kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Cтатья: "Классическая музыка как основа нравственного воспитания учащихся на уроках музыки и пения в общеобразовательной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья рассматривает практические рекомендации по развитию интереса учащихся к изучению шедевров мировой и национальной классической музыкальной культуры.  Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе Казахстана, сегодня, как никогда, ставят вопрос нравственного воспитания детей.
     В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Cтатья: "Классическая музыка как основа нравственного воспитания учащихся на уроках музыки и пения в общеобразовательной школе" »

КГУ «СОШ №15 поселка Карабас Абайского района Карагандинской области»

Учитель музыки Нурабаева Г. А.

Классическая музыка как основа нравственного воспитания учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе.

«Главной задачей массового музыкального воспитания детей, является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие на весь духовный мир детей, прежде всего на их нравственность»

Д.Б.Кабалевский.

Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе Казахстана, сегодня, как никогда, ставят вопрос нравственного воспитания детей.

В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью человека.

Под духовно – нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно- нравственному становлению человека, формированию у него:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма).

- нравственного облика (терпения, милосердия).

- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний).

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности).

Найти основу нравственного развития детей можно на уроках музыки, важнейшей задачей которых является воспитание его нравственных качеств и идеалов.

Конечно же, музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь разбудить дремлющие в нём нравственные силы через человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, ребёнок становится более отзывчивым на различные эмоции, это позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы, выработать своё отношение к жизни на основе общечеловеческих ценностей, таких как любовь, красота, добро, сила духа, истина, которые из века в век сохраняет искусство.

Лучшими воспитательными свойствами обладает классическая музыка. В ней изначально заложена духовность и нравственность, это музыкальный багаж, который останется навечно.

Через классическую музыку передаются нравственные понятия: доброта, чувственность, любовь к Родине, матери, воспитание чувства прекрасного, доброжелательного отношения к животным, умение видеть красоту природы и оберегать её.

Определяющий фактор классической музыки – её гуманистическая направленность.

Государственный стандарт образования Республики Казахстан и программа по музыке определяют перечень музыкальных произведений соответствующих следующим критериям: художественность и увлекательность; педагогическая целесообразность; воспитательная значимость.

Репертуар программы по музыке составляют произведения трёх направлений: национального, межнационального и мирового. Большая часть репертуара программы по музыке – лучшие образцы мировой и казахской музыкальной классики.

Перед слушанием музыки учитель должен продумать, как преподнести произведение детям. Обязателен рассказ, передающий сюжетную канву, которую композитор положил в основу произведения. Этот рассказ должен пробудить чувства, вызвать переживания, создать в воображении яркие картины.

Программа включает в себя материал, который имеет, огромный потенциал нравственного воспитания учащихся и в своей работе я особо акцентирую внимание на следующие произведения.

В исскустве есть великие вечные темы, и прежде всего, это тема материнства, которая близка каждому человеку. «Ave Maria» Ф. Шуберта – музыка большой внутренней силы, торжественная и проникновенная, гимн доброте и благородству женщине – матери.

Дети рисуют словесные портреты своих мам и понимают, что мамам нужна их помощь и забота. Они становятся нежными, глаза их светятся, происходит укрепление родственных связей, чувство любви и уважение к матери.

Отражение сложных противоречий самой жизни, в которой происходит борьба жизни и смерти, любви и страданий, добра и зла, мы наблюдаем в Седьмой симфонии Д. Шостаковича, в балете «Ромео и Джульетта», оратории «Голос веков» С. Мухамеджанова, симфония №5 Л. Бетховена, в опере Е. Брусиловского «Қыз Жібек», в опере А. Жубанова и Л. Хамиди «Абай», балете Г. Жубановой «Хиросима».

Богатство и красота родной природы, запечатлённые в произведениях искусства – прекрасное средство воспитания детской души. Музыканты, художники, поэты всегда стремились передать удивительную красоту природы в своих произведениях. Это симфоническая поэма К.Мусина «На джайлау», Н. Мендыгалиева «Легенда о домбре», «Времена года» П. Чайковского, «Рассвет на Москве - реке» М. Мусоргского, «Утро» Э. Грига, кюй «Сары - Арка» Курмангазы, «Саржайлау» Таттимбета и т. д.

Слушая классическую музыку душа учеников, оживает, наполняется энергией, волнами радостных или печальных чувств.

Дети тонко воспринимают музыку, нужно стараться не погасить эту искру, а соединить обучение с естественными для детского возраста интересами и переживаниями, учить необходимо радости. Через радость ребёнок должен познавать окружающий мир. С радостью он должен идти на урок. В улыбающемся учителе дети видят друга. Важна на уроке и улыбка самого ребёнка.

Постепенно это качество переходит и на личность ребёнка. Улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ребёнок уже с ней смотрит на мир и на людей.

Профессия педагога особая, связана с хрупким миром ребёнка. От нас с вами зависит сегодня, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Нурабаева Гульнар Авангардовна

Дата: 22.02.2015

Номер свидетельства: 177226


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства