kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ансамблевая игра в классе баяна и аккордеона

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический доклад включает в себя рекомендации по всем этапам работы с ансамблем, начиная от подбора участников и заканчивая созданием художественного образа и публичным выступлением.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ансамблевая игра в классе баяна и аккордеона»

АНСАМБЛЕВАЯ ИГРА В КЛАССЕ БАЯНА И АККОРДЕОНА
Преподаватель МБУДО «Унечская детская школа искусств»

ВСТУПЛЕНИЕ

Коллективное исполнительство на русских музыкальных инструментах предполагает занятия с учащимися в различных по составу и количеству ансамблях.

Ансамблем считается группа из двух и более инструменталистов, совместно исполняющих музыкальное произведение. Они разделяются на дуэты, трио, квартеты, квинтеты, секстеты, септеты, октеты, нонеты и дециметы. К ансамблям относятся также хоры и оркестры.

Юные музыканты приобретают навыки ансамблевых функций: мелодических, гармонических, полифонических, ритмических, аккомпанирующих. В процессе игры в ансамбле у учащихся развивается: эстетический вкус, музыкальная память, внимание; чувство ритма, метра, динамики, агогики; ответственность за исполнение своей партии. Участие в одновременной игре приучает участников ансамбля слушать не только себя, но и других исполнителей, повышает общую музыкальную культуру. Ансамблевое творчество расширяет исполнительские возможности музыкантов, делая доступным исполнение сложных произведений, тем самым расширяя и обогащая музыкальный кругозор исполнителя. Повышенное эмоциональное состояние, вызываемое совместной игрой, обогащает музыканта и способствует развитию его как сольного исполнителя. Коллективное музицирование помогает реализоваться даже самому слабому учащемуся, даёт ему возможность активно участвовать в концертной деятельности.

В современных условиях музыкальная школа является одной из основных баз широкого распространения музыкальной культуры. Цель школы общего музыкального образования – сделать музыку достоянием не только одарённых детей, которые изберут её своей профессией, но и всех тех, кто обучается в ней. Многие учащиеся за все годы обучения в школе по причине недостатка игровых навыков, необходимых данных или работоспособности не имеют возможности выступать как солисты в школьных концертах. Не редки и другие случаи, когда общее развитие детей опережает их исполнительские возможности. Это не удовлетворяет учащихся, и, в свою очередь, приводит к потере интереса в занятиях. Игра же в ансамблях и оркестрах делает учащихся разной подготовленности равноправными исполнителями и, независимо от степени трудности партий, даёт возможность выступления на самых ответственных концертах, стимулируя тем самым учебный процесс, способствуя успехам в занятиях. Именно в ансамбле инструменталист начинает чувствовать себя музыкантом, коллективно творящим музыку.

Баян и аккордеон звучат хорошо и полноценно не только как солирующие инструменты, но и в сочетании с другими инструментами в дуэтах, трио, квартетах, больших ансамблях. Чаще всего встречаются баянные, аккордеонные и смешанные ансамбли. Лучше всего, если в смешанные ансамбли будут входить тембровые инструменты. Одними из наиболее перспективных ансамблевых форм являются дуэты и трио. Дуэт по сравнению с другими ансамблями – более мобильный, его легче организовать, проще найти двух психологически и технически совместимых музыкантов-партнёров. В младших классах обычно образуются дуэты, трио, а в старших классах могут формироваться и более крупные ансамбли.

Ансамбль – основное значение – вместе. Вся история развития баяна и аккордеона, несмотря на сравнительную молодость, тесно связана с ансамблевым творчеством. И в последнее десятилетие интерес к этому виду музицирования всё больше возрастает. Особенно велика роль ансамбля в учебном процессе, как предмета, способствующего всестороннему развитию музыканта. Именно ансамблевая игра может способствовать воспитанию и подготовке высококвалифицированных музыкантов, расширяя их кругозор, стимулировать развитие художественного вкуса.




  1. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ


Развитию навыков ансамблевого исполнения следует уделять внимание с самого начала обучения игре на инструменте, а именно – как только учащийся овладевает основными приёмами игры: постановкой инструмента, постановкой каждой руки, меховедением и т.д. Игра в ансамбле не только способствует развитию слуха, расширению музыкального кругозора, но и вызывает у ребёнка устойчивый интерес к занятиям. Ученик, имеющий опыт музицирования в ансамбле, активно знакомится с новыми произведениями, быстро и качественно разучивает их, тем самым пополняя свой репертуар, овладевая музыкальными стилями. Ансамблевая игра, рождая дух соревнования, благоприятствует динамичному развитию творческих способностей и технических навыков обучающихся. Немаловажным оказывается и то, что более сильный партнёр способен оказывать художественное воздействие на менее продвинутого, стимулируя его общемузыкальный и технический прогресс.

На первых порах ансамблевое обучение лучше всего протекает в форме дуэта «учитель – ученик». Преподаватель постоянно контролирует игру: держит темп, ведёт фразировку. За ним тянется и прислушивается ученик.

В этом ансамбле ученика и педагога вначале ученик исполняет мелодию, а педагог аккомпанирует, затем партии меняются: простейший аккомпанемент поручается самому ученику для того, чтобы научить его гибко сопровождать мелодию, исполняемую педагогом.

В процессе такой работы ученик приобретает первоначальные навыки «солирования», когда нужно ярче выявить свою партию, и «аккомпанирования» – умения отойти на второй план ради единого целого. Игра в ансамбле «учитель – ученик» помогает ребёнку уже на первых уроках почувствовать себя равноправным музыкантом, даже исполняя несколько звуков.

Ощущая поддержку педагога, юный исполнитель охотно включается в процесс совместного музицирования, шаг за шагом приходит к осознанию своей равноправной роли в ансамбле и полноценному восприятию художественно-образной составляющей музыкального произведения. Учитель в данной ситуации выступает и чутким партнёром, и внимательным наставником, стремящимся выработать у своего подопечного важнейшие навыки ансамблевой игры. Кроме того, ансамблевая игра позволяет ученику закреплять навыки и умения, приобретённые на уроках в специальном классе, хорошо развивает чувство ритма, гармонический слух, содействует комплексному освоению многоэлементной структуры музыкального произведения и богатейшего арсенала средств музыкальной выразительности. Охват разнообразного ансамблевого репертуара благоприятствует пополнению запаса художественных впечатлений юного музыканта, обогащает его творческое мышление и музыкальный вкус.

С постепенным охватыванием звукоряда, введением всё новых ритмов, усложнением фактуры происходит дальнейшее развитие двигательного аппарата, зрительных и слуховых ощущений, навыков чтения с листа. После такой подготовительной работы в паре с педагогом составляется самостоятельный ансамбль из учащихся. Если в ансамбле играют только дети, то процесс выучивания произведения затягивается. На первом этапе совместной игры учащиеся сталкиваются со многими трудностями. Основная сложность заключается в том, что дети ошибаются, останавливаются, желая исправить ошибку, начинают повторять неполучившееся место. В процессе обучения приобретается «партнёрский» навык игры, умение пропускать ошибки и «ловить» следующие такты. Детям трудно быстро приспособиться друг к другу на первом этапе.

При систематических занятиях за год учащиеся привыкают к ансамблевой игре и с интересом ею занимаются. От преподавателя индивидуального класса требуется тонкая наблюдательность за учеником, умение замечать особенности поведения, исполнения каждого ученика на уроках, его реакцию на музыку, приспособление к инструменту. Накопление и обобщение мелких фактов позволяет педагогу проникнуть в глубокие психологические процессы и главное – выделить особенное, индивидуальное в каждом ученике. Все «музыкальные» ученики музыкальны по-разному, а все «ленивые» – ленивы по разным причинам. И эти причины необходимо устранять.


  1. ПОДБОР УЧАСТНИКОВ АНСАМБЛЯ


Большое значение необходимо уделять подбору участников ансамбля. Следует учитывать желание учащихся играть с тем или иным партнёром. Важно учитывать близость музыкального вкуса участников, их интересов , уровня развития и степень владения инструментом. Сольные выступления на зачётах и экзаменах являются для многих детей стрессовой ситуацией, а при ансамблевой игре ребёнок меньше волнуется, чувствуя «плечо друга». Также участники ансамбля выступают более ярко, концертно, так как увлечены образом и эмоциональным содержанием музыки. Составляя ансамбль (дуэт, а особенно трио, квартет), важно учитывать особенности каждого ребёнка. Дети разные: одни более способные, другие – менее. Одни много работают, другие – мало. Некоторые дети хорошо владеют техническими навыками, другие более тонко чувствуют музыку и выразительно играют. Таким детям очень нравится играть произведения кантиленного характера. Поэтому важно подбирать участников ансамбля не только по способностям, но и по темпераменту, трудолюбию, заинтересованности. Если у кого-то из музыкантов в ансамбле что-то не получается, то руководитель видит это как общую недосказанность, недоученность. Важно безошибочно разграничить «достоинства» и «недостатки» каждого ученика, в особенности интенсивно развивающегося. Важно подбирать детей по возрасту и по классу, учитывать их физические данные. А сделать это бывает непросто.

Ансамблевая игра – это мощный стимул для роста исполнителя. Задача педагога заключается не в том, чтобы сдержать более способного ученика, снизить его порывы до уровня других, а наоборот – педагог должен помочь остальным участникам ансамбля поднять технический уровень, их стремления до лидера.

Игра в инструментальном дуэте имеет свои специфические сложности. Дуэт является самой малой ансамблевой формой. Незримые нити, которыми связаны партнёры, здесь особенно ощутимы: каждая партия всегда на виду, и один исполнитель не может «спрятаться» за спину другого. Даже незначительная ошибка одного из ансамблистов сразу же снижает уровень игры. Следовательно, партнёры должны быть равноценными по своему профессиональному уровню.

Уже говорилось, что партнёры в ансамбле подбираются равноценные, однако это не означает отсутствие лидера в нём. Существуют три типа взаимоотношений между участниками в любом коллективе. Это – авторитарный, либеральный и коллегиальный.

Авторитарный – доминирующее влияние одного из музыкантов, стремление к беспрекословным выполнениям его требований другими. Этот тип ограничивает права, инициативу других участников. Подобный тип наблюдается редко, малоэффективен в проблемных ситуациях. Хотя часто применяется на самых ранних этапах занятий в ансамбле. Например, в составе ансамбля «учитель – педагог», где, конечно же, ведущая роль принадлежит педагогу.

Либеральный характеризуется отсутствием музыканта-лидера, способного возглавить ансамбль и повести за собой к намеченной цели. Такие ансамбли чаще всего встречаются в учебной практике и после её прохождения прекращают своё существование. Совместная деятельность музыкантов заключается лишь в освоении новых произведений, в знакомстве с основами ансамблевого исполнения.

Коллегиальный тип представляется наиболее прогрессивным, так как даёт возможность каждому из музыкантов наиболее полно реализовать свой творческий потенциал. Партнёры, ставшие единомышленниками в результате дискуссии, творческого спора, продуктивно работают в проблемных ситуациях, взаимодополняют друг друга. Если один из участников успел предварительно ознакомиться с новым произведением, то на первых репетициях он, как правило, выступает в роли лидера. Это связано с тем, что его партнёры ещё не имеют своего мнения о произведении и поэтому безболезненно принимают за основу предложенный вариант. В дальнейшей совместной работе, когда у участников появляются собственные точки зрения на интерпретацию сочинения, могут возникнуть разногласия, разночтения. Характер противоречий, формы их развития и способы разрешения всегда различны. Чем больше инициативы от участников ансамбля, тем больше спорных ситуаций и тем интереснее искать нужный вариант. В процессе углубления в работу возникает большее понимание образного содержания произведения. Активно совершенствуется ансамблевая техника, более идентичными становятся: артикуляция, штрихи; усиливается синхронность ритма и темпа; достигается динамический и тембровый баланс. Главное заключается в том, что асамблист должен не только владеть многими исполнительскими средствами, присущими сольному музицированию, но также сочетать индивидуальные приемы игры с манерой игры своего партнёра. Лишь тогда наступает синхронность звучания, согласованность партий, даже на паузах. Должно создаваться впечатление, будто играет один музыкант. Ощущение «я» каждого музыканта сливается в монолитное «мы».


  1. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

В АНСАМБЛЕ


Важное значение имеет умение выбрать репертуар. Начинать занятия по ансамблю с учащимися со средними музыкальными данными надо с доступных детям произведений. Ученик проявляет интерес к занятиям только тогда, когда не чувствует своей беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы. Задачей педагога является правильный выбор таких пьес. Лучше разучить несколько нетрудных пьес и играть их на высоком художественном уровне, чем так и не сыграть сложную.

Педагогу следует ясно представлять, какие задачи он ставит перед ансамблем, чего хочет от него добиться. На начальном этапе это – наработка определённых навыков в ансамблевой игре, в первую очередь, умение слушать друг друга. До ансамблевой игры дети выступали как солисты, каждый играл пьесы, где была чётко выражена мелодия (в правой или в левой руке). В ансамблевой игре мелодическая линия может переходить от одного музыканта к другому (перекличка), поэтому важно научить слышать мелодию целиком, а не только себя. Начинающим лучше всего учиться на медленных, мелодичных, знакомых пьесах.

Главное в ансамбле – правильное соотношение звучания каждой партии. Музыкант, исполняющий мелодию, должен добиваться более яркой звучности, чем другие. Бас исполняется тише, чем мелодия, но громче средних голосов, создавая основу для мелодии. Полноценность звучания во многом зависит от исполнения аккомпанемента. Партия аккомпанемента должна поддерживать нюансировку, фразировку мелодии, сопровождать её в соответствии с характером произведения. Распределив партии между играющими, начните изучение каждой партии отдельно. Первое время при совместной игре ведите громко счёт вслух, а не отбивайте его ударами ноги, так как это может стать дурной привычкой. Нужно обратить внимание, чтобы мелодия, исполняемая одним из асамблистов, хорошо выделялась на фоне проведения второй партии, а вторая сопровождала мелодию чутко, не заглушая её. Следует также поучить совместно только партию левой руки. Четкое исполнение ритмического рисунка послужит твёрдой основой для игры двумя руками при соединении всех партий воедино. Надо заметить, что игра в унисон (вдвоём, втроём) принесет всем существенную пользу в приобретении новых и отшлифовке уже полученных игровых навыков.

В процессе игры музыканты должны найти тот темп, который точно выражает характер произведения. Техническое подстраивание к бездумному пульсу метронома лишает исполнение живого дыхания. Единое понимание темпа важнее общего ощущения метра и ритма. Чтобы играть синхронно, нужно слышать в музыке мерное чередование сильных и слабых долей, ощущать единый метро-ритмиче­ский пульс. Это придает звучанию устойчивость, стройность, внутреннюю упругость. В произведениях, которые предполагают свободу темпа и ритма, задача усложняется. Обычно устремлённость мелодии к кульминации сопровождается усилением экспрессии, и, как следствие, некоторым оживлением темпа. Противоположное развитие характера – ослаблением напряжения и замедлением движения. Тогда любые темпоритмические нюансы будут не только логичными, но и непредсказуемыми. От всех музыкантов требуется лишь внимание и готовность следовать за лидером.

Огромную роль в ансамблевом исполнении играет визуальный контакт между исполнителями. При необходимости начать играть вместе, один из партнёров должен дать ауфтакт едва заметным, но чётким кивком головы, показав нужный темп. Визуальные контакты при игре в ансамбле обусловлены самой музыкой, в которой обычно много «диалогов», «перекличек». Визуальный контакт между участниками способствует достижению синхронности действий в ансамблевом исполнительстве. В ансамбле баянистов (аккордеонистов) можно считать оптимальным принцип посадки, благодаря которому достигается стабильность упомянутого контакта, обеспечивается возможность наблюдать за действиями правой и левой рук любого исполнителя, – наряду со слуховой координацией партнёров, призванной поддерживать естественный баланс совместного звучания.

Динамические оттенки помогают полнее раскрыть общий характер музыки, эмоциональное содержание. Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыки, её эмоциональное содержание и показать особенности форм произведения. Очень важно научить совместному исполнению динамических оттенков. Для многих начинающих участников ансамбля является большой трудностью определение градации собственному звучанию в коллективе. Одним хочется играть громче всех, другим, наборот, «спрятаться за спину». Поэтому необходимо воспитывать сознательно творческое отношение к делу, понимание роли каждой партии в данном произведении. Динамику в ансамбле следует рассматривать в двух видах: горизонтальной – чередование сменяющих друг друга динамических уровней, и вертикальной – баланс голосов в общем звучании. Различные элементы фактуры должны звучать разными динамическими оттенками (фон, сопровождение, подголоски и главная тема). некоторые партии звучат мягко и служат фоном, другие звучат ярче, являясь средним планом, а третьи выделяются на первом плане.

Важным критерием осмысленного исполнения является артикуляция. Должна быть максимальна согласованность и слаженность партий. В полифонических пьесах, состоящих из нескольких составляемых элементов, целесообразно оттенить их исполнительскими средствами. Там, где фактура складывается из разных длительностей нот, более мелкие длительности следует исполнять с большей «связанностью», чем крупные.

Важным средством является выбор тембровой палитры. Известно, что одна и та же мысль, исполняемая разными звуковыми красками, приобретает разный смысл. Умелым подбором регистров можно изменить характер произведения, логически связывать разделы. Выбирая регистр, нужно учитывать, что данный фрагмент состоит в системе целого, поэтому нужно слышать, как сочетаются между собой по тембру разделы. Со сменой регистров должна сохраняться запись и звучание в данной октаве в тексте. Выбор регистра зависит от того, является ли данный размер кульминацией или только ступенью в процессе развития мелодии. Знание тембровых возможностей инструментов и умелый выбор темпов обогатит звучание. Регистры позволяют имитировать отдельные инструменты (фагот, кларнет, пикколо, скрипка, концертино и др.). Но нужно помнить, что чрезмерное использование регистров, особенно смешанных, привносит в исполнение ощущение хаоса. Важен не столько сам тембр, сколько взаимодействие одних с другими, колоритность, контрастность.

Таким образом, исполнительская техника в ансамблевой игре предполагает целый комплекс средств выражения: свободное владение инструментом каждым из учеников, динамика, общая артикуляция, метроритм и т.д. Техничен и профессионален тот коллектив, который способен в звуке полноценно и убедительно воплотить свои творческие намерения. Чем выше художественные особенности произведения, тем больше обогатит учеников работа над ним, каждый урок будет открывать что-то новое. Дети воспринимают многие музыкальные произведения иначе, чем преподаватели. Детям ближе классическая и народная музыка для разбора и исполнения в силу своей простоты и ясности музыкальных образов и средств выражения. На подобных произведениях закладываются основы музыкального вкуса. И лишь постепенно дети приходят к пониманию новой, современной музыки. Именно ансамблям в большей степени становится подвластна мировая музыкальная литература, как камерно-инстру­мен­таль­ная, так и оркестровая.


  1. ПРОБЛЕМНЫЕ МОМЕНТЫ В ОБУЧЕНИИ


Рушится привычная образовательная система, дети принимаются в музыкальную школу практически без экзаменов и отбора. Проблема усложняется ещё тем, что возрастает нагрузка в общеобразовательной школе, и ни для кого не секрет, что компьютерные игры их привлекают больше, чем игра на инструменте. Кроме того, меняются ценностные ориентиры, появляются новые представления о престижности образования в современном социуме.

Учитывая вышеизложенное, нужно понимать реальные возможности детского музыкального коллектива и учитывать такие факты, как ограниченность учебного времени и добровольность обучения.

Общее музыкальное образование не предусматривает профессионального обучения. Для учащихся необходим такой объём знаний, который давал бы им возможность в доступных им переделах разносторонне познать музыку.

Целью обучения в ДШИ и ДМШ является воспитание музыкантов, которые могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение, подобрать мелодию и аккомпанемент к ней. С чем мы сталкиваемся на практике? Педагог направляет своё внимание на те произведения, которые связаны с подготовкой программных требований к академическим концертам и экзаменам. Он зависит от обязательных программ, строго установленных сроков сдачи экзаменов и технических зачётов. И на то, чтобы поиграть с ребёнком его любимые пьесы, почитать с листа, просто не остаётся времени. В результате такой учёбы ученик не учится бегло читать ноты, а может лишь воспроизводить выученные пьесы, которые благополучно забывает сразу же после сдачи экзамена.

Меняются вкусы, пристрастия, изменилась вся звуковая атмосфера, в которой растут наши дети. И сейчас открываются новые возможности обновления репертуара учащихся за счет включения обработок эстрадных и современных произведений. Также для развивающегося музыкального искусства в век компьютерных технологий необходимо изменение музыкальных традиций, в частности, поиски новых, инновационных средств выразительности.

  1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В АНСАМБЛЕ


Работа с учащимися в ансамбле или оркестре выдвигает целый ряд требований воспитательного и организационного характера. Это, прежде всего, воспитание чувства ответственности перед коллективом: регулярное посещение занятий, точный приход на урок, подготовка своего рабочего места. Необходимо внушать детям, что отсутствие дисциплины мешает творческому процессу, свидетельствует о неуважении к товарищам, к делу. Примером дисциплинарного и сознательного отношения должен быть сам педагог. Личный авторитет руководителя играет огромную роль.

Концерт, выступление является творческим итогом любого коллектива. Предметом внимания руководителя должна стать подготовка ансамбля к выступлению, поведения на эстраде, выработка устойчивого внимания, чёткости и продуманности действий. Участникам необходимо знать, кто с какой стороны и за кем выходит на сцену. Надо следить за тем, чтобы каждый выходил внешне активно правильной осанкой, соблюдал интервал в движении, шёл в определённом едином темпе, знал своё место на сцене, красиво стоял или сидел, красиво держал при выходе инструмент. Не менее сложный организационный момент – уход со сцены. Немаловажное значение имеет и требовательность к внешнему виду выступающего. Рекомендуется коллективно обсудить выступление самим участникам ансамбля, дать возможность выразить впечатление о своей игре.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игра в ансамбле предоставляет юному музыканту возможность творческого общения с широкими массами слушателей. Ансамблевая игра является не только одной из важных форм развития профессиональных навыков у исполнителей, она также формирует характер, прививает детям чувство коллективизма, товарищества, причастности к большому делу пропаганды музыкальной культуры. Развитие ансамблевого исполнительства способствует дальнейшему росту популярности баяна и аккордеона - любимых инструментов русского народа.

В процессе занятий создаётся благоприятный психологический климат, способствующий раскрытию детских индивидуальных и коллективных качеств, учитываются природные особенности детей разного возраста, создаётся механизм обратной связи между детьми и педагогом, образовывается развивающая среда для проявления творческой активности детей.

Занятия на инструменте погружают детей в волшебную страну звуков, способствуют формированию у ребёнка музыкального вкуса и действительных эстетических переживаний от музыки. Народные музыкальные инструменты помогают детям новыми глазами посмотреть на окружающий мир, ощутить удивительную гармонию. Рождается нежное и трепетное отношение к истории, традициям своего края и народа. Постепенно учащийся подготавливается к осмысленному восприятию музыки самых различных направлений и стилей. Ребёнок идёт по пути постижения прекрасного, создавая красоту своим творчеством, несущим позитивную энергию, поэтому можно быть уверенным, что и в будущем он выберет для себя путь созидательной деятельности и активной жизненной позиции.







СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ушенин В. «Школа ансамблевого музицирования баянистов (аккордеонистов)», Ростов-на-Дону, Феникс, 2011г.

  2. Гречухина Р.Н. «Ансамбли для баянов и аккордеонов», Санкт-Петербург, «Композитор», 2003г.

  3. Алексеев И. «Методика преподавания игры на баяне», Москва, 1961г.

  4. Крюкова В.В. «Музыкальная педагогика», Ростов-на-Дону, Феникс, 2002г.

  5. Липс Ф. «Искусство игры на баяне», Москва, 1998г.

  6. Метнер Н. «Повседневная работа пианиста и композитора», Москва, 1963г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Ансамблевая игра в классе баяна и аккордеона

Автор: Шкода Татьяна Геннадьевна

Дата: 24.02.2020

Номер свидетельства: 540992

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "«Методические рекомендации для организации работы студентов в классе баяна/ аккордеона с учетом реализации ФГОС3+ "
    ["seo_title"] => string(128) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-orghanizatsii-raboty-studientov-v-klassie-baiana-akkordieona-s-uchietom-riealizatsii-fgos3"
    ["file_id"] => string(6) "226121"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440078003"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства