Детская музыкальная школа в структуре подготовки кадров для отрасли культуры и искусства
Детская музыкальная школа в структуре подготовки кадров для отрасли культуры и искусства
Исходя из содержания федеральных государственных требований, регламентирующих обучение в детских музыкальных школах, автор статьи анализирует некоторые положения документа и иллюстрирует их реализацию на примерах из собственной музыкально-педагогической практики. Акцентируется миссия детских музыкальных школ, охватывающая не только и не столько взращивание музыкантов-профессионалов, но и воспитание музыкальной культуры народных масс.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Детская музыкальная школа в структуре подготовки кадров для отрасли культуры и искусства»
Подготовка и переподготовка кадров для отрасли культуры и искусства: проблемы и пути решения.
УДК 37
ББК 74.46
С 41
ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
Ситникова Оксана Владимировна,
кандидат педагогических наук,
доцент, Ставропольского филиала МПГУ,
г.Ставрополь, Россия
Аннотация: исходя из содержания федеральных государственных требований, регламентирующих обучение в детских музыкальных школах, автор статьи анализирует некоторые положения документа и иллюстрирует их реализацию на примерах из собственной музыкально-педагогической практики. Акцентируется миссия детских музыкальных школ, охватывающая не только и не столько взращивание музыкантов-профессионалов, но и воспитание музыкальной культуры народных масс.
CHILDREN'S MUSIC SCHOOL IN THE STRUCTURE OF PERSONNEL TRAINING FOR THE FIELD OF CULTURE AND ART
Oxana V. Sitnikova
Candidate of Pedagogical Sciences,
associate Professor, Stavropol branch of the
Moscow State Pedagogical University,
Stavropol, Russia
Abstract: based on the content of the federal state requirements regulating education in children's music schools, the author of the article analyzes some provisions of the document and illustrates their implementation using examples from his own musical and pedagogical practice. The mission of children's music schools is emphasized, covering not only and not so much the cultivation of professional musicians, but also the education of the musical culture of the masses.
Keywords: piano class; distance learning technologies; competitions for young performers; concert experience; musical education.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «фортепиано» обеспечивается преемственность программы «Фортепиано» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;
На основе анализа и эмпирической иллюстрации некоторых позиций п.5.2. ФГТ1 остановимся на таких как:
использование в образовательном процессе образовательных технологий (в т.ч., дистанционных – прим. О.С.), основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;
В этой связи, реалии сегодняшнего дня диктуют новые условия исполнительской деятельности молодых музыкантов разного возраста и уровня образования. Целенаправленное восприятие тематического медиа контента: конкурс «Щелкунчик», конкурс «Синяя птица», шоу «Лучше всех» и др. (а также личные профили юных и взрослых музыкантов в Инстаграм), позволяют видеть и слышать молодых музыкантов, имеющих высокие профессиональные достижения в области музыкального исполнительства, личности которых и являются образцами положительного примера в музыкально-образовательной деятельности.
Так, XXII Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик» (2022г), как и ряд других, проходил в закрытом формате без зрителей-слушателей, он имел широкую и подробную прямую телетрансляцию всех этапов конкурса, да и сейчас в любой момент доступен, благодаря интернет-платформам. Такой медиа возможностью музыкального восприятия воспользовался и наш фортепианный класс филиала ст. Новомарьевской, ДМШ с. Пелагиада, Ставропольского края, где автор статьи является преподавателем фортепиано. Так, председатель жюри XXII Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик», Е.Д. Башкирова выражала искреннее сожаление и сочувствие всем участникам конкурса в виду того, что им приходилось играть в пустых залах. Ей, как опытному пианисту, понятно, что это очень сложно, кроме того, юные музыканты по завершению своего конкурсного исполнения не удостаивались такой элементарной и такой важной награды как аплодисменты зрителей. Елена Дмитриевна даже уточняла, что они с членами жюри тоже поначалу не знали как себя вести, ведь они были единственными слушателями-ценителями такой колоссальной подготовки молодых исполнителей, но потом приняли решение обязательно аплодировать каждому исполнителю…
Далее, кратко приведём, некоторые аспекты совместного с нашими детьми беседы-анализа просмотра II тура, Фортепиано, XXII Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик»:
• У жюри есть возможность комментировать исполнение участников, а значит объяснить, почему выставляется именно такой балл, что позволяет юным исполнителям понять над чем нужно работать в будущем им и их педагогам (например, не хватает контрастности и характера исполнения и т.д.).
• Несмотря на то, что в данном конкурсе принимают участие юные музыканты с разных стран мира, у многих из них «русские педагоги», а это значит, что «русская фортепианная школа» в профессиональном музыкальном образовании по-прежнему доминирует.
• Ряд аспектов фортепианной техники обращают на себя внимание обучающихся: посадка за инструментом; качество прикосновения к инструменту. Настраивание на исполнение и паузы между произведениями. Выразительность исполнения каждого музыкального произведения. Гибкое движение рук и туловища во время исполнения. Прекрасный контакт с клавиатурой. Использование педали и мн.др…
• Дети-сверстники (участники конкурса) в интервью делятся нюансами своей жизни:
- какие ещё интересы присутствуют в их жизни наряду с музыкой (спорт, шахматы, рисование, языки);
- сколько часов в день они занимаются на инструменте и что делать, когда не хочется заниматься?..
- как ты сам оцениваешь своё выступление?
- со скольки лет ты занимаешься музыкой («с мамой с раннего возраста, а с педагогом с 5 лет» и другие ответы);
- перед выступлением делаю небольшую физическую зарядку, это разогревает мышцы, снимает мышечный и психический зажим.
- и мн.др.
Одним из промежуточных результатов выше описанной ситуации педагогического взаимодействия в фортепианном классе можно считать возникающее желание детей готовиться и участвовать в возможных районных, городских и региональных конкурсах молодых исполнителей, сопряжённых со скрупулёзной технической и эмоционально-выразительной подготовкой исполнения конкурсных музыкальных произведений. Так, ученицы 1-2 года обучения, фортепианного класса филиала ст. Новомарьевской, ДМШ с.Пелагиада, Ставропольского края, где автор статьи является преподавателем фортепиано, стали победителями школьного конкурса исполнительского мастерства «Allegro» учащихся инструментальных отделений, проходивший также 20.11.2021г. в дистанционном формате:
- Диплом I степени : Ладомира С. – 1кл., фортепианное отделение;
- Диплом II степени: Мария Г., Ангелина Ф. - 1кл., фортепианное отделение;
- Диплом III степени в III Всероссийском музыкальном конкурсе «Ступень к мастерству» имени Э.Г. Греценко, 4-5 февраля 2022г., номинация Ансамбль (в 4 руки): Ладомира С. и Мария Г. – 1кл., фортепианное отделение.
А также, участие:
- в районном фестивале ансамблей «Музыкальная мозаика» (февраль-март): фортепианный ансамбль в 4 руки и в 6 рук.
- в отборочном туре краевого конкурса юных пианистов «ПРИЗВАНИЕ», апрель, 2022г.: учредители конкурса: Министерство культуры Ставропольского края и ГБПОУ СК «Ставропольский краевой колледж искусств». В конкурсе могли принять участие учащиеся ДМШ и ДШИ Ставропольского края, занявшие первые и вторые места на зональных конкурсах.
В ряду целей и задач подобных конкурсов можно отметить:
- повышение престижа профессии музыканта и профориентация школьников;
- выявление и поддержка талантливых исполнителей;
- сохранение и развитие традиций отечественной исполнительской и педагогической школы и др.
Несмотря на то, что участие в конкурсах и фестивалях стимулируют музыкально-образовательную деятельность обучающихся, педагогам важно помнить, что это не должно являться самоцелью процесса музыкального образования детей. Педагогам необходимо максимально сбалансировать публичные выступления и скрупулёзные урочные занятия инструментальной игры каждого ученика.
По традиции и специфике уроков в инструментальном классе складывается так, что ученики имеют возможность присутствовать на занятии друг друга и часто друг для друга являясь личным примером в работе над музыкальными произведениями, таким образом, непроизвольно получается мастер-класс.
Выше изложенный фрагмент опыта музыкально-педагогической деятельности коррелирует ещё с одной позицией п. 5.2. ФГТ : организация творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.).
Участие обучающихся фортепианного класса ДМШ в концертах различного формата является органичной и неотъемлемой частью их образования…Форматы фортепианных концертов берут начало с выступлений на родительских собраниях, где выполняют смежную роль: с одной стороны, вовлечения родительского контингента в атмосферу как фортепианной, так и вокально-хоровой музыки, с другой – элементарное музыкальное просвещение всех присутствующих… Далее этот формат перерастает в более публичный… Например, участие в сводных концертах фортепианной музыки на базе городских (краевого) музеев, где встречаются юные артисты-музыканты с разных музыкальных школ города и края, что соответствует ещё одному требованию согласно ФГТ «организация творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств». Путём систематических выступлений на различной аудитории нарабатывается исполнительский опыт и, со временем, возникает сценическое артистическое удовольствие, переходящее в потребность.
На наш взгляд, потребность сценического выступления органично формируется в том числе и посредством посещения филармонии, театров, музеев и даже физкультурных и спортивных мероприятий, которые тоже необходимо поощрять со стороны педагога-музыканта.
Известна вопросительная мысль Д.Б. Кабалевского: «Кто нужен, чтобы музыка получилась?». И сам же композитор-педагог отвечает, что «написанная, но не исполненная музыка – ещё не музыка; написанная, исполненная, но никем не услышанная музыка тоже ещё не вполне музыка. Настоящей музыка становится лишь тогда, когда она написана, исполнена и услышана. Чтобы стать композитором – надо учиться, чтобы стать исполнителем – надо учиться, чтобы стать хорошим слушателем тоже надо учиться…» [1].
Таким образом, музыкальная школа выполняет объёмную миссию духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, создавая комфортную развивающую культурно-образовательную среду. А миссия детских музыкальных школ охватывает не только и не столько взращивание музыкантов-профессионалов, но и воспитание музыкальной культуры народных масс.
Литература:
Ситникова О.В. Музыкально-педагогическая подготовка будущих учителей начальных классов посредством медиатекстов // Музыка в пространстве медиакультуры: сборник статей по материалам VIII Международной научно-практической конференции, 14 апреля 2021 г. – С. 169-173.
1 Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 163 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "фортепиано" и сроку обучения по этой программе» // Зарегистрировано в Минюсте России, 26 апреля 2012 г. N 23938