минусовые) песен разучиваемых учащимися Даже этот небольшой перечень материалов показывает, какие широкие возможности открывают нам информационные технологии при проведении уроков. Практика показала, что эффективно использовать компьютерные программы на уроках музыки можно во всех классах младшего и среднего звена, подбирая учебные программы с учетом возрастного интереса учеников, их подготовленности к восприятию излагаемого материала и уровня освоения ими компьютера. Так для учащихся 1 и 2 класса в основном подходят фонотека, фонограммы, образовательно-игровые программы, при использовании их отдельных элементов[3]. Учащимися 3-х и 4-х классов хорошо воспринимаются тематические – обучающе-развивающие, образовательно-игровые программы, фонотека и фонограммы в полном объеме, а информационные частично. При этом можно включать в урок, как отдельные элементы программ, так и проводить урок-презентацию. В среднем звене уже задействуются все группы программ в полном объеме и занятия проводятся с применением, как отдельных элементов программы, так и в форме урока-презентации и интегрированного урока. На уроках, в зависимости от его целей, используются разнообразные дидактические средства обучения: 1) Использование цифровых ресурсов при объяснении нового материала: презентации, информационные ресурсы на дисках 2) Использование ЦОР при отработке и закреплении навыков: компьютерные обучающие программы, компьютерные тренажеры, ребусы, творческие задания, тесты, компьютерные игры 3) Использование ЦОР на этапе контроля знаний: тесты, кроссворды 4) Использование ЦОР для самостоятельной работы учащихся: словари, тренажеры, интегрированные задания На каком этапе урока это можно делать? На любом! При проверке пройденного материала, изложении новой темы, закреплении материала на уроке, проведении физкультминутки и т.д. Одной из проявившихся в настоящее время тенденций развития образовательных информационных технологий (НИТ) следует считать комплексный подход к их использованию в школе. В соответствии с этим подходом новые технологии должны охватить не только непосредственно учебный процесс, а по возможности все стороны школьной деятельности. Основные направления использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности: визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал), интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия), тренажёры (контроль за умениями, навыками учащихся), фонотека (аудио и видеофайлы), самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся. Все эти направления позволяют достигать на уроках: Стимулирование познавательной деятельности школьников, которое достигается путем участия ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций — опорных конспектов, при закреплении материала на уроке; • Способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций; • Визуализация учебного материала; • Интеграция со смежными дисциплинами: историей, литературой мировой художественной культурой, и др; • Повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету; • Разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы; • Стимулирование воображения школьников; • Способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий. Использование современных подходов в преподавании позволило мне вывести на более высокий уровень музыкальную культуру учащихся, сформировать мотивацию, развить компетенции. Возросшая социальная активность прослеживается в участии учащихся в различного рода конкурсах, фестивалях, где они на протяжении ряда лет занимают призовые места. Список литературы: 1. .Гусева А.И., Смольникова И.А.,Филиппов С.А, Чиркова М.А. Применение ИКТ в учебном процессе. Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе». 2.Стариченко Б.Е. Комплексный подход к использованию информационных технологий в школе // Интернет-журнал "Эйдос". - 1999. 3.Куляшова Н. М., Карпюк И. А. Средства информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе // Социально-антропологические проблемы информационного общества. Выпуск 1. - Концепт. - 2013.