Просмотр содержимого документа
«Ансамблевая игра – как способ развития мотивации в обучении на классической гитаре.»
Ансамблевая игра – как способ развития мотивации в обучении на классической гитаре.
Индивидуальный подход к каждому ученику занимает центральное место в обучении детей музыке. Ансамбль как вид музыкального творчества является одним из важнейших факторов развития мотивации в обучении на музыкальном инструменте.
Ансамблевая игра – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом. В наше время музыка широко проникает в быт и сознание детей. Поэтому вначале занятий музыкой ребенка необходимо заинтересовать, используя его естественную любознательность. Лучшим средством для этого является игра в ансамбле учитель-ученик. Материалом для ансамбля могут служить уже накопленные сознанием и слухом детей отрывки из музыки к кинофильмам, мультфильмам, телешоу и т.д. Г. Нейгауз писал: «С самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование, совместно с учителем он играет простые, но еже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу ощущают радость непосредственного восприятия, хотя и крупицы, но искусства. То, что ученики играют музыку, которая у них на слуху, несомненно, будет побуждать их как можно лучше выполнять свои первые музыкальные особенности. А это и есть начало работы над художественным образом, работа, которая должна начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на инструменте». Такое совместное музицирование с учителем, несомненно, будет формировать интерес к занятиям на инструменте.
Начинать занятия надо с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко. Игра в ансамбле служит не для работы над техническими трудностями, для этого есть этюды, гаммы, упражнения на разные виды техники, а для преодоления присущих ему недостатков, а именно: неумение держать темп, вялый или излишне жесткий ритм, помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным.
Задача преподавателя – развивать и активизировать творческое начало личности ребенка.
Ансамблевое музицирование является важным компонентом в системе комплексного обучения учащихся в классе классической гитары и помогает преподавателю решить следующие задачи:
- расширить музыкальный кругозор учащихся;
- продолжить формирование у учащихся навыков ансамблевого музицирования;
- ознакомить с особенностями исполнения на гитаре эстрадной музыки, джазовой, классической.
Важным положительным фактором при занятиях в ансамбле является формирование коммуникативных качеств личности учащихся, а именно умения достигать психологического компромисса. Педагогическая функция в ансамбле зиждется на общности взглядов участников ансамбля, умения находить корректные формы для высказывания своего несогласия в решении того или иного вопроса.
Необходимым условием для формирования интереса у учащихся к уроку ансамбля является профессионализм руководителя. Преподаватель должен владеть необходимыми знаниями об ансамблевой технике.
Некоторые особенности ансамблевой музыкальной техники.
Термин «ансамбль» (от франц. ensemble – «вместе») – многогранное понятие, которое всегда подразумевает совместность, согласованность. Элементы ансамбля неизменно образуют общность, соподчиненность между собой. В любом из понятий «музыкальный ансамбль» - будь то группа исполнителей, совместное исполнение или же произведение для того или иного коллектива музыкантов, обязательным критерием всегда будет сбалансированность и целостность составляющих частей.
Любой ансамбль – это не только неразрывное, единое художественное целое, в котором индивидуальное «Я» каждого из участников перерастает в общее творческое «Мы», но и диалог. В таком диалоге всегда доминирует принцип равноправия.
Рассматривая вопрос ансамблевой техники необходимо подчеркнуть, что важнейшим свойством является синхронность общего звучания. Достигаемая в результате выбора оптимального темпо-ритма произведения, достижения необходимого тембрового, динамического, и артикуляционно-штрихового баланса звучания всех участников ансамбля. Синхронность звучания возникает в результате единого понимания участниками темпа, метра и ритма. В процессе работы над произведением учащиеся должны найти тот темп, который наиболее точно выражает характер художественного образа, и в то же время, способствует выявлению индивидуальных черт и технических возможностей, свойственных данному коллективу.
Достижению ансамблевого единства в значительной мере способствует визуальный контакт между исполнителями. Например, при необходимости начать вместе произведение один из партнеров должен дать ауфтакт едва заметным, но четким движением головы – точно в том темпе, в котором будет звучать пьеса. Аналогичный прием может быть целесообразным и в момент завершения музыкального сочинения, снятия последнего звука или аккорда. Необходимость визуальных контактов при игре в ансамбле обусловлено самой музыкой, в которой обычно много диалогов, «общения голосов».
Одним из действенных выразительных средств исполнения является динамика. Умелое пользование ею помогает полнее раскрыть общий характер музыки, передать ее эмоциональное содержание, подчеркнуть конструктивные особенности формы.
Важнейшим критерием осмысленного исполнения произведения при игре в ансамбле является также артикуляция, то есть искусство произнесения музыки с той или иной степенью атаки, связности или расчлененности звуков. Участники ансамбля должны стремиться к максимальной согласованности артикуляции.
Большое выразительное значение в ансамблевом исполнительстве приобретает «исполнение» паузы, что связано напрямую с качеством ансамблевой игры. Правильно выдержанная пауза определяет характер начала и конца произведения, задает эмоциональный настрой исполнения, освобождает мышечный аппарата от напряжения. В определенных случаях необходимо «выискивать» место для паузы, «вздоха» в технически сложных эпизодах, что облегчит их исполнение, позволит учащимся на короткий миг расслабить свой моторно-двигательный аппарат. В то же время, нужно сказать и об активности паузы, как решающем факторе в ансамблевом музицировании. Закрепление навыка «исполнения» пауз является техническим процессом, что требует от учащихся сознательной работы по фиксации данного навыка.
Таким образом, исполнительская техника в ансамбле предполагает целый комплекс средств выражения: с одной стороны – владение инструментом каждым из участников ансамбля, с другой – координацию темпа, метро-ритма, динамики, артикуляции, тембров и ряда других элементов музыкального произведения. Исходным ориентиром в выборе тех или иных исполнительских приемов всегда должно быть эмоционально-образное содержание музыки. Техничен тот коллектив, который способен в звуке полноценно, художественно убедительно воплотить свои творческие намерения.
Именно ансамбли способны в особой степени развивать художественное мышление, вкус и общую эрудицию учащегося.