kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Что необходимо учесть педагогу ДО при разработке образовательной программы по классу баяна

Нажмите, чтобы узнать подробности

При составлении программы по классу баяна,необходимо в пояснительной записке указать формы и методы работы с учащимися. Также очень важно знать как настроить ребенка для выступления на концертной сцене.Работа с гаммами одна из технических дорстижений аппликатурного режима.правильность подобранного поизведения.согласно интересам ученика и его способностям учитывая требования образовательной программы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Что необходимо учесть педагогу ДО при разработке образовательной программы по классу баяна»






Что необходимо учесть педагогу ДО при разработке образовательной программы по классу баяна
ОБЩАЯ ЦЕЛЬ:  
Широкое использование методов обучения, способствующих в большей мере развитию у детей интереса к музыке и раскрепощению их творческих сил. Дать возможность большему количеству детей включиться в процесс музыкального  образования.
Привитие практических навыков и умений, необходимых для любительского музицирования.
Создание благоприятных условий для обучения способных детей, готовых к продолжению обучения после окончания ДМШ.
Необходимо вести разъяснительную работу по осознанию учащимися и родителями полезности занятий музыкой.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА: Это ранняя  профессиональная ориентация учащихся для дальнейшего получения профессионального образования.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Дать возможность большему количеству детей включиться в процесс музыкального образования.
Создание благоприятных условий для обучения  способных детей, готовых к продолжению обучения  после окончания ДМШ.
Совершенствование всестороннего комплексного воспитания учащегося. Педагог инструментального класса - основной воспитатель учащихся. Именно он в первую очередь призван формировать и развивать эстетические воззрения и художественные вкусы детей, приобщать их к миру музыки и обучать искусству исполнения на музыкальном инструменте.
Эстетические представления учащихся формируются на репертуаре, который они изучают



I.Задачи педагога класса баяна.
Педагог класса – основной воспитатель учащихся. Именно он в первую очередь призван формировать и развивать эстетические воззрения и художественные вкусы детей, приобщать их к миру музыки и обучать исполнения на инструменте. Эстетические представления учащихся формируются на репертуаре, который они изучают.
Поступление ребенка сразу в две школы (общеобразовательную и музыкальную)  вносит в его жизнь коренные изменения.  Происходит резкая перестройка режима жизни ребенка, требующая от него больших психических и физических сил.  Не все дети могут сразу приспособиться к такому режиму, поэтому у многих из них наступает разочарование. Педагог должен предотвратить этот критический момент и заранее сформировать у ребенка желание учиться в музыкальной школе.
Одной из причин  падения интереса к занятиям у детей может быть однообразие изучаемого, преобладание в нем  теоретических заданий, оторванных от практических занятий на инструменте. Другая причина- это завышение программы, работа над которой угнетает ребенка.
Перед начинающим учеником нельзя ставить сразу большое количество задач. Это вызывает непомерное  физическое и психическое напряжение, которое приводит к появлению отрицательных эмоций.
Дети младшего школьного возраста не обладают устойчивым вниманием. Поэтому большое значение приобретает темп ведения урока. Замедленный или слишком быстрый темп одинаково отрицательно влияют на устойчивость и концентрацию внимания  младших школьников.
Разучиваемые произведения должны быть небольшими по содержанию. Более сложные пьесы надо вводить постепенно. Объяснения надо делать краткие и конкретные, чаще проводить показ на инструменте.
Заложенные на первых занятиях основы музыкальных знаний и навыков игры на баяне определяют успехи дальнейшего музыкального образования учащегося. Поэтому начальному этапу обучения следует уделить пристальное внимание.
Следует максимально использовать возможности индивидуального обучения, сочетая его с коллективными  формами (ансамбли). 
Очень важно наличие у ребенка интереса к музыке. Уже в средних классах ДМШ, выделяется группа ребят, проявивших себя в занятиях более активно, быстрее разучивающих пьесы, выразительнее их исполняющих. Таких учащихся нельзя задерживать в их развитии. Нужно задавать им сочинения более трудные, смелее продвигать их в техническом отношении, предоставлять им возможность чаще выступать публично.
Следует уделять больше внимания  ученикам со скромными музыкальными способностями, которые не пойдут учиться дальше по музыке профессионально. Таких учащихся  в классе бывает большинство. К таким учащимся надо предъявлять достаточно высокие требования, не забывая, что воспитание любителей музыки - дело серьезное. Особое внимание следует обратить на то, чтобы у менее способных учащихся не возникло ощущение своей неполноценности, т.к. это будет тормозить их развитие и может привести к утрате веры в себя, вызвать антипатию к музыке, музицированию в процессе занятий. Важно поэтому внимательно следить, чтобы интерес к музыке, музицированию (слушание музыки, игра в ансамбле, чтение нот с листа,  предмет по выбору) возрастал в процессе занятий, чтобы музыка  имела большое значение в жизни учащегося.


II – Методика работы с учащимися. 
В современных условиях, при большой загруженности детей особенно важно использовать наиболее эффективные методы занятий, основанные на использовании богатого опыта преподавателей–практиков и рекомендуемые современной наукой - педагогикой и психологией. Этот опыт и достижения науки каждому музыканту-преподавателю следует систематически изучать, используя соответствующую литературу.
Развитие учащихся происходит наиболее успешно, если преподаватель работает увлеченно, и своим исполнением на инструменте, своим примером создает  у ученика необходимый настрой для выполнения поставленных задач. Важно поощрять попытки ученика задавать вопросы о тех музыкальных явлениях, с которыми ему приходится сталкиваться, и настойчиво,  по возможности самостоятельно, находить ответы на них.
При индивидуальном подходе сложность изучаемых музыкальных произведений может отличаться от общих программных требований, которые не могут отразить всего многообразия учебного процесса. Но при этом качество исполнения должно всегда оставаться на достаточно высоком  художественном уровне. 
Методика проведения уроков в младших и старших классах ДМШ имеет существенные различия. Начинающие баянисты, это дети младшего школьного возраста, они отличаются неустойчивым вниманием и быстро утомляются. Преподаватель это должен всегда учитывать и добиваться разнообразия в проведении урока,  чередуя различные формы работы в классе. Чем моложе по возрасту учащиеся, тем разнообразнее должны быть формы работы на уроке.
С первых уроков преподаватель должен воспитывать в учащемся чувство ответственности к выполнению домашнего задания. Домашнее задание должно быть конкретным, понятным, запись его в дневнике должна быть подробной.

III. Планирование работы ученика. Составление Индивидуального плана учащегося.
В процессе обучения  ученик должен постепенно знакомиться с различными типами мелодики, гармонии, полифонии, метроритма, фактуры.
Такой широкий охват произведений, разнообразных  по фактурному воплощению, возможен лишь при хорошем планировании всей работы ученика.
В начале учебного года преподаватель представляет на учащихся индивидуальные планы. При составлении их необходимо учитывать задачи комплексного воспитания. Помимо основных произведений годовой программы - полифонических, крупной формы, пьес и этюдов, в план должны быть включены ансамбли, пьесы для самостоятельного изучения, для чтения с листа, гаммы и упражнения для развития техники. Индивидуальные планы составляются преподавателем на каждое полугодие и утверждаются в начале полугодия зав. отделением или директором. В конце полугодия преподаватель вносит в индивидуальные планы изменения и отмечает выполнение плана. Выпускные программы утверждаются в конце первого полугодия. 
Ко времени окончания ДМШ, учащиеся должны овладеть игрой на инструменте, достаточно ясно представлять себе характерные черты важнейших  жанров и особенности стиля композиторов разных творческих направлений. Поэтому важно, чтобы музыкальные стили и жанры были представлены в репертуаре ученика достаточно широко и полно.
Так, при выборе произведений крупной формы нужно чередовать разные ее виды: вариации, рондо, сонатное аллегро. Полифонические пьесы-прелюдии, отдельные части из сюит, инвенции, фугетты, менуэты. При  изучении пьес надо включать в  план сочинения кантиленного,  виртуозного характера.
Произведения следует подбирать с учетом постепенного возрастания их трудности, что способствует равномерному продвижению учащихся. Но при этом необходимо исходить из индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика. 
На занятиях с каждым учеником нужно последовательно проводить определенные, намеченные в индивидуальном плане репертуарные линии, учитывающие ближайшие задачи и перспективные цели.
Высокий уровень способностей ученика, возможность его профориентации вносят в составление индивидуального плана свои коррективы. В репертуар таких учащихся следует включать более сложные этюды на различные виды техники и уделять больше внимания изучению произведений крупной формы, т.к.  работа над ними способствует развитию многих качеств, необходимых музыканту. 
В индивидуальных планах учеников, не склонных заниматься музыкой профессионально, можно сократить количество произведений крупной формы и полифонии, зато уделить больше внимания пьесам и ансамблям. В старших классах для таких учащихся выбор сочинений должен быть более свободным, предусматривающим выход за пределы традиционного школьного репертуара. 
В индивидуальный план учащихся полезно включать  современную музыку, современные  популярные  песни. Это даст возможность детям применять полученные исполнительские навыки в практической деятельности и создаст для них ситуацию успеха.
Индивидуальные планы – важный документ, показывающий процесс развития ученика. Планы следует приносить на все прослушивания, академические концерты, технические зачеты, в них необходимо фиксировать не только полученные оценки, но и делать краткие заметки о качестве исполнения, о достигнутых учеником успехах, о тех недостатках, на устранение которых следует обратить внимание. Таким образом, создается перспективный план развития ученика, становится видна динамика роста исполнительского мастерства.


IV. Проведение урока.
Одним из важных условий успешного воспитания будущего баяниста является качество проведения урока. Урок – основная форма организации учебного процесса. На уроке ученик приобретает знания, навыки игры на инструменте и закрепляет их, а также приучается к самостоятельной работе.
Одна из сложных проблем, возникающих на уроке,- сочетание задач, связанных с текущей работой и с последовательным развитием ученика. Необходимо составить себе достаточно ясное представление об основных задачах на длительный период, которые  следует ставить перед собой в процессе воспитания и обучения того или иного ученика, затем на каждом уроке соответственно их решать. Важно воспитывать в себе  «чувство времени»,  умение сделать на уроке всё наиважнейшее – проверить домашнее задание, поработать над самым необходимым в разучиваемых произведениях, дать новое задание к следующему уроку.
Очень важно, чтобы уроки проходили в атмосфере любви к учащимся и музыке. Такие занятия становятся для ученика особенно привлекательными  и способствуют его художественному развитию.
Для наиболее успешного проведения урока можно рекомендовать следующие формы работы с учениками:
1.Устный отчет ученика о подготовке домашних заданий: ученик рассказывает о том, что было трудно, как устранялись встретившиеся трудности и т.д.
2.Самостоятельный анализ исполнения: ученик оценивает свою игру; отмечает допущенные ошибки; делает разбор исполнения своего товарища, особенно тех произведений, которые сам играл прежде и хорошо изучил.
3.Самостоятельный разбор – устный  и на инструменте – заданной пьесы в классе под наблюдением преподавателя. 


V. Работа над музыкальными произведениями.
С самого начала работы над произведением важно увлечь ею ученика. Для этого можно сыграть предложенную ему пьесу, кратко рассказать об ее особенностях, о том, как надо ее учить. С учениками младших классов разучивать новые пьесы в классе, чтобы научить их грамотно и осмысленно читать нотный текст. Таким образом, закладывается основа для  самостоятельной последующей работы дома. Необходимо приучать ученика сразу грамотно разучивать нотные тексты правильной аппликатурой, просчитанным ритмом и т.д. В старших классах следует давать задания по разбору нотного текста, как самостоятельную работу, чтобы к окончанию ДМШ они  научились бегло читать незнакомые тексты.
Необходимо приучать учеников  осмысливать исполняемую музыку, в доступной для них форме её анализировать. В старших классах учащиеся должны уметь на уровне своих знаний сделать музыкальный анализ исполняемого произведения, его форму, жанр, выразительные средства, темы и их развитие, определять кульминации, пояснить встречающиеся ремарки и иностранные термины, уметь их произносить. Важно, чтобы ученик мог рассказать об авторе  произведения, о том,  когда оно было написано и к какому стилю принадлежит.
?

Работа над гаммами и этюдами преследует следующие цели: 
1.прочное усвоение изучаемых тональностей и соответствующих аппликатурных навыков, овладения певучим,  плавным легато;
2. достижения четкой артикуляции пальцев, обеспечение разностороннего развития игрового аппарата учащегося;
3.преодоление конкретных технических трудностей, встречающихся в музыкальных произведениях. Целесообразно периодически возвращаться к некоторым ранее выученным этюдам с тем, чтобы добиваться большего совершенствования в том или ином виде техники.


VI. Чтение нот с листа, игра в ансамбле.
На уроках необходимо уделять внимание чтению нот с листа. Развитие этих навыков способствует расширению музыкального кругозора ученика и ведет к наименьшей затрате времени в разучивании репертуара. Эта работа проводится систематически и контролируется преподавателем. Ею ученик занимается как  в классе, так и во время выполнения домашнего задания.  
Пьесы для чтения с листа берутся меньшей трудности,  чем те, которые включены в программу по специальности. 
При игре в ансамбле развиваются такие важные качества, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера; повышается чувство ответственности за знание своей партии, т.к. совместное исполнительство требует свободного владения текстом. Работа над ансамблевыми произведениями важна на всех этапах музыкального развития учащихся. Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле происходит с первых шагов обучения в классе баяна.

VII. Режим ежедневных занятий. 
В течение учебного года необходимо составлять и выполнять режим ежедневных занятий по гаммам, арпеджио, аккордам. Не перегружая ученика инструктивным материалом, нужно рекомендовать ему играть гаммы, арпеджио, аккорды и дополнительные упражнения, начиная с первого ряда правой клавиатуры, т.е. в тональности До мажор, а затем, переходить на второй и третий ряды.

VIII. Учет успеваемости.
1.Успеваемость учащихся в игре на инструменте  регламентируется Положением о промежуточной аттестации  учащихся ДМШ.
2.Промежуточная аттестация проводится с целью диагностирования успешности образовательного процесса и выставления отметок за четверть и учебный год.
3.Промежуточная аттестация проводится в целях повышения каждым учащимся результатов учебного труда, степени усвоения начального художественного образовательного стандарта, определенного образовательной программой в рамках учебного года.
4. Промежуточная аттестация проводится в следующих формах:
• Контрольные уроки
• Зачеты
• Академические концерты.
5. Промежуточная аттестация  учащихся 1-го класса проводится 2 раза в течение учебного года:
• В первом полугодии — открытый контрольный урок
• Во втором полугодии — академический концерт 
6. Промежуточная аттестация  «академический концерт»  во 2 - 4  классах проводится по полугодиям.
7.  Промежуточная аттестация «технический зачет» во 2 - 4  классах проводится по полугодиям.
8.График проведения промежуточной аттестации учащихся утверждается директором ДМШ.
9. Знания и умения учащихся оцениваются по 10 – балльной системе: 2, 3-, 3, 3+, 4-, 4, 4+, 5-, 5, 5+.                   
 За учебный год преподаватель должен подготовить с учеником 3-4 произведения  различные  по жанру и форме, для выступления на академическом концерте в каждом полугодии.  Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и т.д. приравнивается к выступлению на академическом концерте.
Контрольные уроки, другие выступления учащихся в течение года, оцениваются словесной характеристикой; при этом кратко отмечаются достигнутые учеником успехи и имеющиеся недостатки. Программы всех выступлений учащихся, а также выводы обсуждений фиксируются в книге отдела и в индивидуальных планах учащихся. При выведении итоговой  (переводной) оценки учитывается следующее:
1.Оценка итоговой работы ученика, выведенная на основе результатов его продвижения.
2.Оценка ученика за выступление на академическом концерте, а также результаты контрольных уроков.
3.Другие выступления ученика в течение учебного года.
Характеристика ученика на  конец учебного года должна освещать следующие стороны его индивидуальности:
1.Уровень музыкальных данных (слух, ритм, память);
соответствие исполнительского аппарата ученика данному музыкальному инструменту, степень приспособляемости к инструменту.
2.Общее развитие, эмоциональность, восприимчивость, быстрота реакции.
3.Отношение к музыке, музыкальным занятиям.
4.Работоспособность, собранность.
5.Умение заниматься самостоятельно, степень грамотности в разборе текста, быстрота освоения музыкальных произведений.
6.Успехи к концу года.
7.Недостатки в развитии ученика и задачи по их преодолению.
Для характеристики учащихся с профессиональными данными необходимо отмечать такие индивидуальные качества, как наличие художественного воображения, проявление музыкальной инициативы, технические данные и др.

IX. Итоговые требования.
Форма итоговой аттестации – выпускные экзамены. Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в выпускном классе (5) и  в классе профессиональной ориентации (6). На выпускной  экзамен выносятся четыре произведения различных жанров и форм. Обсуждая работу учащихся, преподаватели рассматривают их индивидуальные планы и  представляют администрации ДМШ кандидатуры в класс профессиональной ориентации. 
Экзаменационную программу  в классе профессиональной ориентации составляются в соответствии с Приемными требованиями по специальным дисциплинам для поступающих в средние специальные учебные заведения искусств и культуры.
В течение учебного года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях, обыгрывая (без оценки) пьесы выпускной программы. По окончании ДМШ выпускники по классу баяна должны:
• Уметь самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно, технически свободно исполнять произведения основных  жанров из репертуара ДМШ.
• Владеть на уровне требований программы ДМШ умениями играть в ансамбле, читать ноты с листа, подбирать по слуху.
• Обладать общим музыкальным развитием и знаниями в области музыкального искусства на уровне требований программ ДМШ.
Итоговая  оценка выпускника должна быть комплексной, учитывающей качество исполнения выпускной программы, результаты четвертных  и итоговых оценок. Выпускникам ДМШ после прохождения ими итоговой аттестации выдается Свидетельство об окончании ДМШ государственного образца, заверенное печатью ДМШ.


X.  Посадка баяниста и установка инструмента.
Успешное развитие техники немыслимо без правильного выбора посадки исполнителя, установки инструмента. Сидеть на стуле нужно не очень глубоко, ближе к краю, с некоторым наклоном вперед. Ноги должны стоять плотно на полу. Ученикам маленького роста необходимо ставить под ноги подставку, чтобы опора ног придавала корпусу устойчивость. Не следует допускать напряженности в спине, наклона назад или сутулости: все это мешает ученику найти ощущение естественной свободы в движениях, необходимой при игре. Правое колено должно быть несколько выше левого (для этого необходимо левую ногу слегка выдвинуть  вперед, а правую подогнуть). Баян следует держать на коленях устойчиво. Низ правой части корпуса баяна  (но ни в коем случае не ребро грифа) должен упираться в правое ребро, а левая часть баяна стоять на левой ноге. Таким образом, инструмент всей тяжестью стоит на коленях. Плечевые ремни: левый ремень должен быть чуть короче правого. Недопустим наклон корпуса исполнителя в правую сторону, что может привести к искривлению позвоночника, и, кроме того, производит неприятное  внешнее  впечатление. Не следует допускать тесного приближения инструмента к грудной клетке. Прижатие инструмента к груди сковывает движения исполнителя и сдавливает грудную клетку, нарушая тем самым свободу дыхания.
Голову нужно держать прямо. Ноты нужно ставить перед учеником на уровне  глаз.
В зависимости от направления движения правая рука может принимать три положения (позиции), которые должны считаться основными. 

При игре кисти рук должны сохранять куполообразное положение и двигаться по клавиатуре, опираясь на пальцы. Движения рук таким способом создают благоприятные условия для извлечения «глубокого» звука, который лучше  всего поддается управлению.
Применение позиционного строения аппликатуры в работе над музыкальным произведением многообразно: это  исполнение секвенций одинаковой аппликатурой, ритмических группировок и т. д. Чем выше мастерство баяниста, тем более гибко и разнообразно применяет он позиционное строение аппликатуры.


XI. Звукоизвлечение и техника владения мехом.
В процессе звукоизвлечения - ведение мехом -  имеет большое значение. Развитие техники ведения мехом, требует немало работы. Движение меха образует поток воздуха, который приводит в колебание металлические голоса, отчего образуется звук. 
Упражнения для начинающих должны отличаться стройностью ритмической организации звуков. Каждая из фраз исполняется на одностороннем движении меха с постепенным увеличением силы звука к кульминации. Такое исполнение упражнений максимально приближает отрабатываемые  технические «заготовки» к использованию в работе над музыкальным произведением. Если при игре на одностороннем движении меха проблемы ритма, динамики, фразировки решаются сравнительно просто, то по мере увеличения количества смены направления движения меха, возрастает опасность появления ритмических ошибок, разрушения цельности звучания фразы. Желательно производить смену направления движения меха перед опорными долями такта или группами нот.
Для успешного технического развития ученика важна планомерная работа над умело подобранными и разнообразными упражнениями. Полезно с учеником придумывать к упражнениям какие-нибудь названия, образно передающие их характер, побуждать детей самим создавать варианты к некоторым упражнениям. 
Известны три основных типа движения меха:
• Ровное движение (p-------p, mf------mf) все звуки исполняются тихо
• Ускоренное и замедленное движение (p --cresc. --mf  -- dim.)
• Меховой рывок(sf—dim. )

С первых уроков необходимо приучать учащихся  перед началом игры оставлять запас воздуха в мехе, для этого нужно развести мех на 15-20 см. 
Все динамические оттенки возникают в результате изменений способов и скорости движения меха.

Приемы звукоизвлечения. ТУШЕ (прикосновение пальцев к клавишам) бывает нескольких видов:
1. нажатие (игра нон легато, легато), 
2. удар ( пальцевое стаккато), 
3. толчок (сфорцандо и акценты).


XII. Подготовка ученика к публичному выступлению.
Необходимо научить ученика  подходить ответственно к каждому  выступлению.  За несколько дней до Некоторые учащиеся в  день выступления 
главного концерта полезно два-три раза обыграть пьесу или программу на менее ответственных концертах, чтобы почувствовать большую уверенность  в главном концерте. 
В день концерта полезно проиграть в среднем темпе, спокойно, без эмоций всю программу.

 

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Егоркина Ирина Николаевна

Дата: 19.05.2022

Номер свидетельства: 607332


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства