Просмотр содержимого документа
«Авторская программа Образцовой вокальной студии "Престиж". "Эстрадный вокал".»
Пояснительная записка
Образовательная программа «Эстрадный вокал» является авторской, разработана на основе собственного многолетнего опыта работы с вокальными коллективами городских общеобразовательных школ и ГБОУ ДО ЛНР «Червонопартизанский центр детского и юношеского творчества» и рассчитана на обучающихся возрастом от 6 до 18 лет.
По содержанию программа художественно-эстетической направленности; по функциональному предназначению – специальной, общекультурной; по форме организации – групповой и индивидуальной; по времени реализации – длительной подготовки.
Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке и потому, этот вид искусства вызывает огромную заинтересованность у детей и подростков.
Одной из главных задач эстрадного вокала является обучение детей профессиональным творческим навыкам, развитие творческих способностей и восприятие богатства музыкальных форм и жанров. Обучение правильному и красивому исполнению в эстрадном жанре предполагает преодоление неизбежного «подражания» известным образцам эстрадного пения и развития мотиваций поиска собственной манеры исполнения, становления творческой индивидуальности, прежде всего в разнообразной концертной деятельности, обращенной к современному обществу.
Особенность программы. Эстрадное пение является одним из самых популярных направлений, используемых, как в профессиональной, так и в любительской исполнительской практике. Большую значимость для обучающихся имеет работа в вокальном ансамбле. Совместное пение помогает воспитанникам глубже воспринимать музыку, активно выражать свои чувства и эмоции. Помимо этого в процессе пения формируется много личностных качеств: чувство товарищества, коллективизма, воли, ответственности, организованности, что немаловажно в выработке позитивных личностных качеств и в процессе социализации.
Программа дает возможность:
развить певческий голос (освоение техники диафрагмального дыхания), чистоту интонирования и звучание голоса на «опоре»;
расширить диапазон, овладеть специфическими эстрадными приемами в пении;
овладеть навыками эстрадного сценического искусства и актерского мастерства (держаться и двигаться на сцене, усовершенствовать дикцию);
обучиться работе с микрофоном под минусовую фонограмму (основные правила работы с микрофоном и применение их на практике);
преодолеть психологические комплексы благодаря концертной практике и повышению самооценки в процессе обучения;
создание мотивации к творческому самовыражению (ощущение значимости в обществе, стремление к внутреннему раскрепощению, развитие целеустремленности);
расширить музыкальный кругозор (знакомство с произведениями советских, зарубежных и современных композиторов).
Новизна программы «Эстрадный вокал» в том, что она разработана специально для учреждения дополнительного образования – ГБОУ ДО ЛНР «ЧЦДЮТ» Образцовой вокальной студии «Престиж». В коллективе 4 ансамбля, разделенных по возрастным категориям: подготовительная группа (6-7 лет), младшая группа (8-10 лет), средняя группа (10-13 лет) и старшая группа (14-18 лет).
В программе используются классические и современные образовательные методики, которые позволяют научить детей слышать и слушать себя, контролировать и анализировать свою певческую природу. Также представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование, развитие вокальных умений и навыков обучающихся, которые имеют огромное желание и стремление научиться красиво, правильно петь, но имеют разный уровень музыкальных способностей и подготовки. Учитывая такие возможности и особенности, подбирается песенный репертуар, музыкальный материал. Обучение ведется последовательно в соответствии с принципом «от простого к сложному».
Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, популяризацией эстрадного жанра во многих телевизионных проектах. Интерес к этому виду творчества постоянно растет, а занятия в вокальном коллективе дают возможность для творческого самовыражения, увеличивая число грамотных слушателей, умеющих понимать и исполнять вокальные произведения.
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как занятия в вокальном ансамбле стимулируют интерес обучающихся к вокальному искусству, повышают их исполнительский уровень, развивают специальные вокальные навыки: певческую установку, звукообразование, певческое дыхание, артикуляцию, слуховые навыки, расширяют музыкальный кругозор.
Цель программы – формирование творческой личности посредством овладения эстрадной манерой исполнения; формирование певческой культуры средствами вокального искусства.
Данная программа предполагает решение ряда задач:
обучающие:
формировать интерес обучающихся к вокальному искусству и музыкальной культуре;
Программа рассчитана на 6 лет обучения и предусматривает три уровня реализуемого содержания.
Первыйуровеньобучения2 года:
первый год обучения – 72 ч. ;
второй год обучения – 144ч.
Второйуровеньобучения2года:
третий год обучения - 216 ч.;
четвертый год обучения – 216 ч.
Третий уровень обучения 2 года:
пятый год обучения 216 ч.;
шестой год обучения 216 ч.
Общая продолжительность образовательного процесса составляет 1080 часов. Увеличение количества часов объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала. Наполняемость в группах составляет 10- 12 человек.
Режимзанятий:
- общекультурный (базовый) уровень – 1-2 годы обучения. Это дети 6-7 и 8-9 лет (подготовительная и младшая группы). Занятия в подготовительной группе 2 раза в неделю по 1 академическому часу (45 мин.), в год – 72 часа. Занятия в младшей группе 2 раза в неделю по 2 академических часа (спаренное занятие 45 мин. и 45 мин., между занятиями рекомендуется перемена в 5-10 мин.), в год – 144 часа;
- углубленный уровень – 3 – 4 годы обучения. Дети 10 – 13 лет (средняя группа). Занятия в средней группе 3 раза в неделю по 2 академических часа (спаренное занятие 45 мин. и 45 мин., между занятиями рекомендуется перемена в 5-10 мин.), в год – 216 часов;
- профессионально-ориентированный уровень – 5 – 6 годы обучения. Дети 14 – 18 лет (старшая группа). Занятия в старшей группе 3 раза в неделю по 2 академических часа (спаренное занятие 45 мин. и 45 мин., между занятиями рекомендуется перемена в 5-10 мин.), в год – 216 часов.
Формы проведения занятий могут проходить, как групповые, так и индивидуальные.
обучающиеся Образцовой вокальной студии «Престиж» по программе «Эстрадный вокал» активно проявляют творческую деятельность. В коллективе прививается осознанное творческое отношение к вокальному искусству и музыке в целом, развиваются общие и специальные музыкальные способности, повышается культурный уровень.
Обучающиеся должнызнать:
-специфику певческого искусства;
-многообразие музыкальных образов и способов их развития;
-типы дыхания;
-элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
-основы музыкальной грамоты;
-основные жанры современной музыки;
-основные музыкальные термины;
-правила поведения выхода певца на сцену и во время концерта.
Обучающиеся должныуметь:
-владеть приемами певческого дыхания;
-ориентироваться в нотной грамоте в пределах 1 и 2 октав;
-работать с микрофоном;
-исполнять произведения с элементами двух- трехголосия;
-эмоционально-образно воспринимать и выразительно исполнять произведения;
-держать свою партию в ансамбле, в том числе с ориентацией на нотную запись.
Программа «Эстрадный вокал» предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методами контроля и управления обучающего процесса являются: участие в конкурсах и концертах городского, регионального и международного уровней, а также анализ результатов этих выступлений; выполнение творческих заданий.
Учебно-тематический план
1 год обучения, общекультурный (базовый) уровень 72 часа
№ п/п
Название разделов
Всего
Количество часов
Теория
Практика
1
Организационно-методическая работа
3
-
3
2
Вводное занятие
1
1
-
3
Музыкально-теоретический материал
4
2
2
4
Вокально-хоровая работа
52
10
42
5
Слушание музыки
6
2
4
6
Концертно-исполнительская деятельность
4
-
4
7
Итоговое занятие
2
-
2
Итого:
72
15
57
Содержание программы
Организационно-методическая работа (3 ч.).
Практические занятия. Сотрудничество с образовательными учреждениями города. Привлечение детей в вокальную студию. Беседы с классными руководителями и родителями. Прослушивание и диагностика детских голосов. Набор и комплектация группы.
Вводное занятие (1 ч.).
Теоретические занятия. Знакомство с обучающимися. Правила по всем видам техники безопасности (вводный инструктаж). Содержание работы студии, распорядок занятий. Роль эстрадного вокала в современном искусстве.
Музыкально-теоретический материал (4 ч.).
Теоретические занятия. В мире загадочных звуков. Звуки музыкальные и шумовые, высокие и низкие, тихие и громкие, длинные и короткие. Лад мажорный и минорный. Песня и ее формы.
Практические занятия. Умение различать звуки музыкальные и шумовые, высокие и низкие, тихие и громкие, длинные и короткие на примерах и ритмических упражнениях. Определение на слух мажорного и минорного лада. Песня, как отражение настроения. Умение различать куплет и припев
(1-частная и 2-частная формы песен).
Вокально-хоровая работа (52 ч.).
Теоретические занятия. Певческая установка. Стойка и посадка, положение корпуса, головы. Строение голосового аппарата (дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат). Звукообразование. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Правила охраны детского голоса. Дыхание (перед началом пения: вдох и одновременное извлечение звука). Характер дыхания (медленное, быстрое). Смена дыхания в процессе пения (цезуры, «цепное» дыхание). Роль певческого дыхания в звукообразовании. Опорное дыхание. Атака звука. Артикуляция. Дикция. Сольное и ансамблевое пение. Подбор репертуара народных и эстрадных песен, краткая справка об авторах и исполнителях данных произведений.
Практические занятия. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н. Фонопедические, артикуляционные, вокально-интонационные упражнения. Пение в унисон. Работа над репертуаром.
Слушание музыки (6 ч.).
Теоретические занятия. Детский фольклор. Понятие фольклора. Считалки, скороговорки, потешки, забавы, частушки, колыбельные песни.
Практические занятия. Проговаривание считалок, скороговорок. Исполнение потешек, частушек и колыбельных в современной аранжировке. Слушание, просмотр и исполнение музыкального материала.
Концертно-исполнительская деятельность (4 ч.).
Практические занятия. Исполнение разученных песен в соответствии с тематикой мероприятий, концертов, конкурсов.
Итоговое занятие (2 ч.).
Практические занятия. Подготовка и проведение отчетного концерта. Исполнение всех произведений, разученных в течение учебного года.
Учебно-тематический план
2 год обучения, общекультурный (базовый) уровень 144 часа
№ п/п
Название разделов
Всего
Количество часов
Теория
Практика
1
Организационно-методическая работа
4
-
4
2
Вводное занятие
2
2
-
3
Музыкально-теоретический материал
12
4
8
4
Вокально-хоровая работа
104
14
90
5
Слушание музыки
10
2
8
6
Концертно-исполнительская деятельность
10
-
10
7
Итоговое занятие
2
-
2
Итого:
144
22
122
Содержание программы
Организационно-методическая работа (4 ч.).
Практические занятия. Сотрудничество с образовательными учреждениями города. Привлечение детей в вокальную студию. Беседы с классными руководителями и родителями. Прослушивание и диагностика детских голосов. Набор и комплектация группы.
Вводное занятие (2 ч.).
Теоретические занятия. Знакомство с обучающимися. Правила по всем видам техники безопасности (вводный инструктаж). Содержание работы студии, распорядок занятий. Роль эстрадного вокала в современном искусстве.
Музыкально-теоретический материал (12 ч.).
Теоретические занятия. Средства музыкальной выразительности: ритм и темп. Регистр. Лад мажорный и минорный. Песня и ее формы.
Практические занятия. Выполнение упражнений с заданным ритмическим рисунком. Определение на слух звучания мелодий в медленном, умеренном и быстром темпах. Определение звучания низкого, среднего и высокого регистров. Определение на слух мажорного и минорного лада. Песня, как отражение настроения. Умение различать куплет и припев (1-частная,
2-частная, 3-частная формы песен).
Вокально-хоровая работа (104 ч.).
Теоретические занятия. Певческая установка. Стойка и посадка, положение корпуса, головы. Строение голосового аппарата (дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат). Звукообразование. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Правила охраны детского голоса. Дыхание (перед началом пения: вдох и одновременное извлечение звука). Характер дыхания (медленное, быстрое). Смена дыхания в процессе пения (цезуры, «цепное» дыхание). Роль певческого дыхания в звукообразовании. Опорное дыхание. Атака звука. Артикуляция. Дикция. Сольное и ансамблевое пение. Подбор репертуара народных и эстрадных песен, краткая справка об авторах и исполнителях данных произведений.
Практические занятия. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н. Фонопедические, артикуляционные, вокально-интонационные упражнения. Пение в унисон. Работа над репертуаром.
Слушание музыки (10 ч.).
Теоретические занятия. Детский фольклор. Народные песни обрядового календаря. Современная детская эстрадная песня.
Практические занятия. Слушание, просмотр и исполнение музыкального материала. Колядки, щедровки, веснянки, игры-импровизации. Видеопросмотр фрагментов выступлений современных детских вокальных коллективов.
Концертно-исполнительская деятельность (10 ч.).
Практические занятия. Исполнение разученных песен в соответствии с тематикой мероприятий, концертов, конкурсов.
Итоговое занятие (2 ч.).
Практические занятия. Подготовка и проведение отчетного концерта. Исполнение всех произведений, разученных в течение учебного года.
Учебно-тематический план
3 год обучения, углубленный уровень 216 часов
№ п/п
Название разделов
Всего
Количество часов
Теория
Практика
1
Организационно-методическая работа
4
-
4
2
Вводное занятие
2
2
0
3
Музыкально-теоретический материал
18
8
10
4
Вокально-хоровая работа
152
22
130
5
Слушание музыки
22
4
18
6
Концертно-исполнительская деятельность
16
0
16
7
Итоговое занятие
2
-
2
Итого:
216
36
180
Содержание программы
Организационно-методическая работа (4 ч.).
Практические занятия. Сотрудничество с образовательными учреждениями города. Привлечение детей в вокальную студию. Беседы с классными руководителями и родителями. Прослушивание и диагностика детских голосов. Набор и комплектация группы.
Вводное занятие (2 ч.).
Теоретические занятия. Знакомство с обучающимися. Правила по всем видам техники безопасности (вводный инструктаж). Содержание работы студии, распорядок занятий. Роль эстрадного вокала в современном искусстве.
Музыкально-теоретический материал (18 ч.). Теоретические занятия. Средства музыкальной выразительности. Музыкальный размер. Штрихи. Элементарная музыкальная грамота. Песня и ее формы.
Практические занятия. Определение размера 2/4, 3/4, 4/4 на конкретных музыкальных примерах. Исполнение тренировочного материала с заданными штрихами (legato, staccato, non legato). Навыки написания нот. Умение различать 1-частную, 2-частную, 3-частную (рондо), вариационные формы песен.
Вокально-хоровая работа (152 ч.).
Теоретические занятия. Певческая установка. Стойка и посадка, положение корпуса, головы. Строение голосового аппарата (дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат). Звукообразование. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Правила охраны детского голоса. Дыхание (перед началом пения: вдох и одновременное извлечение звука). Характер дыхания (медленное, быстрое). Смена дыхания в процессе пения (цезуры, «цепное» дыхание). Роль певческого дыхания в звукообразовании. Опорное дыхание. Атака звука. Артикуляция. Дикция. Сольное и ансамблевое пение. Понятие «вокализ», «канон». Подбор репертуара народных и эстрадных песен, краткая справка об авторах и исполнителях данных произведений.
Практические занятия. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н. Фонопедические, артикуляционные, вокально-интонационные упражнения. Пение в унисон. «Вокализ» - упражнение для развития голоса. Разучивание и исполнение (2-голосных) канонов. Работа над репертуаром.
Практические занятия. Слушание, просмотр и исполнение музыкального материала. Видеопросмотр фрагментов выступлений современных детских вокальных коллективов.
Концертно-исполнительская деятельность (16 ч.).
Практические занятия. Исполнение разученных песен в соответствии с тематикой мероприятий, концертов, конкурсов.
Итоговое занятие (2 ч.).
Практические занятия. Подготовка и проведение отчетного концерта. Исполнение всех произведений, разученных в течение учебного года.
Учебно-тематический план
4 год обучения, углубленный уровень 216 часов
№ п/п
Название разделов
Всего
Количество часов
Теория
Практика
1
Организационно-методическая работа
4
-
4
2
Вводное занятие
2
2
-
3
Музыкально-теоретический материал
16
6
10
4
Вокально-хоровая работа
152
22
130
5
Звуко- и видеозапись
8
4
4
6
Слушание музыки
18
4
12
7
Концертно-исполнительская деятельность
16
-
16
8
Итоговое занятие
2
-
2
Итого:
216
38
178
Содержание программы
Организационно-методическая работа (4 ч.).
Практические занятия. Сотрудничество с образовательными учреждениями города. Привлечение детей в вокальную студию. Беседы с классными руководителями и родителями. Прослушивание и диагностика детских голосов. Набор и комплектация группы.
Вводное занятие (2 ч.).
Теоретические занятия. Знакомство с обучающимися. Правила по всем видам техники безопасности (вводный инструктаж). Содержание работы студии, распорядок занятий. Роль эстрадного вокала в современном искусстве.
Музыкально-теоретический материал (16 ч.).
Теоретические занятия. Средства музыкальной выразительности. Динамические оттенки. Элементарная музыкальная грамота. Песня и ее формы.
Практические занятия. Исполнение тренировочного материала с заданными динамическими оттенками (f, mf, ff, p, mp, pp, crescendo, diminuendo). Навыки написания нот 1 – 2 октавы. Умение различать вариационные формы песен.
Вокально-хоровая работа (152 ч.).
Теоретические занятия. Певческая установка. Стойка и посадка, положение корпуса, головы. Строение голосового аппарата (дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат). Звукообразование. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Правила охраны детского голоса. Дыхание (перед началом пения: вдох и одновременное извлечение звука). Характер дыхания (медленное, быстрое). Смена дыхания в процессе пения (цезуры, «цепное» дыхание). Роль певческого дыхания в звукообразовании. Опорное дыхание. Атака звука. Артикуляция. Дикция. Сольное и ансамблевое пение. Понятие «вокализ», «канон». Подбор репертуара эстрадных песен, краткая справка об авторах и исполнителях данных произведений.
Практические занятия. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н. Фонопедические, артикуляционные, вокально-интонационные упражнения. Пение в унисон. «Вокализ» - упражнение для развития голоса. Разучивание и исполнение (2-голосных, 3-голосных) канонов. Работа над репертуаром.
Звуко- и видеозапись (8 ч.).
Теоретические занятия. Правила и техника безопасности при использовании микрофонов и вокальных стоек во время звуко- и видеозаписи.
Практические занятия. Эмоциональный и психологический настрой обучающихся при работе на видеокамеру. Использование элементов сценического мастерства и хореографии. Сценическая культура. Демонстрация творческих достижений и самоанализ отснятого видеоматериала.
Слушание музыки (18 ч.).
Теоретические занятия. Народная песня в современной аранжировке. Детская эстрадная песня.
Практические занятия. Слушание, просмотр и исполнение музыкального материала. Видеопросмотр фрагментов выступлений современных детских вокальных коллективов.
Концертно-исполнительская деятельность (16 ч.).
Практические занятия. Исполнение разученных песен в соответствии с тематикой мероприятий, концертов, конкурсов.
Итоговое занятие (2 ч.).
Практические занятия. Подготовка и проведение отчетного концерта. Исполнение всех произведений, разученных в течение учебного года.
Учебно-тематический план
5 год обучения, профессионально-ориентированный уровень
216 часов
№ п/п
Название разделов
Всего
Количество часов
Теория
Практика
1
Организационно-методическая работа
4
-
4
2
Вводное занятие
2
2
-
3
Музыкально-теоретический материал
18
8
10
4
Вокально-хоровая работа
152
22
130
5
Звуко- и видеозапись
10
2
8
6
Слушание музыки
14
6
8
7
Концертно-исполнительская деятельность
16
-
16
8
Итоговое занятие
2
-
2
Итого:
216
38
178
Содержание программы
Организационно-методическая работа (4 ч.).
Практические занятия. Сотрудничество с образовательными учреждениями города. Привлечение детей в вокальную студию. Беседы с классными руководителями и родителями. Прослушивание и диагностика детских голосов. Набор и комплектация группы.
Вводное занятие (2 ч.).
Теоретические занятия. Знакомство с обучающимися. Правила по всем видам техники безопасности (вводный инструктаж). Содержание работы студии, распорядок занятий. Роль эстрадного вокала в современном искусстве.
Музыкально-теоретический материал (18 ч.).
Теоретические занятия. Средства музыкальной выразительности. Элементарная музыкальная грамота. Написание нот в басовом ключе. Интервалы.
Теоретические занятия. Певческая установка. Стойка и посадка, положение корпуса, головы. Строение голосового аппарата (дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат). Звукообразование. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Правила охраны детского голоса. Дыхание (перед началом пения: вдох и одновременное извлечение звука). Характер дыхания (медленное, быстрое). Смена дыхания в процессе пения (цезуры, «цепное» дыхание). Роль певческого дыхания в звукообразовании. Опорное дыхание. Атака звука. Артикуляция. Дикция. Сольное и ансамблевое пение. Подбор репертуара эстрадных песен, краткая справка об авторах и исполнителях данных произведений. Современные вокальные приемы.
Практические занятия. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н. Фонопедические, артикуляционные, вокально-интонационные упражнения. Исполнение вокализов, канонов (3-голосных, 4-голосных). Работа над репертуаром. Тренировочный материал для воспроизведения вокальных приемов (вибрато, субтон, мелизмы, рык, бэлтинг, штробас, расщепление).
Звуко- и видеозапись (10 ч.).
Теоретические занятия. Правила и техника безопасности при использовании микрофонов и вокальных стоек во время звуко- и видеозаписи.
Практические занятия. Эмоциональный и психологический настрой обучающихся при работе на видеокамеру. Использование элементов сценического мастерства и хореографии. Сценическая культура. Демонстрация творческих достижений и самоанализ отснятого видеоматериала.
Слушание музыки (14 ч.).
Теоретические занятия. Современные интерпретации известных народных песен. Эстрадная песня: стили и направления.
Практические занятия. Слушание, просмотр и исполнение музыкального материала. Видеопросмотр фрагментов выступлений современных эстрадных коллективов.
Концертно-исполнительская деятельность (16 ч.).
Практические занятия. Исполнение разученных песен в соответствии с тематикой мероприятий, концертов, конкурсов.
Итоговое занятие (2 ч.).
Практические занятия. Подготовка и проведение отчетного концерта. Исполнение всех произведений, разученных в течение учебного года.
Учебно-тематический план
6 год обучения, профессионально-ориентированный уровень
216 часов
№ п/п
Название разделов
Всего
Количество часов
Теория
Практика
1
Организационно-методическая работа
4
-
4
2
Вводное занятие
2
2
-
3
Музыкально-теоретический материал
18
8
10
4
Вокально-хоровая работа
152
22
130
5
Звуко- и видеозапись, работа с программным обеспечением по музыкальному редактированию
10
2
8
6
Слушание музыки
14
6
8
7
Концертно-исполнительская деятельность
16
-
16
8
Итоговое занятие
2
-
2
Итого:
216
38
178
Содержание программы
Организационно-методическая работа (4 ч.).
Практические занятия. Сотрудничество с образовательными учреждениями города. Привлечение детей в вокальную студию. Беседы с классными руководителями и родителями. Прослушивание и диагностика детских голосов. Набор и комплектация группы.
Вводное занятие (2 ч.).
Теоретические занятия. Знакомство с обучающимися. Правила по всем видам техники безопасности (вводный инструктаж). Содержание работы студии, распорядок занятий. Роль эстрадного вокала в современном искусстве.
Музыкально-теоретический материал (18 ч.).
Теоретические занятия. Средства музыкальной выразительности. Элементарная музыкальная грамота. Написание нот в басовом ключе. Интервалы. Аккорд. Трезвучия мажора и минора. Консонансы и диссонансы.
Практические занятия. Навыки написания нот в скрипичном и басовом ключах. Умение исполнять и различать малые, большие, чистые интервалы. Исполнение тренировочного материала с использованием трезвучий главных ступеней мажора и минора. Определение на слух консонирующих и диссонирующих интервалов и аккордов.
Вокально-хоровая работа (152 ч.).
Теоретические занятия. Певческая установка. Стойка и посадка, положение корпуса, головы. Строение голосового аппарата (дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат). Звукообразование. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Правила охраны детского голоса. Дыхание (перед началом пения: вдох и одновременное извлечение звука). Характер дыхания (медленное, быстрое). Смена дыхания в процессе пения (цезуры, «цепное» дыхание). Роль певческого дыхания в звукообразовании. Опорное дыхание. Атака звука. Артикуляция. Дикция. Сольное и ансамблевое пение. Подбор репертуара эстрадных песен, краткая справка об авторах и исполнителях данных произведений. Современные вокальные приемы. Знакомство с методикой Сета Риггса.
Практические занятия. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н. Фонопедические, артикуляционные, вокально-интонационные упражнения. Исполнение вокализов, канонов (3-голосных,
4-голосных). Работа над репертуаром. Тренировочный материал для воспроизведения вокальных приемов (вибрато, субтон, мелизмы, рык, бэлтинг, штробас, расщепление). Исполнение в речевой позиции по методике Сета Риггса.
Звуко- и видеозапись, работа с программным обеспечением по музыкальному редактированию (10 ч.).
Теоретические занятия. Правила и техника безопасности при использовании микрофонов, вокальных стоек, звуко- и видеозаписывающих устройств, а также программного обеспечения по музыкальному редактированию.
Практические занятия. Эмоциональный и психологический настрой обучающихся при работе на видеокамеру. Использование элементов сценического мастерства и хореографии. Сценическая культура. Монтаж и редактирование аудио- и видео- материалов при помощи программного обеспечения (изменение тональности, темпа, обрезка-соединение и т.д.). Запись фонограммы «+». Демонстрация творческих достижений и самоанализ отснятого видеоматериала.
Слушание музыки (14 ч.).
Теоретические занятия. Современные интерпретации известных народных песен. Эстрадная песня: стили и направления.
Практические занятия. Слушание, просмотр и исполнение музыкального материала. Видеопросмотр фрагментов выступлений современных эстрадных коллективов.
Концертно-исполнительская деятельность (16 ч.).
Практические занятия. Исполнение разученных песен в соответствии с тематикой мероприятий, концертов, конкурсов.
Итоговое занятие (2 ч.).
Практические занятия. Подготовка и проведение отчетного концерта. Исполнение всех произведений, разученных в течение учебного года.
Методическое обеспечение программы
Дидактический материал (карточки-задания, таблицы по нотной грамоте, раздаточный материал «строение голосового аппарата», тренировочный материал различной сложности).
Музыкальные видео- и аудиозаписи выступлений профессиональных певцов и современных детских эстрадных коллективов.
Материалы интернет-ресурсов.
Методическая литература для педагога.
Видеоархив концертных выступлений обучающихся студии.
Материально-техническое обеспечение
Наличие специального кабинета.
Наличие репетиционного зала.
Фортепиано.
Музыкальный центр, микшер, ноутбук, колонки.
Записи фонограмм в режиме (+, - ).
Зеркало.
Шумовые инструменты (самодельные из бросового материала).
Нотный материал, подборка репертуара.
Записи аудио, видео (формат CD, mp3, mp4, DVD).
Записи выступлений концертов.
Микрофоны, стойки.
Программное обеспечение по музыкальному редактированию.
Список литературы
Апраксина О.А. «Методика музыкального воспитания в школе». М., 1983.
Бернстайн Л. Мир джаза. – М., 1983.
Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой». М. «Просвещение», 1991.
«Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального состояния исполнителя на исполнительское мастерство». Авторская методика «Постановка и развитие диапазона певческого голоса» Н.Г. Юренева-Княжинская. М.: 2008.
Далецкий О.Н. «О пении», «Обучение эстрадных певцов». - М.: 2010.
Жарова Л.Н. «Начальный этап обучения хоровому пению». – М.: 2008.
Кампус Э. О мюзикле. – М., 1983.
Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИДРИПОЛклассик», 2006.
Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению». – М. Просвещение», 1987.
Методика обучения сольному пению: учебное псобие для студентов. – М.: Айрис – Пресс, 2007.
Павлищева О.П. «Высокая позиция звука», «Практическое владение певческим дыханием».
Пикерская Е.М. Вокальный букварь. – М., 1996.
Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Русские композиторы. – М.: Айрис – Пресс, 2007.