kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Артистизм и формирование его как профессионально значимого свойства для будущих музыкантов - исполнителей».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Артистизм исполнения музыкального произведения – составная часть жизненного и профессионального успеха. Современный учащийся ДМШ должен быть готов к творческой самореализации концертной практики.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Артистизм и формирование его как профессионально значимого свойства для будущих музыкантов - исполнителей».»

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Новосибирской области

«Бердская детская музыкальная школа имени Г.Свиридова»







«Артистизм и формирование его как профессионально значимого свойства

для будущих музыкантов - исполнителей».






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА














Разработала:

Вылегжанина Елена Владимировна,

преподаватель по классу баяна, гармони















2022

Методическая работа


«Артистизм и формирование его как профессионально значимого свойства

для будущих музыкантов - исполнителей»


В настоящее время, когда детские музыкальные школы исходят из определенных требований социального заказа, переходят на предпрофессиональное обучение, перед преподавателем становятся новые ответственные задачи: воспитать не просто музицирующего музыканта, владеющего инструментом, а представить обществу готового музыканта – исполнителя, профессионально подготовленного к публичным выступлениям. Даже образовательная программа обучения по специальности так и называется: «Инструментальное исполнительство», где к учащемуся предъявляются специфические обязательные требования: «вставать на профессиональные рельсы» и соответствовать высокому званию «Музыкант - исполнитель», будучи являясь учеником начальной ступени профессионального обучения в детской музыкальной школе.

Бердская детская музыкальная школа имени Г. В. Свиридова одна из первых школ области, отважившаяся стать той первой качественной ступенькой в предпрофессиональной подготовке учащихся к обучению в музыкальных заведениях высшей ступени музыкального образования.

В моём классе по специальности баян, гармонь насчитывается более половины учащихся, обучающихся на отделении народных инструментов по программе «Инструментальное исполнительство». И я, как преподаватель высшей квалификационной категории, не могла не поднять профессиональную планку в обучении игре на музыкальном инструменте, взяв на себя, прежде всего, ответственность подготовить и воспитать настоящих музыкантов – исполнителей, даже если они не продолжат обучение по музыкальной специальности.

Музыкант – исполнитель, являясь посредником между композитором и слушателями, должен обладать специфическими личностными свойствами:

-способностью быть публичным,

-устанавливать контакт с залом,

-вызывать у слушателей эмоциональный подъём, вживаясь с мир образов, создаваемых разными композиторами.

Таким образом, деятельность музыканта – исполнителя, даже когда он является еще учеником музыкальной школы, но уже претендует на будущего исполнителя, выражается несколькими видами: освоение, создание, исполнение.

Первый вид деятельности представляет знакомство с произведением, его автором, эпохой, для постижения замысла композитора, его воплощения на инструменте.

Второй вид деятельности музыканта – исполнителя требует проникновения в замысел автора, анализа содержания, формы, драматургии, стилистических особенностей произведения. Всё это невозможно без отработки техники: фактуры, штрихов, ритма, аппликатуры. Работа над звуком включает в себя развитие художественного создания мышления, стремление исполнить музыку на основе сформированных настроением, каждое из которых обладает определенным характером.

Исполнитель, воплощая в музыке дух своего времени, выявляет композиторский замысел, подчиняя собственную индивидуальность выражению общего в личном.

Третий вид деятельности – выразительное исполнение на базе утверждающихся навыков и приёмов игры способствует выявлению художественного образа и его представлению в публичном выступлении. Во время публичного выступления образный мир, возникший у музыканта – исполнителя и проверенный на репетиции, сохраняется лишь частично, так как на него психологическое влияние оказывает аудитория.

Учащиеся моего класса ежегодно участвуют в более, чем 60 концертах в БДМШ, городе Бердске, области, России. И я твердо уверенна, что они учатся не для того, чтобы хорошо музицировать в классе, дома, а дарить радость, нести высокое музыкальное искусство людям, заниматься доброделанием в самом широком понимании этого слова.

А чтобы учащиеся ДМШ могли своё творчество достойно нести на суд зрителей, они должны уметь исполнять как традиционную академическую, народную музыку, так и прекрасно развиваться в эстрадно-джазовом направлении. Народные инструменты довольно удобны в переносе, они гибко подстраиваются под условия любого концертного зала. Играя на них, одновременно легко можно двигаться, применяя танцевальную пластику, активно контактировать со зрителями, создавать необычные акустические и визуальные эффекты.

Конечно, на проявление артистизма влияет исполнительский репертуар. Классическая музыка в большей степени обращает исполнителя к внутренним переживаниям. А «лёгкая» музыка выдвигает на первый план комплекс внешних атрибутов музыканта. Я считаю необходимым в своей работе рассмотреть различные проявления артистизма.

Учёные-музыковеды трактуют понятие артистизма так: артистизм – это неотъемлемый атрибут сценического воплощения музыкального текста, средства визуализации и художественного замысла, атрибут вербального отображения эмоций, чувств. Мне более близко объяснение понятия артистизма как комплекс проявлений сценического обаяния, исполнительского магнитизма, сгусток эмоций, переживаний, психических состояний, возникающих от соприкосновения с творчеством яркого музыканта и его артистического обаяния.

В данной работе я постараюсь рассмотреть механизм сценического поведения музыканта – исполнителя, возникающего под воздействием различных особенностей мышления музыканта, его художественно эстетических представлений.

Цель данной работы – определить структуру артистизма и закономерности его воплощения в исполнительской деятельности.

Моими задачами являются:

Установить художественно – эстетические проявления артистизма, как явления творческой деятельности и определить значение личности исполнителя.

Рассмотреть характер проявлений артистизма и выделить типы артистизма.


Наиболее ярким показателем творческого развития личности является артистизм. Начинающим музыкантам изначально присуща талантливость. Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Музыкальное искусство — самое универсальное средство эстетического и нравственного воспитания, формирующее внутренний мир человека. Под понятием артистизма на начальном этапе обучения в музыкальной школе мы подразумеваем способность ребёнка к перевоплощению чужих мнений и чувств в свои собственные, а постепенно совершенствуясь и переходя на новую — более высокую — ступень исполнительского мастерства, ученик уже будет способен показывать и свои. В данном случае целью является не конечный результат, а сам процесс познания, из этого следует, что вся деятельность ученика на уроке и есть творчество.


Развитие артистизма основывается на личностных качествах каждого отдельно взятого ребенка, т.е. преподаватель должен использовать индивидуальный подход, а именно базируясь на психических, психологических и умственных способностях личности ребенка, развиваются качества, которые проявляются в эмоциональной отзывчивости, в саморегуляции, самообладании и культуре поведения. Все дети от рождения артистичны, но природный артистизм необходимо развивать неотрывно от самого процесса музыкального воспитания: музыкального слуха, чувства ритма, техники исполнения, чистоты интонирования голоса, задания, выполняемые учеником на уроках необходимо строить так, чтобы они, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизировали память, наблюдательность, интуицию. Наиболее значимой, таким образом, представляется проблема построения урока. Преподаватели в ДМШ наибольшее внимание уделяют формированию у ребенка музыкальных способностей, техники исполнения, отодвигая развитие артистизма на второй план. Так, многие педагоги порой забывают, что артистизм является важной и неотъемлемой частью любого успешного концертного выступления. Неартистичное выступление делает концертный номер безликим и неинтересным для слушателей, даже если музыкальное произведение было исполнено музыкантом безупречно. У аудитории неартистичное выступление оставляет ощущение «непрочувствованности» музыки исполнителем, невысказанности авторского замысла и, что более страшно, отсутствия исполнительской трактовки и собственного видения исполняемого произведения. Итак, творчество детей не может быть ограничено только процессом созидания. Оно непременно требует общения с преподавателем и сверстниками по поводу исполненного, то есть его восприятия. Психологические мотивы творчества, поддерживающие желание творить, нуждаются в подпитке в виде открытых концертных исполнений того, что было разучено на уроке. В процессе занятий и концертной деятельности у детей развивается чувство сценического артистизма («чувство сцены») не в теории, а на практике. Формируется музыкально-эмоциональная культура поведения, которая и является основой их яркого сценического выступления. Развитие артистизма имеет наибольшую ценность для дальнейшего успешного музыкального образования и сценической деятельности. У детей особенно ярко выражена потребность в эмоциональном самовыражении, в творчестве. Удовлетворение данной потребности осуществляется через концертные выступления, а концертные выступления, в свою очередь, служат отличным средством, основой развития артистизма. Развитие артистизма у детей в процессе обучения обязательно должно проходить через самостоятельное исполнение, восприятие лучших образцов выступлений и наставлений преподавателей. Благодаря этому у ученика появляется способность переживать эмоциональную сторону музыкального произведения, умение сопереживать и чувствовать глубину творческого замысла композитора. Учащиеся проникают в произведение, познавая саму природу музыкального творчества, музыкального знания, раскрывают в целостном самоценном искусстве явления действительности, сущностные внутренние связи и отношения, благодаря чему музыка предстает как отражение, художественное произведение. У ребенка появляется музыкально-эстетическая отзывчивость, умение сопоставлять собственное эмоциональное состояние с эмоциональным настроем произведения.

Комплексная природа артистизма включает психологическую, художественно-эстетическую и музыкально исполнительскую составляющие.

Артистизм возможно классифицировать по направленности исполнительского восприятия и, основываясь на этом, выделить интровертный и экстровертный типы артистизма, которые будут рассмотрены ниже. Степень выраженности проявлений артистизма зависит от психической активности и эмоциональности личности. Индивидуальность артистизма зависит от баланса рационального и эмоционального в структуре мышления исполнителя, а также устоявшейся манеры и художественно эстетических предпочтений.

Имея достаточно большой опыт в качестве слушателя, автор работы имеет твердое убеждение, что в успешном музыкально исполнительском искусстве артистизм имеет чрезвычайную важность.

Артистизм музыканта, являясь отражением его внутренних личностных качеств и исполнительского мастерства, несёт в себе значимую информацию, призванную дополнительно освещать музыкальный образ. Опираясь на механизм художественного перевоплощения, артистизм является проявлением внутренней активности творца, мощным средством музыкально – психологического воздействия.

Артистизм, выявляя и обогащая ресурсы, заложенные в творческой природе человека, содержит исключительные предпосылки для целостного раскрытия его неограниченных и не до конца изученных возможностей. Именно активация артистических проявлений со стороны интерпретатора композиторского замысла способствует возникновению наиболее редкостных моментов в искусстве музыкального исполнения — органичному слиянию сцены и концертного зала. Такое удивительное сотворчество, рождаемое на основе художественного взаимопонимания между всеми участниками музыкально-исполнительского процесса, зачастую сопровождается ощущением эмоционально-духовного «притяжения». «Волевая волна», «внутренняя динамика» и некоторые другие выражения, отражающие психофизические характеристики натуры человека, как оказалось, могут быть вполне пригодны для объяснения живительных источников артистической энергии, изучаемой художественно одаренной личностью во время музыкального исполнения. «Настоящая природа искусства всегда несет в себе нечто претворяющее, преодолевающее обыкновенное чувство. Следовательно, и страх, и боль, и волнение, вызываемое искусством, заключают в себе еще нечто сверх того, что в них содержится. И это нечто преодолевает эти чувства, просветляет их. Таким образом, осуществляется самое важное назначение искусства». Современный музыкант, опираясь на свои ярко выраженные индивидуально психологические свойства, способен не только раскрыть в себе некие скрытые внутренние резервы, часто невидимые за внешней оболочкой, но и в значительной степени активизировать те из них, где артистичность обычно проявляется в сугубо индивидуальной, а иногда и неповторимой манере, ассоциируясь со свободным, не стесняемым узкими рамками творчества. Последняя, как нам кажется, должна быть изначально трактована с позиций одного из самых действенных способов экспрессивного переживания, а, значит, и оценочного толкования того или иного художественного образа. Здесь уже артистизм выступает в качестве цельного личностного образования, что ярче всего проявляется в инструментальной или вокальной передаче соответствующих музыкально-поэтических образов. Так, благодаря развитым представлениям, у исполнителя появляется способность выстраивать эмоционально художественную «партитуру» своего личностного воздействия, без особого труда входя в ту или иную роль, подсказываемую авторским замыслом в ходе интерпретации выбранного произведения.

Для того, чтобы вызвать неподдельный слушательский интерес, мало быть просто обученным музыкантом, а важно тонко и виртуозно оперировать вошедшими в «обиход» элементами актерско-сценического мастерства, включающего:

• способность к личностной самореализации, выведения «наружу» внутреннего потенциала своих мыслей и настроений, позволяющих найти подходящую экспрессивно-образную форму воплощения музыкально-игровых приемов; к проявлению творческого азарта, воодушевления, увлеченности;

• умение гибко перестраивать свою исполнительскую концепцию в зависимости от ситуации, непредвиденных обстоятельств, нередких в повседневной практике любого действующего артиста; приводить посредством регуляции свое творческое самочувствие в нужное психологическое состояние и беспрестанно приумножать личностный «запас» за счет свежих художественных впечатлений, исполнительских идей.


В настоящее время «живая» музыка всё чаще воспринимается слушателями посредством Интернета, компакт – дисков. Артистизм исполнителя уступает былые позиции, поскольку сам процесс исполнения переместился из концертного зала в радио – и телестудии, а процесс музыкального восприятия начинает утрачивать публичный характер. Это новые формы и масштабы исполнительской деятельности предъявляют музыканту иные требования. Создают дополнительные сложности для поддержания собственной эмоциональной формы.

Дирижер Е. Мравинский говорил о том, что «оставлять свои концерты для телевидения регулярно невозможно: нужен особый настрой, особенно ощущение и космической аудитории». По словам дирижера «когда процесс творчества протекает в необычных условиях, неизбежно связанных присутствием камеры и новых посторонних людей (съёмочной группы), трудно сохранить безыскусность внутреннего состояния. Телевидение может разрушать естественную атмосферу, необходимую для общения людей, погружающихся в искусство и тем возвышающихся духовно».

Артистизм немыслим в неконцертной эстрады.

Артистизм – совокупность проявлений сценического поведения, цель которого - передача вспомогательной художественной информации слушателю, дополнительное освещение музыкального образа за счёт как внешне, так и внутренних проявлений творческой активности. Непременным условием возникновения сценического артистизма является способность к перевоплощению и автокоммуникации. Умение вживаться в образ, проникаться настроением в музыки, а также вступать в диалог с собственным «Я», позволяет исполнителю вырабатывать наиболее адекватные способы сценического воплощения музыкального материала кратчайшим путем налаживать контакт с аудиторией.

Немаловажным фактором формирования эффективной модели сценического поведения являются умелое использование кинетических средств телесной экспрессии, пластики движений. Всё это является проявлением внутренней активности творца, мощным средством музыкально – психологического воздействия.

Эмоциональность, понимаемая как совокупность особенностей протекания разнообразных настроений человека, непосредственным образом влияет на степень выраженности тех или иных проявлений артистизма.

По моему мнению, к первой группе исполнителей можно отнести В. Бесфамильного, Ю. Вострелова, И. Паницкого, В. Склярова. При всех различиях исполнительских стилей этих баянистов, их объединяет романтическое мироощущение, нацеленность на аудиторию. Артистизм музыкантов всегда встречает благожелательное отношение публики, их поведение на сцене сразу располагает к себе. Внешнее проявление артистизма более выражены по сравнению с представителями второй группы. При этом в целом в структуре внешних и внутренних проявлений доминирует спектр внутренних проявлений, что обусловлено, прежде всего, содержанием исполняемой музыки, её академической направленностью.

Игре таких музыкантов в большей мере свойственно стремление к состязательности с партнёрами по ансамблю, лидерство, открытое проявление чувств через активные движения корпусом, «нелинейный» характер меховедения, чувственную мимику.

Ко второй группе баянистов можно отнести Ф. Липса, О. Шарова. Строгое, классическое мышление определяет их артистический облик как более сдержанный, по сравнению с представителями первой группы. Воздействие их артистического обаяния происходит незаметно, посредством скрытых механизмов коммуникации. Ведущая роль здесь принадлежит автокоммуникации как способности через установление контакта с самим собой. Становиться проводником авторской идеи, отодвигая на второй план собственные исполнительские амбиции.

Для музыкантов этой группы характерна эмоционально – сдержанная игра с установкой на максимально точное следование авторскому тексту. Тип взаимоотношения с оркестром тяготеет к равноправному диалогу, а характер внешних проявлений артистизма весьма сдержан и скуп.

Вместе с тем, артистический облик ряда исполнителей обнаруживает сбалансированность различных сторон мышления. Среди них: Ю. Казаков, В. Семёнов, А. Романов, Ю Шишкин. Артистизм этих музыкантов демонстрирует необычайную широту их дарования, умение находить баланс между экспрессией и рационализмом. В игре каждого отдельного исполнителя подобная установка даёт по – своему уникальные результаты. Каждая интерпретация окрашивается своими особыми красками, получает неповторимое лицо.

Анализ интерпретаций музыки эстрадно-джазового направления позволяет говорить о том, что артистизм каждого баяниста обладает целым рядом специфических черт. Музыкально – стилевой разброс здесь значительно больше, чем в сфере камерно – академической музыки. Объясняется это тем, что исполнителями данного репертуара являются как типичные представители академического направления, как и баянисты – носители сугубо эстрадной традиции.

В целом, для концертно-сценических проявлений в эстрадной музыке характерен экстравертный тип артистизма. Вместе с тем, наиболее эмоциональная игра, также, как и проявление собственной исполнительской интерпретации, свойственны баянистам – носителям эстрадной традиции. Игре таких музыкантов в большей мере присуща неформальная манера общения и поведения на сцене, прямой диалог со слушателями (чаще с помощью микрофона), открытое проявление чувств. В числе представителей данного направления необходимо отметить В. Кофтуна, Б. Тихонова.

Музыканты – представители академического направления, исполняющие при этом эстрадно – джазовую музыку, представляют несколько иной тип исполнителей. В их игре действенное, открытое эмоциональное начало уступает место психологизму, внимание к отдельным деталям текста. Интерпретация популярных эстрадных мелодий такими исполнителями отмечена, как правило, выверенным динамическим планом, разнообразием штрихов, тонкой нюансировкой. Среди таких музыкантов можно назвать Ю. Беляева, О. Шарова, Ф. Липса.

В силу того, что средства внешнего воздействия в сфере эстрадного музицирования имеют существенно большее значение по сравнению с академической музыкой, игра баянистов эстрадного направления заметно выделяется на фоне классической традиции. Репертуар в их исполнении отличается особым динамизмом, живостью подачи. Исполнителям удаётся передавать главные качества этой музыки: экспрессию ритма, лёгкость туше, очарование тембра, прозрачность фактуры. При этом их внешний облик наиболее адекватно соответствует характеру исполняемой музыки.

В настоящее время баян, аккордеон активно интегрируются в сфере массовой культуры. Появляются отдельные яркие исполнители, а также группы, которые успешно участвуют в медийных проектах, реализуют собственные концертные программы: дуэт «Баян - микс», трио «Садко», П. Дранга и др. Формируется новый тип исполнителя, который всё более соответствует канонам нового жанра современной сцены – шоу.

Порожденный эпохой телевидения, жанр шоу вбирает в себя всё, что способно разбудить общественный резонанс, вызвать активную реакцию слушателей.

Репертуар шоу – программ состоит из новых сочинений современных авторов (в основном это песни), аранжировок популярной классики, песен из кинофильмов, популярных мелодий. Но главным становится не то, как исполняется, а как преподносится.

Современные системы организации сцены, света, звука, хореографического сопровождения коренным образом меняют роль и значение исполнителя, превращая его в участника коллективного творчества.

По законам шоу исполнитель должен не только уметь играть, но и танцевать на сцене, выступать в тандеме с балетной группой, активно взаимодействовать с залом, быть интерактивным. Способ представления музыкального творчества со сцены начинает определять конечный результат. Значение артистизма исполнителя, а именно способностей к ярким внешним проявлениям, многократно возрастает.

В настоящее время налицо тенденция к заметному увеличению доли эстрадно- развлекательных жанров на рынке музыкальной продукции.

Невиданная раннее массовость распространения музыки, эволюция общественного сознания порождают глубокие изменения в отношении музыканта – исполнителя и музыки. Сегодня исполнителю недостаточно быть только лишь интерпретатором музыки. Для эффективного продвижения результатов своего труда от него требуется умение ярко и доступно донести до слушателя содержание исполняемых произведений, популярно рассказать о них, найти подход к любой аудитории. В этих условиях артистизм музыканта выходит на первый план.

Артистизм становится синонимом творчества и в этом залог его многообразия в музыкальном искусстве 21 века.

Развитие артистизма на уроках должно происходить неразрывно с техническим совершенствованием будущего исполнителя, повышением качества исполнения. Смысл занятий не только в том, чтобы развить артистизм или технику отдельно друг от друга, а сделать этот процесс монолитным. Одинаково плохо воспринимается как неартистичное, так и некачественное исполнение музыкального произведения. Невозможно сыграть артистично пассаж, если он не сделан технически, динамически, ритмически. Для правильного развития артистизма необходим метод проведения аналогий содержания музыкальных произведений с повседневными жизненными ситуациями. Моделирование настроения музыки и внутренний настрой помогают артисту для эмоционального раскрытия произведения. Нераздельность технического совершенства и выразительности с эмоциональностью является залогом успешного концертного выступления. Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Сейчас нет сомнений в том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Подготовка специалистов для сцены будущих музыкантов – исполнителей имеет и социальную значимость: существенные преобразования, происходящие сегодня в российском обществе, общая демократизация жизни, с одной стороны, предоставили значительные возможности для творческой самореализации, с другой – возникла большая конкуренция во всех сферах профессиональной деятельности, в частности и в музыкальной (появление большого числа ярких музыкантов, оркестров, музыкальных групп). Артистизм исполнения музыкального произведения – составная часть жизненного и профессионального успеха. Современный учащийся ДМШ должен быть готов к творческой самореализации концертной практики.


Список литературы:


- И.В. Адоевцева «Становление элементов педагогического артистизма у будущих учителей музыки»

- Л.А. Баренбойм «Музыкальная педагогика и исполнительство»

-Ж.В. Ваганова «Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности»

- А.Ю.Гончарук «Музыкально – исполнительское искусство»

-Н.П. Корыхалова «Интерпретация музыки: Теоретические проблемы музыкального исполнительства и практический анализ их разработки»

- А.И. Лагутин «Методические записки по вопросам музыкального образования»

- Ф.Р. Липс «Искусство игры на баяне»

- Я.И. Милыптейн «Вопросы теории и истории исполнительства»

- Г.П. Прокофьев «Формирование музыканта - исполнителя»

- П.В. Симонов «Темперамент. Характер. Личность.»

- Ю.А. Цагарелли «Психология музыкально – исполнительской деятельности»

- Г.М. Цыпин «Сценическое волнение»

-О.Шульпяков «Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя»






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: ВЫЛЕГЖАНИНА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

Дата: 12.02.2024

Номер свидетельства: 645529


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства